Глава 8. Последствия грехопадения
Грехопадение первых людей стало катастрофой колоссального масштаба. Природа земли создавалась именно для человека и является с ним как-бы одним огромным организмом. Нам хорошо знакома картина из нашей обыденной жизни, когда хозяин дома становится тяжело больным, то и его дом быстро приходит в запустение. Так случилось и с Адамом: глубокая его духовная болезнь поразила и всю природу земли. Господь объяснил ему, что погубил человек рай на земле своим грехопадением: «Проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терние и волчицы произрастит она тебе» (т.е. сорняки). Животные стали бояться человека, а в их среде появились хищники. Не Господь проклял землю, а проклята стала земля из-за человека, который лишил себя и природу земли единственного неисчерпаемого Источника жизни, дающего полноценное бытие всему живому. Утратив этот источник, все живое на земле стало смертно, включился инстинктивный поиск иных источников жизни, т.е. началась активная борьба живых существ за выживание.
Одиноко и грустно стало человеку в этом мире, даже теперь, когда вокруг него живет так много людей. Что же все-таки случилось с Адамом, а с ним и со всеми нами?
Человеческая природа повреждена, душа каждого теперь больна греховностью, заражающая всего человека эгоцентризмом. Человек перестал находиться в духовном единении с Богом, утратил гармонию своего бытия, своей жизни, а счастье стало мечтой. Человек разделился с Богом, с людьми, и разделился сам в себе: разум, совесть и желания перестали быть согласованными друг с другом. Греховность души сделала больным и наше тело: оно стало быстро утомляться, болеть, страдать, и наконец умирать. По словам отцов Церкви, человек стал страстным, тленным и смертным. Это еще не грехи, а только греховность, т.е. болезнь души, которая передается от родителей к детям.
Греховность исказила потребности человека, его желания и стремления, отравила его эгоистичностью, а при духовном попустительстве человека, т.е. при его распущенности они легко трансформируются в греховные страсти, делая душу порочной и развращенной.
Мозг является сложнейшим аппаратом управления нашим телом, и вместе с нервной системой связывает душу с телом. Разум же находится в духе человека. Греховные страсти души порабощают наш разум, он стал зависим от них. Стоит только немного понаблюдать любому из нас за самим собой и начинаешь удивляться: в спокойном состоянии нам нетрудно рассудить, что добро и что зло, или каким должен быть каждый человек в идеале, но стоит только возбудить наши личные страсти, как тут же разум оправдывает собственную раздражительность, грубость, жадность и даже жестокость. Под влиянием страстей, разум нередко изобретает себе соответствующее мировоззрение. Например, враги Христа – фарисеи и первосвященники, казалось бы искренно верующие в Бога люди, полностью приспособили свое религиозное мировоззрение под личные страсти, а потому и возненавидели учение Спасителя, идущее вразрез с их представлениями о жизни. В то же время, состояние нашей души таково, что она в значительной степени сохраняет возможность и желание вырваться из плена себялюбия. Эгоизм, порождающий неизбежно чувство одиночества, тоски, богооставленности, это не естественное состояние для человека, а потому ему радостно и приятно любить других, любить Бога, проявлять заботу о близких и стремиться к Истине и чистоте сердца. Однако состояние озарения, когда мы иногда желаем буквально отдать все ради своих любимых, или готовы совершить какие-либо акты самопожертвования, длится очень недолго, и человек вновь быстро погружается в болезнь эгоцентризма. Иному кажется, что он ко всем добр и справедлив, но стоит услышать в свой адрес неприятное слово, и сразу же возникает боль в душе – болит уязвленное самолюбие, а помимо боли часто возникает желание злобно ответить, или отомстить. Стоит только потерять даже пустяковую сумму денег, как тут же исчезает душевное спокойствие и становится мучительно больно. Душа человека легко уязвима со всех сторон, потому что страстно любит себя.
Человек стал уязвим и со стороны сил тьмы: дьявол и бесы легко могут проникать в наше сознание и выступать как внешний раздражитель, т.е. дополнительно возбуждать в нас греховные страсти. «В мире происходит борьба добра со злом, борьба между Богом и дьяволом, а поле битвы есть сердца человеческие» - писал Ф.М. Достоевский. Бесы не способны на покаяние, а дьявол имеет такую силу ненависти к Богу и к людям, что мог бы уничтожить все живое на земле. Господь не позволяет разгуляться его злобе, но попускает искушать наши души, т.е. дразнить наши страсти для нашего же блага: совершается тем самым самопознание человека, осознание своей глубокой болезненности, без которого невозможно истинное покаяние. В свою очередь без покаяния невозможно исцеление нашей души Богом.
Наконец, еще одно из самых ужасных последствий грехопадения первых людей это невозможность вернуться к Богу, попасть в рай, даже после жизни на земле. До воскресения Христа все люди обречены были попасть в ад. Даже великие ветхозаветные пророки и святые не избавлены были от главного последствия грехопадения: душа любого человека больна и отлучена от единения с Богом. В дохристианскую эпоху праведники попадали в шеол – некое безвидное пространство, где нет явных мучений, но это и не рай («лоно Авраамово» - так назвал его Христос (Лук.16,22)). Те, кого Церковь именует святыми, сами себя никогда таковыми не считали, напротив, глубоко изучив человеческую душу, они порой оплакивали свою духовную немощь. Однажды один послушник спросил старца – монаха: «Отче, говорят святые видят ангелов…» На что старец ответил: «Поверь мне, дитя мое, святые это те, которые всегда видят свои грехи» (т.е. постоянно).
Бог ад не создавал и никого в ад не отправляет. Ад, по другому преисподняя, это место пребывания дьявола и бесов. Ад, в первую очередь, это состояние души дьявола и бесов, т.е. падших ангелов, а теперь и людей. Адам разорвал невидимую нить, которая связывала его с Источником жизни – Богом, и сам обрек себя на вечный мрак в душе. «Подобное соединяется с подобным» - свет со светом, тьма с тьмой. Преисподня неизбежно поглощает и соединяет с собой людей, в земной жизни которых душа в той или иной степени уже наполнена мраком. Степень мучения в аду прямо зависит от степени развращенности человеческой души, т.е. насколько человек развил в себе гордыню или греховные страсти, живя на земле. Именно они и мучают человеческую душу в аду, помимо мучений внешних. Живя на земле, человеческие страсти могут удовлетворяться на время с помощью тела, в аду же удовлетвориться страстям нечем и они мучают душу безутешно. Ни один человек на свете не в состоянии сам исцелить свою больную душу полностью, а потому на помощь ему приходит Спаситель – Господь Бог наш.