Почему же вы упрекаете нас в том, что мы бросаем камни за их символическое значение, совершаем обходы вокруг Каабы и хождения между двумя холмами Сафа и Марва
Разве мы не живем заботами с самого рождения и до самой смерти. После нашей смерти наши дети начнут все по новой и это есть цикл символического путешествия от Сафа, которое означает спокойствие или завершение — небытие, до Марва, означающее жизнь и бытие. От небытия к бытию, потом от бытия к небытию. Это маятниковое движение всего созданного.
Не считаешь ли ты, что в обрядах хаджа содержится глубокое, символическое и лаконичное изложение всех этих тайн?
А число “семь”, над которым ты смеешься? Ответь, пожалуйста, какая тайна в семи музыкальных нотах (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), после седьмой ноты “си” они снова повторяются. Также и семь ступеней цветового спектра. Также электроны вокруг ядра имеют семь кругов. Зародыш в матке достигает полного развития: только через семь месяцев, если родится раньше, он не выживет. И дни недели — на всем земном шаре, во всех уголках земли их семь, без какой-либо договоренности и согласия. Не говорит ли это нам о чем-нибудь? Или это чистая случайность?
Разве ты не целуешь письма от любимой? А разве это не идолопоклонничество? Так зачем нас упрекаешь в том, что мы целуем черный камень, которого нес наш пророк, мир и благоденствие ему, на своей одежде и целовал его? Нет в этом ничего идолопоклоннического. Мы не обращаемся в своих обрядах именно к — камню. В обряде хадж заключен глубочайший смысл — это символизирует поклонение высокой, священной памяти.
Поистине, в обрядах хаджа есть соответствующее приспособление для расширения умственного кругозора, оживление чувств и возрождения в сердце богобоязненности. Но одежда хаджа из двух кусков простой материи, надеваемая на голое тело, это символ отрешенности от мирских утех, которая напоминает каждому смертному, что перед Богом все равны: пришел в этот мир в пеленках и покинешь его завернутым в саван. Разве у вас нет одежды, предназначенной для приема гостей, важных господ? Мы говорим, что нет ничего соответствующего величию Аллаха, кроме беспристрастности, отказа от украшений, потому что он величавее всех господ, в Его присутствии не должно быть ничего, кроме смиренности, покорности. И тот факт, что эту грубую одежду одевает и богатый и бедный, магараджа и бедуин, бедняк и миллионер — означает, что каждый перед Аллахом равен, никаких привилегий ни у кого нет — ни из-за богатства, ни из-за бедности, ни из-за степени общественного положения.
Хадж — это великий слет мусульман со всего света, ежегодная конференция. И молитва по пятницам напоминает хадж, только она меньше размером.
Все это имеет символический смысл для думающего, мыслящего человека и не имеет ничего общего с идолопоклонничеством.
И если бы ты побывал со мной на горе Арафат во время паломничества среди миллионов верующих, самозабвенно повторяющих “Аллаху акбар”, что значит “Аллах велик”, с упоением читающих Коран, взывающих к Аллаху, плачущих, трепещущих, тающих от любви к Аллаху, потрясенных, молящихся в экстазе, то поистине ты разрыдался бы вместе с ними, сам того, не замечая влился бы в это миллионное общество и ощутил бы эту неземную покорность перед Аллахом, Господином господ, у которого ключи от всего.
Спор с безбожником
Часть 3.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЧЕМУ КОРАН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЧИНЕНИЕМ МУХАММАДА, МИР ЕМУ!
Мой друг сказал:
— Я не хочу тебя обижать, знаю твое уважение к Корану и я верю, что это ценная книга. Но почему Коран не может быть сочинением Мухаммада? Поистине, человек с достоинствами Мухаммада способен написать такую книгу, как Коран. И это было бы логичнее, чем говорить, что Аллах ниспослал ее. Я не видал, чтобы Аллах спускал что-нибудь с неба. Мы живем в такое время, что человека трудно убедить в том, что есть ангел по имени Джабраил, которого Аллах посылает на землю с поручением вручить книгу какому-нибудь из его пророков.
Но мы живем в таком веке, что легко поверить в возможность существования ангела, невидимого глазу, который может передать человеку откровения. Сегодня мир полон сенсационными сообщениями об НЛО, огромных летающих тарелках, прибывших к нам с далеких планет, о радиоволнах, посылаемых через эфир определенной частоты, об изображениях, передаваемых по воздуху, показываемых в аппарате размером в спичечную коробку, о фотокамерах, о глазах, видящих в темноте, о человеке, шагающем по луне, о космических кораблях, посылаемых на Марс. Ничего удивительного в том, что Аллах тайно посылает ангела из среды своих ангелов, который передает одному из Его пророков сообщение. Действительно, возможность существования Джабраила сегодня небольшая загадка, на свете есть вещи более загадочные, как те сообщения, о которых мы выше говорили и о которых мы слышим ежедневно.
А то, что мы не утверждаем, что Коран сочинение Мухаммада, мир ему, это потому что Коран своим жанром, образным языком, глубокими мыслями и тайнами, красотой языка, метафоричностью, лингвистической нежностью и изяществом стиля не может быть создан человеком. И если мы прибавим еще, что Мухаммад, ми? ему, был неучем, не умел ни писать, ни читать, не бывал в цивилизованном обществе, не покидал Аравийского полуострова, то станет немыслимым сочинение им Корана. Аллах говорит отрицающим, что Коран от Аллаха: “Скажи: “Приведите же суру, подобную ей, и призывайте, кого можете, помимо Аллаха, если вы правдивы!” (10:38).