Если ряды адвентистов седьмого дня покидает такое большое количество людей, значит, в самом учении что-то неверно

Впервые подобное обвинение было предъявлено нам около 1890-го года, человеком, который покинул Церковь адвентистов седьмого дня: по крайней мере, наши критики дословно приводят его довод. Они, вероятно, не знают, что в ту раннюю эпоху вместе с другими этот человек уверенно предсказывал, что довольно скоро адвентистская Церковь распадется! Ниже мы приводим список ее членов во всем мире на 1890-й год и последующие десятилетия010 :

1890 - 29 711

1900 - 75 767

1910 - 104 526

1920 - 185 450

1930 - 314 253

1940 - 504 752

1950 - 756812

Да, есть люди, которые покидают адвентистскую Церковь. Откуда об этом знает наш критик? Он знает об этом, потому что мы публикуем наши статистические отчеты. Во всех церквах есть информационные издания, в которых указывается количество людей, совершивших отступничество. Однако мы никогда не слышали, чтобы какой-нибудь христианин сомневался в правильности самого учения из-за того, что так много людей покидает различные христианские Церкви. Очень многие скажут, что когда-то они были членами той или иной Церкви (включая и ту, к которой принадлежит наш критик), но потом оставили ее.

Во всем этом нет ничего странного или нового. Именно об отступничестве идет речь в притче о сеятеле, рассказанной Христом (см. Мф.13:18-23). Эта притча заранее предупреждает: из принявших Слово сохранится только часть.

Говоря о том, что единоверцы оставили его в момент испытания, Павел писал Тимофею: "При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!" (2 Тим. 4:16). В этом же послании он сообщает: "Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген" (2 Тим. 1:15). Остается только услышать, как какой-нибудь христианин начнет рассуждать о том, что в самом "учении", которое проповедовал Павел, "что-то неверно".

Да, от адвентистского движения отходили и будут отходить, однако тех, кто смотрит на него беспристрастно, впечатляет не то, что кто-то его покидает, а то, что очень многие остаются, хотя принадлежность к этому движению требует, чтобы его члены жили согласно высоким и твердым нравственным нормам, а также предполагает, что им всегда придется сталкиваться с экономическими трудностями, связанными с запретом работать в субботу. Сторонние наблюдатели часто говорят нам, что мы могли бы завоевать и удержать гораздо больше человек, если бы не призывали воздерживаться от спиртных напитков, табака, посещения театров и всего другого, что, как мы считаем, противоречит библейским нормам. Однако если мы снизим наши требования, то само наше существование не будет иметь смысла. Мы глубоко и смиренно верим, что нам предназначено призывать людей к соблюдению высочайших норм, предписанных Небом, и показывать людям, что благодаря

Божьей силе они могут привести свою жизнь в соответствие с этими нормами, подготовившись к тому дню, когда всем придется встретиться лицом к лицу с Богом.

Стараясь придать своему аргументу еще большую силу, наш критик публикует несколько писем от бывших адвентистов, которые покинули эту Церковь потому, что больше не принимают взглядов Елены Уайт или ее истолкований различных аспектов вероучения. Однако разве это доказывает, что сама наша деноминация или взгляды Елены Уайт оказались ложными? Тот факт, что Дух пророчества обычно имеет отношение к Церкви, явствует из Писания (см. возражение 108). При изучении Писания также становится очевидно, что некоторые, отказываясь принимать пророческое наставление, в то же время с доверием воспринимают книги древних пророков. Но и во времена Христа иудеи отвергали Его, хотя горячо клялись, что верят в написанное Моисеем!

010 После 1950 года чисяенность Церкви АСД увеличивалась следующим образом:

1960 - 1245125

1970 - 2051864

1980 - 3480518

1990 - 6694880

2000 - 11687229

Возражение 101

Когда адвентистские служители идут в народ со своими проповедями, они первое время скрывают свою конфессиональную принадлежность. Таким образом они надеются привлечь тех, кто никогда не пришел бы к ним, зная о подлинных организаторах встречи. По сути дела, это форма обмана. Если, начиная свою деятельность в обществе, религиозная конфессия боится открыть свое лицо, значит, с ней что-то неладно.

Такое обвинение звучало бы убедительнее, если бы этот вопрос не возникал на страницах Библии. Среди поразительных фактов, содержащихся в Евангелии, есть и такой: Христос по разным причинам предпочитал скрывать Свое истинное лицо. В качестве примеров приведем несколько отрывков.

"И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им" (Мф. 8:4).

"И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал" (Мф. 9:30).

"Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос" (Мф. 16:20).

Быть может, какой-нибудь благочестивый христианин выразит опасение и сомнение относительно служения Христа или заявит, что в течение какого-то времени Христос скрывал Свое подлинное лицо лишь потому, что испытывал чувство стыда или страха. Однако с самого начала приведенные тексты по меньшей мере доказывают одно:

сокрытие своей истинной сущности вовсе не означает, что это вызвано стыдом или страхом. Для такого поведения могут быть вполне достойные и разумные причины.

По поводу третьего из приведенных отрывков хорошо заметил Адам Кларк (Clarke): "Для Него [Христа] еще не настало время проявить Себя полностью, и Он хотел избежать злобы иудеев и зависти римлян, которые могли бы возникнуть, если бы Он позволил Своим ученикам говорить о Нем как о Спасителе гибнущего мира. Он предпочитает подождать до тех пор, пока Его воскресение и вознесение в самом ярком свете представят эту истину как совершенно неопровержимую".

Мы думаем, что с таким объяснением согласятся почти все богословы. По-видимому, Христос не сумел бы выполнить Свою задачу, если бы сразу позволил говорить о Себе как о Мессии, потому что "злоба" и "зависть" ослепляют людей и не дают им увидеть истину.

Последователи Христа могут с полным правом обращаться к Нему как к Наставнику во всех вопросах, в том числе и в вопросе наилучшего возвещения истины о Его Втором пришествии на эту землю. Никто не станет спорить, что на протяжении почти всей истории адвентистской Церкви само слово "адвентист" почти у всех вызывало в уме следующую картину: сбитые с толку фанатики, облачившись для вознесения, сидят на крышах, ожидая, когда разверзнутся небеса. История с одеждами для вознесения стала частью американского фольклора и прочно вошла в разные энциклопедии. Между тем, эта история - всего лишь часть той фантастической картины, которая предстает перед многими, стоит им услышать слово "адвентист".

Данная история - миф, и таким же мифом являются 99% всех сходных историй (что теперь доказано), однако это не мешает людям верить в них. Конечный результат заключается в том, что многие смотрят на адвентистов седьмого дня сквозь обманчивый туман, наполняющий эти клеветнические по своей сути выдумки. В истории религии нет ничего нового: достаточно взглянуть на ранний период существования квакеров и баптистов.

Таким образом, любому разумному человеку нетрудно понять, почему в прошлом адвентистские служители стремились к тому, чтобы на первых порах их воспринимали просто как христианских проповедников, а о своей принадлежности к Церкви адвентистов сообщали позднее. В конце концов мы прежде всего хотим быть христианскими проповедниками о правде, а преуспев в этом, надеемся утвердить в сознании людей актуальную весть из библейского пророчества, которую, пользуясь словами апостола Петра, можно назвать "настоящей истиной" для последних дней земной истории.

Нет никакого сомнения в том, что, если бы в прошлом адвентисты сразу заявляли, кто они такие, им не удалось бы завоевать большую аудиторию, по крайней мере, в некоторых городах. Однако мы считаем, что это доказывает не столько слабость адвентистского движения, сколько силу ложных представлений, порожденных причудливыми мифами. Другая особенность заключается в том, что многие, посетив адвентистские собрания, открыто признают, что изменили свое представление о нас, и рады, что лишь впоследствии узнали, кто проводит эти собрания.

В последние годы информация о нашей деятельности стала гораздо более объективной, в результате во многих местах прежняя искаженная картина меняется в лучшую сторону. И тогда мы с самого начала сообщаем о том, что то или иное общественное собрание проводится адвентистами. Нам нравится поступать так, и мы надеемся, что вскоре сможем делать это повсюду. Мы не стыдимся адвентизма, мы совершенно далеки от этого чувства. Одна потенциальная покупательница спросила нашего книгоношу, к какой Церкви он принадлежит. "Не хочу хвастаться, - ответил он, - но я адвентист седьмого дня". Да, мы не хотим хвастаться, мы просто сообщаем миру весть, которая, как мы убеждены, должна быть возвещена в это время. Порой, для того чтобы собрать аудиторию на начальном этапе, мы вынуждены первое время не акцентировать внимание на своей конфессиональной принадлежности, но это временная мера, а затем мы в полный голос заявляем: мы - адвентисты. Тогда те, кто побывал у нас, могли бы уже не приходить, однако обычно люди остаются с нами!

Познакомившись с сочинениями многих критиков адвентизма, понимаешь, что именно они нередко способствуют распространению искаженных представлений об адвентистах, которых неизменно упрекают (как бы окончательно доказывая свою правоту) в том, что иногда, начиная серию евангельских проповедей, мы сразу не говорим, кто мы такие. Если они действительно помогут нам полностью развеять те клеветнические мифы, которые в сознании людей часто соединены с именем "адвентист", мы будем просто счастливы каждую нашу встречу открывать сообщением о том, что ее проводят адвентисты! Пока же в определенных случаях и при определенных обстоятельствах мы вынуждены следовать тому примеру, который дал нам наш Господь, наставляя Своих учеников.

Возражение 102

Адвентисты седьмого дня фанатично насаждают санитарную реформу и вегетарианство и тем самым ограничивают свободу христиан. По сути дела, своими взглядами на вопросы питания они навлекают на себя осуждение Библии (см. Рим. 14:2; 1 Тим. 4:3).

Когда это обвинение было предъявлено впервые, казалось, что оно отчасти обоснованно, и мы были вынуждены отвечать на него. Однако сегодня, после многих лет медицинских исследований, это обвинение вместо нас опровергают ученые, и обычно, касаясь наших взглядов на спиртные напитки, табак, чай, кофе и т. д., слово "фанатичный" заменяют словами "здоровый" и "научный". То, что обычно называется "пищей", в большей или меньшей степени вредно для тела считают адвентисты и настаивают, что такой "пищи" в нашем рационе не должно быть. Павел спрашивает: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:19) и добавляет: "Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий" (6:20).

Употребляя пищу и напитки, которые неизбежно наносят вред здоровью, христианин не вправе утверждать, что исполняет величественную заповедь "прославления Бога и в телах ваших". Библия заявляет, что если кто разорит "храм Божий", того покарает Бог (1 Кор. 3:17).

Своими привычками и обычаями мы должны содействовать усилиям Бога сформировать в нас совершенный христианский характер. Известно, что, употребляя здоровую пищу и напитки, мы во многом способствуем формированию доброго нрава и крепкого телосложения. Но справедливо и обратное.

Апостол Петр ясно показывает, что между пищей и святостью существует прямая связь. Призывая к святости во всех своих поступках, он имеет в виду ветхозаветный текст, в котором говорится о Божьем осуждении тех, кто употребляет нечистую пищу (см. 1 Петр. 1:15, 16; Лев. 11:44-47).

Однако могут спросить: разве Библия не разрешает употреблять некоторые виды мяса, признанные "чистыми"? Да, разрешает, но позвольте, в свою очередь, задать такой вопрос: что бы вы подумали о человеке, который, угождая своему вкусу, стал бы употреблять в пищу какое-нибудь вредоносное растение и, оправдывая свой опасный рацион, стал бы ссылаться на Библию, где сказано, что можно есть всякую траву? (См. Быт. 1:29.) Вы, наверное, ответите, что Книгу Бытие следует читать, помня о том, что в результате проклятия, нависшего над миром, все творение постоянно подвергалось процессу вырождения. Так же обстоят дела и с употреблением в пищу того, что когда-то в Писании было определено как "чистое" мясо. Более того, известно, что мясная пища не входила в изначальный рацион человека (см. Быт. 1:29).

Однако, признавая, что во всех вопросах, на которые не содержится ясного ответа в Писании, каждый человек должен руководствоваться собственной совестью, адвентисты седьмого дня не превращают употребление "чистого" мяса в своего рода критерий принадлежности к Церкви, но призывают ее членов самым тщательным образом изучить вопрос питания в свете Писания и научных открытий, чтобы ни в чем не "осквернить храма Божия". Помня о том, что "Царствие Божие не пища и питие" (Рим. 14:17), мы тем не менее постоянно не должны забывать и богодухновенную заповедь, которая гласит: "Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1Кор.10:31).

Желая последовать этому и другим подобным призывам, адвентисты, вопреки прихотям плотского аппетита, стали сдержаннее относиться к еде и питью. Мы считаем, что тем самым легче сумеем "удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Петр. 2:11), беря пример с Павла, который сказал: "Усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор. 9:27).

В приведенном нами возражении упоминается отрывок из Послания к Римлянам, который в контексте выглядит так: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он и падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком те равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим.14:1-5).

Ранее (см. Возражение 36) мы обсуждали этот отрывок в связи с вопросом о святых днях. Мы пришли к выводу, что Павел рассматривает иудейские праздники и ограничения в еде и питье, хотя сам вопрос о еде и питье не обсуждается. Иудейский церемониал включал в себя и определенный режим питания. Существовали, например, дни, когда следовало поститься. Легко предположить, что, приняв христианство, некоторые иудеи по-прежнему чувствовали потребность чтить такие дни и, следовательно, воздерживаться от пищи или исполнять прочие, связанные с ними, церемониальные требования. В Послании к Колоссянам Павел пишет: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2:16). В данном случае Павел не затрагивает конкретных вопросов о том, что надо есть и пить: он стремится лишь освободить христиан от ограничений, обусловленных церемониальными требованиями, или ложной уверенности в том, что можно обрести спасение благодаря определенному питанию.

Различные исследователи считают, что евреи, рассеянные за пределы своей земли, оказавшиеся в Риме, не могли быть уверены в том, что продукты, которые им приходится покупать, отвечают иудейским нормам и являются чистыми; даже "чистое" мясо не могло быть чистым в церемониальном отношении. Учитывая это, некоторые иудеи просто отказывались от употребления мяса вообще.

Кроме того, в языческих городах Римской империи нередко случалось так, что сначала какое-то мясо посвящали идолам в качестве жертвоприношения, а затем продавали на рынке. Именно об этом и говорит Павел, обращаясь к Коринфской церкви. Одни христиане не могли есть такое мясо, не испытывая угрызений совести, другие же не были столь щепетильны. Это заставило Павла дать такой же совет, какой он дает и в 14-й главе Послания к Римлянам, призывая снисходительно относиться друг к другу (см. 1 Кор. 8). Некоторые комментаторы считают, что упомянутая 8-я глава, по сути дела, представляет собой истолкование отрывка из Послания к Римлянам (Рим. 14:1-5).

Как упомянутый отрывок соотносится с учением адвентистов о здоровье в свете всего сказанного? Различие между ними таково, каково различие между церемониальными и диетическими соображениями относительно употребления некоторых видов пищи.

А теперь обратимся к отрывку из Первого послания к Тимофею (1 Тим. 4:1). Прочитаем его в контексте: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:1-5).

Исследователи Библии уверены, что прежде всего этот отрывок относится к гностическим и сходным с ними ересям, которые в ту пору уже начали формироваться. Многие протестантские ученые считают, что в более глубоком смысле он находит свое исполнение в Римско-католической церкви. Доказательство в пользу такой точки зрения выглядит вполне обосновано и убедительно.

Согласно гностикам, учения которых довольно рано пустили глубокие корни в христианской Церкви, материя - явное зло, и пища, которую мы едим, была сотворена не Богом, а низшим божеством. Брак они тоже считали злом. Манихеи, представлявшие собой другую еретическую секту, утверждали, что вино истекает из крови и желчи дьявола (см. комментарий Ланжа (Lange) на 1 Тим. 4:1).

Позднее Римско-католическая церковь, которую, как замечает Гарнак, гностицизм наполовину победил, утвердила догмат о безбрачии духовенства и запретила есть мясо в определенные периоды.

Павел вполне мог предостерегать против такой ереси. Воздерживаться от определенных видов мяса и питья на основании доводов, предложенных гностиками и другими сектами, значило бы самим своим образом жизни одобрять их лжеучения. Ни мы, ни наш критик не могли бы, например, пропагандировать воздержание от вина на основании аргументов, изложенных этими отступниками. Однако, разоблачая доводы гностиков и манихеев, наш критик не стал бы больше верить в пользу воздержания и, быть может, реформы питания.

Также обстоит дело и с нами: мы согласны с Павлом, когда он разоблачает ереси, описанные в приведенном отрывке из Послания к Тимофею (1 Тим. 4:1-4), но в то же время считаем, что было бы неплохо из соображений правильного питания отказаться от некоторых видов пищи и питья.

В заключение хотелось бы заметить, что словом "мясо" в данном отрывке переведено греческое слово "broma" - "пища". В старинной английской фразе "подсядем к мясу" слово "мясо" просто означает пищу. Следовательно, в данном случае Павел говорит не о том, надо или не надо питаться мясом: он стремится предостеречь против еретических доктрин, призывающих христиан "воздерживаться" от различных видов "пищи", причем не в силу каких-либо здравых диетических соображений, а на основании ложных философских языческих доводов. Мы считаем, что если бы Павел воскрес сегодня, он бы очень удивился, увидев, что его предостережение против сформировавшейся в ту далекую эпоху гностической ереси истолковывается применительно ко взглядам на питание, отстаиваемым адвентистами седьмого дня, живущими в XX веке.

Возражение 103

Наши рекомендации