Измерение черепа Ярослава Мудрого по В.В. Гинзбургу

Продольный диаметр
Поперечный диаметр
Высотный диаметр Ва—В
Высотный диаметр Ро—В
Длина основания лица
Высота лица полная

Высота лица верхняя 74

Скуловой диаметр 132?

Ширина носа 28?

Высота носа 56

Межорбитальная ширина 20?

Высота носовых костей (по Woo) 4,2

Высота переносья 8,6

Ширина орбиты (правой) 45

Высота орбиты 36

Бигониальный диаметр 96

Высота подбородка 26

Угол профиля лба 82°

Угол профиля лица 88°

Угол средней части лица 90°

Биаурикулярная ширина 128

Наименьшая ширина лба 100

Наибольшая ширина лобной кости 119

Длина основания черепа 105

Альвеолярный угол 80°

Угол спинки носа ок. 60°

Угол спинки носа к линии профиля ок. 28°

У к а з а т е л и

Черепной 77,5

Высотно-продольный 72,7

Высотно-поперечный 93,7

Лобно-теменной 68,9

Лобно-скуловой 75,7

Челюстно-скуловой 72,7

Верхней части лица 56

Носовой 50

Орбитный 80

Прогнатизма 91,5

Краниофациальный 54,4

На основании краниологического исследования В.В. Гинзбург считает, что изученный им череп ближе всего подходит к типу славян, в частности, к северным и новгородским славянам XI—XII веков. В отличие от них в данном черепе обращает на себя внимание большая высота ли- ца и очень мало углубленные собачьи ямки, т.е. признаки, свойственные брахикефальным чере- пам, которые В.В. Гинзбург склонен объяснять смешением длинноголового типа с короткоголо- вым. По данным Г.Ф. Дебеца, этот смешанный тип представлен в первых веках нашей эры в юго- восточной части СССР. Не исключена, однако, возможность, что упомянутые детали черепа могут быть объяснены наличием некоторых нордических элементов. Все же, несмотря на перечисленный ряд признаков, по расовому типу изучаемый скелет, несомненно, местного происхождения, а не пришельца с севера. Этим, может быть, дается материал для разрешения одного из интереснейших вопросов русской истории, а именно — вопроса о происхождении первых князей Киевского госу- дарства.

В 1939 году Институтом этнографии Академии наук СССР череп Ярослава Мудрого был пе- редан мне для работы по восстановлению. Как уже указывалось выше, в черепе отсутствовал ряд зубов и была выломана левая скуловая с примыкающей к ней частью верхнечелюстной кости. Как ни малы эти утраты, восстановление их представляло некоторые трудности при условии дальней- шей работы по воспроизведению внешнего облика. Анализ альвеолярного края и отдельных аль- веол убедил меня в том, что зубы утрачены были уже после смерти. Восстановление недостающих частей черепа — достаточно трудная и ответственная задача. Но в данном случае эта работа об- легчалась тем, что восстанавливаемые части могли быть дублированы с сохранившихся на другой стороне. Верхнечелюстная и скуловая были мною воспроизведены по аналогии с сохранившейся правой стороною лицевых костей. При восстановлении недостающих костей особое внимание бы-




ло обращено на передачу микрорельефа утраченных участков. Благодаря прекрасной сохранности альвеолярной части обеих челюстей восстановление недостающих зубов не представляло больших трудностей, причем удалось восстановить специфический характер прикуса (ступенчатый прикус), при котором доминантное положение занимали зубы нижней челюсти. Восстановленные части черепа были воспроизведены из очень плотного воска, гарантировавшего сохранность форм при дальнейших процессах работы по реконструированию мягких тканей лица. Прежде чем перейти к описанию процесса восстановления лица Ярослава Мудрого, считаю необходимым дать суммар- ное описание черепа, которое хотя и строится целиком на антропологических основах, но все же имеет некоторую специфику в оценке отдельных .деталей, важных при реконструкции. Кроме то- го, в некоторых случаях мои наблюдения не вполне совпадают с данными В.В. Гинзбурга.

О п и с а н и е ч е р е п а Я р о с л а в а М у д р о г о . Форма черепной коробки занима- ет промежуточное положение между эллипсоидной и овоидной формами (со стороны затылка), с прямоугольным, несколько угловатым теменем. Некоторая уплощенность невысокого свода под- черкивается спокойно убегающим, покатым лбом. Затылок округлый, с относительно сильным рельефом. Затылочный бугор выступает слабо, по бокам его ярко выражен валик, что в связи с большим развитием сосцевидных отростков свидетельствует о сильно развитой мускулатуре шеи.

Почти полная облитерация швов черепного свода свидетельствует о преклонном возрасте субъекта. Форма лица овоидная, с тонко очерченными, относительно неширокими скулами. Лоб средней высоты, средней ширины, со слабо развитым рельефом. Надбровные дуги очень слабы и коротки, надпереносье достигает (по шкале Мартина) трех баллов. Скуловые средне профилиро- ваны, со слабым рельефом и мало углубленными собачьими ямками. Орбиты крупные, средней высоты, угловатой прямоугольной формы, с сильно опущенными книзу внешними краями. Глаз- ница замкнутая. Края орбит несколько закруглены. Нос сильно выступающий, слегка волнистого профиля. Спинка носа высокая, в сечении крышевидная; переносье узкое. Грушевидное отверстие с заостренным краем на всем протяжении, чуть асимметрично, с усиленной правой стороной. Но- совой шип развит слабо (2), но с ярко выраженной тенденцией направления вперед и вниз. Альве- олярная дуга верхней челюсти узкая, ипсилоидная с некоторой прогнатностью переднего края. Нижняя челюсть, с массивной круто поставленной восходящей ветвью, имеет резко выступающий подбородок. Это выступание подбородка еще больше подчеркивается значительной альвеолярной прогнатностью, доходящей до трех баллов, так что при смыкании зубов зубы нижней челюсти значительно выступают вперед. Стирание зубов среднее, а учитывая возраст субъекта (более 70 лет), даже малое. Кариоза нет. Все зубы до самой смерти были целы. Форма альвеолярной дуги нижней челюсти скорее параболоидная.

Ко времени восстановления облика Ярослава Мудрого я еще не имел в своем распоряжении разработанной методики, она возникла позднее, как раз на основе опыта работы над бюстом Яро- слава Мудрого.

Путь восстановления головы Ярослава был следующий. Укрепив нижнюю челюсть (в соот- ветствии с ее прикусом) к черепу, я нанес основные жевательные мускулы. По данным исследо- ванных мною шейных позвонков и основания черепа, я поставил его в определенном положении, закрепив череп на специально изготовленном деревянном каркасе. Хромота Ярослава на правую ногу обусловила некоторую скошенность торса и определенное положение головы. Это особенно подчеркивается кривизною плеч. По окончании грубой моделировки шеи и укреплению черепа была начата работа по восстановлению собственно головы. Прежде всего был разрешен профиль. Технически это было достигнуто путем наложения гребня из воска, имитирующего толщину мяг- ких покровов по сагиттали. Эта толщина мягких покровов была воспроизведена по ранее приня- тому стандарту. Профиль носа строился следующим путем. По данным носовых костей, носовой перегородки был вылеплен гребень, повторяющий общее направление и асимметрию основного носового хряща. На основании общей формы грушевидного отверстия была произведена поправка профиля спинки носа и моделированы крылья ноздрей. Основание носа определялось формой и направлением подносового шипа. Профиль губ и подбородка восстановлен на основании принято- го стандарта мягких покровов и данных прикуса. Затем каждая половина лица восстанавливалась поочередно. В соответствии с рисунком линии разреза зубов и формы альвеолярной части верхней челюсти была моделирована верхняя губа; нижняя губа моделировалась на основании данных прогнатности прикуса нижней челюсти. По окончании работы над лицом было восстановлено ухо, материалом для восстановления которого послужили форма и величина сосцевидных отростков,

Измерение черепа Ярослава Мудрого по В.В. Гинзбургу - student2.ru

Измерение черепа Ярослава Мудрого по В.В. Гинзбургу - student2.ru

Рис. 84. Ярослав Мудрый.

направление восходящей ветви нижней челюсти, а также и абсолютные размеры длины носа. Так была восстановлена скульптурная маска. Следует указать, что именно полученная на данной ста- дии голова и является наибольшим приближением к подлиннику, так как все мельчайшие детали этой скульптурной схемы были воспроизведены на основе фактических данных, вытекающих из анализа самого черепа.

Дальнейшая работа в значительной степени является результатом субъективного понимания восстанавливаемого образа и, естественно, поэтому не может претендовать на полную докумен- тальность. По черепу, вернее, по расовым и конституциональным признакам, можно иногда су- дить о форме волосяного покрова, но, конечно, нельзя надеяться найти здесь какие-либо указания на характер прически, свойственной данному лицу.

Прическа может быть восстановлена на основании иконографических данных, будь то изо- бражение или указание в рукописном источнике. После долгих диспутов историков решено было дать Ярославу Мудрому стрижку головы под кружок и клиновидную бороду. О форме бровей можно с уверенностью судить по характеру надбровья.

Головной убор и одежда Ярослава Мудрого были восстановлены на основании анализа до- шедших до нас фресок XII века, а также по данным археологического материала.

До 1941 г. не было известно ни одного достоверного изображения Ярослава Мудрого. В мар- те 1941 г. на пленуме Института истории материальной культуры, посвященном русским городам феодальной эпохи, после моего доклада о первой попытке восстановления образа исторических деятелей по их черепам один из сотрудников Киевского музея в своем выступлении по поводу предлагаемого портрета Ярослава Мудрого сообщил о новой находке, сделанной в 1941 г. При реставрационных работах в Софийском соборе в Киеве была обнаружена новая фреска на одном из лестничных переходов, она была перекрыта штукатурками XIV и XVII вв. На фреске среди ряда фигур изображен старик с удлиненным узким лицом, впавшими глазами и клиновидной бородой. Центральное положение, княжеская одежда и нимб вокруг головы заставляют думать, что это изо- бражение следует считать изображением Ярослава Мудрого. Небезынтересно, что физиономиче- ски данное изображение фресковой живописи до чрезвычайности близко повторяет основные чер- ты восстановленного облика Ярослава Мудрого по черепу (рис. 84). Останки Ярослава Мудрого вновь положены в его гробницу в Софийском соборе в Киеве.

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

Работая над бюстом Андрея Боголюбского и параллельно над рядом контрольных опытов, я окончательно «убедился в возможности получения портретной реконструкции. Восстановление Андрея Боголюбского было произведено с учетом всего опыта прошлых лет и, несомненно, явля- ется одним из самых удачных опытов этого рода.

Андрей Боголюбский, сын князя Юрия Долгорукого от его второй жены, дочери половецко- го князя Аэпы, родился около 1110 г. и был убит в 1175 г. на 63 году жизни1. Владимирский князь пал жертвой дворцового заговора.

В 1935 г. Д.Г. Рохлин и В.С. Майкова-Строганова на основании рентгенографического изу- чения скелета восстановили картину убийства Андрея Боголюбского. Их исследование не только установило подлинность скелета, но и подтвердило документальность летописных данных о смер- ти князя. Исследователи с большим мастерством рисуют конституциональный облик человека, умершего более 700 лет тому назад. В 1941 г. В.В. Гинзбург провел антропологическое изучение черепа Андрея Боголюбского.

Наши рекомендации