Чистое преданное служение находится вне гун материальной природы
«Шримад-Бхагаватам», Песнь 11, Глава 25:
«Поэтому, получив эту человеческую форму жизни, которая позволяет обрести полное знание, разумным людям следует освободиться от всего осквернения стихиями природы и заниматься исключительно любовным служением Мне».
«Мудрец, обладающий ясным разумом и свободный от соприкосновения с материальным, должен обуздать свои чувства и поклоняться Мне. Он должен победить стихии страсти и невежества, занимаясь лишь тем, что лежит в стихии добродетели».
«Тогда, утвердившись в преданном служении, мудрец должен победить и материальную стихию добродетели, став безразличным ко всем стихиям. Так с умиротворенным умом, духовная душа, свободная от стихий природы, оставляет саму причину своей обусловленной жизни и достигает Меня».
Чистое преданное служение не соприкасается с гунами, оно находится полностью в ведении внутренней энергии. Таким образом, если человек все свое существо, свою деятельность, ее плоды, желания и прочее будет связывать со стремлением доставить удовольствие Кришне, то он попадет в сферу влияния внутренней энергии, и будет находиться вне влияния гун (БГ 14.22-27 (ком.); 14.19).
Наиболее ясное понимание чистого преданного служения проявляется в тот момент, когда человек поднимается до гуны благости (БГ 14.17 ком.). У него появляется способность различать, он обладает знанием (БГ 18.20; ШБ 2.5.24 ком.) и удовлетворенностью и поэтому знает, как следует совершать преданное служение (БГ 14.6; 14.11), которое в значительной мере свободно от последствий прошлой деятельности и оскорблений. Такое преданное служение привлекает Кришну, и Он может одарить такого преданного чистым преданным служением.
Однако если преданным служением занимается человек, не свободный от последствий своей прошлой деятельности, и обладающий посторонними мотивами (побуждающими причинами), то такое преданное служение принимает 3 формы, соответственно гунам материальной природы (ШБ 3.29.7). Результатом этих 3-х форм преданного служения является продолжение материального существования в круговороте рождений и смертей. Не будет достигнут высший результат - према (ШБ 3.29.7-10; 3.29.21-26).
Тем не менее, есть большая разница в том, что находится под влиянием гун в преданном служении: сама деятельность или мотив, побуждающий к ней. Например, молодой бхакта очень старается не засыпать во время джапы, или он очень старается не проявлять свою склонность к гневу, или прилагает все усилия, чтобы преодолеть свою природную лень. Он сознает, что сон во время джапы, гнев или лень не радуют Кришну. Но, вопреки его усилиям, материальная природа побеждает его, и он терпит неудачу. Раскаиваясь, он продолжает свои усилия. Это не преданное служение в гунах (БГ 9.30-31). Это чистое преданное служение, хотя еще и незрелое, ибо человек старается доставить удовольствие Кришне (ШБ 3.29.12). Со временем этот бхакта очистится, станет духовно сильнее и добьется успеха в своих усилиях - достигнет настоящего чистого преданного служения (ШБ 2.3.12). Но если его мотив - в гунах (ШБ 3.29.7-10; БГ 18.23-28), то это уже преданное служение, обусловленное гунами, оно не является чистым, оно смешанное, и поэтому процесс очищения будет идти очень-очень медленно, почти незаметно (ШБ 3.29.9-10 (ком.); 2.8.14).
Гуна благости, будучи чище всех остальных, тем не менее, обуславливает живое существо, так как оно сохраняет склонность оставаться в материальном мире. Оно привлекается материальной деятельностью, хотя и благочестивой, и, чувствуя превосходство над другими, благодаря обладанию знаниями и удовлетворенностью (счастьем), подвержено гордости, которая является уже признаком гуны страсти (БГ 14.6; ШБ 1.13.54; 3.5.14 ком.). Существуют удивительно чистые личности: брахманы, обладающие возвышенными нравственными качествами и необъятными знаниями и мудростью, которые вместе с тем не в состоянии понять трансцендентную природу чистой любви к Богу и поэтому на практике считают ее лишь одним из методов достижения освобождения.
Вместе с тем деятельность в гуне благости создает меньше всего препятствий для развития сознания Кришны. Каждое мгновение перед нами встает выбор, как поступить, как отреагировать на конкретную ситуацию. Преданный любое свое действие предлагает Кришне, но Кришна хочет, чтобы эти действия совершались в гуне благости. Однако на материальном плане не бывает чистой благости - к ней всегда примешиваются страсть и невежество. Но если мы действуем в сознании Кришны, так как этого хочет Кришна, то такая деятельность будет находиться на трансцендентном уровне. Это вполне реально, и это лишь вопрос практики и милости Кришны. Первое зависит от нас, второе нет, но об этом мы можем горячо просить Кришну, и Он с радостью откликнется, видя наши серьезные усилия и слыша наши искренние молитвы.
Предмет | Источник | Добродетель | Страсть | Невежество |
Поклонение | БГ 17.4 | Поклоняются полубогам | Демонам | Почитают призраков и духов |
Пища | БГ 17.8-10 | Увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. | Слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая. Вызывает страдания, несчастья и болезни | Приготовленная за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков (кроме остатков пищи чистых преданных) и непригодных продуктов |
Жертвоприношения | БГ 17.11-13 | Совершаются в соответствии с наставлениямишастр, из чувства долга, теми, кто не желает награды | Ради материальной выгоды, из гордости | Без соблюдения предписаний шастр, без раздачи прасада, без пения ведических гимнов, без дакшиныи без веры. |
Аскетизм | БГ 17.17-19 | Аскетизм трех видов, совершаемый с трансцендентной верой, людьми, не ожидающими материальной выгоды, ради Всевышнего | Из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не твердый, не постоянный | Из глупости, самоистязание, причинение вреда и гибели другим. |
Благотворительность | БГ 17.20- 22 | Совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время и месте, к достойной личности | В расчете на какое-то возмещение или из желания получить плоды. Неохотно. | В нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без должного внимания и уважения. |
Отречение | БГ 1.7-9 | Исполнение предписанных обязанностей по необходимости, отречение от материального общения и привязанности к плодам | Отказ от предписанных обязанностей, как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами | Отказ от предписанных обязанностей из-за иллюзии |
Знание | БГ 18.20- 22 | Видит одну неделимую духовную природу во всех живых существа, хотя они разделены на бесконечные формы | Различает живых существ по форме тела | Порождает привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному. Не отражает истину. Очень скудное, глупое, материалистичное. |
Поступки или деятельность | БГ 18.23- 25 | Регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти, без желания получить плоды | Исполняемая с большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекающая из чувства ложного эго. | Исполняемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями шастр, без заботы о навлекаемых ею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях |
Исполнитель | БГ 18.26- 28 | Выполняет свой долг, свободный от влияния низшихгуни ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе и поражении | Привязан к своей работе и ее плодам, желает наслаждаться плодами, жаден, завистлив, нечист и движим радостью и печалью | Деятельность, противоречащая наставлениямшастр. Материалистичный, упрямый, лживый, изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный, медлительный, не может различать добро и зло. |
Понимание | БГ 18.30-32 | Знает, что следует делать и что нет, чего надо бояться и чего не надо, что связывает, и что свобождает | Не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать и которые совершать не следует | Принимающее безверие за веру и, наоборот; под покровом иллюзии, тьмы, всегда устремленное в ложном направлении |
Решимость | БГ 18.33- 35 | Непоколебимая, поддерживаемая практикой йоги, контролирует ум, изнь и чувства | Устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения | Не помогает преодолеть сон, печаль, угрюмость, заблуждение |
Счастье | БГ 18.37- 39 | В начале подобно яду, в конце подобно нектару, побуждает человека к самоосознанию | Возникает от соприкосновения чувств с их объектами, в начале подобно нектару, в конце - яду | Слепо к самореализации, призрачно с начала и до конца, проистекает из сонливости, лености, иллюзии |
Классы общества | БГ 18.41-44 | Брахманы: Самообладание, спокойствие, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность | Кшатрии: героизм,сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство и умение руководить.Вайшьи: земледелие, защита коров и торговля | Шудры: физический труд и служение другим |
Чем обуславливает | БГ 14-6-9 | Ощущением счастья и знания, что приводит к чувству превосходства над другим и, гордости | Кармической деятельностью | Безумие, лень, сон |
Результат влияния | БГ 14.16 | Все врата тела освещены знанием | Неодолимые влечения, не поддающиеся контролю, страстные желания, сильная привязанность, кармическая деятельность. | Ведет к глупости |
Деятельность | БГ 14.16 | Результаты ее чисты | Ведёт к страданиям | Ведет к глупости |
Дополнительная литература: обязательно прочесть 14, 17 и 18 главы из «Бхагавад-гиты».