Смешанное влияние 3-х гун или преобладание одной из них
Гуны существуют только в материальном мире
Только благодаря взаимодействию гун, проявляется все материальное творение, таким образом, материя полностью состоит из гун. Это подобно тому, как поперечные и продольные волокна являются единственными составляющими ткани. Все, с чем мы
сталкиваемся, является ничем иным, как производным гун материальной природы (ШБ 3.26.10; 15; 27-33; ШБ 2.5.22-24; 3.7.4).
Гуна значит «качество», нир - приставка со значением отрицания. Когда Кришну называют «ниргуна», то есть лишенным качеств, это означает, что Кришна лишен материальных формы и качеств, Его качества не проявлены материей, гунами, они трансцендентны (ИВН с. 702; ШБ 1.13.56 (ком.); 2.5.18; 3.29.14; БГ 14.2).
Функции гун:
Гуны, являясь всепронизывающими, имеют еще 2 функции:
1) связывать живое существо: «Три стихии материальной природы - добродетель, страсть и невежество - оказывают влияние на живое существо, но не на Меня. Проявляясь в уме живого существа, они побуждают его привязываться к материальным телам и другим созданным объектам. Таким образом, живое существо связывается по рукам и ногам» (ШБ 11.25). (См. также ШБ 1.14.10; 2.5.19-20; 3.7.4)
2) создавать разнообразие этого материального мира (ШБ 4.9.7).
Смешанное влияние 3-х гун или преобладание одной из них
Нашей настоящей жизнью является духовная жизнь, полная вечности, знания и блаженства. Люди, очарованные иллюзией благости, считают настоящей целью жизни мирское образование и достижение материального благополучия. Для людей в гуне страсти единственной реальностью является секс и накопление имущества, а в гуне невежества - сон и одурманивающие средства. Таким образом, наша чистая духовная природа оскверняется нечистыми желаниями, порожденными гунами природы.
Кришна является «сварат» - совершенно независимым; Он волен делать все, что пожелает. А поскольку мы являемся Его крохотными частичками, мы тоже обладаем свойством быть независимыми, но только в меньшей степени. Таким образом, согласно нашим желаниям, наше тело действует либо в гуне благости, либо в гуне страсти или в невежестве, либо в сочетании этих гун, поскольку наши желания материальны (БГ 14.10). Наши желания - результат отождествления себя с материальным телом, и поэтому они являются продуктами гун материальной природы. Пути, которыми мы пытаемся удовлетворить эти желания, также материальны.
«Шримад-Бхагаватам», Песнь 11, Глава 25 «Три стихии материальной природы»: «Мой дорогой Уддхава, сочетание всех трех стихий содержится в менталитете «Я» и «Мое». Все обычные процессы в этом мире, которые совершаются посредством ума, объектов чувственного восприятия, чувств и воздушных потоков физического тела, также состоят из сочетания этих стихий».
«Когда человек посвящает себя религиозности, экономическому развитию и чувственным наслаждениям, то вера, богатство и чувственные удовольствия, получаемые в результате его усилий, проявляют взаимодействие трех стихий природы».
«Когда человек, желает чувственных удовольствий, будучи привязанным к семейной жизни, и когда он для этого принимает определенные религиозные и профессиональные обязанности, проявляется определенное сочетание стихий природы».
«Когда стихия добродетели, светоносная, чистая и благоприятная, преобладает над страстью и невежеством, человек обретает счастье, добродетель, знание и другие хорошие качества».
«Когда невежество и добродетель побеждает стихия страсти, приводящая к привязан-ности, сепаратизму и активности, человек начинает трудиться, не покладая рук, ради престижа и богатства. Таким образом, в стихии страсти он испытывает беспокойства и борьбу с препятствиями».
«Когда страсть и добродетель побеждает стихия невежества, она покрывает сознание человека и приносит ему глупость и тупость. Впадая в скорбь и иллюзию, человек в стихии невежества спит больше, чем следует, предается ложным надеждам и совершает насилие против других».
«Когда сознание становится ясным, а чувства непривязанными к материи, человек испытывает бесстрашие в материальном теле и отрешенность от материального ума. Следует понимать, что такая ситуация является результатом преобладания стихии добродетели, в которой человек получает возможность осознать Меня».
«Стихию страсти следует отличать по ее проявлениям - искаженный разум вследствие чрезмерной деятельности, неспособность воспринимающих чувств оторваться от мирских объектов, нездоровое состояние действующих физических органов и замешательство ума». «Когда высшие функции сознания начинают уходить и, в конце концов, исчезают совсем, в результате чего человек не в состоянии сосредоточить внимание, его ум разрушается и проявляет невежество и депрессию. Следует понимать, что подобная ситуация является результатом влияния стихии невежества».
«О лучший из людей, все состояния материального бытия связаны с взаимодействием между наслаждающейся душой и материальной природой. Все, что человек видит, слышит, или даже лишь думает в своем уме, - все без исключения составляет стихии материальной природы».
«О благородный Уддхава, все эти различные фазы обусловленной жизни проистекают в результате действий, порожденных стихиями материальной природы. Живое существо, побеждающее эти стихии, которые проявляются из ума, может посвятить себя Мне с помощью метода преданного служения и таким образом достичь чистой любви ко Мне».
Духовное существо всегда обладает свободой выбора, поэтому оно может не попадать под влияние гун (БГ 3.27.1-3). Но гуны всегда властвуют там, где проявлен материальный элемент - ложное эго (БГ 18.17 (ком.); ШБ 3.26.2 (ком); 3.26.23-24). Именно посредством отождествления себя с материей, с телом, живое существо само ставит себя под власть гун. В материальном мире все связано с гунами, и пока желания живого существа остаются направленными на власть над материальной природой (тело, общество, дом и т.д.), гуны будут иметь власть над живым существом (ШБ 2.5.19; БГ 7.14 ком.).
Таким образом, воспользовавшись своей свободой, живое существо сознательно может изменить порядок влияния на себя гун природы. Оно может культивировать влияние на свою жизнь одной определенной гуны. Для этого человек намеренно отбирает и принимает лишь такие признаки, которые присущи данной гуне (БГ 14.10 (ком.); 17.2 ком.).
Например, гуне благости присущи упорядоченность, чистота, знание, удовлетворенность, здоровая пища, решимость, исходящая из связи с Богом, деятельность из чувства долга и т.д.
Таким образом, человек принимает все эти регуляции, сознательно отвергая проявление характеристик других гун в своей жизни (БГ18.26).
«Гуны страсти и невежества можно одолеть с помощью гуны благости». В этом наставлении Нарады Муни содержится глубокая практическая мудрость. Стихии материальной природы охватывают все стороны жизни живого существа. Поэтому когда нам приходится сталкиваться с проявлениями низших гун: гневом, оскорбительным настроением, насилием, вожделением, жадностью, причем как с чужими, так и своими, - нам следует реагировать не тем же, а наоборот сделать что-либо в гуне благости или чистой благости. Причем, это действие может быть совершенно из другой области - навести порядок на своем письменном столе, например. А к универсальной деятельности, принадлежащей к категории чистой благости, относятся повторение Харе Кришна маха-мантры, киртан, поклонение Божествам, чтение книг Шрилы Прабхупады и т.д.