Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха. Он будет держать ответ пред Аллахом
Эти слова разъясняют смысл формулы «нет божества, кроме Аллаха». Ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в Намазах к Одному только Аллаху, у Которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут не-прикосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха,. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека. Насколько велика и грандиозна эта проблема! И насколько же убедительно и красноречиво данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого спорщика!
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТОЙ
Понятия «таухид» и «свидетельство» одинаковы по смыслу и употребляются как синонимы. Как сказал автор, да смилостивится над ним Аллах, это является одним из важнейших вопросов.
Истинный смысл таухида — это знание и признание Единственности Господа во всех качествах совершенства, а также преданность и искренность в поклонении Ему.
Особое значение здесь имеют два обстоятельства:
— во-первых, полное отрицание божественности всего, кроме Аллаха. Человек должен знать и быть убежденным в том, что обожествления и поклонения не заслуживает ни одна вещь и ни один из людей, будь то посланный Аллахом пророк, великий монарх, либо кто-нибудь еще. Такое качество не дано ни одному из людей и не может быть присущим никому;
— во-вторых, утверждение Божественности только Всевышнего Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, Его Единственности во всех смыслах Божественности, представляющей собой предел совершенства. Чтобы раб Аллаха достиг подлинной искренности в свидетельстве веры пред Аллахом, одной убежденности недостаточно. Он должен быть преисполненным покорности, веры и чистосердечия, должен тщательно соблюдать права Аллаха и права Его творений, будучи устремленным тем самым к лику Аллаха, Его благосклонности и Его награде.
Человек должен знать, что для полного уяснения и достижения таухида человек обязан отречься от поклонения всему, кроме Аллаха. Ему должно быть известно, что приобщение к Аллаху равных, проявление к ним любви такой же, как к Аллаху, покорность им, как и Аллаху, а также труд во имя их, подобно труду во имя Аллаха, полностью противоречат смыслу формулы «нет божества,
кроме Аллаха».
Автор разъясняет что лучше всего значение слов «нет божества, кроме Аллаха» раскрывает высказывание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" и отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха, Он будет держать ответ пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
Однако само по себе произнесение этих слов не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества; также не обеспечивают это-го ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в Намазах к Одному только Аллаху, у Которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека.
Отсюда вытекает необходимость убежденности в обязательности поклонения только Одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, а также словесного и душевного подтверждения этого. Необходимо поклоняться только Одному Аллаху и подчиняться только Ему и Его повелениям. Необходимо также отречься от всего того, что противоречит этому в решениях, словах и делах.
Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха, преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам. Здесь бесполезны голые слова и пустые утверждения, поскольку необходимо сочетание знания, убежденности, слова и дела. Все эти аспекты неотъемлемы один от другого, и когда недостает одного из них, все остальные также становятся недействительными. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Глава 7
НОШЕНИЕ КОЛЬЦА, ШНУРКА ИЛИ
БЕЗДЕЛУШКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ
БЕДЫ ИЛИ ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Недопустимость ношения колец, шнурков и других амулетов, так как это считается ширком.
2. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что сподвижник, о котором говорится в хадисе, не достиг бы счастья, если бы умер с кольцом на руке. Это подтверждает высказывание сподвижников о том, что даже малый ширк хуже смертных грехов.
3. Невежество не может служить этому оправданием.
4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...ибо оно лишь увеличивает твою слабость.
5. Порицание тех, кто поступает подобным образом.
6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное, уповает на этот предмет.
7. Провозглашение мушриком того, кто надел на себя амулет.
8. Подвязывание шнурка от лихорадки также является ширком.
9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, использовали аяты Корана, относящиеся к великому ширку, в качестве доказательства для выявления и осуждения малого ширка, как упомянул об этом Ибн Аббас в отношении аята из суры «Корова».
10. Навешивание на себя раковины от сглаза также является ширком.
11. Проклинание того, кто повесил на себя амулет, с тем чтобы Аллах не дал ему благого конца, и того, кто повесил на себя раковину, с тем чтобы Аллах не дал ему убежища, означает, что Аллах отказался от таких людей.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Думали ли вы о тех, к которым взываете помимо Аллаха? Если пожелает Аллах причинить мне вред, избавят ли они от Его вреда? Или если Он пожелает мне милость, удержат ли они Его милость?" Скажи: "Довольно мне Аллаха, на Него уповают уповающие!"» (Толпы, 38).
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: "Что это такое?" Человек ответил: "Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость". Пророк сказал: Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья. Этот хадис передал Ахмад с неплохим иснадом. (Ахмад 4/445, Ибн Маджа (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Тому, кто повесил на себя амулет*, Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, Аллах не даст убежища.(Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
*Абу ас-Саадат сказал, что амулеты — это «бусины, которые арабы надевали на детей, чтобы, как они предполагали, уберечь их от сглаза. Ислам раскрыл ложность этого».
Данная глава показывает, что люди, сердца которых привязываются к чему-либо помимо Аллаха в надежде на обретение благополучия и избавление от вреда, совершают великий ширк. Всевышний сказал: «О люди! Приводится притча — прислушайтесь же к ней! Поистине, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и одной мухи, даже если они соберутся все вместе для этого. А если муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отнять это у нее. Слаб и просящий, и просимый!» (Хадж,73).
Что же заставляет людей сегодня отвернуться от Аллаха и вверять собственных детей бусинкам и веревкам?! Ведь Всевышний сказал: «Те, которые взяли себе покровителей помимо Аллаха, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно же, дом паука, если бы они знали!» (Паук, 41).
В другой ривайе говорится:
Кто повесил на себя амулет, тот совершил ширк. (Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417; достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что «Хузейфа, увидев на руке одного | человека шнурок от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
3/П*АВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СЕДЬМОЙ
Понимание этой главы зависит от знания характера причин. Говоря конкретно, раб Аллаха при оценке характера причин должен учитывать три обстоятельства:
— во-первых, считать что-то причиной только в том случае, если эта причина является причиной по Шариату или по предопределению Аллаха;
— во-вторых, раб Аллаха обязан полагаться не на сами причины, как таковые, а на Первопричину и Предопределяющего, действуя в рамках Шариата и стремясь к полезному;
— в-третьих, необходимо знать, что как бы велики и сильны ни были причины, они неотвратимо связаны с Предопределением Аллаха. В этом Всевышний Аллах поступает, как Ему угодно. Если Ему угодно, то Он оставляет их причинность действующей, как они есть в соответствии с Его мудростью, чтобы рабы Аллаха действовали согласно им, познавая тем самым совершенство мудрости Его, увязавшего обстоятельства и следствия со своими причинами. В ряде же случаев Аллах изменяет причины, как Ему угодно, чтобы рабы Его не полагались на них и познавали совершенство Его могущества. Абсолютное же действие и абсолютная воля принадлежит только Аллаху. Именно таким должен быть теоретический и практический подход каждого раба Аллаха ко всем причинам.
Исходя из вышеизложенного, ношение кольца, шнурка или тому подобного с целью избавления от случившейся беды или ее предотвращения является ширком, так как если носящий их убежден в том, что это избавляет от беды или предотвращает ее, то он впадает в великий ширк.
Это является ширком в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя, поскольку Ему приписывается сотоварищ в сотворении и управлении всеми делами.
Одновременно это является и ширком в поклонении, поскольку имеет место обожествление не Аллаха, упование на этот объект обожествления всем сердцем и надежда на то, что он принесет поль-3У, что является ширком, даже если человек и считает, что Аллах является Единственным Избавителем и Отвратителем. Быть же убежденным, что это является причиной избавления от беды, означает установление не соответствующей Шариату и не предопределенной причины. А такой подход является запрещенным и противоречащим Шариату и Предопределению.
Шариат строжайшим образом запрещает это, а то, что запрещено Шариатом, не может являться полезной причиной.
С точки зрения же Предопределения, это не является ни известным, ни неизвестным средством обретения желаемого и не относится к разряду разрешенных и полезных средств. Подобные действия (ношение кольца, шнурка и т.п.) обязательно ведут к ширку, поскольку они неизбежно влекут за собой упование на эти предметы от чистого сердца, что является разновидностью ширка и обстоятельством, ведущим к нему.
Если все указанное выше не является законным средством для изыскания благосклонности Аллаха и Его награды, которое Он установил устами Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также не является предопределенным известным или проверенным средством, типа разрешенных лекарств, однако вместе с тем в сердце человека проникла убежденность в их пользе и надежда на них, то верующий обязан отбросить их во имя усовершенствования собственной веры и обретения таухида. Когда же человек обретает таухид, то в его сердце уже нет места для того, что несовместимо с этим убеждением.
Искреннее же упование на то, от чего ничто не зависит и что не приносит никакой пользы, а только чистый вред, можно считать не-достаточным умственным развитием.
Шариат подразумевает совершенствование религии людей путем искоренения поклонения идолам и живым творениям, достижение совершенства ума путем отказа от всяких мифов и небылиц, серьезность в полезных и развивающих сознание делах, очищающих душу, улучшающих духовные и материальные стороны жизни. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Глава 8