Дальнейшие сомнения Арджуны и его вручение себя Кришне (2.1-10)
Глава 1
На поле битвы Курукшетра
Введение: подготовка к военным действиям (1.1-27)
Основная тема:
А. Используя литературный прием повторения, глава 1 представляет следующую тему: Тому, кто предается Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа, независимо от наличия или отсутствия материальных преимуществ.
Б. «Бхагавад-гита» представляет Кришну, Верховную Личность Бога, в качестве близкого слуги Его преданного (1.21-22, 24-25).
Подпункты:
А. В первой главе мы находим некоторые признаки, которые предвещают несомненную победу предавшейся душе:
1. Текст 1: Первое слово «Гиты» – дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в святом месте (Курукшетре), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно, одержат победу.
2. Текст 9: Слова Дурьодханы «они готовы отдать свои жизни» предвещают гибель всех его воинов.
3. Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.
4. Текст 14:
а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.
б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.
в) Раковины Пандавов трансцендентны.
5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.
6. Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.
7. Текст 20: На колеснице Арджуны присутствует Хануман.
Б. Чтобы правильно понять «Бхагавад-гиту», следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему (1.1, комм).
В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и событий, повлекших за собой битву. (См. «От издателей»; 1.2-13, 23, 26).
Искушенность Дурьодханы в политике.
а) Текст 3: «Друпада-путра» (сын Друпады) - «Дроначарья, этот враг родился только для того, чтобы убить тебя, так не будь же снисходителен!»
б) Текст 7: Порядок, в котором перечисляются имена героев в его армии.
в) Текст 10: Дурьодхана вдохновляет Дроначарью, говоря, что его помощь очень важна для Бхишмы.
г) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, уверяя их в том, что их поддержка необходима Бхишме.
Сомнения Арджуны (1.28-46)
Основная тема:
Отождествление себя с телом и привязанность к нему делают человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, направлены на исполнение воли Кришны.
Подпункты:
А. Арджуна рассуждает на уровне ума, что является неизбежным следствием материальных привязанностей, и в результате выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.
1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны:
а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса.
б) Результаты такого видения – страх, потеря самообладания, нерешительность и заблуждение относительно принципов морали (1.28-32, 36).
2. Доводы Арджуны1:
а) Сострадание (1.27 и 28).
б) Наслаждение: ни победа, ни поражение не принесут Арджуне счастья, лучше уж вовсе прекратить сражаться (1.31-35, а также 2.7 и 8).
в) Святость и отвращение к греху (1.44-45, 2.5).
г) Разрушение династии (1.37-43).
д) Нерешительность2.
Б. Когда живое существо ищет счастья вне служения Богу, то все его планы терпят полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах (1.30-35).
В. Сострадание Арджуны показывает, насколько добр и мягкосердечен преданный. (1.28, 32-35, 44-46).
Г. Важность семьи в Ведической культуре. (1.39-43)
1. В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.
2. Залогом этого является целомудрие женщин.
3. Таким образом, нежелательное население не подрывает устоев общества.
Глава 2
Обзор Бхагавад-гиты
Дальнейшие сомнения Арджуны и его вручение себя Кришне (2.1-10)
Основная тема:
Когда человек осознаёт, что в материальном мире ничто, даже его собственный ум и разум, не является прибежищем, он принимает прибежище духовного авторитета.
Подпункты:
А. Необходимость принятия гуру, чтобы решить проблемы жизни (2.7).
1. Представив свои доводы и выслушав мнение Кришны, Арджуна понимает, что не может разрешить стоящую перед ним дилемму. Ему необходимо высшее руководство.
2. Таким образом, Арджуна решает принять полное прибежище духовного учителя (Шри Кришны).
Б. Пример Арджуны показывает, что эгоистическое сознание ведет к краху и неспособности прийти к правильному заключению.
В. Утонченные чувства, такие как сострадание, хотя и благородны, но бесполезны, если применять их, не имея знания (2.1-3).
1. Сострадание Арджуны действительно достаточно похвально.
2. Однако из-за недостатка знания он направляет свое сострадание только на бренное материальное тело.
3. Это неправильное понимание приводит к тому, что он пренебрегает высшими ценностями жизни, такими, как предписанные обязанности, выполнение которых очищает сознание человека.
Г. «Гита» принимает Кришну Верховной Личностью Бога, прямо обращаясь к Нему как к Шри Бхагавану (2.2).
1.Используя пример с солнцем, Шрила Прабхупада объясняет, что Абсолют осознается в трех аспектах:
а) Брахман
б) Параматма
в) Бхагаван.
2.Хотя все они - суть одно (Абсолют), тем не менее, осознание Бхагавана является наивысшим и самым полным осознанием Абсолюта.
Д. Необходимость принятия гуру.
1.Почтительное отношение Арджуны к Бхишме и Дроне подчеркивает почтенное положение учителя (2.4-5).
2.Человек может предаться духовному учителю, если он понимает:
а) что он не может самостоятельно распутать хитросплетения материального существования (2.7);
б) что единственный способ смягчить боль и отчаяние – это принять полное прибежище Кришны (2.8).
3.Арджуна, принявший полное прибежище у Кришны, - совершенный пример того, как нужно предаваться Кришне (2.7-8; 101).
Гьяна: Сражайся! Душа неподвластна смерти (2.11-30)
В этом разделе Кришна опровергает довод Арджуны, суть которого в том, что нужно быть сострадательным, и не следует никого убивать. Кришна объясняет, что душа вечна, а смерть - просто смена тела. Бренное, подверженное разрушению тело все равно рано или поздно умрет. Поэтому не стоит отказываться от исполнения долга под предлогом спасения тела, которое невозможно спасти. Строго исполняя свой долг, человек становится неподверженным влиянию постоянно меняющейся материальной природы и, таким образом, он становится достоин освобождения в Трансцендентном. Арджуна – кшатрий, и поскольку долг кшатрия – сражаться, Арджуна должен исполнять этот долг и таким образом очиститься.
Основная тема:
Душа вечна и неуничтожима, в то время как материальная природа преходяща. Поэтому неизбежное уничтожение материального тела никого не должно вводить в заблуждение. Напротив, нужно оставаться непоколебимым в исполнении предписанных обязанностей, которые очищают и позволяют человеку осознать свою вечную сущность.
Подпункты:
А. Кришна называет Арджуну глупцом (2.11).
1. Первый шаг обучения состоит в том, чтобы развенчать ложные представления ученика. Для этого могут потребоваться резкие слова.
2. Арджуна привел много разумных доводов, оправдывающих его отказ от участия в битве, не приняв при этом во внимание природу души. Несмотря на то, что его доводы кажутся разумными, в действительности они совершенно нелепы.
3. Кришна приступает к объяснению природы души.
Б. Душа вечна, и индивидуальность ее также вечна (2.12).
В.Выполнение предписанных обязанностей необходимо для духовного продвижения. Благодаря предписанным обязанностям человек исполняет свои материальные желания регулируемым образом, и это постепенно освобождает его от телесной концепции жизни и позволяет подняться до уровня знания (2.14-15).
Шрила Прабхупада в этой связи приводит три примера таких обязанностей, очищающих человека:
1. Необходимость принимать омовения в месяц Магха, даже если стоит холодная погода.
2. Необходимость готовить на кухне даже в такую жару, какая стоит в мае и июне.
3. Жизнь санньяси, полная аскезы.
Г. Как понять факт существования души.
1. В пасмурный день нельзя увидеть солнце непосредственно, но мы заключаем, что оно есть, по присутствию его признаков - света и тепла. Подобным же образом, бесконечно малую, атомарную душу невозможно увидеть невооруженным глазом, но косвенно ее можно воспринять по присутствию ее признака – сознания.
2. Можно окончательно установить истинность факта присутствия души, сравнив живое тело с мертвым. В мертвом теле присутствуют все материальные элементы, хотя сознание в нем полностью отсутствует. Следовательно, сознание не является признаком ни одного из материальных элементов, оно представляет собой нематериальный элемент (2.17).
3. Поскольку душа находится вне сферы обычного восприятия, ее невозможно понять, используя только прямой, эмпирический метод познания. Следовательно, мы должны понять душу на основе ведической мудрости (2.25).
Д. Существуют разные типы людей, неправильно понимающих природу души (2.29):
1. Люди, обладающие скудным запасом знаний, пытаясь понять душу, используют только эмпирический метод и не понимают того, что одна и та же душа может оживлять разные типы материальных тел, от слона до микроба.
2. Люди, погрязшие в удовлетворении чувств, не имеют времени для духовного самоанализа и, таким образом, неправильно понимают душу.
3. Некоторые понимают, что «я» есть дух, но заблуждаются, уравнивая во всех отношениях бесконечно малую душу и всепроникающую Сверхдушу.
Е. Переселение души, основополагающий принцип ведической философии, происходит под руководством Сверхдуши. Зная желание души, Сверхдуша направляет душу в тело, подходящее для осуществления ее желаний (2.13, 23).
Ж. Время неминуемо разрушает тело. Поэтому следует заботиться о вечной душе, истинном «я», оживляющем тело (2.16, 26-28, 30).
З. Шрила Прабхупада использует наставления Кришны о природе души для того, чтобы предпринять решительную атаку на философию маявади.
1. Философы-маявади утверждают, что сознание индивида порождено иллюзией. Если это действительно так, то обладающая индивидуальным сознанием личность, Господь Кришна, также находится в иллюзии, и «Бхагавад-гита», поведанная Им, не может быть авторитетным писанием. Тем не менее, маявади признают «Бхагавад-гиту» авторитетным писанием. Таким образом, они противоречат сами себе (2.12)
2. Маявади говорят, что майя отделяет, или отсекает, индивидуальные души от изначального сознания, но «Бхагавад-гита» и Упанишады утверждают, что душа нерушима и неделима (2.13, 23).
3. Маявади говорят, что освобожденные души растворяются в однородном Брахмане, но «Бхагавад-гита» и Упанишады утверждают, что душа никогда не может быть растворена (2.24).
4. Душа может быть качественно равна Сверхдуше, но не количественно. Душа бесконечно мала (ану), Сверхдуша – бесконечно велика (вибху). Поэтому индивидуальная душа может быть побеждена силой майи, тогда как Сверхдуша, всегда полная сама в себе, просто наблюдает за действиями души, поглощенной материальной природой (2.17, комм; 2.20, комм; 2.23, комм).