Секта джахмиты и их убеждения
Люм’ат уль-и’тикад (Блеск убеждений)
Урок провел Руслан Абу Ибрахим Стенограмма. http://www.youtube.com/watch?v=y6qtXUCmIUY
БисмиЛляхи Ррахмани Ррахиим
Рассматриваемые вопросы в уроке:
Продолжение: Атрибут Слово, Голос, Разговор Всевышнего Аллаха.
Секта джахмиты и их убеждения.
Секта ашариты и опровержение им в вопросе Разговор Аллаха.
То что верующие будут посещать Аллаха в Раю достоверно не установлено.
Остановились на том, что зачитали слова имам ибну Кудама аль-Макдиси в разделе «Слова Всевышнего Аллаха субханаху уа Та’аля».
Продолжение: Атрибут Слово, Голос, Разговор Всевышнего Аллаха.
Комментарий шейха Мухамада ибн Салиха аль-‘Усайминак этому разделу, говорит шейх: «Пятнадцатый Атрибут, который мы берем со слов ибн Кудамы это Слова Всевышнего Аллаха субханаху уа Та’аля, Разговор или Слова это один из Атрибутов Всевышнего Аллаха, который утвержден относительно Него в Коране и в сунне и единогласным мнением праведных предков, говорит Всевышний Аллах: «Всевышний разговаривал с Мусой разговором»(Женщины, 164), а также сказал: «Из них ( то есть из посланников) есть такие, с которыми разговаривал Всевышний Аллах» (Корова, 253). (Оба эти аята указывают на то, что Всевышний Аллах субхана уа Та’аля разговаривает», сказал Пророк саляЛлаху ‘алейхи уассаляма: «Если Всевышний Аллах субхана уа Та’аля хочет что-либо приказать, то говорит откровением»,этот хадис вывел имам ибну Хузейма, а также ибну Джарир, а также ибн аби Хатим». И этот хадис от ибн Мас’уда и у него есть несколько иснадов, в совокупности этот хадис годится в довод, имеется ввиду иснад этого хадиса годится в довод и иснад от этого становится достоверным.
Говорит шейх Усеймин: «И сошлись на единогласном мнении первые поколения, на том, что необходимо утверждать Слова или Разговор Всевышнему Аллаху субханаху уа Та’аля, поэтому также мы обязаны утверждать этот Атрибут Всевышнему без искажения, без аннулирования, без задавания вопроса «как» (то есть как Всевышний разговаривает, как это происходит), и не уподобляя Разговор Всевышнего Аллаха с разговором людей или остальных творений, и слова Всевышнего настоящие истинные, то есть Всевышний разговаривает по настоящему по истинному, а не просто в переносном смысле и не просто в воображении, и разговор Всевышнего Аллаха связан с Его желанием, то есть Всевышний Аллах разговаривает тогда, когда пожелает, а когда не желает – не разговаривает, Говорит и Разговаривает Он исходя из Своего желания, буквами и звуками, которые возможно услышать, тем, кому пожелает Всевышний Аллах чтобы они это услышали, и довод на то, что Слова Всевышнего Аллаха связаны с Его желанием, слова Всевышнего ( то есть довод на это) : "Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним". (7: 143).Смысл этого аята то, что Всевышний Аллах заговорил с ним только тогда, когда Муса пришел на встречу, то есть не до этого, а после этого, это говорит о том, что Всевышний Аллах, когда не хочет не разговаривает, а когда захочет разговаривает, этот аят указывает на то, слова Всевышнего связаны с Его желанием.
Говорит шейх Усеймин: «Разговор Всевышнего Аллаха с Мусой ’алейхи ссалям произошел после того, как Муса пришел ‘алейхи ссалям, пришел на встречу, и этот довод указывает на то, что разговор Всевышнего Аллаха непосредственно связан с желанием Всевышнего Аллаха Та’аля, те общины или те группы нововведенцев, которые противоречат приверженцам сунны относительно Слов (Речи) Всевышнего Аллаха их сразу несколько групп и течений, мы из них упомянем два течения:
Секта джахмиты и их убеждения.
Первое течение – это джахмиты, и они являются неверующими по словам большинства обладателей знания, то есть большинство ученых говорят то, что джахмиты являются неверующими, некоторые передали единогласное мнение на это, однако шейх уль ислям ибну Темийа передал незначительное разногласие и более правильное мнение то что джахмиты являются неверующими, практически по единогласному мнению, то есть разногласие слабое, то есть незначительное. Джахмиты это последователи человека, которого звали Джахм ибн Сафуан, он последовал за Джаадом ибну Дирхамом. Джахм ибн Сафуан был из Самарканда и из убеждения этого Джахма ибн Сафуана и вообще джахмитов следующее:
1.То что они считают что огонь и рай закончатся, то есть они считают, что рай и ад закончатся, то есть они не вечные.
2. Во-вторых, что хуже этого, они считают, что вера – это познание Всевышнего Аллаха, то есть если человек знает что Аллах существует, этот человек считается верующим, а неверие у них – это незнание об Аллахе, то есть когда человек не знает что Аллах существует, этот человек является неверующим у джахмитов. А если человек знает что Аллах существует, тогда этот человек у джахмитов является верующими. Исходя из этого практически все люди на земле являются верующими у джахмитов, будь то иудеи, будь то христиане, будь то лицемеры и тому подобные творения Аллаха.
3. Третье их убеждение что все действия, которые происходят их делает Всевышний Аллах, то есть например: если ты поднял руку или открыл книгу, говорят «это сделал не человек, а Сам Всевышний Аллах», а к тебе эти действия приписываются в переносном смысле всего лишь, то есть ты на самом деле ничего не делаешь, делает только Всевышний Аллах, а к тебе эти действия приписываются в переносном смысле, то есть если говорят, например, Ахмад поднял руку, имеется ввиду что не Ахмад поднял руку, а Всевышний Аллах поднял руку, но к Ахмаду это действие приписано просто в переносном смысле, также они говорят то, что человек не имеет выбора своих действий, то есть у них акыда джабрия, то есть то что люди заставлены к своим действиям и не имеют выбора при этом.
4. Проявление их идеологии относительно Имен и Атрибутов и Имен Всевышнего Аллаха они говорят основываясь на привила Джахм ибн Сафуана, который сказал: «Я не описываю Всевышнего Аллаха таким описанием, которым можно описать кого-то кроме Всевышнего Аллаха», то есть если мы говорим, человека можно описать жизнью, можно сказать что он живой? Можно сказать «значит я не говорю про Аллаха, что Он Живой», он говорит: «можно сказать про человека, что у него есть две руки?» - можно- «значит я не говорю что у Аллаха есть Две Руки», «можно про человека сказать, что слышащий, видящий, знающий», можно сказать про человека такое: «значит я не говорю, что Он Слышащий, Видящий, Знающий», то есть для чего, для того, чтобы не получилось, что мы сравниваем Аллаха с творениями, говорит: «если скажу, что человек знающий и Всевышний Аллах Знающий, значит я сравниваю Аллаха с Его с творениями, а это не разрешается», исходя из этого, вот тот вот Джахм ибн Сафуан выдумал такое уникальное правило, так «я не описываю Аллаха ничем, чем можно описать кого-то кроме Аллаха» и этим самым мазхаб джахмитов заключается в том, что они отрицают все Имена Всевышнего Аллаха и все Его Атрибуты.
Так вот, говорит шейх ибн ‘Усаймин: «Первая группа, которая противоречит приверженцам сунны в Атрибуте Разговор Всевышнего Аллаха – это джахмиты, они сказали: «разговор не является Атрибутом Всевышнего Аллаха», то есть «разговор это всего лишь творение из творений Аллаха». То есть если Всевышний хочет приказать что-либо, Он не говорит, Он создает звук и буквы и дает их услышать тому, относительно кого направлен приказ, то есть если приказ относительно Джибраиля ‘алейхи ссалям, то дает услышать Джибраилю ‘алейхи ссалям, если относительно других, то другим, а Сам Всевышний Аллах не разговаривает.
Говорят джахмиты: «Всевышний создает эти звуки и буквы в воздухе или в том месте из которого эти слова можно услышать, если же их спрашивают: «а почему тогда Всевышний Аллах приписывает слова к Себе?», они говорят: «приписывает Аллах эти слова к Себе приписыванием к Себе Творения или указывая на почет этого, как например всевышний Аллах говорит: «Верблюдица Аллаха», не имеется ввиду, что верблюдица Атрибут Аллаха, а зачем Всевышний приписал к Себе, приписывание к себе творения или из указания на то, что это творение является почетным, здесь тоже самое говорит: «Дом Аллаха», здесь, говорят, тоже самое, когда говорят: «Слова Аллаха» или Всевышний Аллах употребляет этот оборот, то есть «Слова Аллаха», не имеется ввиду что Слова – это Атрибут Аллаха, а имеется ввиду, что Аллах творит эти слова, и слышат их те кто нуждаются в том, чтобы их услышать, а приписываются они к Аллаху Всевышнему, только из указания того, что эти слова являются почетными, почему? Так как их сотворил Аллах, вот это вот идеология кафиров джахмитов.
И говорит шейх ибн ‘Усаймин: «Мы ответим им следующим ответом: «Во первых это противоречит единогласному мнению праведных предков (то есть никто из праведных предков, из сподвижников, таби’инов, никто таких разговоров не вел, то есть никто не говорил, такого тафсиля (разъяснения) не приводил, который приводят джахмиты), во-вторых, это противоречит разуму, потому что Слово – это атрибут того, кто говорит ( то есть разговор – это атрибут того, кто разговаривает) и разговор это не какая-то вещь, которая способна существовать сама по себе ( то есть не может разговор происходить без разговаривающего) отдельно от разговаривающего, это второе, третье, также мы говорим что Муса ‘алейхи ссалям услышал, как Всевышний сказал: «Поистине Я Аллах, поистине нет божества достойного для поклонения кроме Меня, поклоняйся же Мне» и невозможно чтобы сказал это кто-то кроме Всевышнего Аллаха». То есть если они говорят, что слово это творение, хорошо, Муса ‘алейхи ссалям услышал какое творение? Слово. Это творение что ему сказало: «Я Аллах, нет Божества, достойного для поклонения кроме меня, поклоняйся же Мне» (Тáхá, 14), то есть творение не может произнести этих слов и это может произнести только Сам Всевышний Аллах субхана уа Та’аля, это что касается некоторых частей опровержение джахмитов и их идеологии и самое главное и самое основное чем мы таки опровергаем, то что такого тафсыля (разъяснения) и такие слова не пришли от саляфов, то есть не нужно говорить те слова, которые не пришли от праведных предшественников, от сподвижников.