Я крестился Святым Духом, и Святой Дух дал мне понять, что соблюдать субботу не нужно

Такое утверждение отражает точку зрения определенной религиозной деноминации, члены которой верят в то, что они наделены даром Святого Духа не так, как все остальные христиане. Они верят, что в вопросах вероучения ими напрямую руководит Святой Дух. Да, Библия много говорит о присутствии Святого Духа в жизни христиан, однако в то же время Божья книга предостерегает от возможности присутствия иного духа, уводящего от истины. Сам факт того, что кто-то обладает сверхъестественной силой, еще не доказывает, что эта сила - святой Дух Божий.

Библия призывает нас "испытывать духов" (1 Ин. 4:1). Это означает, что нам надо испытывать не Библию духами, а духов с помощью библейского учения. Иначе как мы можем узнать, какой дух овладел нами? Призывая не поддаваться влиянию некоторых "духов", пророк Исайя учит нас распознавать - является ли дух Духом Божьим. Он говорит просто и ясно: "Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Ис. 8:20). Таким образом, если дух противоречит закону, значит, он принадлежит не к Царству света, а к царству тьмы.

Этого богодухновенного утверждения должно быть вполне достаточно. Если какой-то дух возвещает, что субботу (которая является частью Закона Божьего и, по сути дела, его средоточием) можно не соблюдать, то какой вывод следует сделать? Разве ответ не очевиден? Такой дух полностью противоречит учению Слова Божьего.

Книга Откровение предвещает страшную беду каждому, кто будет дополнять или сокращать содержащиеся в ней пророческие слова (см. Откр. 22:18,19). В одном ее отрывке народ Божий охарактеризован как соблюдающий "заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр. 14:12). Дух, который сообщает человеку о том, что ему не надо соблюдать заповедь о субботе, в сущности стремится изменить это богодухновенное описание и заставить его звучать так: "Здесь те, кто соблюдает девять Божьих заповедей, но кому не надо соблюдать четвертую".

Поступая таким образом, этот дух обречен на последнюю ужасную язву, описанную в Божьей книге (см. Откр. 22:18, 19). Но какие духи подлежат Божьему осуждению? Конечно же не небесные. Дух, посланный Богом, не противоречит Слову Божьему. Христос сказал Своим ученикам: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Ин. 16:13). Божий Дух возвещает верующему только то, что услышал на небе, а там никогда не оправдывается нарушение какой-либо Божьей заповеди, по крайней мере с тех пор как сатана и его злые духи были оттуда низвергнуты.

Мы считаем, что одна из задач Духа Божьего заключается в том, чтобы обличать "мир о грехе" (Ин.16:8). Но что такое грех? Грех - это беззаконие (см. 1 Ин. 3:4). Тот дух, природу которого мы здесь рассматриваем, стал бы не обличать грех, а потворствовать ему, говоря, что люди могут нарушать одну из заповедей, а именно, четвертую.

Таким образом, если какой-то дух возвещает, что субботу можно не соблюдать, мы имеем полное право заключить, что нам надо тотчас освободиться - но только не от субботы, а от этого духа. Суббота выдержала испытание веков и подтверждена Самим Богом. Нет, субботу не надо испытывать. Испытывайте духов!

Возражение 52

В христианскую эпоху нам надо святить все дни, однако поскольку государственное законодательство определяет днем отдыха воскресенье, следует повиноваться этому закону и соблюдать воскресенье.

Это возражение представляет собой попытку выбраться из затруднительного положения. Различные группы сторонников воскресенья по-разному пытаются оправдать нарушение прямого Божьего повеления святить "седьмой день". Те, кто достаточно честен, признавая, что в Новом Завете не содержится никакого указания о переносе святого дня с субботы на воскресенье, объясняют нарушение заповеди о соблюдении субботнего дня тем, что в христианскую эпоху все дни являются одинаково святыми и, следовательно, субботу незачем чтить больше, чем любой другой день.

Тем, кто утверждает, что все дни одинаковы, кажется, что они простым способом разрешили эту трудность, однако на практике такое решение выглядит не слишком убедительно. Если каждый день свят, тогда все они одинаковы, и нам нет необходимости особым образом чтить тот или иной день, приурочивая к нему свои религиозные собрания. Можно рассуждать именно так. Иными словами, поскольку суббота утрачивает свою конкретность, субботний день перестает быть днем священным.

Но как сохранить эту определенность, не отказавшись от аргумента целиком? Просто обратившись к тому библейскому отрывку, где сказано, что все мы должны подчиняться светской власти, а затем подчеркнуть, что существует гражданский закон, согласно которому определенный день недели, а именно воскресенье - нерабочий день. Таким образом, долгим окольным путем эта группа сторонников воскресенья добивается своего, избежав неприятной обязанности доказывать, что суббота была изменена на воскресенье новозаветными авторами (уже замечено, что другим сторонникам воскресенья такой богословский "подвиг" совершить не удалось).

Любой из изложенных доводов ошибочен, так что трудно выбрать - какой именно опровергать в первую очередь. Возьмем тезис о том, что все дни одинаково святы. Не слишком ли многого требуют от защитников субботы, ожидая, что одновременно будут разоблачены два прямо противоположных утверждения? Неужели мы должны опровергать и утверждение о перенесении субботы на первый день недели, и мнение, согласно которому все семь дней недели святы в равной степени? Быть может, мы заслуживаем снисхождения? Пусть сторонники воскресенья сначала определят для себя, что именно они утверждают относительно воскресенья, а уже потом ждут от нас ответа.

Рассмотрим тезис, согласно которому нам надо соблюдать конкретный день, потому что таково государственное законодательство. Да, Библия говорит, что мы должны повиноваться светской власти, но где сказано о том, что в своей духовной жизни следует руководствоваться законоположениями светского правительства? (Скорее всего, говорится обратное, например, в Деян. 5:29.) Если же утверждать приоритет государственных постановлений, тогда всякий раз, когда мы переезжаем в другую страну, надо менять вероисповедание, а если кто-то окажется среди язычников, то ему придется участвовать в языческих празднествах. До какой безысходной ситуации может довести нас такая лживая логика!

Однако давайте глубже рассмотрим эту тему. Почему существуют законы о соблюдении воскресенья, отраженные в законодательных актах различных так называемых

христианских правительств? Потому что некоторые воинствующие сторонники воскресенья, считающие, что суббота действительно была перенесена на первый день недели, убедили соответствующие власти законодательным путем сделать воскресенье нерабочим днем. И теперь, хотя все это кажется совершенно невероятным, люди, утверждающие, что все дни одинаково святы, начинают настаивать на святости воскресенья, ссылаясь на гражданский закон, который был принят по настоянию тех, кто заявляет, что суббота перенесена на первый день недели.

Можно ли представить более странный парадокс? И во что на самом деле верят такие люди?

Возражение 53

Если седьмой день недели действительно представляет собой Божью субботу, почему многие уважаемые люди этому не верят? Если то, что вы проповедуете о субботе, истинно, то почему это не стало ясно раньше?

Известно, что когда христианство пришло в этот мир, люди той эпохи (как евреи, так и греки) заметили, что появилось некое новое учение. Когда Христос, осуждая злого духа, велел ему выйти из одержимого, окружающие "ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение?" (Мк.1:27). Когда в Афинах Павел начал проповедовать христианство, жители спрашивали: "Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?" (Деян.17:19). Есть и другие тексты, показывающие, что христианское учение считали новым и странным.

Вернемся в XVI век, в эпоху Реформации. Кто не знает самый распространенный упрек реформаторам - упрек в том, что их учение представляет собой нечто новое? Данный аргумент похож на возражение, которое мы рассматриваем: если то, что вы, реформаторы, говорите - правильно, почему ваше учение не появилось раньше?

Но можно ли считать, что такие обвинения, возводимые против Христа и апостолов, а также против реформаторов, доказывают, что их учение было не от Бога? Нет, нельзя. Учения надо судить по другим критериям.

Однако насколько обоснованным было обвинение в новизне, возводимое против христианства и Реформации? Когда Христос и ученики сталкивались с ним, они всегда его отвергали, заявляя, что проповедуют не какое-то новое странное учение, а, напротив, как утверждал Павел, только то, "о чем пророки и Моисей говорили, что это будет" (Деян. 26:22). Когда в новизне обвиняли реформаторов, они, обращаясь к Библии, убедительно показывали, что проповедуемое ими учение является не новым, но достаточно древним. Кроме того, им удалось показать, что на протяжении всех веков всегда существовали немногочисленные верные дети Божьи, которые знали это учение и возвещали его.

Изучая историю, мы не перестаем удивляться обвинениям против Христа и реформаторов, равно как и тому, почему люди так медленно постигали истину, которая теперь кажется столь очевидной. Однако эта медлительность является упреком им самим, а не тому учению, которое они не сумели сразу воспринять.

Связь всех этих фактов с рассматриваемым вопросом вполне очевидна. Вместе с Христом, Его учениками, вместе с реформаторами мы можем утверждать, что учение о субботе не является новым: оно старо, как само творение, его знали и придерживались благочестивые люди всех веков. Если вспомнить, что истину о субботе веками почти полностью искореняли, и она зазвучала в полный голос только относительно недавно, стоит ли удивляться, что другая истина - о праведности по вере - пребывала в забвении более тысячи лет и смогла снова заявить о себе только в XVI веке?

А теперь несколько слов о том, почему "многие уважаемые люди" не верят в истину о субботе. Что можно сказать об "уважаемых людях", живших в эпоху Христа или Реформации? Кто не знает, что именно "простой люд" с радостью внимал Христу, что Его ученики были простыми рыбаками? Кто не знает, что "почитаемые" и начальники эпохи Христа стремились к тому, чтобы народ Его не принял, и спрашивали: "Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?" (Ин. 7:48). Что сказал Павел первым уверовавшим? "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор.1:26). А что представляли собой "уважаемые люди" в эпоху Лютера? Церковные сановники всеми силами стремились схватить его и отправить на костер.

Да, мы верим, что среди так называемых "уважаемых" есть много честных сердец и что в конечном счете среди них окажутся глубоко уверовавшие в субботу. Однако даже если этого и не произойдет, седьмой день по-прежнему останется субботой Господней, потому что ни один человек, как бы ни был он уважаем, не способен изменить Божьи заповеди.

Возражение 54

Наши рекомендации