Понимание ответственности быть свободным

У Ницше есть пророческое высказывание: «Бог мертв, а человек — свободен». Он поразительно глубоко проник в суть проблемы. Очень немногие люди смогли понять всю силу этой мысли. Это новая веха в истории сознания. Если Бог есть, человек не может быть свободным — это исключено. С Богом человек останется рабом, а свобода будет просто пустым звуком. Только когда Бога нет, слово «свобода» обретает какой-то смысл.

Но в этом высказывании Фридриха Ницше только половина правды; никто не попытался довести его до логического завершения. Кажется, что здесь все сказано, но Ницше не знал, что бывают религии, где Бога нет, но даже там человек не свободен. Он не знал буддизма, джайнизма и даосизма — самых глубоких религий в мире. Во всех этих религиях Бог отсутствует. Лао-цзы, Махавира и Гаутама Будда отрицали Бога по той же причине, что и Ницше. Они видели, что, когда есть Бог, человек — всего лишь марионетка. Тогда все попытки достигнуть просветления бессмысленны — если ты не свободен, как же ты можешь стать просветленным? Ведь есть кто-то — всемогущий, всесильный, он может забрать у тебя твое просветление. Он может все уничтожить!

Но Ницше не знал, что существуют безбожные религии. Всегда были люди, которые понимали, что существование Всевышнего — это наибольшее препятствие для свободы человека. Такие люди отказывались от Бога. Но человек все еще не свободен.

Я пытаюсь помочь тебе, хочу, чтобы ты понял: просто уничтожив Бога, ты не сделаешь человека свободным. Тебе потребуется разрушить еще кое-что. Я имею в виду религию.

Религия тоже должна умереть; она должна последовать за Богом. Мы должны создать безбожную и антирелигиозную религиозность, где над тобой не будет никого, кто был бы могущественнее тебя, где не будет никаких организованных религий, которые создают разные клетки — христианскую, исламскую, индуистскую, буддистскую. Прекрасные клетки...

Когда Бог и религия будут мертвы, само по себе исчезнет еще одно явление. Я говорю о священнослужителях, о разных духовных лидерах. Теперь у них нет работы. Ведь нет никаких организованных религий, где они могут быть Папой Римским, шанкарачарьей или Аятоллой Хомейни. У них уже нет Бога, которого они могли бы представлять; их миссия окончена.

Будда, Махавира и Лао-цзы отказались от идеи Бога так же, как и Ницше. Но они не знали, не ведали о том, что если останется религия, то священникам удастся удержать человека в рабстве, даже если не будет Бога.

Для того чтобы завершить мысль Фридриха Ницше, должна умереть еще и религия. Нет никакого смысла в существовании разных конфессий, если нет Бога.

Для кого существует организованная религия? Церкви, храмы, мечети и синагоги должны исчезнуть. После этого все раввины, епископы и другие всевозможные религиозные лидеры окажутся без работы, они будут никому не нужны.

И тогда произойдет великая революция: человечество станет абсолютно свободным.

Но, прежде чем ты сможешь уяснить для себя скрытый смысл такой свободы, тебе необходимо понять ограниченность высказывания Ницше. Если его постулат верен на все сто, тогда о какой свободе идет речь? Бог мертв, человек — свободен...

Свободен от чего? Это будет свобода, подобная свободе любого другого животного. Называть это свободой было бы неверным — это вседозволенность. Это не свобода, поскольку в ней не заложено никакой ответственности, отсутствует всякое осознание. Она не поможет человеку подняться вверх, стать более совершенным, чем теперь, когда он окован цепями рабства. Какой смысл в свободе, если она не ведет тебя вверх, не уводит от твоего рабства?

Возможно, свобода потянет вниз и ты окажешься ниже уровня раба, ведь рабство предполагало наличие определенной дисциплины, морали и принципов. За тобой присматривала какая-то религия, она держала тебя в страхе — ты боялся возмездия и ада, ты жаждал вознаграждения и рая и держался на уровень выше диких животных, у которых свобода есть, — правда, она не сделала их более совершенными. Она не добавила им ни одного видимого признака сознания.

Ницше не знал о том, что дать свободу недостаточно, и не только недостаточно, это опасно, это может превратить человека в животное. Прикрываясь свободой, он может свернуть с пути, ведущему к высшим состояниям сознания.

Когда Бог мертв и когда умер институт религии, вот тогда у человека есть свобода быть собой. Впервые без всяких препятствий он волен исследовать самые сокровенные части своего существа. Он свободен погружаться в глубины своей личности, подниматься на высоты своего сознания. Никто не станет чинить ему препятствий, его свобода абсолютна. Но такая свобода возможна, только если нам удастся сохранить внутри себя качество, которое я называю религиозностью. Это живая религиозность, она прекрасно сочетается со свободой, помогает развитию человека.

Под «религиозностью» я понимаю то, что просто человека — такого, каков он есть, недостаточно. Мы можем быть чем-то большим. Чем-то гораздо большим. Что бы ни представлял собой человек, это только семя. Мы не знаем, какой в нас заложен потенциал.

Религиозность просто означает возможность роста, возможность для семени вырасти в прекрасное растение, которое покроется тысячами цветов и будет источать скрытый в них аромат. Этот аромат я и называю религиозностью. К твоим так называемым религиям, Богу и священнослужителям это не имеет никакого отношения: речь идет о тебе и возможностях твоего развития.

Так что я использую слово «религиозность» лишь для того, чтобы напомнить тебе, что может умереть Бог, могут исчезнуть религии, но религиозность — это качество, присущее самому существованию, нитью вплетенное в его ткань. Это великолепие восхода и красота полета птицы. Это очарование раскрывающихся лепестков лотоса. Это все, что есть вокруг правдивое, искреннее и настоящее, — все, что любит и испытывает сострадание. Сюда относится все, что толкает тебя вверх, что не дает тебе застыть на месте и всегда напоминает тебе, что предстоит еще неблизкий путь. Где бы ты ни остановился на отдых — это только для того, чтобы переночевать, утром ты вновь отправляешься в странствие. И это странствие вечно, ты один на этом пути, и ты абсолютно свободен.

Так что это величайшая ответственность, она невозможна для верующего в Бога, для того, кто верит священнику и церкви, ведь такой человек хочет переложить свою ответственность на других. Христианин думает, что Иисус — Спаситель, вот ему за все и отвечать: «Он придет и освободит нас от наших страданий, от этого ада». Свобода возлагает на тебя полную ответственность за то, кто ты есть сейчас и кем ты станешь в будущем.

Поэтому я оставил слово «религиозность». Это прекрасно! Это не институт; она не принадлежит индуистам, мусульманам или христианам. Это просто аромат, который заставляет тебя идти вперед.

На этом пути не бывает остановок. В жизни нет точки, и даже точки с запятой, лишь маленькие запятые. На отдых у тебя есть только секунда, а все остальное время ты будешь набираться сил, чтобы идти вперед и вверх.

Наши рекомендации