Знай же, да помилует тебя Аллах, (2)
Издание первое 1427 х-2006 м
Ливан г. Бейрут.
2
Предисловие автора.
Сказал автор, да помилует его Аллах: «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим». (1)
(1)Начал автор, да помилует его Аллах, своё послание с этих слов, следуя и подражая Книге Аллаха, Великий Он и Могучий. Так как первое на что падает твой взор в мусхафе перед каждой сурой, это слова: «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим». Также послания, книги и сочинения начинаются с этих слов, и в этом подражание Книге Аллаха, Великий Он и Могучий. Также пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, писал эти слова в начале своих посланий, которые он отправлял правителям разных стран, находящихся в разных концах земли, когда он призывал их к Исламу. Также пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начинал свои хадисы и свои обращения со слов: «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим». И это указывает на то, что это является Сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Также Суляйман, мир ему и благословения Аллаха, когда писал своё письмо Билькис, царице Сабы, он начал его со слов: «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим». Как об этом сообщается в Куране: «Она сказала: «О, знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно — от Суляймана, и в нем сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»1. Поэтому каждое дело, в котором есть важность, следует начинать со слов «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим». Также с этих слов следует начинать каждое послание и каждое сочинение.
Основываясь на этом, те люди, которые не начинают свои сочинения и свои послания со слов «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим», они оставили пророческую Сунну и оставили следование за Книгой Аллаха, Великий Он и Могучий. И это стало причиной того, что в их книгах и в их посланиях нет баракята, и нет в них пользы. Потому что, если книги не содержат в своём начале слов «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим», то они становятся лишёнными пользы. Почему же они оставили слова «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим»?! Они оставили слова «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим» только потому, что они являются Сунной, а они не любят Сунну или следуют за теми, кто не любит Сунну». И обязательно нужно обращать внимание на подобные вещи.
И смысл слов «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим» - это просьба о помощи посредством имён Аллаха. Дальше шейх объясняет смысл этих слов со стороны грамматики арабского языка. И смысл слов «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим» будет: «Прошу помощи у Аллаха посредством его имён ар-Рохман и ар-Рохим» или: «Я начинаю при помощи имён Аллаха ар-Рохман и ар-Рохим, желая получить от этого баракят и прося помощи у Аллаха, Великого и Всемогущего». Слова «Бисмилляхи ар-Рохмани ар-Рохим» являются великим вступлением для обращений, книг и посланий. Человек просит помощи у Аллаха в их начале, и получает баракят от упоминания имени Аллаха, Свят Он Всевышний.
1 Муравьи 29-30 аяты. 3
Первое послание.
Четыре вопроса, которые содержит в себе сура «аль-‘Аср».
Знание.
Знай же, да помилует тебя Аллах, (2)
(2) Слова автора: «Знай же» указывают на заботу о рассматриваемом вопросе. Когда он сказал «Знай же» это стало означать, что дело, которое он преподнесёт тебе, является важным делом. То есть это выражение указывает на важность рассматриваемого вопроса. Дальше шейх Фаузан объясняет смысл слова «знай же» со стороны грамматики и приводит синоним для этого слова, а это слово «изучай». Далее шейх приводит формулировку науки «Усуль фикх» для слова знание (аль-‘Ильм):
Знание – это понимание чего-либо в соответствии с его реальным положением, или, представление чего-либо в соответствии с реальностью.
Тогда как невежество (аль-джахль) – это понимание чего-либо в противоположность его реальному положению, или, представление чего-либо в противоположность реальности. И невежество является противоположностью знания.
Слова автора «да помилует тебя Аллах» - это мольба за требующего знания. Шейх просит за требующих знания, чтобы помиловал их Аллах и чтобы Он Всевышний даровал им Свою милость. В такой манере обращения присутствует вежливость со стороны учителя к ученику. И он, да помилует его Аллах, начал с хороших слов и с праведной мольбы, чтобы это оказало влияние на ученика, и чтобы он стал ближе к своему учителю. А если бы учитель начал с грубых и неподходящих слов, то это оттолкнуло бы ученика. Поэтому является обязательным для учителя и для того, кто призывает к Аллаху, а также для того, кто приказывает одобряемое и запрещает порицаемое, чтобы они проявляли мягкость к тем, к кому они обращаются. И мягкость проявляется в мольбе за этих людей, в похвале для них и в мягких словах. Такой метод обращения с людьми больше всего достоин принятия.
А что касается упрямых и высокомерных людей, то к ним другое обращение. Сказал Всевышний Аллах: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо» (Паук 46). Те люди из людей писания, которые были несправедливы и проявляли упрямство и высокомерие, к ним не обращаются при помощи того, что лучше, наоборот, к ним обращаются таким образом, чтобы обуздать их. Сказал Всевышний Аллах: «О, Пророк! Сражайся с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Покаяние 73). Поэтому с лицемерами не воюют при помощи оружия, но воюют с ними при помощи довода, обращений и опровержений в суровой форме. И это делается для того, чтобы сдержать их, и чтобы оттолкнуть от них людей. Сказал Всевышний Аллах о лицемерах: «Говори им о них убедительные слова» (Женщины 63). Поэтому к таким людям особенное обращение, так как они упрямые и высокомерные. Они не желают истины, наоборот, они желают заблуждения людей. Поэтому 4