Хороший пример и праведные предшественники
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), являл собой прекрасный образец всего того, к чему он призывал людей, и был наилучшим примером оказания помощи своим сподвижникам, особенно тем из них, кто испытывал нужду.
Имам Ахмад приводит хадис, в котором сообщается, что дочь аль-Хаббаба бин аль-Аратта, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: "(Однажды) Хаббаб отправился (в поход) в (составе) отряда (бойцов), пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), стал навещать нас и даже доил для нас козу в нашу миску, которая переполнялась молоком, а когда вернулся Хаббаб, он сам стал доить её, и надои снова стали такими же, как и прежде."
Сподвижники посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), были способными учениками и благочестивыми последователями, бравшими с него пример и шедшими его путём. То же самое относится и к людям, пришедшим к ним на смену и последовавшими за ними с чистыми сердцами, которыми остался доволен Аллах и которые остались довольны Им.
Cообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, собственноручно доил овец для жителей того квартала, где в силу тез или иных причин не было мужчин, а когда он был избран халифом, одна девушка из их числа сказала: "Теперь он доить их не будет ".
Это дошло до Абу Бакра и он сказал: "Вовсе нет, и, поистине, то, чем я стал заниматься, никак не изменит того, что я делал прежде ".
Однажды ночью Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, увидел, как Умар, да будет доволен им Аллах, входит в дом одной женщины, а потом сам Тальха пришёл к ней днём, и оказалось, что это - слепая и парализованная старуха.
Он спросил её: "Что делает у тебя этот человек?"
Она сказала: "Он навещает меня с таких-то пор, и приносит мне то, что позволяет мне выжить, и помогает мне по хозяйству ".
Тогда Тальха воскликнул: "Да лишится тебя твоя мать, о Тальха, неужели ты выискиваешь недостатки Умара?!"
Абу Ваниль ежедневно обходил старух одного квартала, покупая им то, в чём они нуждались и что оказывало им помощь.
Муджахид, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Однажды я отправился с Ибн Умаром, да будет доволен Аллах ими обоими, в одну поездку, чтобы служить ему, но на самом деле это он служил мне. "
Однажды аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах Всевышний, отправил несколько своих последователей для того, чтобы они сделали что-то для одного человека, и сказал им: "Зайдите по пути к Сабиту аль-Баннани и возьмите его с собой ".
Они пришли к Сабиту, но он сказал им: "Сейчас я не покидаю мечети".
Тогда они вернулись к аль-Хасану, рассказали ему об этом и он сказал: "Скажите ему: "О А'маш, разве тебе неизвестно, что если ты пойдёшь, чтобы сделать что-то необходимое для твоего брата в исламе, это будет для тебя лучше совершения хаджжа за хаджжем?"
И они вернулись к Сабиту, который(, услышав это,) покинул мечеть и отправился вместе с ними.
Обращайтесь с ходатайствами, и вы получите награду
Взаимопомощь не ограничивается оказанием одной только непосредственной помощи в делах и тому подобных вещах, но подразумевает собой и оказание помощи деньгами с целью избавления человека от печали и облегчения положения того, кто испытывает затруднения, о чём уже говорилось раньше. Это подразумевает собой также и моральную поддержку, когда человек старается использовать своё положение при властителе или ком-нибудь ещё, чтобы помочь брату своему в удовлетворении его потребностей.
Coобщается, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Когда к посланнику Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приходил нищий или когда его просили о чём-нибудь, он всегда говорил (нам):
"Ходатайствуйте (за просящих) и вы получите награду, а Аллах объявит о Своём решении через Своего пророка." (Аль-Бухари и Муслим)
Это значит: если нуждающийся обратится со своей просьбой ко мне, обращайтесь ко мне с ходатайствами за него и вы, так как если вы сделаете это, то получите награду независимо от того, будет принято ваше ходатайство или нет, а Аллах через Своего пророка объявит о том, следует ли удовлетворить эту просьбу, так как всё это зависит от предустановления Аллаха и Его предопределения.
В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар пишет:
"Этот хадис побуждает к осуществлению благого действием, способствованию этому всеми средствами и обращению к влиятельным лицам с целью избавления слабого от печали и оказания ему помощи, так как не каждый имеет возможность добиться приёма у правителя или объяснить ему, чего он хочет, чтобы он узнал о его положении из первых рук, и именно поэтому посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), не отгораживался от людей ".
И всё это, как нам уже известно, касается только того, что требует установленных шариатом наказаний.
Путь в рай
Ислам является необходимым условием спасения, выдвигаемым Всемогущим и Великим Аллахом. Однако ислам не может существовать без знания, а путь к познанию Аллаха Всевышнего и к Самому Аллаху лежит только через знание, поскольку именно знание указывает кратчайший путь к этому. Человек, следующий этим путём и не отклоняющийся от него, достигнет желанной цели, и поэтому неудивительно, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), называет поиски знания путём к раю и разъясняет, что любой путь, которым следует мусульманин в поисках знания, является путём, ведущим к раю:
«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в рай...»
Лучшим доказательством сказанного нами, является то, что Аллах Всевышний в Своём первом откровении, ниспосланном Своему посланнику, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), отдал ему веление относительно знания и всего способствующего приобретению знания, тем самым обратив его внимание на благо знания, его достоинство и его важность в процессе познания величия Всемогущего и Великого Творца и постижения тайн сотворённого и указав на неизменные научные истины.
Аллах Всевышний сказал:
"Читай с именем Господа твоего, который сотворил:
сотворил человека из сгустка.
Читай, ведь Господь твой - Щедрейший,
который научил (человека писать) с (помощью) пера,
научил человека тому, чего он не знал." "Сгусток". 1-5.
Место знания в исламе
Поскольку знание является путём к раю, в исламе ему отводится высокое место и придаётся большое значение, а положение знающих пред Всеблагим и Всевышним Аллахом близко к положению пророков.
Аллах Всевышний сказал:
"Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание.""Препирательство", 11.
Пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхемов: они оставляли после себя только знание».(Ат-Тирмизи.)