Подготовка проповедника
Теперь мы приступаем к исследованию нового аспекта проповедования. В первую очередь мы обратили внимание на то, что происходит, когда человек встает за кафедру и проповедует в церковном собрании, то есть на фактическую сторону дела. Мы рассмотрели в общих чертах, что такое проповедование и какой должна быть подготовка проповедника.
А сейчас мы переходим к более детальному рассмотрению этого вопроса. До настоящего момента наш подход был общим. Теперь же мы попробуем разобраться — каким образом осуществляется непосредственная, ежедневная подготовка проповедника. Надеюсь, логика рассуждений вам понятна. На мой взгляд, такой важный вопрос требует общего обзора, и только потом можно останавливаться на деталях. Итак, давайте посмотрим, каким должен быть человек, который осознал свое призвание и готовится к служению проповедника.
Как он это делает? Что включает в себя процесс подготовки? Свой первый постулат я бы сформулировал так: этот процесс никогда не заканчивается. В буквальном смысле. Хотя это вовсе не означает, что проповедник постоянно сидит за письменным столом. В духовной жизни не существует такого понятия, как выходной день, и в этом смысле, как мне кажется, проповедник не знает отдыха. Разумеется, иногда ему по каким-то причинам приходится отвлекаться от своего служения, у него бывают отпуска, но в силу характера и сути своего призвания он никогда не бывает полностью свободным. Все, чем он занимается, и все, что с ним происходит, каким-то образом связано с его служением и поэтому является частью его подготовки. Очень важно понять, что первая и самая важная задача проповедника — подготовить себя, а не свою проповедь. Каждый, у кого есть хоть какой-то опыт проповедования, с готовностью согласится со мной. Сначала может показаться, что самое главное — подготовить проповедь, и это, как я уже говорил, действительно очень важно. Однако еще важнее подготовить к проповеди самого себя.
Джон Уэсли, как и некоторые другие проповедники, говорил о себе, что он «человек одной Книги». И, говоря в общем, это действительно справедливо, но также не менее справедливо то, что проповедник — человек одного дела. У него есть призвание, страсть на всю жизнь.
К чему же это его обязывает? Первое незыблемое правило заключается в том, что ему необходимо поддерживать общий порядок в своей жизни. В жизни служителя существует много опасностей. В отличие от специалистов и бизнесменов, он не связан рабочим графиком и другими условностями или обстоятельствами. В этом смысле он сам себе хозяин. Разумеется, по отношению к людям, а не к Богу. Его жизнь во многом отличается от жизни большинства людей, и ему необходимо ясно видеть те опасности и искушения, о которых другие и не подозревают. Одна из таких опасностей — пустая трата времени, особенно по утрам. Можно заняться чтением газет и потратить на это без всякой пользы уйму времени. Далее идут всевозможные еженедельные журналы, ответы на телефонные звонки и так далее, а в результате — потерянное утро. Поэтому я всегда считал, и с годами все больше убеждаюсь в том, что одно из основных правил проповедника — бережно относиться к утреннему времени. Постарайтесь завести такой порядок, чтобы по утрам не отвлекаться на телефонные звонки. Пусть ваша жена или кто-то из членов семьи отвечают на них и принимают для вас сообщения. В этом смысле служителям приходится буквально бороться за свое время. Очень часто утренняя работа в кабинете прерывается телефонными звонками по пустяковым вопросам, которые могли бы и подождать. Бывает и такое, что люди за два года вперед договариваются по телефону о проповедовании в какой-то церкви! Как лучше поступить в подобной ситуации? Есть два варианта. Можно попросить человека сформулировать свою просьбу в письменном виде, чтобы вы могли над ней порассуждать. Можно вообще не отвечать утром на звонки, поручив членам семьи говорить от вашего имени примерно следующее: «Будьте добры, перезвоните в такое-то время». Эти звонки ужасно отвлекают. Единственное утешение, что они могут кому-то помочь в деле освящения. Не отвлекайтесь даже на церковные дела. Охраняйте ваше утро. Пусть оно полностью будет посвящено важнейшей задаче — подготовке к проповеди.
Хочу затронуть еще один важный для меня вопрос, хотя другим он может показаться не стоящим внимания. Я противник установления универсальных правил. Нет ничего более важного для человека, чем познание самого себя. Причем как в физическом, так и в психологическом плане. Я говорю это потому, что существует тенденция регламентировать рабочий день проповедника, указывать, когда ему вставать, чем заниматься до завтрака, что делать после и так далее. А некоторые не задумываясь составляют различные графики и программы и пропагандируют их. Более того, они готовы считать человека грешником и неудачником, если он не следует этим программам. Я всегда был противником таких подходов, потому что все мы разные, и не может быть единой программы для всех проповедников без исключения.
Позвольте мне проиллюстрировать свою мысль. Все мы разные. У нас разная внешность, разные темпераменты и характеры, поэтому нет смысла устанавливать универсальные правила. Приведу один пример из области диетологии. Все, что связано с ней, всегда широко обсуждается. Какие продукты лучше всего употреблять в пищу? Как правильно питаться? Всегда найдутся компетентные специалисты, готовые предложить разработанный ими универсальный рацион. По их мнению, людям следует питаться именно так, и тогда у них не будет проблем со здоровьем. На это есть один неизменный контраргумент. Я считаю главным принципом диетологии следующий: «Джек Спрет не мог есть ничего жирного, а его жена не могла есть ничего постного». Это реальный факт.
Джек Спрет был так устроен, что не мог употреблять жирные продукты. Он родился таким, и не мог этого изменить. Процесс обмена веществ не зависит от нашего желания. Его жена, напротив, не могла есть постное мясо. Она чувствовала себя лучше, употребляя жирную пищу. Поэтому предписывать одинаковый рацион для Джека Спрета и его жены — полнейший абсурд.
Этот же принцип, уверен, применим также и на более высоком уровне. Некоторые из нас долго раскачиваются по утрам. Другие же, проснувшись, чувствуют себя бодрыми, полными энергии и тотчас готовы приступить к работе. Это нечто конституциональное, не зависящее от нас. Здесь играют роль многие факторы, например кровяное давление, состояние нервной системы, работа желез внутренней секреции и т.д. Поэтому я настаиваю, что наша первостепенная задача — познать себя, свои ресурсы и индивидуальные особенности организма. Выясните, в какое время дня вы бываете в наилучшей форме и когда вам легче управлять собой. Не позволяйте никому навязывать вам правила или диктовать, как вы должны работать и распределять свой день. Разработайте собственную программу — вам лучше знать, когда вы можете выполнять работу более эффективно. Если вы этого не сделаете, то вскоре обнаружите, что ваш коэффициент полезного действия ничтожно мал. Вы можете подолгу сидеть за письменным столом, листать страницы книги, но абсолютно без пользы дела. Возможно, в другое время вы смогли бы усвоить этот материал за полчаса. Вот что я имею в виду.
Отсюда следует вывод, что распорядок дня должен составлять себе сам служитель. Никто не вправе указывать, что ему делать. А контролером является его совесть. Он знает, что слуга Божий, истинный проповедник, духовный человек, переживающий о спасении человеческих душ, должен добросовестно выполнять возложенные на него обязанности. В этом заключается его главный стимул. Если его побуждения и цели соответствуют его призванию, он будет стремиться к наиболее эффективному планированию своего рабочего дня. Многие мои знакомые работали по навязанному им графику и имели в связи с этим много проблем
* * *
К следующему вопросу я перехожу с чувством неуверенности и тревоги, осознавая свою полную несостоятельность. Мне кажется, что он вызывает у многих из нас наибольшие затруднения. Речь идет о молитве. Молитва играет чрезвычайно важную роль в жизни проповедника. Почитайте биографии и автобиографии великих проповедников разных эпох, и вы узнаете, что молитва всегда занимала достойное место в их жизни. Они всегда придавали ей большое значение и часто молились. Я мог бы привести много примеров, но это излишне, так как они хорошо известны. Эти люди убедились на опыте, что молитва необходима и что необходимость в ней постепенно возрастает.
Я всегда осторожно отношусь к данной теме. Мне доводилось проповедовать о молитве, когда этого требовал отрывок, над которым я работал, но я ни разу не осмелился написать о ней книгу или хотя бы брошюру. Некоторые люди делают это с легкостью. Они знакомят нас с различными аспектами молитвы и стараются их систематизировать. Кажется, все очень просто. Но на самом деле молитва не является чем-то простым. Безусловно, в ней есть определенный порядок, однако по своей природе она требует совершенно особого подхода. Скажу только — опять же, опираясь на личный опыт, — что и здесь проповедник должен в первую очередь познать самого себя. Возможно, это свидетельствует о недостаточной духовности, но, признаюсь, мне часто бывает трудно начать утреннюю молитву.
Хочу поделиться некоторыми соображениями, касающимися личной молитвы. Невозможно молиться по заказу. Можно стать на колени по заказу, но это не будет настоящая молитва. Я убедился, что самое главное — уметь привести себя в молитвенное состояние, и как раз здесь может пригодиться знание самого себя. Перед молитвой весьма полезно почитать какую-нибудь христианскую книгу, где идет речь об истинном поклонении. Заметьте, я не говорю, что молитву следует начинать с чтения Священного Писания, потому что здесь также можно столкнуться с трудностями. Начните с чтения книги, которая может согреть ваш дух, освободить его от холодной скованности. Необходимо научиться воспламенять свой дух, приводить себя в состояние готовности. Если хотите, это можно сравнить с запуском двигателя в холодную погоду. Нужно учиться извлекать пользу даже из состояния духовного упадка. Я убедился, что это гораздо лучше, чем напрасная борьба. Когда вы чувствуете, что не можете молиться, прочтите прежде что-нибудь такое, что согреет и ободрит вас, и вам станет легче обратиться к Богу.
Но я вовсе не хочу сказать, что молиться следует только в своем кабинете утром перед началом работы. Вовсе нет! Молиться нужно в течение всего дня. Молитва не обязательно должна быть длинной. Даже простые восклицания могут стать истинной молитвой. Без сомнения, именно это имел в виду апостол Павел, когда писал в Первом послании к Фессалоникийцам 5:17: «Непрестанно молитесь». Но это не значит, что нужно день и ночь стоять на коленях. Апостол призывает нас постоянно пребывать в молитвенном состоянии. Очень важно не подавлять желание помолиться. Оно может возникнуть во время чтения или разбора отрывка, на улице или в кабинете. Я бы сделал обязательным правилом всегда подчиняться такому желанию. Благодаря чему оно возникает? Благодаря действию Духа Святого. Апостол Павел в Послании к Филиппийцам пишет: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12–13). Вы можете обрести удивительный духовный опыт. Поэтому никогда не сопротивляйтесь желанию помолиться, не ссылайтесь на свою занятость. Прислушайтесь к нему, уступите ему, и вы не пожалеете. Вы убедитесь, что не только сэкономили время, но и добились значительных результатов в своем служении. Вы с удивлением обнаружите, что вам стало легче понимать прочитанное, принимать правильные решения, подбирать материал для проповеди, писать и т.д. и т.п. Никогда не пренебрегайте побуждением помолиться. Сразу же откликайтесь на него и благодарите Бога, если оно возникает часто.
Безусловно, проповедник, служитель должен быть человеком молитвы. Это постоянно подчеркивается в Пасторских посланиях и во всем Писании и подтверждается многочисленными примерами из многовековой истории Церкви и из жизни выдающихся проповедников. Джон Уэсли часто говорил, что он невысокого мнения о человеке, который молится менее четырех часов в день. Именно молитва сделала уникальной жизнь таких людей, как Дэвид Брейнерд, Джонатан Эдварде, Роберт Муррей Макчини и многих других святых. Вот почему о них невозможно читать без волнения.
* * *
А теперь пришло время поговорить о следующем важнейшем занятии проповедника — о чтении Библии. Без сомнения, он делает это регулярно, каждый день. Мой главный совет таков: читайте Библию систематически. Выборочное чтение опасно, так как, отдавая предпочтение любимым местам, вы отказываетесь от чтения всей Библии, значение которого невозможно переоценить. Я бы сказал, что проповедникам следует прочитывать всю Библию от начала до конца хотя бы раз в год. Вы можете придумать собственный метод, как это делать, или воспользоваться уже известными методами. Помню, как в первые годы своего служения я разработал план для себя и членов своей церкви, а потом случайно увидел план, составленный Робертом Мурреем Макчини, служителем из города Данди. Он приводился в его биографии, написанной Эндрю Бонаром. Следуя схеме Роберта Муррея Макчини, вы читаете четыре главы Библии каждый день и таким образом прочитываете Ветхий Завет один раз в год, а Псалтырь и Новый Завет — два раза. Многие современные планы предлагают для чтения небольшие отрывки, некоторые стихи или маленькие параграфы. В итоге чтение Библии растягивается на много лет, и при этом некоторые отрывки могут вообще пропускаться. Но Макчини настаивал на ежегодном прочтении всего Священного Писания. Ни один проповедник не должен довольствоваться меньшим.
Я убедился в преимуществе такого метода. Закончив чтение всей Библии, вы можете проработать ее любую книгу, обращаясь в случае необходимости к комментариям или другим пособиям. Вы получили общее представление, а теперь можете приступить к более подробному и внимательному примерами из многовековой истории Церкви и из жизни выдающихся проповедников. Джон Уэсли часто говорил, что он невысокого мнения о человеке, который молится менее четырех часов в день. Именно молитва сделала уникальной жизнь таких людей, как Дэвид Брейнерд, Джонатан Эдварде, Роберт Муррей Макчини и многих других святых. Вот почему о них невозможно читать без волнения.
* * *
А теперь пришло время поговорить о следующем важнейшем занятии проповедника — о чтении Библии. Без сомнения, он делает это регулярно, каждый день. Мой главный совет таков: читайте Библию систематически. Выборочное чтение опасно, так как, отдавая предпочтение любимым местам, вы отказываетесь от чтения всей Библии, значение которого невозможно переоценить. Я бы сказал, что проповедникам следует прочитывать всю Библию от начала до конца хотя бы раз в год. Вы можете придумать собственный метод, как это делать, или воспользоваться уже известными методами. Помню, как в первые годы своего служения я разработал план для себя и членов своей церкви, а потом случайно увидел план, составленный Робертом Мурреем Макчини, служителем из города Данди. Он приводился в его биографии, написанной Эндрю Бонаром. Следуя схеме Роберта Муррея Макчини, вы читаете четыре главы Библии каждый день и таким образом прочитываете Ветхий Завет один раз в год, а Псалтырь и Новый Завет — два раза. Многие современные планы предлагают для чтения небольшие отрывки, некоторые стихи или маленькие параграфы. В итоге чтение Библии растягивается на много лет, и при этом некоторые отрывки могут вообще пропускаться. Но Макчини настаивал на ежегодном прочтении всего Священного Писания. Ни один проповедник не должен довольствоваться меньшим.
Я убедился в преимуществе такого метода. Закончив чтение всей Библии, вы можете проработать ее любую книгу, обращаясь в случае необходимости к комментариям или другим пособиям. Вы получили общее представление, а теперь можете приступить к более подробному и внимательному исследованию какой-то конкретной части, главы, используя разные пособия, знание языков оригинала и т.д.
Особенно хочу подчеркнуть следующее. У проповедника может выработаться одна из самых вредных привычек — читать Библию только с целью поиска тем для проповедей. Она представляет серьезную опасность, и поэтому ее нужно выявлять и немедленно искоренять. Не читайте Библию только для того, чтобы найти тему для проповеди. Помните, что это пища, которую Бог дает вашей душе, это Слово Божье, это средство, с помощью которого вы можете познавать Бога. Читайте Библию, ибо это хлеб насущный, манна, посылаемая для насыщения вашей души и для вашего благоденствия.
И когда проповедник читает Библию должным образом, а не старается во что бы то ни стало найти нужные тексты, тогда некоторые высказывания особо трогают и поражают его, и он начинает отчетливо видеть тему будущей проповеди. Мне хочется рассказать вам об одном своем открытии, которое я, как проповедник, считаю самым важным в своей жизни. Все, кому я рассказывал о нем, были весьма благодарны мне. Когда вы читаете Писание — не имеет значения, сколько вы уже прочли — и какой-то стих бросается вам в глаза и приковывает ваше внимание, остановитесь, не читайте дальше! Прислушайтесь к голосу Духа внутри себя. Что Он хочет сказать вам через этот отрывок? Рассуждайте до тех пор, пока не сделаете набросок проповеди. Этот стих или отрывок коснулся вас, и вы получили некое откровение. Я убедился, что в такие моменты опасно себе говорить: «Да, это мне подходит, это я запомню» — и продолжать читать дальше. В результате к концу недели вы останетесь без воскресной проповеди и даже без темы и будете мучительно вспоминать: «О чем же я читал на днях? Ах, да, это был стих из такой-то главы». Но обратившись к этому стиху, вы с ужасом обнаружите, что Господь уже молчит. Вот почему я говорю, что всякий раз, когда какой-либо отрывок или стих впечатляет вас, вы должны немедленно прервать чтение и попытаться составить в уме план проповеди. Но не останавливайтесь на этом — запишите его на бумаге.
На протяжении многих лет моими помощниками в чтении Библии являются блокнот и карандаш. В тот момент, когда что-либо приковывает мое внимание, я сразу же достаю свой блокнот. Проповеднику полезно научиться собирать и хранить «запасы на зиму», как это делает белка. Он должен не только составить план, но и записать его на бумаге. Не следует полагаться на свою память, так как очень часто она нас подводит. Известен так называемый экзаменационный синдром. Когда преподаватель читает лекцию на какую-то тему, кажется, что все это вам уже известно. Но стоит зайти в экзаменационный зал и взять билет, как сразу становится ясно, что знаний не так уж и много. Вам только казалось, что вы все знаете. Я хочу, чтобы вы запомнили следующее правило: все понравившиеся высказывания или мысли необходимо записывать. Благодаря этому в скором времени вы уже будете иметь целую стопочку планов. А это настоящее богатство! Я знаю служителей, которые в субботу носятся сломя голову, не имея ни проповеди на воскресенье, ни темы, и отчаянно пытаются спасти положение. Это происходит потому, что у них нет такого правила. Если бы меня спросили, что с практической точки зрения важнее всего для проповедника, я бы не колеблясь назвал именно это правило.
Однажды, просматривая свои заметки накануне летнего отпуска, я случайно обнаружил десять планов на одну и ту же тему. Я тотчас разложил их по порядку и увидел, что передо мной серия из десяти последовательных проповедей. В определенном смысле отпуск мне был уже не нужен!
Далее мне хотелось бы сказать о так называемой религиозной литературе. Мне не совсем нравится это определение, так как в последнее время его смысл достаточно изменился, но я не знаю более лучшего. Речь здесь пойдет не о религиозных комментариях, а о такой литературе, которая помогает понимать Писание, получать от его чтения удовольствие и готовиться к проповедованию. Ее рекомендуется читать параллельно со Священным* Писанием. Что же это за литература? Я бы не задумываясь отнес к этой категории труды пуритан. Они, без сомнения, обладают большой ценностью. Пуритане были истинными проповедниками, проявлявшими искренний интерес к людям и заботившимися о них. Они не на словах, а на деле доказывали свою принадлежность к христианству, поэтому их работы полезны не только в теоретическом, но и в практическом плане. И снова я хотел бы подчеркнуть, что проповеднику нужно не только иметь общее представление о себе, но и хорошо знать, как он ведет себя в тех или иных случаях, от чего зависит его настроение. Он не должен быть человеком настроения, но это не значит, что он всегда должен пребывать в одном расположении духа. Ни один человек не может сказать, как он будет чувствовать себя завтра. Это от него не зависит. Каждый день приносит нам что-то новое. Наша задача — уметь управлять своими эмоциями и не становиться их жертвой. В этом нам может помочь и правильно подобранная книга для чтения.
Я думаю, вы убедитесь, что труды пуритан полезны почти всегда. Не вдаваясь в подробности, хочу отметить, что пуританин пуританину рознь. Джона Оуэна, который был высокоинтеллектуальным человеком, в целом сложно читать. Но среди пуритан есть писатели, которые больше писали о жизни и язык которых отличается выразительностью и простотой. Я всегда с благодарностью вспоминаю одного из них. Его имя — Ричард Сиббс. Он чудесным образом успокаивал меня в периоды, когда я слишком много работал, ужасно переутомлялся и подвергался, как обычно бывает в таких случаях, нападкам дьявола. В таком состоянии чтение теологической литературы не помогает. Более того, оно может оказаться практически невозможным. Вам необходимо целительное средство для души. Для меня таким средством был Ричард Сиббс, известный в Лондоне в начале семнадцатого века как «небесный доктор Сиббс». Его книги «Надломленная трость» и «Душевный конфликт» утешали, ободряли, поддерживали и исцеляли меня. Мне жаль проповедников, не знающих такого целительного средства, которое бы могло помочь им на различных стадиях духовной жизни.
Кому-то из вас это может показаться странным и даже неправильным. В таком случае, вероятно, вам не хватает практического опыта. Вы, похоже, больше увлекаетесь теоретическими исследованиями и не сталкивались с подобными проблемами на практике. Апостол Павел знал, что значит переживать «отвне — нападения, внутри — страхи», быть «низлагаемым», «подвизаться подвигом» и находиться в эпицентре великого сражения. И каждый верный служитель обязан знать это. Павел постоянно призывает заботиться «о всех церквах». Конфликты с людьми, личные проблемы, состояние здоровья и т.д. влияют на духовное состояние человека. Об этом свидетельствуют святые на протяжении всей истории Церкви. Я всегда очень недоверчиво отношусь к любому христианину, который заявляет, что он избавился от подобных переживаний. В одной песне поется: «И теперь я постоянно счастлив». Я не верю этому. Это неправда. Ни один проповедник не избежит разочарования и душевных мук. И чем скорее он научится справляться с такими состояниями, тем лучше будет для него и для людей, которым он проповедует.
Сюда же я бы отнес и чтение проповедей. Этот вопрос требует внимательного отношения. Как уже говорилось, проповедь проповеди рознь, и при их выборе важно учитывать время издания. Могу засвидетельствовать, что в первые годы служения я получил неоценимую помощь от чтения проповедей Джонатана Эдвардса. Безусловно, я извлек много полезного для себя и из его очерков о великом духовном пробуждении и возрождении в Америке в восемнадцатом веке, а также из его знаменитой книги «Духовная близость». Эти труды бесценны, так как Эдварде был экспертом в вопросах человеческой души. Ему самому приходилось преодолевать трудности, возникающие в пасторском служении, и оказывать помощь людям, проходящим различные стадии духовного развития.
Для проповедника очень важно уметь подбирать литературу, учитывая не только свои потребности, но и потребности слушателей. Иногда уместно посоветовать им прочесть ту или иную книгу, однако следует помнить, что неправильно подобранная книга может сослужить плохую службу. Если человек находится в подавленном состоянии и занимается болезненным самокопанием, то, к примеру, книга, главная цель которой — обличить во грехе, встряхнуть и предостеречь, вполне может довести его до безумия. Такой человек прежде всего нуждается в ободрении и мудром водительстве, а не в обличениях. Посему вы должны знать, что читать самим и что советовать другим. На этом я остановлюсь. Хороших книг предостаточно. Проблема лишь в том, чтобы найти время для чтения, и проповедник должен постоянно стремиться к этому.
Обратимся теперь к чисто интеллектуальному чтению, и прежде всего к чтению теологической литературы. Нет большего заблуждения, чем полагать, что после окончания семинарии с теологией покончено. Проповеднику следует читать богословскую литературу на протяжении всей своей жизни. Чем больше он читает, тем лучше. Такой литературы сегодня предостаточно. Я знаю служителей, которые, закончив свое обучение, сразу перестали читать. Они думают, что уже достаточно образованны. У них есть конспекты лекций, а все остальное, по их мнению, не обязательно. В итоге они не живут, а прозябают, и со временем становятся совершенно бесплодными. Продолжайте читать. Читайте объемные труды. У меня есть все основания так говорить, и мы еще вернемся к этой теме.
А сейчас я хочу напомнить, что для проповедника очень важно изучать историю Церкви. К ней нельзя относиться просто как к обычному предмету, предусмотренному программой обучения. Проповедник нуждается в знании истории Церкви больше, чем студент. Ему необходимо постоянно обновлять в памяти великие события, а также перечитывать биографии и дневники мужей Божиих, особенно тех, которые были всецело использованы в качестве проповедников — Уайтфилда, братьев Уэсли и многих других. Не пренебрегайте этим. Помните: процесс обучения никогда не заканчивается. Чем больше вы прочтете книг, тем лучше будете осведомлены. Все это относится к вашей самоподготовке.
Следующим пунктом я бы поставил апологетическое чтение. В теологии и философии существует множество школ и направлений. Они появляются и исчезают, и задача проповедника — быть в курсе дела. С этой целью ему придется познакомиться с соответствующей литературой. Он не может прочесть абсолютно все книги на эту тему, так как их слишком много, но некоторые из них — просто обязан. Также следует упомянуть о вопросах, по которым наука расходится с учением Писаний. Они также заслуживают внимания.
И, конечно же, проповедник должен иметь представление о психологии со всеми ее чрезвычайно коварными нападками на веру.
Ни один проповедник не может быть экспертом абсолютно во всех вопросах, но он должен прилагать максимум усилий, чтобы не отставать от времени и быть в курсе событий. Так что ему нужно интересоваться разными вопросами и тем, что вокруг происходит. До этого я в основном говорил о книгах. Но кроме книг есть еще журналы и периодические издания, в том числе принадлежащие другим деноминациям. Их также важно использовать в работе, особенно в наше экуменическое время. Это поможет проповеднику лучше понять людей, которые собираются его слушать. Он должен иметь представление об их образовании и взглядах, о том, что они думают, что читают и какому влиянию подвергаются. В своем невежестве люди готовы слушать кого угодно и верить всему, что пишут газеты и журналы. Наша задача — защитить их. Как пасторы, мы должны заботиться о людях, которых доверил нам Бог. Таким образом, нам необходимо быть готовыми к выполнению этого великого поручения.
Перед тем как перейти к другим видам чтения, я хочу указать на необходимость поддержания баланса. Это исключительно важно, так как по природе все мы разные, и каждый из нас имеет свои предубеждения и пристрастия. Одни предпочитают только теологическую литературу, другие — философскую, третьи — психологическую и т.д. Противостоять этой опасной тенденции можно с помощью сбалансированного чтения. Я имею в виду следующее: читайте наряду с теологической литературой историю Церкви, биографии и другую христианскую литературу. Позвольте мне объяснить, почему это так важно. Вам предстоит работать с разными людьми. Если служитель читает только книги по теологии или философии, он рискует стать напыщенным интеллектуалом. Он может убеждать себя, что его система совершенна, что у него нет никаких проблем, никаких трудностей, но вскоре обнаружится, что они все-таки есть. Если он желает избежать краха и интеллектуальной гордыни, то самое лучшее для него — ознакомиться, к примеру, с дневниками Джорджа Уайтфилда.
Он узнает, как Бог использовал этого человека в Англии, Уэльсе, Шотландии и Америке, как любовь Христа проявлялась в его жизни. И если после этого проповедник не почувствует, что он ничего особенного собой не представляет, что он всего лишь червь, то, думаю, это будет свидетельствовать лишь о том, что он не пережил возрождения. Нас постоянно нужно смирять. Вот почему сбалансированное чтение является абсолютной необходимостью. Если ваша теология идет только от головы и не затрагивает сердца, то она далеко не совершенна. Существует реальная опасность стать отвлеченным теоретиком и интеллектуалом. Это может сказаться не только на вас и на вашем духовном состоянии, но и на людях, для которых вы будете плохим проповедником и плохим пастором. Вы не сможете помочь им и не справитесь с данным вам поручением.
Как противостать данной тенденции и оградить себя от ее влияния? Для этого необходимо сбалансировать свое чтение. Я настаиваю, что нужно читать различную литературу. С годами у меня выработалась привычка, которая, думаю, полезна и правильна во многих отношениях, в том числе и в физическом. Если утром я читаю серьезные богословские книги, то вечером могу позволить себе другую литературу. Не следует перегружать мозг перед сном, если хотите избежать бессонницы. Это не играет большой роли, когда вы молоды. В юности практически ничто не может помешать вам уснуть. Но с возрастом все меняется. Мне часто приходилось говорить с людьми, страдающими нервными расстройствами и находящимися на грани срыва. У всех у них была привычка читать перед сном очень сложный материал, требующий предельной концентрации умственных сил. Они не могли понять причину бессонницы, которая заключалась в том, что мозг продолжал работать, и поэтому им не удавалось расслабиться и уснуть. Все объясняется очень просто. Таким образом, очень важно разумно планировать свое чтение.
Какова же его цель? Я повторяю, что ею не является поиск идей для проповедей. Это еще одна ужасная опасность. Проповедники часто ищут в Библии тексты для проповедей, а в различных книгах — необходимый материал. Я бы назвал такой подход «профессиональным заболеванием». Помню, как в 1930 году один служитель поделился со мной впечатлениями о конференции, организованной с целью обогатить духовную жизнь людей. По его словам, он извлек из нее огромную пользу. Я ожидал, что он будет рассказывать о своих переживаниях или о том, как эта конференция повлияла на его духовное состояние. Однако он сказал следующее: «Я получил чудесный материал для проповедей». Материал для проповедей! Он пошел на конференцию не для того, чтобы обогатиться духовно, а всего лишь для того, чтобы добыть материал для проповедей. Его интересовали примеры, рассказы из жизни других людей и т.д. Этот человек фактически оградил себя от духовного влияния, так как поставил перед собой совсем иную цель. Он стал профессионалом. Он читал Библию с целью найти темы, а книги — с целью найти идеи и так далее.
Иногда из-за этого возникают анекдотические ситуации, и я рад, что проповедников, обращающихся за проповедями к книгам, удается изобличить. Я убедился в этом, когда жил на юге Уэльса. В одном городе был знаменитый магазин христианской литературы, и проповедники из отдаленных районов, приезжая каждую неделю в город, заходили в него и приобретали там понравившиеся книги. Естественно, одни и те же. В результате проповеди этих служителей были почти одинаковыми. Но, к несчастью, члены их церквей знали друг друга и при встрече обменивались впечатлениями о собраниях. К примеру, кто-то сообщал о чудесной проповеди, которую он слышал в прошлое воскресенье. «О чем же в ней говорилось?» — спрашивал другой и уже после нескольких фраз, сказанных в ответ, начинал улыбаться. По сути, они слушали одну и ту же проповедь! Гоняясь за идеями, бедняги-проповедники попадали в зависимость от книг.
Как-то случайно я оказался в одном купе со служителем, хорошим проповедником, который с увлечением читал книгу Роберта Бриджиса «Завет красоты». Он сказал, что намного больше «получил от этих парней», чем от кого бы то ни было, имея в виду идеи и материал для проповедей. Некоторые проповедники берут идеи из книг, журналов, а также из всевозможных других источников. Но, повторяю, это не является главной целью чтения. Так в чем же она заключается? Из книг проповедник черпает информацию, которая помогает ему в подготовке проповеди, а также, что еще более важно, они являются источником вдохновения. Стимул ему нужен всегда.
В данном смысле не следует обращаться к книгам за идеями. Они заставляют думать, и в этом их назначение. Человек — мыслящее существо, а не граммофон. Наши проповеди являются результатом наших собственных размышлений. Мы не просто передаем идеи. Проповедника нельзя сравнивать с каналом, по которому течет вода. Он больше напоминает родник. Таким образом, чтение стимулирует наш разум, побуждает думать самостоятельно. Рассуждайте над каждой книгой, которая попадает вам в руки. Не занимайтесь простым пересказом. Пусть то, что вы говорите, исходит от вас и несет на себе отпечаток вашей личности. Вот в чем заключается главная задача чтения.
Печально, когда люди выполняют функцию граммофонов или магнитофонов, способных бесконечно повторять одно и то же. Такой человек вскоре исчерпает себя, у него появятся трудности, и люди поймут это намного раньше, чем он сам.
* * *
Хочу еще кое-что сказать о важности общего чтения. Оно необходимо хотя бы потому, что помогает расслабиться. Наш мозг также нуждается в отдыхе. У человека, который постоянно занят напряженной умственной деятельностью, вскоре могут появиться проблемы. Но это вовсе не значит, что ему нужно перестать читать. Можно переключиться на другое, более легкое, чтение. Перемена в данном случае действует так же благотворно, как и отдых. Кроме того, это позволяет пополнять запас полезной общей информации, которая является прекрасным дополнительным материалом для проповедей. Я часто рекомендую читать историю — историю государств, биографии выдающихся людей, политиков, даже историю войн, если хотите. Возможно, вы чем-то увлекаетесь, у вас есть любимые темы. Это прекрасно, однако будьте бдительны! Не уделяйте своим увлечениям слишком много времени. Всегда существует опасность впасть в ту или иную крайность. Но если у вас есть к чему-то особый интерес, развивайте его умеренно. Это будет полезно для вашего мозга и поможет ему всегда быть в хорошей форме. Поэтому я придерживаюсь данного правила. В частности, я читаю журналы, освещающие некоторые общие вопросы, в том числе вопросы литературы, или содержащие полезные, хорошо написанные статьи и обзоры книг. Я не сторонник дайджестов или энциклопедий, скорее навязывающих общепринятые мнения, чем побуждающих к размышлению.