Глава 3. Кришна - источник всех воплощений
I. 1-5. Пуруша-аватары и творение
1.(1-2) Господь в форме Каранодакашайи Вишну проявляет 16 элементов махат-таттвы – облако материального мира (5 мат.элементов и 11 действующих чувств). Бросая взгляд на махат-таттву, Пуруша (Маха-Вишну), оплодотворяет пракрити и побуждает её творить. Из пор его кожи появляются вселенные и Он в форме Гарбходакашайи Вишну, первого проявления Пуруши, входит в каждую из них и заполнив её на половину водой, возлежит на водах океана Гарбходака. Из Его пупа вырастает лотос, на котором появляется Брахма.
2.(3-5) В форме второго проявления Пуруши, Кширодакашайи Вишну Он входит в махат-таттву и проявляет творение, вират-рупу, которая материальна и отлична от Него. Но так как косвенно она является Его непосредственным проявлениям, неофиты могут извлечь пользу от медитации на нее. Однако те, кто очистил чувства (с помощью преданного служения), видят (через призму духовного опыта) трансцендентную форму Пуруши. Кширодакашайи Вишну является источником форм всех живых существ, а также всех воплощений Господа во вселенной.
II. 6-28. Воплощения
1.(6-25) Описание 22-х воплощений: Кумары, Вараха, Нарада, Нара-Нараяна, Капила, Даттатрейа, Йаджна, Ришабха, Притху, Матсйа, Курма, Дханвантари, Мохини, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Вьясадева, Рамачандра, Баларама, Кришна, Буддха, Калки.
2.(26-27) Воплощения Господа бесчисленны. Также все великие личности во вселенной, обладающие особым могуществом являются воплощениями вибхути и авеша.
3.(28) Шри Кришна – свайам-рупа, изначальный Господь и истоник всех влплощений амша и кала.
III. 29-39. Обретение совершенства через слушание о воплощениях Господа
1.(29) Постоянное повторение повествований о воплощениях Господа избавляет от всех страданий.
2.(30-32) Форма вират-рупы не упоминается среди воплощений, т.к она воображаема, так же как и материальные формы живых существ, она не реальна и отлична от Господа. Но обусловленные дживы не способны увидеть это отличие и продолжая отождествлять себя с телом пребывают в иллюзии.
3.(33-34) Чтобы разрушить эту иллюзию и достичь совершенства самоосознания - увидеть себя и Господа, нужно полностью перестать отождествлять себя с грубым и тонким телом, (став равнодушным к их потребностям и сосредоточиться на деятельности души).
4.(35-39) Господь нерожденный хотя и рождается, и действует, будучи безучастным к материальной деятельности. Таким образом Он всегда трансцендентен к материальному творению. Поэтому обусловленные души не способны постичь Его. Это возможно только для чистых преданных, которые постоянно служат Ему с любовью (так Господь Сам ведет их по духовному пути, те же кто служит Ему косвенно, служат без любви), их Он всячески оберегает (держит в руке колесо от колесницы). Поэтому только такие вопросы о Верховной Личности Бога (источника Брахмана и Параматмы) пробуждают экстатическую любовь к Нему.
IV. 40-44. Шримад Бхагаватам – воплощение Господа в виде писания.
1.(40-43) Шримад Бхагаватам, сливки ведической литературы является всеблагим воплощением Бога. Составив Бхагаватам, Вьясадева передал его Шукадеве Госвами, а тот поведал его Парикшиту, который ожидал смерти на берегу Йамуны. Шримад-Бхагаватам словно солнце несет свет всем людям в темный век Кали. Именно в Бхагаватам нашли прибежище принципы религии.
2.(44) Сута Госвами слушал Бхагаватам очень внимательно, осознал его и теперь горит желанием поведать его мудрецам. (Нужно с полным вниманием пить ШБ ушами (нивишта) от представителя Шукадевы, это позволит глубоко осознать услышанное и тотчас же ощутить Господа. Для этого нужен чистый ум. Соблюдение чистоты в еде, сне, самозащите и сексе à чистота в поступках à чистый ум. Но так или иначе, если человек с восхищением слушает подлинных авторитетов, он, несомненно, сможет увидеть Самого Господа Кришну на страницах «Бхагаватам».)
Глава 4. Явление Шри Нарады
В четвертой главе описано совершенство рассказчика и слушателя Бхагаватам. А также милость, которую получил Вьяса, будучи неудовлетворенным своим служением.
I. 1-13. Вопросы о Вьясадеве, Шукадеве Госвами и Махадже Парикшите
1.(1-2) Мудрецы, в лице старшего Шаунаки Муни, обратились к Суте Госвами и с великим энтузиазмом и жаждой (дважды произнеся его имя) попросили рассказать им истории о Господе, которые рассказывал Шука Парикшиту.
2. (3-12) Мудрецы задают дальнейшие вопросы
|3| –1. В какую югу, где и почему Вьясадева составил Бхагаватам и кто вдохновил его на это?
|4| Шукадева был полностью осознавшим имперсональное знание (нирвикалпаках), преодолевшим невежество (уннидрах) и сосредоточен на одном (эканта-матих), чтобы скрыть свое положение, он притворялся глупцом (ийате). |5| В отличии от Вьясы, он своими чистыми глазами (даже не видел различий между мужчиной и женщиной.) [Это показывает его погруженность в Брахман (нирвикалпаках). Женщины не прикрылись увидев молодого Шуку смотрящего по сторонам, а увидев пожилого Вьясу, который даже не смотрел на них, прикрылись. Когда Вьяа спросил их, они сказали что он проводит различия между мужчиной и женщиной.]
|6| –2. Как узнали в Хастинапуре Шукадеву Госвами? (Шукадева не зависел от мнения обывателей, не заботился о своем облике и не показывал фокусов. Мудреца узнают не по облику, а по его речам.)
|7-8| –3. Как произошла встреча и беседа Шуки и Парикшита в которой явился «Бхагаватам»? («Бхагаватам» – «Шука-самхита», квинтессенция всех Вед.)(Необычно то что Шукадева пробыл 7 дней в обществе домохозяина, хотя обычно он задерживался у грихастх только пока они доили корову.)
|9| –4. Поведай о Махарадже Парикшите [известном как величайший из преданных], его поразительном рождении и деяниях.
|10-12| –5. Почему Парикшит отрекся, оставив свое служение и тело служившее на благо других?
(Ни богатства ни правление ни в чем не омрачало его жизнь, этот поступок выглядит странно, поэтому мудрецам не терпелось узнать ответ. От него зависело счастье и духовное благополучие всех людей в мире, поэтому он бы не оставил свой трон из эгоистических мотивов.)[Человек не должен отрекаться от того от чего зависят жизни других людей, даже если он сам к этому не привязан.]
2. (13) Сута не был сведущ в кармических ритуалах и не владел искусством произнесения мантр, но он хорошо знал зрелый плод всех Вед и самую суть всех шрути – Шримад Бхагаватам, поэтому он был квалифицирован ответить на все эти вопросы.