Глава 4. структурно-функциональный анализ иорали
Глава 4.
Структурно-функциональный анализ морали
Долог путь познаний. Сенека
Теория, мой друг, суха,
, Но зеленеет жизни древо.
Гете
История развития морали на протяжении веков подводит нас к необходимости и возможности выяснить: что же такое мораль, какова ее природа, механизм действия и миссия в человеческом сообществе.
4.1. Сущность, специфика и содержание морали
Мораль— это специфический способ духдвио-практического-освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Что это значит?
Прежде всего, в морали воплощено удивительное единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой — вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.
Правомерно утверждать, что нравственность - это вообще «пер-воценностъ, первооснова духовнойжизни людей» (С.Ф. Анисимов), являющаяся абсолютно необходимым и единственным условием всей человеческой духовности.
Действительно, ни один другой элемент духовной жизни — ни научное познание, ни политическое, ни правовое, ни эстетическое, ни религиозное сознание — не могут претендовать на такое знание, на такую роль в человеческой жизнедеятельности. Так, знание, высокая образованность, осведомленность в науках — несомненно, важные элементы человеческого сознания, однако их отсутствие или слабое развитие не лишают индивида сопричастности к роду человеческому: прилагательное «невежественный» не делает его нечеловеком. Есть немало людей, лишенных развитого эстетического чувства, малочувствительных к прекрасному, можно сказать, слепых и глухих в восприятии произведений искусства, но это не может служить основанием для их отчуждения от рода человеческого. В современном мире много людей, у которых отсутствует развитое осознанное религиозное чувство, даже атеистов, но и это не лишает их родовой человеческой сущности. В нашей стране почти у всех граждан отсутствует элементарная правовая грамотность, в сумбурном состоянии находится их политическое сознание, но и эти недостатки не исключают их из числа людей.
Лишь отсутствие прирожденного или воспитанного нравственного чувства, альтруистического и гуманного начала в сознании, в отличие от всего вышесказанного, есть единственное, что делает человека нечеловеком, или недочеловеком, зверем, оборотнем, лишенным самой родовой человеческой сущности, позабывшим о своей принадлежности к роду человеческому. Исстари таких индивидов называли изгоями, извергами рода человеческого, недостойными быть членами человеческого коллектива, родовой общины. Их наказывали остракизмом, отлучением, изгнанием в пустыню, где подобные индивиды неизбежно, без защиты соплеменников, погибали в одиночестве от холода, голода, становились жертвами хищных зверей. В цивилизованных обществах их уничтожали посредством самосуда или смертной казни, в лучшем случае изолировали. О таких существах говорят, что они — не люди, а нелюди.
Специфичность морального способа регуляции заключается также и в том, что он действует не в какой-то определенной области (как, например, наука, искусство или политика), а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни.
Еще одна особенность морали состоит в том, что, в отличие, например, от науки, стоящей на принципе объективизма, мораль носит подчеркнуто оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Ее
102 Раздел II. Теоретические проблемы этики
интересуют, скажем, не законы природы как таковые и не экономические основания природопользовательной деятельности человека, а нравственная оценка этой деятельности с позиций добра и зла, долга и ответственности.
Специфика морали заключается и в том, что она вырабатывает предписания, требующие от людей особенного — морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер. Именно императивность делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, другим людям, самому себе, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не-Я.
Как форма общественного сознания и как совокупность бытующих нравов мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первым способом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Дело в том, что любое общество на любом этапе своего развития нуждается в особых механизмах регулирования, в соблюдении определенного порядка. При этом зависимость индивидов друг от друга и от общества в целом реализуется не автоматически, на уровне социальных рефлексов, а вполне осознанно.
Любые человеческие поступки определяются прежде всего индивидуальными интересами (как ни печально, но действительно, «своя рубашка ближе к телу»). При этом индивидуальные интересы могут хотя и не зависеть от соблюдения и обеспечения общественных, однако совпадать с последними, пусть не полностью, а частично. Кроме того, индивидуальные интересы, выражая непосредственные, жизненно необходимые потребности людей, фиксируются ими гораздо быстрее и проще, чем общие, более отвлеченные интересы, а потому легче превращаются в побудительные стимулы человеческой деятельности. Общий же интерес более опосредован, глубок и перспективен, и его осознание требует более высокого уровня разумности и способности саморефлексии (самосознания).
Мораль как продукт социального опыта поколений, итог этической рефлексии общества помогает людям обрести более адекватные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выступая как бы от имени общих интересов, мораль в конечном счете преследует обеспечение и индивидуальных интересов. И поэтому моральные устои
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали 103
общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия.
Таким образом, объективная сущностьморали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения. Как и с помощью чего достигается этот баланс в человеческих отношениях? Этой цели, выражающей одновременно сущность и специфику морали, служит система моральных принципов, норм и идеалов, регулирующих и регламентирующих поведение людей в обществе. Рассмотрим, что представляют собой эти «клеточки» морали, составляющие ее содержание.
4.2. Мораль как система принципов, норм и идеалов
Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы— основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы. Важнейшими принципами, через которые и благодаря которым раскрывается сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.
Коллективизмвыступает одновременно условием и прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным и служение им. Человек, руководствующийся принципом коллективизма, способен на самопожертвование, отождествляет себя с данной социальной группой, испытывает чувство сопричастности к ее целям, задачам, интересам. Такая ориентация «выгодна» обществу, поэтому оно, как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских настроений.
Вместе с тем не следует забывать, что коллективизм выступает и основополагающим принципом авторитарной этики, строящейся на подавлении отдельной личности авторитетом общества или его «большинства». Личность же, сформированная авторитарной этикой, «растворяется» в коллективе, «теряет себя», свою индивидуальность, стремится быть «как все». Уходит чувство личной ответственности — последняя «делегируется» большинству («воле народа»), появляется социальное иждивенчество («общество, государство должны, обязаны...»). Утрачивается критическое отношение к действиям «боль-
Ш________________ Раздел II. Теоретические проблемы этики
шинства», появляются индифферентность и покорность, препятствующие активной деятельности.
Проявления коллективизма могут быть самыми различными: от прекрасно-романтического клича мушкетеров «Один за всех и все за одного» до опасно-уничижительного утверждения В. Маяковского «Единица — ноль». Принцип коллективизма был основополагающим принципом коммунистического воспитания все годы советской власти, ориентируя личность на служение интересам общества и государства и в то же время нивелируя, подавляя ее, лишая ее сознания собственной значимости-и самоценности.
Индивидуализмтрадиционно рассматривался нашей этикой как антипод коллективизма, несущий однозначно отрицательное содержание.
Еще недавно, в 1980-е годы, в советских словарях индивидуализм определялся как «нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива», как «противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества, предпочтение личных интересов общественным».
В новой, гуманистической этике индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом. Его позитивный смысл в том, что он утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к наиболее полному самовыражению. Ориентируя человека на собственные силы и возможности, а не на социальное иждивенчество, индивидуализм тем самым повышает уровень ответственности личности за собственную моральную деятельность. Сегодня, когда новые отношения в нашем обществе требуют от человека новых качеств, оказывается, что индивидуализм так же, если не более коллективизма, необходим для развития и личности, и общества, ибо он побуждает человека к самовыявлению своих"сущностных сил и, следовательно, к полной самоотдаче, приносящей свои плоды не только самому индивиду, но и обществу.
Вместе с тем индивидуализм как принцип морали проявляет себя не только в положительном, но и в отрицательном смысле, что особенно отчетливо проявляется в наше сложное время, когда он зачастую обретает «волчий» хищнический характер.
_____________ Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали_____________ Ш5
Один из главных принципов морали — принцип гуманизма,выражающийся в признании человека главной ценностью, а его интересов — приоритетными. Гуманизм — это защита достоинства личности, ее свободы и всестороннего развития; это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей человеческой истории соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. Вот и сейчас мы оцениваем страны, правительства и президентов именно по результатам их деятельности для человека и во имя человека.
Близок гуманизму принцип альтруизма,заключающийся в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму,ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.
Эгоизм часто отождествляют с индивидуализмом. Сравните, например, определения индивидуализма, приводившиеся выше, с определениями эгоизма, взятыми из тех же словарей: эгоизм — «предпочтение своих интересов интересам других людей», «себялюбие, предпочтение своих интересов интересам общества и других людей». Как видим, определения практически тождественные, подчеркивающие в обоих случаях противопоставление личности и общества, пренебрежение интересами других людей, любовь к себе. Вместе с тем Э. Фромм, считавший любовь к себе высшей ценностью гуманистической этики, делает, казалось бы, парадоксальное утверждение: «Эгоизм и любовь к себе, ни в коей мере не будучи тождественны, являются прямыми противоположностями. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя... Он неизбежно несчастен и тревожно силится урвать у жизни удовольствия... Кажется, что он слишком много заботится о себе, но в действительности он только делает безуспешные попытки скрывать и компенсировать свой провал в деле заботы о своем собственном Я... Эгоистичные люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя». Непривычный подход, не правда ли? Подумайте и оцените его.
Согласно Э. Фромму, любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны: «Если индивид.в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще... Мое собственное Я должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек». Именно такую созидательную любовь к себе предполагает «новый» индивидуализм, для кото-
Ж________________ Раздел П. Теоретические проблемы этики
рого «утверждение моей собственной жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знании».
Признание созидательной роли индивидуализма в его положительном, гуманистическом смысле делает особенно актуальным такой нравственный принцип, как принцип толерантности,предполагающий проявление терпимости к Иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма эта терпимость к инакомыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических и межнациональных отношений, где ее отсутствие зачастую ставит целые народы в состояние непримиримого противостояния и даже гражданской войны.
Стремление во что бы то ни стало навязать свою точку зрения, нежелание и неумение понять другого и признать его право быть другим, следовать иным нормам и ценностям, вкусам и моде — все это признаки нетерпимости, уходящей своими корнями в одномерность нашего мышления, неумение мыслить диалектично, находить рациональное зерно в самых, казалось бы, взаимоисключающих позициях. А ведь именно терпимость и интерес к Иному — залог прогресса и утверждения нового в науке, политике, искусстве, человеческих отношениях. Возможно, поэтому известный писатель-постмодернист Умберто Эко считает: «С нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонным усилием воспитания, начиная с самого нежного детства, прежде чем она... превратится в поведенческую корку, непробиваемую, толстую и твердую... Именно тут наша работа».
С терпимостью ни в коем случае не следует путать равнодушие, которое иногда из временного состояния может превращаться в принцип, казалось бы, нейтрального поведения, на самом деле ведущий, как правило, к подлости и предательству. Он характерен для людей, безразличных к чужой боли и страданию, а тем более — к судьбам человечества. Выражаясь в позиции «моя хата с краю», он проявляется как в бытовых, житейских ситуациях (не заступиться за обиженного, не выступить против несправедливости), так и в ситуациях масштабного, глобального характера, когда терпимость становится неуместной, ибо может угрожать безопасности других.
Так, многие немецкие обыватели знали о страшных концлагерях смерти. Многие боролись и протестовали против ужасов фашизма, потому что не могли мириться с этим, но многие молчали: «Меня это не каса-
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали _______________ Ш
ется», «Лишь бы не меня». Именно такая позиция, как правило, потворствует всему дурному в человеческом обществе. Поэтому так страшно и наше сегодняшнее равнодушие к проявлениям неофашизма, рядящегося, например, в тогу борьбы за возрождение «русского национального единства» и чреватого террором и тоталитаризмом, или равнодушие к событиям в собственном отечестве, особенно если «меня это не касается».
Основные принципы морали проявляются в моральных нормах— конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них особенно четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Нравственной нормой каждого человека является вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить женщину, не мешать окружающим в общественном месте — все это простейшие нормы человеческого поведения.
Сила воздействия нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, обеспечивается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола других и в этом плане выполняет организующую и охранительную функцию. Однако роль общественного мнения (далее — ОМ) неоднозначна. Вот что ду-, мают по этому поводу некоторые студенты.
- Мне кажется, что ОМ — это усредненные взгляды и, как все среднее и опосредованное, — ошибочно. Важнее всего то, что человек думает о себе сам.
- Почему человек должен безоговорочно подчиняться ОМ, ведь оно
еще не есть истина?
- Вследствие консерватизма ОМ многие моральные нормы стали
' анахронизмом, поэтому следовать ему — значит возвращаться в про
шлое или топтаться на месте.
I
108_______________ Раздел II. Теоретические проблемы этики
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали
- Если все время оглядываться на ОМ, может развиться комплекс неполноценности. Поэтому стоит поступать так, как сам считаешь нужным, и оценивать с этих позиций тех, кто придерживается ОМ.
- ОМ отвергает людей, которые поступают «не так, как все». Тем самым оно препятствует развитию человеческой индивидуальности.
- Следуя ОМ, мы попадаем в зависимость от общества, а людей, которые стараются «плыть Против течения», попросту затаптывают. Как нам освободиться от этой зависимости?
- Почему ОМ так нетерпимо к тем, кто желает жить, как ему нравится, высказывать свои взгляды, отстаивать свои принципы, иметь свои вкусы?
- Должны ли мы пытаться влиять па таких людей и изменять их в соответствии с ОМ? Не перестанут ли они быть самими собой?
Как видим, здесь представлены в основном негативные высказывания по поводу общественного мнения. Если оно воспринимается людьми зачастую столь отрицательно (и иногда справедливо), почему же мы все-таки следуем ему и зачем это надо? Подумайте над этим.
Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал — целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. В идеале заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. Нравственный идеал — это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда — исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал. Так, например, нравственным идеалом Павки Корчагина был Овод, а нравственным идеалом для всех довоенных мальчишек и девчонок были уже сам Павка и Чапаев, на фильмы о которых ходили по 10-15 раз, которым подражали, желая стать такими, как они. Для многих современных подростков таким идеалом стали герои Сильвестра Сталлоне или Арнольда Шварценеггера.
В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: во-первых, он позволяет оценивать поведение других людей, во-вторых, является ориентиром для самосовершенствования. Идеал — это то, что позволяет человеку ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения. Моральный идеал возвышает человека, дает ему силу и целеустремленность.
Не может быть «человека без идеала»: ведь даже если я и считаю себя таковым, то все равно при оценке других я имею в виду некоторый эталон. Кроме того, если я не собираюсь «самосовершенствоваться», считаю это для себя ненужным, то это и есть мой идеал, только идеал, ведущий не к развитию, а к застою.
Как показал Э. Фромм, современный человек не свободен в выборе иметь или не иметь идеал, но в выборе самого идеала он остается свободным. Мы берем идеалы из жизни, литературы, кино, причем нравственным идеалом может быть не только литературный герой или выдающаяся личность. Родители, учитель, друг, интересный яркий человек могут стать нравственным идеалом, образцом для подражания. На образец хотят быть похожим во всем: в манере говорить, одеваться, в походке и жестах, а главное — в поступках. Причем образец, выбранный для подражания, опять-таки идеализируется: в нем видят только хорошее, а отрицательные качества стараются не замечать или действительно не видят.
Следует также отметить, что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным. Подросток, юноша или девушка и даже взрослый человек сознательно, в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами, могут взять за образец явно отрицательную личность или тип поведения (антиидеал, псевдоидеал).
Разновидностью нравственного идеала является романтический идеал — комплекс абстрактных идей, возникающий обычно в противовес прозе жизни, как результат неудовлетворенности ею. С одной стороны, романтический идеал возвышен и прекрасен, но с другой — будучи оторванным от реальности, он утопичен и поэтому, как правило, нереализуем, что ведет к еще большим разочарованиям.
Выбор и достижение идеала зависят от нас самих. В этом смысле значительную роль в формировании, становлении и самореализации личности играет, на наш взгляд, «Я-идеал» — представление человека о самом себе, каким он должен быть и каким он хочет видеть себя. Это не внешний образец для подражания, а внутренний эталон, по которому человек оценивает себя — одобряет или осуждает, с которым он «советуется» и на который ориентируется в своих действиях.
Рассмотренные нами «клеточки» морали — принципы, нормы и идеалы выступают не самостоятельно, независимо друг от друга,