Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло
Оба этих отрывка предупреждают нас, что суды Божьи не проявляются обязательно и в полноте во времени. Это относится и к наказанию нечестивых, и к награде праведных. Ибо полное откровение окончательного суда Божьего совершится только тогда, когда мы перейдем из времени в вечность.
СУДНЫЙ ПРЕСТОЛ ХРИСТА
Согласно Новому Завету, вечный суд имеет три фазы: они отличаются друг от друга тем престолом (троном), на котором будет сидеть Судья, осуществляющий суд.
В первой фазе престол, на котором воссядет Судья, называется судным престолом Христовым. Здесь будут судимы последователи и слуги Самого Христа, истинные христиане.
Во второй фазе судный престол называется престолом славы (Христовой). Судимы будут языческие народы, которые останутся на земле в конце великой скорби, до установления тысячелетнего царствия Христова на земле.
В третьей фазе судный престол назван Великим белым престолом. Здесь будут судимы все оставшиеся мертвые, которые воскреснут в конце тысячелетнего царства.
Первыми будут судимы христиане
Мы начнем с анализа той картины, которую рисует Новый Завет о первой фазе суда — том суде, который будет осуществляться перед судным престолом Христовым. Как мы уже отметили, судимы будут истинные христиане.
Некоторые из вас удивятся, что христиане вообще будут судимы и что они будут судимы в первую очередь. Однако об этом принципе говорится в 1-м Петра 4:17-18:
Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасатся, то нечестивый и грешный где явится?
Здесь Петр, пишущий как христианин, говорит, что суд начнется с нас — т.е. с дома Божьего. Эти две фразы явно говорят о христианах. Это подтверждается противопоставлением с непокоряющимися Евангелию Божьему — т.е. неверующими. Петр ясно говорит, что прежде всех будут судимы христиане.
Апостол Павел дважды упоминает об этом же в разных посланиях. В Послании к Римлянам 14:10 он говорит:
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов?
Чуть дальше, в 12-м стихе он продолжает:
Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
В обоих стихах речь идет о суде христиан, это ясно по словам «брат твой» и «каждый из нас». Мысль Павла заключается в том, что мы, как христиане, не должны пытаться окончательно осудить друг друга, потому что это сделает Сам Христос, и каждый из нас ответит перед Христом сам за себя.
Как всегда, помышляя о суде вечном, будем помнить, что это совершенно индивидуально. Это подчеркивается словами «каждый из нас» — т.е. каждый из нас отдельно.
Снова, во 2-м Коринфянам 5:10, Павел использует подобные слова для описания суда христиан:
...Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
Опять-таки, и по языку, и по контексту ясно, что Павел говорит только о христианах. И снова ударение на том, что это будет сугубо индивидуальным делом.
Павел также уточняет, что на суде будет идти речь о том, что каждый делал, живя в теле — т.е. о поступках и поведении каждого христианина во время его земной жизни.
Он говорит, что все поступки, совершенные христианами здесь, на земле, попадают в одну из двух категорий — они либо добрые, либо худые. Третьего не дано, нейтралитета нет. Каждый поступок христианина оценивается определенным образом — либо положительно, либо отрицательно. Всякий поступок, совершенный без веры и послушания, не прославляющий Бога, неприемлем для Бога и посему плох. Вот по какому простому принципу мы, как христиане, будем судимы.
В обоих этих отрывках, говоря о том месте, где будет находится Христос, судья христиан, Павел использует греческое слово «бема». Оно означает возвышенную платформу для обращения к публике. В других отрывках Нового Завета оно означает место суда римского императора или его представителей, когда они провозглашали свое решение по тем делам, которые были им представлены.
Например, в Деяниях 25:10, Павел, как римский гражданин, апеллирует к своему праву на суд кесаря.
...я стою пред судом кесаревым, где мне и следует быть судиму...
Говоря о суде кесаря, Павел употребляет слово «бема» — то же самое слово, которое он использует для определения того места, с которого Христос будет судить всех христиан.
Не для осуждения, но для получения наград
Каков же будет тот суд, который Христос произведет на Своем престоле?
Прежде всего, мы должны ясно и однозначно отметить, что этот суд над христианами, который будет произведен на судном престоле Христовом, не будет судом осуждения. Этот жизненно важный факт, что истинный верующий во Христа освобожден от всякого страха окончательного осуждения, подтверждается разными отрывками Нового Завета.
Например, в Евангелии от Иоанна 3:18 Иисус говорит:
Верующий в Него не судится (не осуждается), а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия.
Здесь проводится четкое и резкое разграничение. Истинный верующий во Христа не осуждается; а неверующий уже осужден на основании своего неверия.
В Евангелии от Иоанна 5:24 Христос дает точно такую же уверенность всем искренним верующим:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Для того, кто ходит верой, принимая господство Христово через веру в Евангелие, уже обеспечено следующее: он уже имеет жизнь вечную, он уже перешел из духовной смерти в жизнь (вечную), он не попадет под осуждение. В Послании к Римлянам 8:1 Павел подтверждает ту же самую уверенность в свободе от осуждения:
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу...
Из всех отрывков видно, что истинные верующие никогда не предстанут на такой суд, окончательным решением которого будет осуждение. Фактически, истинный верующий вообще не будет судим за те грехи, которые он совершал. Когда человек приходит как грешник с верой во Христа, принимая Его как своего Спасителя и подчиняясь Его господству, весь перечень прошлых грехов этого человека сразу же и навечно стирается Богом, Который больше о них не вспоминает.
Дважды, в двух главах Исайи, идущих одна за другой, Бог обещает это тем, кого Он искупил.
У Исайи 43:25 Он говорит:
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну.
И снова, у Исайи 44:22, Бог говорит:
Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако...
В оригинале слова «преступления» и «беззакония» обозначены одним словом — «пеша», которое означает неправильные поступки, которые совершаются в открытом непослушании известному закону; в то время как грехи — это любые неправильные поступки. То есть преступления, более тяжкие, чем грехи. Однако у Бога достаточно благодати и силы, чтобы изгладить и то, и другое.
В предыдущей главе мы отметили, что на небе ведется полный учет жизни каждой человеческой души. Мы убедились, что такая книга, в которой все это записывается, может быть подобна записи на электромагнитную ленту. Они похожи не только в том, как ведется запись, но и в том, как стирается содержание.
Если нужно стереть содержимое любого участка ленты, то это достигается очень просто при помощи специального устройства. Точно так же обстоит дело с учетом жизни грешника. Когда грешник в первый раз приходит ко Христу в вере и покаянии, Бог берет в руки специальное «стирающее» устройство и полностью изглаживает все совершенные грешником грехи. «Лента» жизни этого человека становится совершенно чистой, и на ней можно писать новую жизнь веры и праведности. Если после этого верующий снова впадает в грех, то ему нужно только покаяться и исповедать свой грех, и Бог сотрет этот конкретный участок «ленты». И снова «лента» — чистая.
Об этом способе Божьего обращения с грехами, совершенными христианами после того, как они познали Христа как Спасителя, идет речь в 1-м Иоанна 1:9:
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды.
И дальше, в 1-м Иоанна 2:1-2:
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
Эти стихи учат, что, если верующий во Христа согрешает и после этого кается и исповедует свой грех, то Христово искупление настолько эффективно, что его грех стирается, а он сам очищается от всякой неправедности.
Это является той логической причиной, по которой истинному верующему во Христа не надо бояться, что результатом суда над ним будет осуждение. Бог так усмотрел, что и сам грешник очищается и запись о его грехе стирается, так что больше об этом грехе нет и воспоминания, посему нет и повода для справедливого осуждения.
Но если истинному верующему не грозит окончательное осуждение, то для какой цели христиане вообще будут судимы?
Ответ в том, что суд над христианами будет осуществляться для получения ими наград. Истинный верующий будет судим не в отношении праведности, но по тому, как он служит Христу.
А то, что верующий не будет судим относительно праведности, объясняется очень просто — праведность истинного верующего — не его собственная, но Самого Христа, которая вменяется ему Богом на основании его веры.
В 1-м Коринфянам 1:30 Павел говорит, что Христос
...сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением...
Не кто иной, как Сам Христос сделался нашей праведностью от Бога. Павел снова говорит об этом же во 2-м Коринфянам 5:21:
Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в нем сделались праведными пред Богом.
Благодаря этому обмену мы стали праведностью Божьей во Христе. И ясно, что там, где верующий принимает спасение на этом основании, со стороны Бога будет совершенно нелогично судить Свою собственную праведность, данную Им верующему.
Таким образом, мы делаем вывод, что суд христиан будет иметь отношение не к их праведности, но к тому, как они служили Христу. Целью суда будет не оправдание или осуждение, но распределение наград каждому верующему согласно тому, как они служили Христу на земле.
Испытание огнем
Этот суд верующих с целью получения наград описан Павлом в 1-м Коринфянам 3:11-15:
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня.
Павел совершенно ясно утверждает, что это суд не над душами, но над делами. Если даже все дела человека сгорят, тем не менее его душа будет спасена. Павел объясняет, почему душа такого человека в безопасности:
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Этот суд относится только к тем, кто строил свою веру не на своих собственных делах или своей собственной праведности, но на основании Иисуса Христа и Его праведности.Если только их вера непоколебимо покоится на этом основании, то их души в вечной безопасности.
Когда касается оценки дел верующих, то Павел распределяет их по двум категориям. С одной стороны — это золото, серебро, драгоценные камни, а с другой стороны — это дерево, сено, солома. Эти две группы отличаются тем, как они переносят испытание огнем. Вещества первой группы могут перенести огонь и не сгореть в нем, а вещества второй группы — дерево, сено, солома — в огне сгорают.
Противопоставляя эти две категории, мы сразу же можем сделать вывод: качество гораздо важнее для Бога, чем количество. Золото, серебро и драгоценные камни обычно существуют в небольших количествах, но зато имеют большую ценность. Дерево, сено, солома занимают много места и имеются в большом объеме, но их ценность сравнительно невелика.
А каким же огнем будут испытаны дела христиан?
Вспомним, что прославленный Христос будет сидеть на Своем троне Суда, и что каждый из нас предстанет непосредственно перед Ним. Мы увидим Его так, как Иоанн увидел Его в своем видении на острове Патмос.
Об этом говорится в Откровении 1:14-15:
...Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его — как шум вод многих...
В этом видении ноги Христа, как раскаленные в печи, олицетворяют огонь скорби, которым Он будет судить греховные поступки нечестивых; в то время как глаза Его – пламень огненный, олицетворяют проникающий вглубь и поглощающий взгляд, которым Он будет оценивать дела Своего верующего народа. В огненных лучах этих глаз все низкое, неискреннее и малоценное в делах Его народа моментально и навечно уничтожится. Выживет и очистится только то, что истинно и имеет вечную ценность.
Рассматривая эту фазу суда, всякому из нас стоит задать себе вопрос: как же мне служить Христу в этой жизни, чтобы мои дела выстояли испытание огнем в тот день?
Мы должны проверить себя по трем аспектам: мотивы, послушание, сила.
Прежде всего мы должны проанализировать свои мотивы. Служим ли мы для того, чтобы удовлетворить свои собственные желания и прославиться, или же мы искренне стремимся прославить Христа и творить Его волю?
Во-вторых, мы должны проверить свое послушание. Стремимся ли мы исполнить открытую нам Христом Его волю согласно принципам и методам, раскрываемым в Слове Божьем? Или же мы строим свои собственные формы поклонения и служения, а затем приклеиваем к ним имя Христа, титулы и фразы новозаветной религии?
В-третьих, мы должны проверить себя в отношении силы. В 1-м Коринфянам 4:20 Павел напоминает нам, что «...Царство Божие не в слове, а в силе». Пытаемся ли мы служить Богу в своей плотской немощи, своими силами? Или же, мы обновляемся и укрепляемся Духом Святым, предоставляя себя ему в качестве канала для Его божественной силы? Если так, то тогда мы можем заявить вместе с Павлом в Колоссянам 1:29:
...Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
В зависимости от ответов на вопросы о мотивах, послушании и силе, и определится суд над нами в тот день, когда все мы предстанем пред судилищем Христовым.
СУД ХРИСТИАНСКОГО СЛУЖЕНИЯ
Теперь мы более детально рассмотрим те принципы, согласно которым верующие будут награждены за свое служение. Христос говорит об этом в виде двух притч: притча о талантах в Евангелии от Матфея 25:14-30 и притча о минах в Евангелии от Луки 19:11-27.
Оценка христианского служения
Главная тема обеих притч одна и та же. В каждой из них идет речь о богатом человеке, наделенном властью. Он дает определенную сумму каждому из своих слуг, чтобы они действовали от его имени, а сам отправляется в далекое путешествие. Спустя некоторое время этот богатый человек возвращается и требует отчета от каждого слуги относительно того, как они поступили с врученными им средствами. В обеих притчах упоминаются по очереди три слуги: первые два названы верными в том, как они употребили деньги своего господина; третий назван неверным.
В притче о талантах распределение талантов описано в Евангелии от Матфея 25:15:
...И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе...
Талант составлял значительную сумму, равную приблизительно заработной плате за 15 лет.
Обратите внимание на тот принцип, по которому распределялись таланты: «каждому по его силе». То есть Бог уделяет каждому верующему то максимальное количество талантов, которые, при его способностях, могут быть использованы эффективно. Бог дает ни больше, ни меньше, чем верующий может применить с пользой.
В этой притче первые двое слуг принесли стопроцентную прибыль. Получивший пять талантов приобрел еще пять; получивший два приобрел еще два. Создается такое впечатление, что Господь оценивал не чистую прибыль, но процентное увеличение. То есть тот, кто приобрел дополнительные пять талантов, не был назван более преданным, чем тот, кто приобрел два таланта, хотя чистая прибыль первого была больше. Они были названы одинаково верными, потому что имели одинаковое пропорциональное увеличение — т.е. на сто процентов.
И слова, которыми они были поощрены, совершенно одинаковы в Ев. от Матфея 25:21 и 23:
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
То, что господин обращается к обоим слугам с совершенно одинаковыми словами, свидетельствует о том, что он считает их одинаково верными.
Каждый из них получил в самом начале то максимальное количество талантов, которые он мог эффективно использовать при своих способностях; каждый из них получил максимально возможную прибыль в 100%. Суд над ними оценивал их преданность, выраженную в процентном увеличении. Тот факт, что один получил в начале пять талантов, а другой — два, не играл никакой роли при оценке их преданности.
В этой притче о талантах третий слуга просто спрятал полученный им талант и позднее принес его господину своему в точно таком же состоянии, в каком получил. Из-за этого он не только не получил никакой награды, но и навсегда был изгнан из присутствия своего господина. Слова осуждения и отвержения к этому третьему слуге записаны в Евангелии от Матфея 25:26-30:
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый... возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Эти слова совершенно недвусмысленны. Этот третий слуга не только не получил награды; но у него забрали тот один талант, который дан ему был в начале, а его самого выбросили из присутствия господина.
Давайте теперь обратимся к притче о минах в Евангелии от Луки 19. Мина составляла сумму, равную приблизительно зарплате в три месяца.
Упоминаются десять слуг, хотя подробно рассмотрены лишь трое. В самом начале все десять слуг получили одно и то же количество денег от господина — по одной мине.
Из трех описанных случаев первый слуга приобрел десять мин, второй пять, а третий просто припрятал свою мину и, в конце концов, принес ее обратно в точно таком же состоянии, в котором получил ее.
Создается такое впечатление, что у всех этих трех слуг были одинаковые способности, так как они все получили одинаковую сумму. Однако они были неодинаково преданы. Первый принес прибыли в два раза больше, чем второй. Поэтому его награда была в два раза больше.
Награды первых двух слуг описаны в Евангелии от Луки 19:16-19:
Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел вторый и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
Обратим внимание на то, что награда первого слуги была двойным образом больше награды второго. Во-первых, первый слуга был конкретно назван добрым рабом, второго же слугу так не назвали. Во-вторых, первому было дано управлять над десятью городами; а второму — лишь над пятью. То есть их награда была прямо пропорциональна полученной ими прибыли.
Еще одним выводом, который мы делаем из этой притчи, является то, что награды за преданное служение Господу в этом веке будут состоять в позициях авторитета и ответственности в управлении Царства Христова века грядущего. Другими словами, преданное служение в веке сем ведет к большим возможностям служения в веке грядущем. Для тех, кто действительно любит Христа, не может быть большей радости или привилегии, чем продолжать служить своему Господу. Для преданных эта привилегия, которой они воспользовались здесь во времени, продолжится и в вечности.
В этой притче с минами, как и в притче с талантами, третий слуга был неверен и ничего не сделал с врученными ему минами. Слова его осуждения записаны в Евангелии от Луки 19:22-24:
Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб...
И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
В этой притче, как и в притче о талантах, неверный слуга не просто не получил награды; но даже та мина, которую он получил в начале, была взята у него. О конце этого слуги с одной миной ничего не сказано в притче. Однако можно предположить, что, подобно неверному слуге в притче о талантах, он был отвергнут и изгнан из присутствия своего господина.
В обеих притчах неиспользование врученного таланта или мины описана очень сильным словом — лукавый. В каждом случае, начиная свой суд над неверным слугой, господин употребляет фразу «лукавый раб». Из этого мы делаем вывод, что, по Божьим стандартам, «лукавство» (нечестие) состоит не просто в активном совершении того, что дурно, но и в неделании того, что хорошо, когда мы можем это сделать.
Так определяет «грех» и апостол Иаков (4:17):
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Иаков объясняет, что грех состоит не только в совершении того, что мы знаем как дурное, но и в несовершении того, что нам известно как хорошее. Не сделать добро столь же серьезно, как и сделать зло.
Эта же мысль содержится в пророческом откровении суда Божьего у Малахии 3:18:
И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему.
Бог здесь ясно проводит грань между праведниками и нечестивыми. Праведниками названы те, кто служит Богу; нечестивыми — те, кто не служит Ему. Снова урок ясен: не служить Богу само по себе является нечестием.
Именно такое нечестие (лукавство) привело к окончательному осуждению неверного слуги в обеих рассмотренных нами притчах. В обоих случаях неверные слуги не сделали ничего злого; в обоих случаях основанием отвержения явилось неисполнение того доброго, что можно было бы сделать. Христос указывает, что точно такой же принцип суда будет применен ко всем, кто называет себя Его последователями и слугами.
В предыдущей главе мы проанализировали отрывок из 1-го Коринфянам 3:11-15, где Павел говорит о тех христианах, дела которых были отвергнуты и сожжены в огне суда, но сами они были спасены. С другой стороны, из рассмотренных нами притч о талантах и минах видно, что неверный слуга не только лишается всякой награды, но и изгоняется навсегда из присутствия господина своего.
Возникает интересный вопрос: а как Бог оценивает в обоих случаях? Почему в случае, описанном Павлом, дела отринуты, но сам человек спасен; в то время как в притче, рассказанной Иисусом, неверный слуга не только теряет награду, но и сам отринут и выброшен.
Возможно, разницу можно объяснить следующим образом. В случае, описанном Павлом, человек таки пытался что-то сделать для своего господина; фактически, упоминание дерева, сена и соломы предполагает, что он сделал много. Однако ни вид, ни качество его дел не могли устоять перед испытанием огнем. Тем не менее, его активность — хотя и в неверном направлении и без вознаграждения — доказала искренность его веры во Христа. И по этой причине спасение его души обеспечено, хотя дела сгорят.
С другой стороны, неверный слуга с одним талантом вообще ничего не сделал для своего господина — ни хорошего, ни плохого. Эта пассивность показала, что его вера и служение были тщетными и неискренними. Как и говорится у Иакова 2:26:
...вера без дел мертва.
Та вера, которая не проявляется ни в какой активности, является мертвой; она пуста, бесполезна, неискренна. Она не только не делает тех дел служения, которые могут быть награждены, но и не обеспечивает даже спасение души того, кто ее исповедывает. Тот, кто называет себя христианином, не пытаясь активно служить Христу, фактически является лицемером.
По этой причине суд над таким человеком будет состоять в выбрасывании его во тьму внешнюю: «...там будет плач и скрежет зубов». Внимательный анализ отрывков, описывающих подобные суды в Евангелиях от Матфея 24:51 и Луки 12:46 говорит, что эта тьма внешняя, со своим плачем и скрежетом зубов, является тем местом, которое сохраняется для лицемеров и неверующих. Неверный слуга, который ничего не делает для своего господина, подпадает в ту же категорию: он и является на самом деле лицемером и неверующим. Ему уготована тьма внешняя.
Ангелы устраняют всех лицемеров
Из этого суда над лицемерным слугой следует еще один вывод в связи с событиями, предшествующими судилищу Христову. До того, как истинные христиане будут допущены к судному престолу Христову, в первую очередь в среде верующих произойдет разделение: все лицемерные и лживые христиане будут отделены и примут то осуждение, которого они достойны из-за своего лицемерия и лжи.
Этот суд над лицемерами описан в двух притчах о Царствии Небесном, которые рассказаны Иисусом в Евангелии от Матфея 13. Одна притча о пшенице и плевелах, вторая – о неводе, заброшенном в море.
Изучая эти, а также другие притчи в этой главе, важно определить, что подразумевается под словосочетанием «Царство Небесное». В Евангелии от Матфея 12:25-28 и от Луки 11:17-20 Иисус говорит о двух противоположных царствах: Царствии Божьем (или Небесном) и царстве сатаны. До конца настоящего века, оба эти царства будут сосуществовать. Царство Божье включает в себя все существа, подчиняющиеся праведному Божьему управлению; в царство сатаны входят все те, кто против Божьего управления.
В Послании к Ефесянам Павел говорит о двух уровнях сатанинского царства. В Ефесянам 6:12 он описывает сборище нечестивых ангелов, которые последовали за сатаной в его исходном бунте против Бога. В Ефесянам 2:2 он говорит о тех людях, которые также в бунте против Бога. Он называет их «сынами противления» и указывает, что сатана, как князь, господствующий в воздухе, управляет ими.
Евангелие Царствия, провозглашенное Иисусом и Его апостолами, является приглашением Бога непокорным людям — но ни в коем случае не ангелам — покинуть сатанинское царство и войти в Царство Божье. Все желающие принять такое приглашение, все жедающие войти в Царство Божье должны исполнить два условия: они должны покаяться в своем бунте против Божьего управления и верой подчиниться Христу, как назначенному Богом правителю.
Из двух притч, о пшенице, плевелах и о неводе, видно, что некоторые из тех, кто вроде бы внешне принадлежат Царствию Божьему, фактически не исполнили эти два условия. Они внешне притворно покаялись и подчинились, но сделали это не от чистого сердца, и в результате этого у них не произошло внутренней перемены характера, которая только соответствует Царствию Божьему. Обе притчи подчеркивают особый суд Божий над этими лицемерами в конце времен.
В первой из двух притч слуги спрашивают владельца поля, должны ли они выдернуть плевелы. Его ответ записан в Евангелии от Матфея 13:29:
Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы...
Это говорит о том, что слугам было бы весьма трудно разобраться, где плевелы, а где — пшеница*. Ясно, что это было бы не так, если бы плевелы представляли тех, кто никогда не исповедал веру во Христа.
Затем, в Евангелии от Матфея 13:37-43 Иисус полностью истолковывает всю притчу:
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Иисус указывает, что плевелы — сыны лукавого. Их присутствие на поле не случайно. Дьявол умышленнопосеял их среди пшеницы. Другими словами, насаждение лицемеров среди истинных христиан является частью стратегии сатаны. Это один из тех способов, которыми он пытается дискредитировать свидетельство Церкви.
Далее Иисус говорит, что на суде в конце этого времени ангелы прежде всего выберут всех псевдохристиан из среды истинных и выбросят их в место огня, где плач и скрежет зубов. Только после этого «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Другими словами, сначала будут отделены псевдохристиане и брошены на суд огненный, затем, после этого, проявится слава воскресения истинных христиан.
Такое же откровение содержится в притче о неводе, в Евангелии от Матфея 13:47-50:
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
В этой притче невод, заброшенный в море, представляет собой Евангелие царствия, провозглашаемое во всем мире. Рыбы всякого рода, попавшие в невод, означают всех тех, кто положительно откликнулся на приглашение Евангелия. Сюда входят люди разного рода — как хорошие, так и плохие, как праведные, так и нечестивые.
В конце века ангелы, прежде всего, отделят нечестивых от праведных и бросят их в место осуждения. Только после этого добрые и праведные примут вечные благословения и награды со Христом.
В этом откровении мы видим еще одно подтверждение тому, что результатом суда, который будет производиться перед судным престолом Христа, не будет окончательное осуждение тех, кто там появится. До того, как начнется этот суд над истинными верующими, ангелы уже отделят и выбросят в место наказания всех лицемеров и лжехристиан. Поэтому предстанут перед судилищем Христовым для получения своих наград только истинные и праведные верующие, спасение которых утверждено навечно через их искреннюю веру, основанную на праведности Самого Христа.
Об этом процессе отделения лицемеров и псевдоверующих до суда над истинными верующими говорится в Псалме 1:4-5:
Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
В этом пророчестве нечестивые сравниваются с прахом (или мякиной на языке оригинала). Если нечестивые — мякина, то праведные — пшеница. До того, как пшеница собирается в амбар, сначала отделяется мякина. До того, как праведные получат свою вечную награду, из их среды будут отделены нечестивые и брошены в место наказания.
По этой причине псалмопевец говорит, что нечестивые и грешники никогда не появятся на суде вместе с праведными — т.е. пред судным престолом Христовым, и, конечно, они не будут допущены в собрание праведных в вечности.
Кратко подведем итоги: перед судилищем Христовым для получения награды предстанут только истинные искренние верующие. До этого через вмешательство ангелов все лицемеры и псевдохристиане будут отделены и брошены для огненного наказания.
ТРИ ПОСЛЕДНИХ СУДА
В 3-й главе мы рассмотрели, что вечные суды Божьи будут осуществляться тремя последовательными фазами.
Первой фазой будет суд христиан перед судным престолом Христа. Второй фазой будет суд языческих народов в конце великой скорби перед престолом Христовой славы. Третьей фазой будет суд всех оставшихся мертвых в конце тысячелетнего царствия, перед Великим белым престолом.
В 3-й и 4-й главах мы проанализировали первую из этих трех фаз — суд христиан перед судным престолом Христа. Теперь мы обратимся к следующей фазе — суду над языческими народами в конце великой скорби.
Прежде всего необходимо рассмотреть те события, которые будут предшествовать этому суду. Это поможет нам понять, почему Бог предусмотрел особый суд для языческих народов. В 1-м Коринфянам 10:32 Павел говорит о том, что Бог делит все человечество на три категории:
Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам (язычникам), ни церкви Божией...
Иудеи являются особым народом, отделенным Богом от всех других народов для особых целей. Язычники — это все остальные народы, кроме Израиля. Церковь Божья состоит из всех истинных верующих, которые родились свыше через веру во Христа Иисуса. Истинные верующие являются «новым народом» во Христе. Их национальная принадлежность уже не имеет значения, то ли они из иудеев, то ли они из язычников.
Из Писания ясно, что тот суд, который мы сейчас рассматриваем, перед престолом славы Христовой, предназначен исключительно для язычников. То есть никто из представителей двух других групп не появится на этом суде. На нем не будет ни евреев, ни христиан. Этот факт подтверждается общим откровением Писания о конце настоящего века.
На этом суде не будет христиан, так как они уже пройдут свой особый суд перед судным престолом Христовым. На этом суде не будет евреев, так как в это время Израиль как нация уже переживет свой собственный суд, и все те евреи, которые переживут этот особый суд, примирятся с Богом, признав Иисуса Спасителем и Мессией.
Последние Божьи действования с Израилем в это время завершат исторический процесс судов, которыми Он судил их на протяжении почти четырех тысяч лет. Последующий суд над языческими народами отметит переход от исторического суда к суду вечному.
Суд над Израилем периода великой скорби
Рассматривая этот особый суд над Израилем, полезно отметить те два общих принципа, согласно которым Бог поступает с человечеством, в благословении и суде. Кратко их можно изложить следующим образом. Во-первых, принцип благословения: Бог обычно благословляет язычников через евреев, но евреев Он благословляет непосредственно. Во-вторых, принцип наказания: Бог обычно наказывает евреев через язычников, но язычников наказывает непосредственно.
Этими двумя принципами Бог будет руководствоваться и в Своих окончательных расчетах с человечеством.
Во-первых, в конце великой скорби Бог в последний раз осудит и накажет Израиль как нацию через язычников. Затем, когда суд над Израилем закончится, Сам Бог непосредственно осудит язычников. Последний суд над Израилем, после того как они вернутся как нация на свою собственную землю, описан у Иеремии 30:3-9:
Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею. И вот — те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. Так сказал Господь: голос смятения и ужаса слышим мы, а не мира. Спросите и рассудите: рождает ли мужчина? Почему же Я вижу у каждого мужчины руки на чреслах его, как у женщины в родах, и лица у всех бледные? О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, но будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.
Обратите внимание на порядок событий, о которых пророчествует Иеремия.
Во-первых, Бог приведет Израиль обратно на их землю.
Во-вторых, Израиль как нация переживет опасное и тяжелое время, самое тяжелое из всего того, что они перенесли раньше.
В-третьих, Сам Господь вмешается и выступит против чужеземцев — языческих врагов Израиля — и