Божье обеспечение служит на благо всего Тела Христова
Прежде чем мы расстанемся с вопросом, как Бог отвечает на наши нужды, мы должны отдать должное еще одному важному принципу: когда Бог заботится о нас, то смотрит на всех нас, как на единое целое. Бог не смотрит на нас, как на отдельных людей, но как на членов Своего единого Тела, связанных друг с другом сильными узами взаимной преданности и взаимного посвящения.
В 4-й главе Послания к Ефесянам, представив Христа как Главу Тела, Павел описывает, как Бог предусматривает функционирование этого Тела:
...из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Ефесянам 4:16
Павел подчеркивает здесь важность «связей», которые выполняют две функции: во-первых, они скрепляют Тело; во-вторых, они являются каналами обеспечения.
«Связи» представляют собой взаимоотношения между различными членами. Если они в порядке, то Божье обеспечение будет способно достичь всех членов Тела и ни один член не будет нуждаться. Но если «связи» действуют плохо, то есть члены Тела находятся в неправильных взаимоотношениях друг с другом или вообще не имеют взаимоотношений между собой, то отдельные части Тела Христова будут испытывать нужду. Это случается не потому, что Бог не в состоянии обеспечить, а потому что наши неправильные мотивы и не соответствующие Божьей воле взаимоотношения препятствуют тому, чтобы Его запасы достигли тех, кто нуждается.
В Ветхом Завете, когда Бог выводил Свой народ из Египта, Он учил его этому принципу весьма практичным образом. Два или три миллиона человек оказались в пустыне без привычных запасов пищи. Для удовлетворения их нужд Бог посылал им каждый день манну. Они должны были успеть собрать ее до восхода солнца, ибо она начинала таять при первых же лучах.
Норма, в которой нуждался каждый израильтянин, называлась «гомор». Случалось так, что кто-то собирал больше, чем один гомор, кто-то меньше. Но когда они делились друг с другом, то оказывалось, что у каждого было ровно столько, сколько было нужно — один гомор (Исх.16:14-18). Ясно, что Бог мог сделать так, чтобы каждый собирал столько, сколько ему нужно. Но Он поступил иначе, потому что хотел научить Свой народ ответственности друг за друга.
Этот принцип переносится и в Новый Завет. В 8-й главе 2-го Послания к Коринфянам Павел пишет об особом сборе, который он делал в церквях Македонии и Ахаии для бедствующих святых из Иудеи. Он объясняет коринфянам, что Бог равно заботится о различных частях Тела Христова, не ущемляя одних и не перегружая других.
Для того чтобы более наглядно показать работу этого принципа, Павел и приводит пример то, как Израиль делился манной в пустыне:
Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтоб была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; и кто – мало, не имел недостатка».
2 Коринфянам 8:13-15
Именно так и поступало собрание первых учеников в Иерусалиме после того, как на них сошел Дух Святой. В 4-й главе Книги Деяния Лука повествует:
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.Не было между ними никого нуждающегося; ибо все(!), которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.
Деяния 4:32-35
Отметим в этом отрывке три взаимосвязанных факта. Во-первых, «Апостолы... свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа». Во-вторых, «великая благодать была на всех их». В-третьих, «не было между ними никого нуждающегося». Слово Божье через свидетельство апостолов обеспечивало реальную, видимую благодать Божью среди верующих. Практическим же результатом хождения верой в слове Божьем было то, что все их нужды были удовлетворены. Весь Божий народ являлся примером постоянного свидетельства изобилия Его благодати во всех сферах их жизни.
Сегодняшний мир нуждается в подобном свидетельстве, чтобы ученики Христа были так связанных через веру во Христа со своим Господином и посвященны друг другу, что удовлетворялись бы все их нужды.
Заменителя веры нет
Наши взаимоотношения с Богом носят дву-сторонний характер. Писание подчеркивает важность обеих сторон. В позитивном смысле, как мы уже отметили, Бог изобилует Своей благодатью по отношению к нам на основании нашей веры. Но в негативном смысле Бог отвергает все иные пути приближения к Нему. Наиболее сильно эта истина выражена в Послании к Евреям:
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Евреям 11:6
Если бы нас спросили, что нам нужно сделать, чтобы угодить Богу, — немногие бы ответили так, как отвечает Писание. Чаще всего люди пытаются угодить Богу на основании всего, чего угодно, только не веры: нравственным поведением, добрыми делами, членством в церкви, пожертвованиями, молитвой или другими религиозными занятиями. Но без веры (доверия и верности Господу) все это неприемлемо в очах Божьих.Что бы мы ни делали, какими бы хорошими ни были наши мотивы, какими бы искренними или ревностными ни были мы сами — все это не может заменить веру. Без нее мы не можем угодить Богу. Это невозможно!
Каждый день мы оказываемся лицом к лицу с неизменным Божьим требованием: «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал...» Верить необходимо в две вещи. Во-первых, мы должны верить, что Бог есть. Большинство людей верит, что Бог существует, но этого самого по себе недостаточно. Мы также должны верить, что Бог воздает тем, кто ищет Его. Это переход от факта Божьего существования к Его природе. От нас требуется верить в то, что по Своей природе Бог является благим — Ему можно довериться и на Него можно положиться. Это устанавливает личные и прямые взаимоотношения между Богом и тем, кто верит.Верование в Бога подобным образом переносит нас за пределы просто учения или богословия.
В первой главе мы отметили, что вера связывает нас с двумя невидимыми реалиями: Богом и Его словом. Теперь нам нужно сделать еще один шаг. Конечной целью веры является никто иной, как Сам Бог.Верно, что мы верим в Слово Божье, но делаем мы это потому, что Его Слово — это продолжение Его Самого. Наше доверие Его Слову покоится на нашем доверии Ему, как Личности. Если мы когда-то перестанем верить Богу, мы, в конечном итоге, перестанем верить также и Его Слову. ПоэтомуИщите не благословений, а Благословляющего!
Очень важно понять, что просто верить в какую-то форму учения или богословия — это еще не все. Те, чья вера ограничивается только этим, никогда не познают ту полноту и богатство жизни, которые Бог предлагает нам. Божьей конечной целью являются непосредственные, близкие, личные взаимоотношения с Ним Самим. Они становятся как источником, так и целью нашей жизни, ее смыслом. Однажды установленные, эти взаимоотношения мотивируют, направляют и поддерживают все, что мы делаем.
Истолкованное таким образом пророчество Аввакума («праведный своею верою жив будет») свидетельствует нам: желание быть праведным перед Господом направляет нас не на символ веры или богословскую систему, но на личные, постоянные, всеобъемлющие реальные взаимоотношения с Самим Богом. Именно о таких взаимоотношениях говорит Давид в 22-м Псалме 1-м стихе:
Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться...
Давид не выстраивает богословскую теорию, — он описывает взаимоотношения. На основании этих взаимоотношений с Господом как с Пастырем, Который ведет его, он и утверждает: «я ни в чем не буду нуждаться, если Господь — мой Пастырь». Какое великолепное выражение абсолютной личной безопасности! На все нужды и ситуации есть ответ. Давид мог бы еще добавить другие слова, он мог бы сказать: «У меня не будет недостатка в деньгах или пище, или друзьях, или здоровье». Но это ограничило бы эффект его слов. «У меня всего будет достаточно» — лучше сказать нельзя, эта фраза не требует дополнений и является ответом на абсолютно все нужды.
Меня поражает то, как Писание выражает чрезвычайно глубокие истины самым простым языком. В древнееврейском оригинале во второй части 1-го стиха 22-го Псалма содержится только четыре слова. Тем не менее эти несколько коротких слов описывают такие глубокие и сильные взаимоотношения, которые охватывают любую нужду, которая может только возникнуть, — при жизни и после нее, в любых обстоятельствах, во времени и в вечности.