И все три дня Ташрки являются днями жертвоприношения»
( Иснад хадиса прерван).
Слово الْمَشْعَر аль-Маш’ар означает символ или знак. Муздалифа названа
аль-Маш’ар аль-Харам потому,что она находится на заповедной территории.
Является ли стоянка в долине Муздалифастолпом Хаджа, так что Хадж без неё не
действителен? Именно так считает группа учёных ас-Салаф и некоторые приверженцы
аш-Шафии, один из которых Куфаль ибн Хузайма. Или же это является обязанностью Хаджа (Ваджиб),за невыполнение которой следует принести искупление в виде жертвенного животного?Так считает аш-Шафии в одном из своих высказываний.Или же это просто предпочтительное действие (Мустахаб), как об этом сказали другие учёные?
Об этом мы упомянем подробнее в другой главе. Аллах знает лучше.
Слово Аллаха: ﴿وَاذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ﴾
Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь.
Аллах обращает внимание на то, что Он облагодетельствовал их тем,
что направил их на прямой путь, а также указал и разъяснил обряды Хаджа,
в том виде, в котором их совершал Ибрахим (мир ему). Именно поэтому Аллах сказал:
﴿وَإِن كُنتُمْ مِّن قَبْلِهِ لَمِنَ الضَّآلِّينَ﴾хотя прежде вы были одними из заблудших.
Было сказано: т.е. до прямого пути. Или до ниспослания Корана.
Или до прихода Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Все эти мнения близки по смыслу, правильны и взаимосвязаны.
Всевышний Аллах сказал:
ثُمَّ أَفِيضُواْ مِنْ حَيْثُ أَفَاضَ النَّاسُ وَاسْتَغْفِرُواْ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
(199) Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются остальные люди,
И молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.
В этом аяте продолжение повелений для тех,кто совершил стоянку в долине Арафат, затем двинулся в Муздалифу,и поминал Аллаха в аль-Маш’ар аль-Харам. Аллах повелел,чтобы стоянка происходила там, где останавливалась основная масса народа,а не там, где отдельно стояли курайшиты, ибо они не выходили за пределы заповедной территории, а стояли на её окраине. При этом они говорили, что они люди Аллаха в Его городе и хранители Его Дома.
В хадисе от Бухари говорится: Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах,
что (раньше) курайшиты и те, кто исповедовал их религию и кого называли истовыми,
(во время хаджжа) оставались в Муздалифе, тогда как все остальные арабы стояли на ‘Арафате, однако с возникновением Ислама Аллах велел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходить к ‘Арафату и стоять там, а потом уходить оттуда,
и на это (указывают) слова Всевышнего: ﴿مِنْ حَيْثُ أَفَاضَ النَّاسُ﴾
«Потом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди…»».
Подобный хадис передали: ибн Аббас, Муджахид, Ата, Катада, ас-Судди и другие учёные. Это повествование предпочёл ибн Джарир, и передал о единогласии в этом вопросе.
Имам Ахмад передаёт, что Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В день стояния на ‘Арафате у меня потерялся верблюд и я отправился
на его поиски, а когда увидел стоявшего на ‘Арафате Пророка,
(да благословит его Аллах и приветствует), то сказал (себе): «Клянусь Аллахом,
он ведь из числа ахмаситов[120], так что же он здесь делает?[121]»[122]
Этот хадис приводится в двух Сахихах от Мусы ибн Укба.
Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) считает, что الإفاضة в этом аяте означает выход как из Арафата, также из долины Муздалифа в долину Мина для бросания камней. Аллах знает лучше.
Ибн Джарир передаёт от ад-Даххака ибн Музахима мнение учёных,
что под людьми в аяте подразумевается Ибрахим (мир ему), другие считают,
что здесь имеется в виду Имам. Ибн Джарир сказал, что если бы не было единогласия
в другом мнении, то это было бы наиболее правильным. Аллах знает лучше.
Слово Аллаха: ﴿وَاسْتَغْفِرُواْ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾
И молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.
Очень часто Аллах повелевает поминать Его после завершения обрядов поклонения.
Нечто подобное приводится в хадисе от Муслима о том, что посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) после завершения молитвы просил прощения Аллаха трижды (произносил слово «АстагфируЛлах» - «Я прошу прощения Аллах.)
В двух Сахихах говорится,
что он предпочитал восхвалять (тахмид), прославлять(тасбих) и возвеличивать (такбир) Аллаха тридцать три раза[123] (СубханаЛлах, Альхамду Лиллях, Аллаху Акбар).
Ибн Джарир передаёт хадис от Аббаса ибн Мадариса ас-Сальми о том,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
просил прощения у Аллаха за свою Умму вечером дня Арафат.
Мы подробно описали в книге «аль-Азкар» поминания Аллаха в день Арафат.
Ибн Мардувайх приводит хадис аль-Бухари от Шиддада ибн Ауса,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«سَيِّدُ الْاِسْتِغْفَارِ أَنْ يَقُولَ الْعَبْدُ: اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي، لَا إِلهَ إِلَّا أَنْتَ،
خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ،
أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأَبُوءُ بِذَنْبِي، فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إلَّا أَنْتَ، مَنْ قَالَهَا فِي لَيْلَةٍ
فَمَاتَ فِي لَيْلَتِهِ دَخَلَ الْجَنَّــةَ، وَمَنْ قَالَهَا فِي يَوْمِهِ فَمَاتَ دَخَلَ الْجَنَّــة»
Господином обращений к Аллаху с мольбами о прощении являются (такие слова) раба(Его):Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни ва ана 'абду-кя, ва ана 'аля ‘ахди-кя ва ва’ди-кя ма-стата'ту. А'узу би-кя мин шарри ма сана'ту, абу'у ля-кя би-ни'мати-кя 'аляййа, ва абу'у би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!. «О Аллах, Ты — Господь мой, и нет бога, кроме Тебя; Ты создал меня, а я - Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!» Тот,
кто произнесёт (эти слова)днём, будучи убеждённым(в том, что он говорит), и умрёт