Прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе
Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование. (25:32-33)
Слово Аллаха: ﴿هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ﴾ Верное руководство для людей,
ясные доказательства верного руководства и различение – это восхваление Корана, который Аллах ниспослал в качестве руководства для сердец Его рабов, которые уверовали в него и последовали ему. ﴿وَبَيِّنَـاتٍ﴾ ясные доказательства – т.е. внятные явные признаки для тех, кто их понимает и размышляет над ними.Они указывают на истинность руководства Корана и здравого смысла в нём, противоречащего заблуждению. Руководства, которое разделяет между истинойи ложью, между запретным и дозволенным.
Некоторые праведные предки считали, нежелательным называть этот месяц просто
رَمَضَان Рамадан, ибо почтительнее будет называть его شَهْرُ رَمَضَانَ месяц Рамадан.
Слово Аллаха: ﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾
Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься.Этот аят обязывает всех заставших рождение этого месяца, тех, кто здоров и проживает у себя в стране, поститься этот месяц без исключения. Этот аят отменяет предыдущий аят, который дозволял не поститься здоровым людям, проживающим у себя в стране, взамен на выплату фидья (эквивалент кормления одного бедняка) за каждый день поста, о чём мы говорили ранее. После того,
как пост стал обязательным, Аллах упомянул снисхождение к больным и путникам,
которые должны восполнить пропущенный по этим уважительным причинам пост.
Аллах сказал: ﴿وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ﴾
А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время – т.е. при наличии болезни в теле, при которой пост затруднителен и вызывает боль, или в путешествии дозволительно не поститься. Дни, которые человек не постился в пути, ему следует возместить их в другое время. Здесь нужно рассмотреть некоторые вопросы.
Группа учёных считает, что тот, кто постился начало месяца Рамадан, будучи дома,
а затем отправился в поездку во время Рамадана, то ему следует поститься,ибо Аллах сказал: ﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься - т.е. путнику дозволительно не поститься, так как он не застал начало месяца в своей стране.
Это мнение не нашло поддержки среди других учёных.
Это мнение приводит Мухаммад ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли» от группы
сподвижников и их последователей, хотя это спорный вопрос. Аллах знает лучше.
Другая группа сподвижников и их последователей считает, что путнику обязательно не поститься в Рамадан, ибо Аллах сказал: ﴿فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ﴾ То пусть постится столько же дней в другое время. Однако наиболее правильным здесь является мнение большинства
о том, что в этом вопросе есть право выбора, а не категоричный приказ или запрет.
Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе
с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились,
ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим).
А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим).Здесь становится ямным дозволенность не поститься в пути,
т.к. сподвижники обязательно бы сделали замечания друг другу. Однако сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в таких случаях всегда постился.
В двух сахихах приводится хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах):
«Мы отправились в поездку с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в месяц Рамадан, была такая жара, что кое-кто из нас клал руку на голову от жары.
Никто из нас не постился кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Раваха».
Группа учёных, один из которых имам Шафии считает, что поститься в пути предпочтительнее, чем разговеться, ибо так поступал посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует). Другие учёные считают, что не поститься предпочтительнее,
т.к желательнее пользоваться льготами, предоставленными Аллахом.
Как-то у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует )
спросили по поводу поста в пути, и он ответил: «مَنْ أَفْطَرَ فَحَسَنٌ، وَمَنْ صَامَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْه»
«Кто постился, поступил хорошо, а тот кто не постился, нет на нём греха».
В другом хадисе говорится: «عَلَيْكُمْ بِرُخْصَةِ اللهِ الَّتِي رُخِّصَ لَكُم»
«Вам следует пользоваться льготами, дарованными вам Аллахом».
Передают, что Хамза б. Амр аль-Аслами рассказывал, что однажды он спросил:
«О, посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того,
чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом
с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Это – льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха»(Муслим).
Есть учёные, которые считают,что поститься и не поститься в пути одинаково дозволенно.
Так Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Хамза ибн Амр аль-Аслами сказал:
«О, посланник Аллаха, я очень много пощусь, я даже пощусь в пути», на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:«إِنْ شِئْتَ فَصُمْ، وَإِنْ شِئْتَ فَأَفْطِر»
«Если хочешь, постись, а если не хочешь не постись».
Есть мнение, что если пост затруднителен, то предпочтительнее не поститься.
Передают со слов Джабира, что во время одного из походов Пророк,
мир ему и благословение Аллаха, увидел толпу, в которой был человек, которого
прикрывали от солнца. Он спросил: «В чем дело?»Люди ответили: «Он постится».
Тогда он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «لَيْسَ مِنَ الْبِرِّ الصِّيَامُ فِي السَّفَر»
«Пост во время поездки не является добродетелью» (аль-Бухари и Муслим).
Восполнение поста: Следует ли возмещать пропущенные дни последовательно или дозволительно возмещать его по частям?Существует два мнения.
1) Следует возмещать пост последовательно,
также как следовало выполнять предписанный пост.
2) Непрерывность в возмещении поста не обязательна. Можно возмещать последовательно,
а можно возмещать частями. Это мнение большинства ранних и поздних учёных.
Это логично, т.к. предписанный пост нужно совершать своевременно и последовательно в определённый месяц. Но возмещение после Рамадана подразумевает под собой пост некое количество дней пропущенного поста. Поэтому Аллах сказал: ﴿فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ﴾