Сергий радонежский св
= Сергий Радонежский, чудотворец Живоначальныя Троицы: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Сергий чудотворец: ркп. XVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508.
( 2 упоминания.
( Исцеляет:людей от бельма; скот от всех несчастий.
(Память Сергия Радонежского (1315-1391) 25 сент.
УВАР СВ.
= Увар Христов мученик: дело ХVII в., Новомб. 06, 123; св. Уарей: б. м., Тих. Пам., 352-353.
( 2 упоминания.
( Исцеляет:людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
(Память муч. Оуара 19 окт.
СИСИНИЙ СВ.
= Препод. Сисиний: Арх. г., Ефим. 2, 205; ркп. XVIII в. из Костромы, Вин. 2, 7-8; Южн. Сибирь, Бусл., 1596-1597; св. отец Сисиний: Арх. г., Ефим. 2, 207-208; ркп. XVIII в. из Костромы, Вин. 2, 6-7; Новг. г., Попов, 239; ркп. нач. ХVIII в., Вохин, 490; Сибирь, Гром., 92; св. отец Сисиней: Яросл. г., Балов, 425-426; св. Сисений: Арх. г., Ефим. 2, 205-206; св. Сис±ний: дело XVIII в., Сибирь, Новомб. 07, 223; св. Сосиний: б. м., Забыл., 357; св. апостол Сизиний: б. м., Майк., 461-464; святы мученик Сисими: б. м., Тих. Пам., 351-352; св. Силиний:ркп. ХVII в., Забыл., 353-354; преп. отец Сосентий: Новг. г., Попов, 239.
( 17 упоминаний.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
("Сисиний - один из сорока мучеников, которые по церковному календарю отмечаются на 9 марта. В церковном предании о Сисинии нет ничего о способности его изгонять болезни. Между тем народная традиция прочно связывает с его именем целителя от лихорадок" (Громыко 1975, 94). Впрочем, как писал Е. А. Ляцкий, известно 9 Сисиниев, из которых 5 были святителями. Повлиявшими на заговорную традицию он считал трех из них, а заговорного Сисиния - контаминацией Сисиния, епископа лаодикийского, жившего в начале IV в., при Диоклетиане, и косвенно - Сисиния Кизического (Ляцкий 1893, 133-134). О предполагаемых источниках Сисиниевых текстов - магическом трактате "Testamentum Salomonis" (см. с. 77) и византийской легенде о Гило (Гилу), убийце детей, побежденной свв. братьями Сисинием и Сисинодором - см.: Мансветов 1881, Соколов 1888, Миллер 1896, Черепанова 1977. В. Н. Топоров полагает, что имя и образ в конечном счете восходят к Сисинию - преемнику основателя манихейства Мани (см.: Топоров 1993, 102-103). Сисенiи упомянут в опубликованной П. Сырку старинной молитве от трясавицы из украинского травника начала ХVII в. (Сырку, 12). "Лживые молитвы" от лихорадки с упоминанием Сисиния названы в древних списках отреченных книг.
( Ср. также св. Сусой в белорусском заговоре от лихорадки (Роман., 101).
ЛАЗАРЬ СВ., ЕГО СЕСТРЫ МАРИЯ, МАРФА И ПЕЛАГЕЯ (МАРИЯ, МАРИНА, МАГДАЛИНА)
= Лазарь: неоднократно в пинежских (Арх. о.) текстах, Аст., 70; святой бог Лазарь: Арх. о., Ив., 15; Волог. г., Попов, 235; Нижегор. г., Борис., 202; Лазарь четверодневный: Олон. г., Срезн. 13, 493; б. м., А. С., 117; убогий Лазарь: Арх. г., Ефим. 2, 202; Майк., 452-453; Лазарь и его три сестры: Калуж. г., Майк., 453; б. м., Сах., 22 (оба раза упоминаются известные из Писания сестры Лазаря Мария и Мaрфa, к которым, вероятно, ради фольклорной троичности и под влиянием имен звезд [см.: Звезды®] и подобных им персонажей, добавлена третья сестра по имени Пе/алагея); Мария, Марина, Магдале/ина, Лазаревы сестры: Арх. о., Ив., 22; Песк., 79; Марья, Магдалена, раба Божья, сестра Лазарева: Арх. о., Ив., 29 (то же: Сав., 169; Песк., 122); Мария, Магдалина, Лазоревы сестры: б. м., Харитонова 1988, 10; Лазарева суббота: Ворон. г., Майк., 453 (ср. Лазарева церковь®).
( Свыше 15 упоминаний.
( Имена сестер изменены не без влияния имени Марии Магдалины, а также имен звезд, с которыми они, возможно, связаны генетически; см.: Звезды®.
( Исцеляет:людей от зубной боли. Сестры исцеляют взрослого от ураза (рана, ушиб), младенца от переполоха (испуг, крик).
( Обычно - мотив диалога с мертвецом (Лазарем), у которого не болят зубы, не ломит кости.
( Лазарь, по евангельскому преданию, был воскрешен Христом в Вифании в субботу, названную его именем (накануне Вербного воскресенья); память св. Лазаря четверодневного 17 окт., Мария и Марфа поминаются церковью в неделю жен-мироносиц.
( Ср. также духовный стих "Лазарь убогий" (белорусская запись - Роман., 341-356).
АНТИПА СВ.
= Св. отец Антипа: б. м., А. С., 116; священномученик Христов Антипа: Костр. г., Вин. 1, 73; Олон. г., Майк., 471; святой священномученик Антипа: Волог. г., Попов, 235; Антипа зубной бох: Арх. г., Бог., 77; св. Антипий: Томск. г., Майк., 451 (дважды); преп. Антипий: б. м., Забыл., 364; Антип: б. м., Рыбн., 257-258; в заговоре с функцией защиты людей от черной болезни (чума?) из Новг. г. упомянут весенний праздник АнтипВодопол: Майк., 512 (ср. Антипа Иантипис®, Антипа месяц®, Антипий, брат месяца®).
( 10 упоминаний.
( Упомянут в канонической, литературной и разговорных формах.
( Исцеляет: людей от зубной боли.
( Мотив мертвеца, у которого не болят зубы.
( Память св. священномученика Антипы (( 92 г.) 11 апреля и августа. Ученик ап. Иоанна Богослова, епископ Пергамский.
( О его культе на Руси и зубных молитвах, связанных с его именем и весьма близких к рассмотренным нами заговорам, см.: Алмазов 1900, 484; Тихонравов 1863, т. 2, 356. Пример такой молитвы см.: Ганченко 1995, 251. Ср. народное прозвище Антипы "зубной целитель" и упоминание о нем в "Сказании, киим святым каковыя благодати от Бога даны..." (Щапов, 63).
( Ср. украинские сведения о том, что "святого мученика Антипа признают врачом от зубной боли" (Чубинский 1872, 172 [Чубинський 1995, т. 1, 177]); впрочем, в украинском заговоре "зобовим целителем" назван и Антоний: (Чубинский 1872, 125; Чубинський 1995, т. 1, 130).
ПАФНУТИЙ СВ.
= Преп. старец Пафнутий: б. м., Попов, 18; Сах. 24-25; св. отец Пафнутий: Тамб. г., Майк., 465-466; св. Пафнутий: б. м., Забыл., 357; Волог. г., Попов, 237.
( 5 упоминаний.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память преп. Пафнутия 15 февр., муч. Пафнутия - 25 сент.
(Ср. св. Пахнутия в украинском заговоре против лихорадок (Еф., 11) и св. Панхвилия в аналогичном белорусском тексте (Роман., 101).