Откуда возникает эта великая потребность оказывать помощь?

Потребность оказывать помощь идет из самой глуби­ны нашего существа, из той части нас, которая постоянно стремится к улучшению, добивается совершенства. В дейс­твительности мы уже являемся совершенными — но не осознаем этого. Мы считаем себя несовершенными, ибо судим о себе по внешности, по внешнему миру, по тому, что мы делаем и говорим, и по тому, что мы знаем. Мы верим больше своему интеллекту, своему низшему разуму, чем БОГУ.

Наш внутренний БОГ хочет нам помочь осознать со­вершенство человека, осознать существующего в каждом из нас БОГА. Всегда, когда нам хочется оказать кому-то помощь, этот человек отражает ту часть нас самих, кото­рой мы хотим помочь. К сожалению, если мы обращаем все свое внимание на то, чтобы оказывать помощь другим, и при этом забываем о той части себя, которая переживает то же самое, то мы рискуем прожить всю жизнь, помогая другим, да так и не решить своей внутренней проблемы. Мы хотим помогать потому, что знаем, что живем на Земле, чтобы помочь себе самим.

Лучше всего было бы помогать другим, не забывая при этом, что некоторые части нашего существа по-прежнему нуждаются в помощи. Между прочим, именно поэтому мы лучше всего преподаем то, что наиболее важно было бы усвоить самим. Когда кто-то обращается к нам за сове­том, мы нередко даем ему такой совет, которым бы хотели воспользоваться в собственной жизни. Но мы не отдаем себе отчета в этом, не всегда это понимаем; вот почему так велика необходимость все большего осознания. Процесс идет автоматически: помогая самим себе, мы все меньше и меньше будем нуждаться в людях, которые отражают страдающие части нашей души.

Не явился ли мой образ мыслей причиной того, что у меня родился ребенок с тяжелыми физическими недостатками?

Думать, что ты обладаешь способностью вызывать фи­зический недостаток у другого человека, есть большая са­монадеянность. Ни один человек не обладает такой спо­собностью. Я очень часто встречаюсь с родителями, в час­тности с матерями, которые чувствуют себя ответствен­ными за физический недостаток их ребенка. На самом деле они чувствуют себя виноватыми, поскольку не знако­мы с законом ответственности.

Ваш пример идеально подходит для разъяснения поня­тия ответственности. Ваша ответственность как родителя заключается в том, чтобы взять на себя последствия при­нятых вами решений. Вы приняли решение родить ребен­ка, в таком случае, как вы себе представляете последствия этого решения? Что вы можете сделать из того, что в ва­ших силах, для этого ребенка? Он имеет физический не­достаток не по вашей вине. Таков был выбор этой души, сделанный еще до рождения. Сделать то, что в ваших си­лах, означает любить его, принять его, дать ему право пе­режить свой физический недостаток, с тем, чтобы он усвоил жизненные уроки, за которыми и пришел с этим физи­ческим недостатком. Возможно, этот физический недос­таток и не понадобится ему до конца дней. А возможно, и понадобится, но это уже касается только его самого.

Для некоторых родителей очень мучительно жить с ребенком, имеющим физический недостаток. Любить се­бя — это также принимать свои пределы. Один из родите­лей или оба вправе сказать себе: «Я не могу оставить в семье этого ребенка. Я слишком сильно страдаю, или это для меня невозможно в материальном или физическом пла­не. Я помещаю его в место, где, думаю, ему будет хорошо». Любите его, как только вы можете, и следуйте за ним в его жизненном выборе, это все, чего требует от вас жизнь.

Некоторые считают, что их опасение относительно то­го, что у них родится ребенок с физическим недостатком, фактически и явилось причиной появления этого недос­татка. Нет, физический недостаток у ребенка появился не из-за возникшего у родителя опасения. Возможно, это бы­ло всего лишь предчувствие. Если часть вас не может при­нять этот физический недостаток, то это идеальный слу­чай для того, чтобы научиться любить человека с этим недостатком, то есть научиться позволить ему быть тем, кто он есть. Человека делает несчастным не то, что он имеет физический или умственный недостаток. Существу­ет множество здоровых и в то же время несчастных людей. Вам остается лишь принять выбор, сделанный вашим ребенком, поскольку вы не можете всего понять. Трудно понять разумом, почему душе необходимы некоторые жизненные уроки. Некоторые вещи оказываются выше человеческого понимания и рационального анализа.

Вы уже говорили, что ощущать себя винова­тым — самый великий источник кармы. Что вы хотели этим сказать?

Карма есть проявление закона причины и следствия. В соответствии с этим законом, любой человек пожинает то, что сеет. Поскольку это духовный закон, то он действует только в отношении того, что было посеяно от нас, от нашей сущности, а не во внешнем мире. Это означает, что мы пожинаем в зависимости от нашей мотивации, а не в зависимости от совершенного действия или сказанного слова. Все возвращается к нам. Жизнь — словно большой круг. Все, что выходит из нас, пробегает по этому кругу и возвращается к нам. Чувствуя себя виновными, мы авто­матически обвиняем себя в проступке. Мы являемся твор­цами своей жизни, своими судьями, и если уж объявляем себя виновными, то, независимо от того, справедлив ли приговор, должны соответствующим образом наказать себя.

Рассмотрим такой пример: мать ослабляет присмотр за ребенком, чтобы пойти ответить на телефонный звонок, ребенок выбегает на улицу, где его сбивает машина. Эта мать может чувствовать себя виноватой и казнить себя всю оставшуюся жизнь. Она создаст себе таким образом необходимость вернуться на Землю, чтобы заплатить за то, что считает своей ошибкой. В будущей жизни она вполне может оказаться ребенком, с которым произойдет несчастный случай из-за рассеянности или недосмотра ма­тери. И только прощая свою мать, эта душа сможет нако­нец освободить себя от всякого чувства вины, ибо таким способом она прощает себе то, что сделала, когда сама была матерью.

Зачем создавать необходимость еще одной жизни и продлевать тем самым свое время пребывания на Земле? У этой матери есть выбор: простить себя фазу же, зная в глубине души, что она никогда не хотела причинить зло своему ребенку. Кто знает, может быть, ее ребенок завер­шил то, что ему было предназначено в этой жизни, и из­брал такую смерть для возвращения в свой настоящий дом, в мир бестелесных душ.

Вселяет надежду то, что в наше время основная часть нашей кармы уничтожается в течение одной жизни. Я так­же заметила, что чем мы сознательнее, тем раньше пожи­наем то, что посеяли. Например, мы можем осуждать и обвинять кого-то — и быть судимыми кем-то другим за то же самое иногда в тот же или на следующий день.

Виноват ли я или несу ответственность за свою болезнь?

Болезнь является прямым следствием того, что проис­ходит внутри вас. Она проявляется, чтобы помочь вам повысить свой уровень сознания. Вы не виноваты, по­скольку у вас не было сознательного желания навредить самому себе. Скорее, вы несете ответственность за свою реакцию на эту болезнь. Действительно, наша ответствен­ность как человека заключается в том, чтобы использовать все, что с нами происходит, все, что нас окружает, в качес­тве инструментов, предоставленных в наше распоряже­ние, чтобы мы стали сознательнее. Достигнутая таким об­разом открытость сознания помогает нам усовершенство­вать себя, приблизиться к Источнику, то есть к нашему внутреннему БОГУ.

Как маленький ребенок может нести ответствен­ность за свою болезнь, особенно в грудном возрас­те, когда он не может пожинать то, чего у него еще и времени не было посеять?

Мы должны помнить, что, даже если душа имеет новое тело, это не означает, что она не может быть старой. Если вы всю неделю носите новую одежду, это ведь не означает, что ваш возраст тот же, что и у этой одежды, правда? Это относится и к человеку. Тело — одежда души, ее оболочка, ее носитель для передвижения в физическом мире.

Когда болеет младенец или маленький ребенок, особен­но если болезнь тяжелая, это часто связано с пережитыми в прошлой жизни травмами, ответственность за которые решила возложить на себя душа перед своим отбытием в нынешнюю жизнь. Возьмем в качестве примера человека, который принимает жизнь очень близко к сердцу и уми­рает от сердечного приступа. Если он не принял эту смерть и не желает даже в астральном мире признать, что причи­ной его сердечного приступа был его образ жизни, то у него имеются все шансы на то, чтобы в своем будущем рождении вернуться на Землю с пороком сердца. Он будет вынужден снова жить, придерживаясь тех же принципов, принимать все близко к сердцу, до тех пор пока наконец не осознает, что ему не хватает любви к самому себе. Это может быть обусловлено и решением, принятым в заро­дышевом состоянии или при рождении.

Или возьмем другой пример. Во время регрессии в за­родышевое состояние одна из моих пациенток увидела себя находящейся в больнице в возрасте примерно пят­надцати дней, лежащей на правом боку в своей детской кроватке. С самого своего рождения она была разочарова­на поведением находящихся рядом с ней взрослых и гово­рила себе, что она совершила ошибку, решив так быстро вернуться на Землю. Она хотела бы снова возвратиться в мир душ, где ей было лучше. Она отказывалась есть и медленно умирала. Вокруг нее суетились медсестры и ее родители, они были очень взволнованы и беспокоились, выживет ли она. Так как ей не нравилось то, что она слы­шала, она решила больше не слушать разговоры взрослых. Поскольку она лежала на правом ухе, она блокировала левое ухо, чтобы больше ничего не слышать. В этот мо­мент она оглохла на левое ухо. В эту минуту в палату вошел врач; он очень нежно взял ее в свои большие уютные руки и сказал присутствующим: «Довольно, хватит стонать! Этот ребенок будет жить». Почувствовав исходящую от этого врача большую любовь и нежность, она решила жить. В момент ее регрессии этой даме было около трид­цати лет, и она все еще была глухой на левое ухо. Врачи всегда говорили ей, что у нее это от рождения. В результате осознания она стала ощущать в левом ухе легкие потрес­кивания, свидетельствующие о пробуждении уха.

Как видите, жизнь — это гораздо больше, чем то, что мы можем воспринимать физическими чувствами, поэто­му так важно пробудиться и открыться навстречу новому.

Какой самый лучший совет можно дать тому, кто хочет выбраться из трудного положения?

Во-первых, убедитесь в том, что этот человек действи­тельно хочет получить совет, чтобы выбраться из трудно­го положения. Я часто слышу от людей, как им хочется выбраться, выпутаться из каких-то неприятностей. Когда я их спрашиваю, что же они решили сделать, они отвеча­ют: «Да что тут поделаешь!» Так что, когда кто-то говорит вам, что хочет выбраться из трудного положения, спроси­те его, какими средствами он решил этого достичь, и уже затем поддержите его. Скажите ему, что это прекрасно, даже если, по вашему мнению, он выбрал не лучшее реше­ние. Не так уж важно, какое средство используется: чело­век, по крайней мере, действует. Предпринимая какие-то действия, он увеличивает свои шансы выбраться из труд­ного положения. Главное правило — все время следуйте за человеком в том направлении, которое он решил выбрать. Если он выглядит совершенно растерянным и не имеет понятия, с чего начать, вы можете спросить у него: «Хо­чешь совета, как выбраться из трудного положения7. Хо­чешь, я скажу тебе, с чего бы я начал?» Если он действитель­но хочет выпутаться, то с удовольствием примет ваши советы.

На работе на мне лежит большой груз ответс­твенности. Я возглавляю управление, в котором работают 30 служащих. И передо мной поставле­ны конкретные задачи. Я должен постоянно конт­ролировать выполнение этих задач. Как я могу быть ответственным за такое количество слу­жащих, не испытывая при этом стресса и не счи­тая это тяжелой ношей?

Во-первых, необходимо проверить, есть ли у вас четкое обязательство по отношению к своему начальнику. Взяли ли вы на себя явное обязательство выполнить одну или несколько задач в конкретный срок? Реально ли выполне­ние этих задач? И если вы не выполните поставленные перед вами задачи, каковы будут последствия? Готовы ли вы взять на себя за них ответственность? Имея с самого начала четкое обязательство по отношению к начальнику, вы можете впоследствии, поняв, что взяли на себя слиш­ком много, внести поправки с тем, чтобы изменить либо последствия, либо поставленные задачи.

С другой стороны, прежде чем взять на себя обязатель­ство по выполнению конкретной задачи, нужно прове­рить, сможет ли вас поддержать в этом коллектив. Если вы что-то обещаете, не зная при этом, смогут ли вам помочь ваши сотрудники, то, вероятно, вы слишком поспешно взяли на себя обязательство или переступили свои преде­лы. Этим и можно объяснить, почему вы сегодня считаете свою работу тяжелой ношей. Если с самого начала ваши пределы известны, проведите встречу со всеми вашими сотрудниками и спросите их, реально ли брать на себя такое-то обязательство. Убедитесь, что каждый из них обязуется выполнить свою часть, и вместе решите, каким образом вы сможете достичь поставленной цели.

После того как каждый взял на себя личное обязатель­ство, четко и конкретно укажите, что ожидает того, кто не выполнит взятое на себя обязательство. Может быть, это будет понижение зарплаты или даже потеря должности. Главное, чтобы ситуация была ясной. Именно этого часто недостает в трудовом коллективе: конкретных обяза­тельств, открытого общения и уверенности в осуществи­мости решаемых задач. Когда все работают ради общего дела, общение между людьми нормальное, то и работать гораздо легче.

Если вы считаете ситуацию слишком трудной, то это, скорее всего, из-за того, что вы берете на себя помимо своих еще и обязательства сотрудников. Вы не видели, какие личные обязательства они берут на себя, какую от­ветственность несут они за взятые ими обязательства. Постарайтесь не взваливать себе на плечи столько обяза­тельств. Будьте добрее к себе, меньше требуйте от себя. И в вашей жизни будет гораздо больше радости.

Как мать, я чувствую себя ответственной за то, чтобы хорошо кормить детей, потому что счи­таю, что они еще слишком малы, чтобы самим за­ботиться о своем здоровье. У меня трое детей в возрасте от четырех до девяти лет. Не считаете ли вы, что эта ответственность лежит на мне?

Вы не несете прямой ответственности за здоровье сво­их детей. Как мать, вы должны отвечать за последствия того, что вы родили детей, — то есть следить за их матери­альными потребностями, помогать им в учебе, передавать им свои знания, давать им любовь, и все это в той мере, которая вам по силам. С другой стороны, вы не можете знать заранее, каковы будут результаты. Вы можете гото­вить самые лучшие в мире блюда, но поскольку здоровье лишь на 5—10% зависит от пищи, то у ваших детей все-та­ки могут возникать проблемы со здоровьем.

Возьмем пример ребенка, который все время принима­ет здоровую и сбалансированную пищу. Ему дают вкусную еду, но часто он ест из-за страха не понравиться своей матери или в разгар семейной ссоры. Ребенку, который ест все, переживая при этом множество эмоций и страхов, будет нелегко переваривать пищу, так как эмоции и мен­тальные страхи оказывают отрицательное воздействие на усвоение самой вкусной еды. Гораздо важнее для вас уточ­нить с каждым из них их потребности.

Каждый человек знает свои потребности. Он знает, когда хочет есть, когда не хочет есть и что он хочет есть. Внимательно ознакомившись с потребностями ваших де­тей, вы накормите их счастьем, и это будет гораздо важнее для их здоровья. Вы должны доверять своим детям. Они не дураки. Они знают свои потребности и могут сами за­ниматься собой, причем намного лучше, чем вы думаете.

Подробнее об этом вы сможете прочитать в другой книжке, которая будет посвящена проблеме питания.

Я считаю, что рожать детей — большая ответс­твенность. Это даже можно назвать пожизнен­ным договором. Когда я думаю, что могу причи­нить им страдания, мне становится плохо. Что мне нужно сделать, чтобы думать по-другому?

Изменить свои верования. Во-первых, когда вы прини­маете решение обзавестись ребенком, то при этом вы не должны думать, что несете ответственность за его счастье. Вашей первой мотивацией должно быть стремление дать возможность душе вернуться, чтобы воплотиться. Это — дарение себя. Затем, для продолжения роста необходимо научиться любить эту душу, которая выбрала вас. Иметь ребенка — это добровольное обязательство. Поэтому вы должны быть готовой взять на себя обязательство нести за него юридическую ответственность до восемнадцатилет­него возраста. Это означает, что вы обязуетесь оказывать ему поддержку в его материальных потребностях, а не по­такать всем его капризам.

На уровне бытия вы не можете взять на себя обязатель­ство по удовлетворению всех его потребностей. Если вы хотите поддерживать с ним хорошие отношения и чтобы он поддерживал с вами хорошие отношения, то следует делать прямо противоположное тому, во что вы веруете. Вы должны сказать ему, по возможности еще в раннем возрасте, что вы не можете быть счастливой или несчаст­ной вместо него.

Если я разрешу своей дочери-подростку гулять поз­дно вечером и она вдруг забеременеет или при­страстится к наркотикам, я буду чувствовать се­бя виноватым. Что мне делать? Может быть, я слишком властный отец?

Между нами, скажите положа руку на сердце: вы дейс­твительно верите в то, что ваша дочь может забеременеть, или принимать наркотики только поздно вечером? Вы прекрасно знаете, что в ваших словах нет никакой логики. ' Тем не менее, поскольку вы ощущаете себя виноватым, советую вам откровенно поговорить об этом с дочерью. Поделитесь с ней своими переживаниями. Осознайте так­же, что ваше чувство вины возникает из-за того, что вы неправильно понимаете ответственность. Отец не несет ответственности за решения, принимаемые дочерью. Но поскольку она еще несовершеннолетняя, то вы несете за нее юридическую ответственность.

Спросите у дочери, подумала ли она о последствиях, за которые ей придется отвечать, если она вдруг заберемене­ет или станет принимать наркотики. Скажите ей, до како­го времени вы готовы разрешать ей гулять и каковы ваши пределы. Затем вам остается только довериться жизни и знать, что, что бы ни случилось, у всего всегда есть хоро­шая сторона. У вас теперь есть возможность выбрать лю­бовь, а не страх.

Что происходит с человеком, если он виноват, но не отдает себе в этом отчета и не считает себя виноватым? Будет ли он наказан? Пожнет ли он то, что посеял?

Законы распространяются на всех независимо от того, верим ли мы в них или нет. Например, если кто-то проез­жает на красный свет и говорит полицейскому, что ему неведом закон или что он в него не верит, этот джигит все равно схлопочет штраф. Точно так же обстоит дело с ду­ховными законами — законом кармы или законом при­чины и следствия. Если человек знает, что нарушает закон, и все же сознательно совершает правонарушение — нап­ример ворует, — он пожнет воровство в том или ином виде, даже если не чувствует себя виноватым.

Именно в тот момент, когда его обворуют (украдут не обязательно то, что он украл), он поймет, чувствовал ли он себя виноватым в своем воровстве или только заставлял себя верить, что он этого не сознавал. Если он не принима­ет то, что его обворовали, если считает, что это нехорошо, то тем самым признает тот факт, что он знает, что воро­вать — нехорошо. Он таким образом показывает, что об­виняет себя в том, что совершил воровство; но это обви­нение было так надежно вытеснено в бессознательное, что ему удалось поверить, что его и вовсе нет. В действитель­ности же закон причины и следствия для того и существу­ет, чтобы помочь нам осознать происходящее в глубине нашей души.

Однако необходимо помнить, что мы пожинаем в за­висимости от нашей мотивации, а не от совершенного действия. Если человек ворует еду, чтобы выжить, то его намерение отличается от намерения того, кто ворует прос­то потому, что ему лень зарабатывать себе на жизнь.

В моей семье я занимаюсь всем: домом, закупкой продуктов, детьми, их воспитанием, их образова­нием. Не понимаю, почему всем этим должна зани­маться только я. Мой муж говорит, что когда женщина занимается всем, то это — в порядке ве­щей. Но ведь и он несет за это ответственность, не так ли?

Это зависит от обязательств, которые вы вместе взяли на себя до рождения детей. Обсуждали ли вы последствия появления в вашей семье детей? Кто их хотел? Предполо­жим, что вы очень хотели иметь детей, но ваш муж сказал вам: «Я не хочу заводить детей, но если это так важно для тебя, то ладно. Ты можешь завести детей, я не против, поскольку ты будешь ими заниматься». Если между вами была достигнута такая договоренность, то, следовательно, вам и надлежит сегодня отвечать за ее последствия.

Однако мне кажется, что между вами не было конкрет­ного разговора на эту тему, как это, впрочем, бывает в большинстве семей. Один из супругов говорит: «Наверное, настало время завести ребенка». А другой отвечает: «Очень хорошо. Я согласен {согласна)». Решение принято, причем никто не взял на себя конкретного обязательства. Обяза­тельство — это определенное устное или письменное обе­щание. Принимали ли сообща решение завести ребенка? И когда это делали, поднимался ли вопрос о том, кто будет заниматься его воспитанием, учебой, вставать ночью, ког­да он болеет, менять ему пеленки, когда он еще малень­кий?

Конечно, это — детали, но детали важные; будучи кон­кретизированы, они позволяют избежать проблем обще­ния между супругами. В качестве родителя вы берете на себя обязательство заботиться о своем ребенке до восем­надцатилетнего возраста, как это предусмотрено челове­ческими законами. В зависимости от своих верований и ценностей, вы можете даже взять на себя обязательство заботиться о нем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Вы вместе должны определять последствия, вытекающие из вашего статуса родителей.

Вы должны действовать аналогичным образом и в том, что касается распределения повседневных домашних за­бот. Все более и более актуальной становится необходимость того, чтобы супружеские пары научились не только брать на себя обязательства, но и конкретизировать детали этих обязательств. Каждый должен осознать свои преде­лы, чтобы потом у него не возникало чувство, что задачи распределены несправедливо.

Мой муж и сын тяжело просыпаются по утрам. Я должна будить их по нескольку раз. Кончается тем, что я криком поднимаю их с постели, чтобы муж не опоздал на работу, а сын — в школу. Что мне делать, чтобы не чувствовать себя ответс­твенной за их опоздание?

Во-первых, это не ваша ответственность, а во-вторых, вам необходимо возложить на них самих эту ответствен­ность, сказав им, что отныне они будут отвечать за послед­ствия сделанного ими выбора. В настоящее время они сде­лали выбор слать по утрам, а вы решили отвечать за пос­ледствия их выбора, боясь того, что с ними может прои­зойти. Когда им самим придется отвечать за последствия своего выбора, они, несомненно, увидят, что цена, кото­рую придется платить, слишком высока, и станут вести себя иначе.

Здесь важно, однако, брали ли вы на себя обязательство следить за тем, чтобы они поднимались вовремя. Давали ли вы подобное обещание мужу и сыну? Если нет, то, зна­чит, не было никакого обязательства, следовательно, вы и не должны брать на себя эту заботу. Если вы все-таки гото­вы будить их—по крайней мере один раз, — можете сказать им следующее: «Ну, хорошо, я готова это делать, но только один раз. Если вы сразу же не встанете, то сами будете отвечать за последствия». Ваш сын должен будет отвечать за свое опоздание в школу, а муж — за свое опоз­дание на работу.

Но, может быть, вы уже сейчас говорите себе: «Но ведь и я почувствую последствия этого! Если мой муж потеряет работу, у нас будет меньше денег, а если мой сын будет отчислен из школы, что я буду делать с ними обоими дома? Я тоже работаю и не могу сидеть с ними дома». В общем, вы заранее принимаете решение о том, что, может быть, никогда и не произойдет. Напротив, если ваше опасение обоснованно, объяснитесь с мужем. Спросите у него: «Что мы будем делать, если ты постоянно будешь опазды­вать на работу и тебя уволят? Я боюсь такой возможнос­ти. Согласна, что, быть может, это плод моего воображе­ния, но тем не менее я за это переживаю. Что тогда будет? Хочу тебе сказать, что я не готова лишать себя некото­рых вещей только из-за того, что ты потеряешь работу по этой причине».

Проделайте то же самое со своим сыном. Скажите ему: «Что ты будешь делать, если тебя исключат из школы? Я не могу оставаться дома, чтобы заниматься тобой, если ты перестанешь ходить в школу. Ты готов согласиться с тем, что нам придется искать другую школу, которая, может быть, будет расположена гораздо дальше от нашего дома? Это означает, что тебе придется вставать еще раньше, чтобы успевать на автобус. Не рассчитывай на то, что я буду раньше вставать и отвозить тебя на нашей машине. Может быть, тебе придется даже пойти в школу другого типа. Я вовсе не готова отвечать за последствия твоего выбора только потому, что ты не хочешь взять на себя ответственность». Очень важно внести во все пол­ную ясность, уметь общаться с членами своей семьи, объяснить свои опасения, свои страхи, даже если они мни­мые. Давно пора вам научиться утверждать себя, а не тер­петь. Ведь насколько проще и приятнее, когда все ясно.

Когда я, мать семейства, позволяю детям брать на себя ответственность, у меня возникает чувс­тво, что я — безразличная мать, которой напле­вать на своих детей. Боюсь, что они также будут судить обо мне, когда повзрослеют. В чем причина этого страха?

Прежде всего, попросите ваших детей дать вам свое определение безразличия. Вот мое определение: безраз­личный человек—это человек, которого ничего не волну­ет, который ничего не чувствует и которого не трогают другие. Вы действительно считаете себя безразличной ма­терью? Вы правда в это верите? Учить своих детей брать на себя ответственность —это самый лучший подарок, кото­рый вы можете им сделать, самое прекрасное наследство, которое вы можете им завещать.

Безразличная мать сказала бы своим детям: «С сегод­няшнего дня я хочу, чтобы вы стали ответственными людьми, то есть чтобы вы самостоятельно принимали свои решения. Решайте, как хотите, делайте, что вам угодно, возвращайтесь домой, когда вам вздумается, ходите в школу, если вам это нравится, ешьте, что хотите, я умываю руки. Это ваши решения, и вы будете отвечать за их последствия». Но это означает впасть в другую край­ность.

Мать же, которая учит своих детей брать на себя ответ­ственность, продолжает руководить ими, давать им сове­ты и рекомендовать им то, что, по ее мнению, будет им полезно, добавляя при этом: «Я вам даю самое лучшее от самой себя, от того, что я знаю и во что я верю. Теперь вам предстоит самостоятельно принимать решения. Вы сво­бодны принимать решения относительно своей учебы, сво­его питания, своей одежды и своего будущего». Важно, что­бы ваши дети чувствовали, что вы беспокоитесь за их счастье, что вы интересуетесь ими и их благополучием.

Если они изберут путь страданий, с которым вы не согласны, то вы здесь ни при чем. Вы можете им выразить свое несогласие, свою печаль, свое огорчение, но всегда делайте это без ожиданий. Они не смогут считать вас без­различной. Напротив, они почувствуют вашу искренность и с радостью примут пространство и свободу, которые вы им предлагаете. Однако помните, что то, что вы называете путем страданий, не обязательно является таковым для них. Благодаря вашему опыту они естественным образом будут придерживаться понятия ответственности, а это — важнейшее условие построения счастливой жизни.

У меня есть друг, он собирается разводиться и чув­ствует себя очень виноватым. Чем я могу ему по­мочь?

Прежде всего, выясните, желает ли он получить по­мощь. Если да, то скажите ему о вашем новом понятии чувства вины. Помогите ему выяснить, действительно ли он виноват, собирается ли он нанести ущерб другому или же он просто выражает свои пределы по отношению к трудностям, которые испытывает в супружеской жизни. Объясните ему, что нарушение своих пределов ради того, чтобы сделать приятное кому-то другому, противоречит любви к самому себе. Вы можете таким образом помочь ему простить самого себя. Если же он не нуждается в ва­шей помощи, вы должны уважать его желание и согла­ситься с тем, что это — его жизнь, а не ваша.

Хотелось бы узнать, чему я могу научиться у моей матери. Она заставляет меня переживать эмо­ции — в том смысле, что всегда мне противоре­чит. Она негативно настроена и всегда говорит, что мне не удастся добиться успеха в начатом деле.

Судя по вашему вопросу, я вижу, что вы обвиняете свою мать в ваших собственных эмоциях. Еще раз подчер­киваю, человек не может нести ответственность за чьи бы то ни было эмоции. Только вы несете ответственность за свои эмоции, то есть за свою реакцию на слова или дела вашей матери. Вы можете не быть согласны с тем, что она вам говорит, но важно, чтобы вы чувствовали, что она действует, как ей кажется, от всего сердца. Она не умеет быть позитивной. Для нее это, может быть, лучшее средс­тво заставить вас двигаться вперед, развиваться.

Многие родители пользуются подобным негативным подходом, думая, что тем самым они добьются положи­тельных результатов. Это печально, поскольку крайне неэффективно. Возможно, у вашей матери так мало уве­ренности в себе, она настолько боится неудачи, что никог­да бы не осмелилась взяться за осуществление проекта, к которому приступаете вы. Она слишком сильно обиделась бы на себя за неудачу и, кроме того, за то, что разочарова­лась в самой себе. Чтобы уберечь вас от разочарований, она подавляет в вас желание что-либо делать еще до того, как вы за это принялись. Она действует таким образом, чтобы лучше подготовить вас к принятию возможной не­удачи.

Какой бы ни была ее мотивация, вы должны оконча­тельно научиться принимать ее такой, какая она есть. Вы спрашиваете у меня: «Чему я могу научиться?» Да просто любить мать, придерживающуюся такого взгляда, прояв­лять к ней больше сочувствия, глубже осознавать ее страх, ' ее опасения или ее страдание. Для этого важно советовать­ся, разговаривать с ней, спрашивать, как она себя чувству­ет, как бы она себя ощущала, если бы делала то же, что и вы. Боялась бы она неудачи? Надеется ли она в глубине души, что вы добьетесь успеха, или же страдает при мыс­ли, что вас может постичь разочарование? Поговорите с ней и внимательно выслушайте ее. Она вас ни в чем не обвиняет. Она выражает только то, что думает. Обрати­тесь к своему сердцу, чтобы почувствовать свою мать, а не слушайте разум, который заставляет вас думать, что она вас не любит.

Если мы сами принимаем свои решения и несем от­ветственность за свои действия, то как вы объяс­няете уничтожение одного человека другим, напри­мер, гибель пешехода в результате автомобильной катастрофы или смерть пятидесяти человек в ре­зультате взрыва и т. п. Кто здесь принимает ре­шение и о чем?

Вопрос не в том, кто принимает решение и о чем. Все является составной частью общего плана, который осу­ществляется в соответствии с законом притяжения, или законом причины и следствия. Если у человека случились неполадки с автомобилем и он сбивает пешехода, то это не бывает следствием чистой случайности. Причастные к этому делу люди, семьи пострадавших, а также свидетели автомобильной катастрофы будут реагировать по-разно­му, в зависимости от своего восприятия этого события и в зависимости от того, кто они сами. Каждый человек несет ответственность за свое восприятие и свою реакцию.

Таким образом, человек, который несет ответствен­ность за это, то есть человек, явившийся причиной аварии, не обязательно виновен в смерти пешехода. Он не принимал заранее решения: «Пожалуй, сегодня я кого-ни­будь убью». Он не хотел сознательно причинить кому-либо страдания. Может быть, его признают виновным по чело­веческому закону, но человеческий закон занимается лишь общей стороной. Человек основывается на восприятии жизни, вытекающем из его низшего разума, интеллекта. Поэтому мы часто ограниченно понимаем то, что воспри­нимаем физическими чувствами, то есть зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. Из-за этого-то человечес­кие законы и оказываются ошибочными.

Важнейшим же является закон сердца, то есть то, что происходит внутри нас, в духовной сфере. Ответствен­ность, которая лежит на человеке, убившем в автомобиль­ной катастрофе другого человека, заключается в том, как он переживет последствия этого события. Примет ли он решение считать себя виноватым и корить себя за это всю оставшуюся жизнь? Простое обвинение себя в том, в чем он действительно не виноват, может оказаться достаточ­ным, чтобы притянуть к себе неприятные происшествия, через которые он пытается наказать себя.

А пешеход? Может быть, таким образом он выбрал этого человека и эту ситуацию, чтобы уйти. Когда мы за­вершили все, что нам предстояло сделать в этой жизни с выбранным телом и в выбранном окружении, мы должны покинуть планету, чтобы посмотреть на все со стороны и подготовить свое будущее возвращение. Кто может ска­зать, что такой час не пробил для этого пешехода? Об этом невозможно знать, и бесполезно ломать себе голову, пыта­ясь это понять. Лучше отказаться от дальнейших попыток суждения и принять действительность такой, какая она есть. Скажите себе: «Что же мне теперь со всем этим делать?» Человек, из-за которого произошел несчастный случай, может спросить себя: «Использую ли я этот нес­частный случай для самоуничтожения, ненавидя и неспра­ведливо осуждая себя, или же я использую его для того, что­бы принять себя, дать себе право пережить такой опыт и перестать несправедливо осуждать себя?» Выбирая лю­бовь, а не чувство вины, этот человек очень быстро узнает, что ему следовало извлечь и почерпнуть из этого опыта.

Что касается взрыва, унесшего жизни 50 человек, как и в случае авиакатастрофы, в которой погибло 350 человек, то все эти «несчастные случаи» вовсе не случайны, но явля­ются составной частью общего плана. Все эти люди оказа­лись там именно в тот момент, когда произошел взрыв. У них у всех было назначено свидание с собой, на которое не следовало опаздывать. Те, кто имел с ними отношения в эмоциональном плане, обычно сильнее всего переживают этот опыт. Их ответственность заключается в том, чтобы пережить эту реальность, используя ее для того, чтобы научиться больше любить, а не злобствовать в адрес того или тех, по чьей вине произошел взрыв. Абсолютно все, что происходит, является составной частью общего плана. Это не означает, что нам следует оставаться равнодушны­ми к несчастным случаям. Выбирая любовь, приятие, мы проявляем сострадание, но не переживаем эмоции. Какой прекрасный образ жизни!

Моя супруга ходит на работу. Она никогда не люби­ла заниматься домашними делами, я это знаю и всегда это знал. Я тоже хожу на работу. С тех пор, как мы поженились, на меня постоянно ложится поддержание порядка в доме. Мне это начинает на­доедать. Мы оба ходим на работу, и как мне ей втолковать, что за поддержание чистоты в доме она несет такую же ответственность, как и я?

Взяли ли вы на себя четкое обязательство, прежде чем приняли решение о совместной жизни? Может быть, вы взяли на себя обязательство заниматься домашними дела­ми, сказав ей, например: «Никаких проблем. Я займусь этим? А теперь отвечаете за последствия принятого вами решения. Однако если в настоящее время это стало для вас слишком трудным, необходимо сказать об этом вашей супруге. Спросите у нее, не хочет ли она найти вместе с вами подходящее для обоих решение. Возможно, вы мо­жете нанять кого-нибудь со стороны для уборки дома?

Напротив, если обязательство не было конкретным и вы полагали, что сможете после того, как поженитесь, из­менить ее позицию по этому вопросу, то, значит, вы поз­волили себе решать за нее. Никто не может, не посовето­вавшись, принимать решения за кого-то другого.

Наши рекомендации