Действия (мубах), разрешен, на что указывает хадис, приведенный Ахмадом и ат-Тирмизи от
Бурайды, а также Абу Даудом: «Одна женщина сказала: "О посланник Аллаха! Я дала обет ударить в
бубны над твоей головой". Он сказал: "Исполни свой обет"» (Абу Дауд (3312), Ахмад 5/353 и 356;
Хороший хадис).
Всевышний сказал: «Аллах не взыскивает с вас за празднословие в ваших клятвах, но
Взыскивает с вас за то, что вы связываете себя клятвами. Искупление этого — накормить
Десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить
Раба. А кто не найдет, тому поститься три дня. Это — искупление ваших клятв, которыми вы
поклялись. Охраняйте же клятвы ваши!» (Трапеза, 89).
ЧЯРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ОДИНАДЦАТОЙ
Насколько же хорошо, что данная глава следует за предыдущей, в которой говорилось о
Конечной цели — великом ширке, тогда как в этой излагаются пути, непосредственно к нему
Ведущие. Место, в котором мушрики делают жертвоприношения своим божествам, приобщая их к
Аллаху, становится одним из языческих капищ. Отсюда вытекает, что если мусульманин сделает свое
Жертвоприношение в этом же месте, хотя бы и обращая жертвоприношение к Аллаху, он уподобится
Мушрикам и станет их соучастником на этом капище. А как известно, внешнее соответствие влечет за
Собой внутреннее, в результате чего человек склоняется к мушрикам.
Именно по этой причине Законодатель запретил уподобляться неверным в их обрядах, обычаях,
Одеждах, а также во всем том, что им присуще. Цель этого заключается в том, чтобы даже чисто
Формально и внешне мусульмане не походили на них, ибо это непосредственно приводит к
Склонению к ним и подчинению им.
Чтобы избежать запрещенного уподобления, запрещено даже совершение дополнительных
Намазов в то время, когда мушрики поклоняются и совершают Намазы не Аллаху.
Глава 12
ПОСВЯЩЕНИЕ СВОЕГО ОБЕТА НЕ АЛЛАХУ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Необходимость быть верным данному обету.
Если доказано, что обет является обрядом поклонения, то его обращение не к Аллаху, а к чему-
Либо другому, является ширком.
Нельзя исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху.
Всевышний Аллах сказал:
«Они исполняют свои обеты* и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» (Человек, 7).
Он сказал также:
«И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах
знает о том. И нет у несправедливых помощников!» (Корова, 270).
*Ар-Рафии в своем труде «Шарх аль-Минхадж» сказал: «Цель дающего обет для машхадов
Святых шейхов или в местах, в которых жил или которые посещал святой праведник, — и это
Является главной и истинной целью — возвеличивание этого места, машхада, мечети, или
Возвеличивание того, кто похоронен там, кому это место приписано или ради кого оно воздвигнуто.
Данный обет является недействительным и неразрешенным. Эти люди убеждены в том, что эти места
Являются особенными, полагая, что они могут отводить несчастья и приносить благоденствие. Давая
Обет, они просят излечения от болезней: они дают обет даже камням, когда слышат, что «к нему
Прислонился праведный раб». Они дают могилам обеты зажечь на них светильник, свечи или масло, и
Говорят: «Наш обет был принят могилой такого-то или местом такого-то», — имея в виду желанное
Исцеление больного, приезд отсутствующего, безопасность имущества и иные метафорические обеты.
Подобный обет, без сомнения, является недействительным и тщетным.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал:
Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет
Ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться. (Аль-Бухари 11/504, 508, Ахмад 6/36, Абу Дауд
(3289), ат-Тирмизи (1526), ан-Насаи 7/17, Ибн Маджа (2126).
Глава 13
ИСКАТЬ ПОКРОВИТЕЛЯ НЕ У АЛЛАХА
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аята 6 из суры «Джинны».
2. Искать покровительства у джиннов является ширком*.
Это подтверждается и приведенным хадисом, который ученые-богословы использовали в
Качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются Его творением, потому что
Испрашивать покровительства у создания Аллаха является ширком.
Преимущество этой молитвы, несмотря на ее краткость.
Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не
Свидетельствует об отсутствии в этом ширка.
*Всевышний сказал: «А если нисходит на тебя наваждение от Шайтана, то прибегай к
покровительству Аллаха, ведь Он — Слышащий, Мудрый!» (Разъяснены, 36). Искать
Покровительства Аллаха от зла, созданного Им и окружающего нас, является одним из важнейших
Видов поклонения. Таким образом, обращение его к кому-либо, кроме Него, является великим
Ширком.
Всевышний Аллах сказал:
«...Были в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из джиннов, а
они только увеличивали грех их»* (Джинны, 6).
*В Коране употреблено слово «рахак» (от глагола «архака» — отягчать, угнетать, давить). Абу
Аль-Алийа, ар-Раби' ибн Анас и Зейд ибн Аслам сказали, что это слово означает «страх», а Ибн Аббас
И Катада сказали, что оно означает «грех».
Ибн Касир сказал: «Джинны видели, что у них есть превосходство над людьми, так как они
Искали покровительства у них, когда останавливались в долине, безлюдном месте в пустыне и т. п.,