Действия (мубах), разрешен, на что указывает хадис, приведенный Ахмадом и ат-Тирмизи от

Бурайды, а также Абу Даудом: «Одна женщина сказала: "О посланник Аллаха! Я дала обет ударить в

бубны над твоей головой". Он сказал: "Исполни свой обет"» (Абу Дауд (3312), Ахмад 5/353 и 356;

Хороший хадис).

Всевышний сказал: «Аллах не взыскивает с вас за празднословие в ваших клятвах, но

Взыскивает с вас за то, что вы связываете себя клятвами. Искупление этого — накормить

Десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить

Раба. А кто не найдет, тому поститься три дня. Это — искупление ваших клятв, которыми вы

поклялись. Охраняйте же клятвы ваши!» (Трапеза, 89).

ЧЯРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ОДИНАДЦАТОЙ

Насколько же хорошо, что данная глава следует за предыдущей, в которой говорилось о

Конечной цели — великом ширке, тогда как в этой излагаются пути, непосредственно к нему

Ведущие. Место, в котором мушрики делают жертвоприношения своим божествам, приобщая их к

Аллаху, становится одним из языческих капищ. Отсюда вытекает, что если мусульманин сделает свое

Жертвоприношение в этом же месте, хотя бы и обращая жертвоприношение к Аллаху, он уподобится

Мушрикам и станет их соучастником на этом капище. А как известно, внешнее соответствие влечет за

Собой внутреннее, в результате чего человек склоняется к мушрикам.

Именно по этой причине Законодатель запретил уподобляться неверным в их обрядах, обычаях,

Одеждах, а также во всем том, что им присуще. Цель этого заключается в том, чтобы даже чисто

Формально и внешне мусульмане не походили на них, ибо это непосредственно приводит к

Склонению к ним и подчинению им.

Чтобы избежать запрещенного уподобления, запрещено даже совершение дополнительных

Намазов в то время, когда мушрики поклоняются и совершают Намазы не Аллаху.

Глава 12

ПОСВЯЩЕНИЕ СВОЕГО ОБЕТА НЕ АЛЛАХУ

ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Необходимость быть верным данному обету.

Если доказано, что обет является обрядом поклонения, то его обращение не к Аллаху, а к чему-

Либо другому, является ширком.

Нельзя исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху.

Всевышний Аллах сказал:

«Они исполняют свои обеты* и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» (Человек, 7).

Он сказал также:

«И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах

знает о том. И нет у несправедливых помощников!» (Корова, 270).

*Ар-Рафии в своем труде «Шарх аль-Минхадж» сказал: «Цель дающего обет для машхадов

Святых шейхов или в местах, в которых жил или которые посещал святой праведник, — и это

Является главной и истинной целью — возвеличивание этого места, машхада, мечети, или

Возвеличивание того, кто похоронен там, кому это место приписано или ради кого оно воздвигнуто.

Данный обет является недействительным и неразрешенным. Эти люди убеждены в том, что эти места

Являются особенными, полагая, что они могут отводить несчастья и приносить благоденствие. Давая

Обет, они просят излечения от болезней: они дают обет даже камням, когда слышат, что «к нему

Прислонился праведный раб». Они дают могилам обеты зажечь на них светильник, свечи или масло, и

Говорят: «Наш обет был принят могилой такого-то или местом такого-то», — имея в виду желанное

Исцеление больного, приезд отсутствующего, безопасность имущества и иные метафорические обеты.

Подобный обет, без сомнения, является недействительным и тщетным.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит

его Аллах и приветствует, сказал:

Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет

Ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться. (Аль-Бухари 11/504, 508, Ахмад 6/36, Абу Дауд

(3289), ат-Тирмизи (1526), ан-Насаи 7/17, Ибн Маджа (2126).

Глава 13

ИСКАТЬ ПОКРОВИТЕЛЯ НЕ У АЛЛАХА

ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл аята 6 из суры «Джинны».

2. Искать покровительства у джиннов является ширком*.

Это подтверждается и приведенным хадисом, который ученые-богословы использовали в

Качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются Его творением, потому что

Испрашивать покровительства у создания Аллаха является ширком.

Преимущество этой молитвы, несмотря на ее краткость.

Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не

Свидетельствует об отсутствии в этом ширка.

*Всевышний сказал: «А если нисходит на тебя наваждение от Шайтана, то прибегай к

покровительству Аллаха, ведь Он — Слышащий, Мудрый!» (Разъяснены, 36). Искать

Покровительства Аллаха от зла, созданного Им и окружающего нас, является одним из важнейших

Видов поклонения. Таким образом, обращение его к кому-либо, кроме Него, является великим

Ширком.

Всевышний Аллах сказал:

«...Были в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из джиннов, а

они только увеличивали грех их»* (Джинны, 6).

*В Коране употреблено слово «рахак» (от глагола «архака» — отягчать, угнетать, давить). Абу

Аль-Алийа, ар-Раби' ибн Анас и Зейд ибн Аслам сказали, что это слово означает «страх», а Ибн Аббас

И Катада сказали, что оно означает «грех».

Ибн Касир сказал: «Джинны видели, что у них есть превосходство над людьми, так как они

Искали покровительства у них, когда останавливались в долине, безлюдном месте в пустыне и т. п.,

Наши рекомендации