Относительно которой они разошлись во мнениях
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«نَحْنُ الآخِرُونَ الْأَوَّلُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، نَحْنُ أَوَّلُ النَّاسِ دُخُولًا الْجَنَّــةَ،
بَيْدَ أَنَّهُم أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِنا وأُوتِينَاهُ مِن بَعْدِهِمْ، فَهَداَنا اللهُ لِمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ مِنَ الْحَقَّ بِإِذْنِهِ،
فَهَذَا الْيَوْمُ الَّذِي اخْتَلَفُوا فِيهِ فَهَدَانَا اللهُ لَهُ، فَالنَّاسُ لَنَا فِيهِ تَبَعٌ، فَغدًا لِلْيَهُودِ، وَبَعْدَ غَدٍ لِلنَّصَارَى»
«Мы последние (из общин по хронологии), но первый(из них)в Судный день.
И мы первые из людей, кто войдёт в рай, не смотря на то, что Аллах даровал им писание до нас, а нам после них. Однако Аллах по своей воле наставил нас к истине, относитель но которой они разошлись во мнениях. Аллах наставил нас относительно дня, по поводу которого они разошлись во мнениях (пятницы)Люди следуют за нами, ведь завтра(суббота)день иудеев,а послезавтра(воскресенье)день христиан[136]».
Ибн Уахб передаёт, что Абдур-Рахман ибн Аслам ибн Зайд сообщил
от своего отца по поводу аята: ﴿فَهَدَى اللَّهُ الَّذِينَ ءَامَنُواْ لِمَا اخْتَلَفُواْ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ بِإِذْنِهِ﴾
Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине,
относительно которой они разошлись во мнениях – они разошлись во мнениях
по поводу выходного, иудеи взяли субботу,а христиане – воскресенье, а Умму Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах направил на пятницу. Они разошлись во мнениях по поводу Киблы, христиане взяли направление на восток, а иудеи на Иерусалим,
а Умму Мухаммада Аллах направил на Каабу. Они разошлись во мнениях по поводу молитвы: некоторые из них совершают поясной поклон, но не совершают земной поклон, некоторые из них совершают земной поклон, но не совершают поясной поклон, некоторые из них разговаривают на молитве, а другие молятся на ходу. Однако Аллах направил Умму Мухаммада к истине (по поводу молитвы). Они разошлись во мнениях по поводу поста: некоторые из них совершают пост лишь часть дня, а другие воздерживаются лишь от некоторых продуктов, Аллах же направил Умму Мухаммада к истине в этом вопросе.
Они разошлись во мнениях по поводу Ибрахима (мир ему): иудеи сказали, что он был иудеем, христиане сказали, что он был христианином, однако Аллах сделал его ханифом (единобожником) мусульманином, и направил Умму Мухаммада к истине относительно его.
Они разошлись во мнениях по поводу Исы (мир ему): иудеи обвинили его во лжи,
и оклеветали его мать, а христианине сделали из него божество и сыном бога.
Аллах же сделал его Своим духом и словом, и направил Умму Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует, к истине относительно его.
Слово Аллаха: ﴿بِإِذْنِهِ﴾ по Своей воле
– по Своему знанию о них и о том, к чему Он их направил
В соответствии с ибн Джариром
﴿وَاللَّهُ يَهْدِى مَن يَشَآءُ﴾ Аллах наставляет кого пожелает– т.е. из Своих творений.
﴿إِلَى صِرَطٍ مُّسْتَقِيمٍ﴾ на прямой путь - Ему принадлежит полная мудрость и все аргументы.
В Сахихе аль-Бухари приводится хадис от Аиши
(да будет доволен ею Аллах) о том, что когда посланник Аллаха ,да благословит его Аллах
и приветствует, вставал на ночное бдение в молитве, он возводил следующую мольбу:
«اللَّهُمَّ ربَّ جِبْرَائِيلَ وَمِيكَائِيلَ وَإِسْرَافِيلَ، فَاطِرَ السَّموَاتِ وَالْأَرْضِ، عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، أَنْتَ تَحْكُمُ بيْنَ عِبَادِكَ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ، اهْدِنِي لِمَا اخْتُلِفَ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ بِإِذْنِكَ، إِنَّكَ تَهْدِي مَنْ تَشَاءُ إِلى صِرَاطٍ مُسْتَقِيم»
«О Боже, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли,
Знающий сокровенное и явное. Ты будешь судить о том, в чем расходились между
Собой Твои рабы. Укажи мне путь к тому, в чем я, по соизволению Твоему,
Отклоняюсь от истины, поистине, Ты выводишь на прямой путь кого пожелаешь»
А также произносил следующие слова:
«اللَّهُمَّ أَرِنَا الْحَقَّ حَقًّا، وَارْزُقْنَا اتِّبَاعَهُ، وَأَرِنَا الْبَاطِلَ بَاطِلًا، وَارْزُقْنَا اجْتنِاَبَهُ،
وَلَا تَجْعَلْهُ مُلْتَبِسًا عَلَيْنَا فَنَضِلَّ، وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا»
«О, Боже, покажи истину как истину, и дай нам следовать ей, а также покажи
Нам ложь ложью, дай нам сторониться её. Не сделай её облачающей нас,
Так чтобы мы сбились. И сделай нас лидерами для богобоязненных».
Аллах сказал далее:
أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تَدْخُلُواْ الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُم مَّثَلُ الَّذِينَ خَلَوْاْ مِن قَبْلِكُم مَّسَّتْهُمُ الْبَأْسَآءُ وَالضَّرَّآءُ وَزُلْزِلُواْ حَتَّى
يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللَّهِ أَلاَ إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ
(214) Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка.
Всевышний Аллах говорит: ﴿أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تَدْخُلُواْ الْجَنَّةَ ﴾
Или вы полагали, что войдете в Рай – прежде, чем вас проверят и испытают,
как это было сделано с теми, кто был раньше вас из общин?
﴿وَلَمَّا يَأْتِكُم مَّثَلُ الَّذِينَ خَلَوْاْ مِن قَبْلِكُم مَّسَّتْهُمُ الْبَأْسَآءُ وَالضَّرَّآءُ﴾ Не испытав того,
Что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни
– болезни, эпидемии, бедствия и невзгоды.
Ибн Масуд, ибн Аббас, Абу аль-Алия, Муджахид,
Саид ибн Джубайр,Муррах аль-Химдани, аль-Хасан,
Катада, ад-Даххак,ар-Раби ибн Анас и Мукатиль ибн Хаййан сказали
الْبَأْسَآءُ - нищет الضَّرَّآءُ- болезни ﴿وَزُلْزِلُواْ﴾ Они переживали такие потрясения
– от страха к врагу, они были так сильно испытаны,
как говорится в достоверном хадисе от Хаббаба ибн Арита (да будет доволен им Аллах):
(Однажды,) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали
жаловаться ему[137], говоря: “Не попросишь ли ты помощи для нас?
Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?” (В ответ на это) он сказал:
«إِنَّ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ كَانَ أَحَدُهُمْ يُوضَعُ الْمِنْشَارُ عَلى مَفْرَقِ رَأْسِهِ فَيَخْلُصُ إِلى قَدَمَيْهِ لَا يَصْرِفُهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ، وَيُمْشَطُ بِأَمْشَاطِ الْحَدِيدِ مَا بَيْنَ لَحْمِهِ وَعَظْمِهِ، لَا يَصْرِفُهُ ذلِكَ عَنْ دِينِه».
“Среди живших до вас бывало так, что человека[138] хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову, и распиливали его надвое и раздирали его мясо железными гребнями, проникавшими глубже костей, (однако и)это не(могло заставить) его отречься от своей религии!Затем он сказал:
«وَاللهِ لَيُتِمَّنَّ اللهُ هَذَا الْأَمْرَ حَتَّى يَسِيرَ الرَّاكِبُ مِنْ صَنْعَاءَ إلى حَضْرَمَوْتَ،
لَا يَخَافُ إِلَّا اللهَ وَالذِّئْبَ عَلى غَنَمِهِ، وَلَكِنَّــكُمْ قَوْمٌ تَسْتَعْجِلُون»
Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело[139] к завершению, и (будет так, что)всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого,
кроме Аллаха и волка для своих овец, но вы (слишком) торопитесь!” (Аль-Бухари[140])
Всевышний Аллах сказал также:
الم أَحَسِبَ النَّاسُ أَنْ يُتْرَكُوا أَنْ يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ
وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ