Практическая иллюстрация

Позвольте проиллюстрировать, чтобы я мог пояснить проблему, потому что желательно добиться четкого пони­мания.

Предположим, что эгоический Луч у А является Лучом Любви или Мудрости, а Лучом его низшего «я» является Пя­тый Луч, Луч Конкретного Знания. В прошлых жизнях А демонстрировал любовь и достиг реального прогресса в методе синтетического Луча, методе расшире­ния. Он обрел богатство любви и с достаточной легкостью расширя­ет свое сознание, включая в него необходимую часть того, что его окружает. 21] Однако, хотя он и обладает сред­него уровня умом, ему не хватает той стабилизирующей вибра­ции, что свойственна Пятому Лучу. У него нет способ­ности к концентрации, которая обязательно приводит к ре­зультатам, и он нуждается в понимании базовой основы явлений, прежде чем сможет мудро и безопасно продвигаться дальше. Муд­рый наставник в предвидении этой необходимости исполь­зует метод расширения, присущий эгоическому Лучу, и при­меняет его для расширения ментального тела. Благодаря мудро примененному методу, он использует способность к расширению через любовь (которая до сих пор использовалась лишь для того, чтобы включать в себя других), чтобы однонаправленное усилие точно так же расширялось с целью обретения большего знания. После чего каждое усилие в личностной жизни может, очевидно (в одном конкретном воплощении) посвящаться наработке научного подхода и развитию ума. Несведущему наблюдателю может показаться, что интел­лектуальный прогресс имеет первостепенное значение; все же, несмотря ни на что, работа продолжается, как того же­лает внутренний водитель, и только последующая жизнь демонстрирует мудрость эгоического выбора.

Благодаря сочетанию методов Второго Луча с практической работой по Пятому Лучу достигается интеллектуальное расширение. Прояснил ли я данный вопрос? Я добиваюсь ясности, так как тема медитации является жизненно важной для мно­гих.

Итак, после вдумчивого размышления становится по­нятно: чем больше человек знает, тем меньше он судит. Человек может быть хорошо развитым в аспекте любви, од­нако в каком-то воплощении этот аспект может временно бездействовать и направление развития самым явным образом может быть чисто интеллектуальным. Сдержанность в оценках — вот лучший способ действия для мудрого наблюдателя, поскольку он еще не обладает ни внутренним видением, чтобы видеть цвет, ни оккультным слышанием, чтобы распознавать ноту.

22]

Июня 1920

Кармическое состояние тройственного человека

Сегодня сейчас в рамках «Методов медитации» обсудим карми­ческое состояние тройственного человека и его место в эво­люции. Это наш третий пункт, имеющий важное значение для определения метода, подходящего индивидууму. К настоящему моменту мы рассмотрели значение медита­ции; затем мы кратко коснулись роли эгоического Луча при определении этого метода, подняв вопрос, на который до сих пор мало обращалось внимания, а именно, что в дей­ствительности целью медитации является посте­пенный разлом, разрушение и распад эгоического те­ла. Для каждого Луча, как мы убедились, требуется свой процесс. Далее мы обсудили функцию личностного Луча в соединении с эгоическим Лучом и выяснили, что при должном учете обоих факторов возможно разумное предписание метода.

Теперь рассмотрим более подробно фактор времени. Карма и время — в большей мере синонимы, чем это зача­стую осознается. Оккультная медитация и рабо­та освобождения индивидуума от каузального тела могут начать осуществляться только по достижении некоторой точки эволюции, когда каузальное тело (благодаря своему содержимому) обладает определенной весомостью и его объ­ем отвечает специфическим требованиям. Весь этот про­цесс подчиняется Закону, а не обусловлен, как часто считают, исключительно устремленностью и возвышен­ным желанием. Тщательно обдумайте эту фразу о карми­ческом состоянии тройственного человека и его месте на лестнице эволюции. О чем я только что говорил? Три фактора пред­ставлены вашему вниманию:

23]

а. Точка эволюции.

б. Весомость каузального тела.

в. Размер и объем каузального тела.

Позднее мы с вами разберем тему ментального плана и трех его высших подпланов, которые являются планами Эго. Мы обсудим положение каузального тела на этих планах и связь каузального тела с другими телами на этих же пла­нах. В данном письме я касаюсь лишь трех указанных пунктов. Следовательно, я имею дело с самим каузальным телом, с эгоическим сознанием и его отношением к низше­му «я». Позднее я перейду к тому же сознанию на его со­бственном плане и его отношению к другим Эго и к Иерар­хии. Четко уясните, что моя главная тема сейчас — это раз­витие эгоического сознания внутри Личности. Не путай­те их друг с другом. Можно сформулировать по-другому: я перейду к связи Высшего «Я» с троичным низшим челове­ком и ее постепенному усилению благодаря медитации. Та­кое усиление обусловливается тремя вышеупомянутыми факторами. Рассмотрим их по порядку.

Точка эволюции

Жизнь эволюционирующей личности может быть раз­бита на пять периодов. Нам, в конце концов, суждена пятис­тупенчатая эволюция, и жизнь человека (как человеческого существа, до получения пятого Посвящения) может рассматриваться как совокупность пяти последовательных ступеней, каждая из которых определяется состоянием внутреннего Пламени Духа. С точки зрения нашей оккуль­тной планетарной Иерархии, как уже упоминалось, мы оцениваемся по своей светимости.

Первый период прогресса начинается с момента, ког­да животный человек становится сознающей сущностью, 24] человеческим существом, и заканчивается с началом сознательного функционирования эмоционального тела, или когда эмоции начинают играть первостепенную роль. Он соответствует лемурийской и раннеатлантической эпо­хам. Во время этого периода человек поляризован в своем физическом теле и учится подчиняться контролю своего тела желания, тела чувств и эмоций. У него нет никаких иных устремлений, кроме как потворствовать удоволь­ствиям тела; он живет ради своей физической природы, не имея никаких мыслей о чем-либо более высоком. Этот период соответствует возрасту ребенка от одного до семи лет. В это время наблюдающие Наставники расы видят внутреннее Пламя как крошечную точку, и поляризация имеет место в постоянном атоме физического плана. Ника­кого внимания Наставников не требуется, так как работу выполняет инстинктивная сила, присущая Высшему «Я», и движущая сила эволюции ведёт все к совершенству.

Второй период охватывает стадию развития, когда местом поляризации становится эмоциональное тело и развиваются желания низшего ума. Этот период аналогичен позднеатлантической эпохе. Желания уже не чисто физические, поскольку ум начинает оказывать свое влияние; это напоминает действие дрожжей, вызывающее движение и подъем массы теста. Человек осознаёт смутные желания, не связанные с его физическим телом; он способен глубоко любить своих наставников и ведущих, более мудрых, чем он сам; cпособен к горячей нерассуждающей преданности тем, кто его окружает, и к такой же дикой безрассудной ненависти, поскольку ему недостает равновесия, которое достигается с помощью ума, сбалансированности как результата ментальной деятельности. Он страдает от крайностей.

Местом поляризации является теперь эмоциональный постоянный атом, и (по достижении этой точки развития) свет воздействует на оба атома, 25] познавшие поляриза­цию: эмоциональный и физический. Хочу пояснить, что на этой стадии ментальной единице не ведома сила поляризации, она присуща эмоциональному атому, структура которого в результате этого полностью изменяется. Расположение электронов внутри ато­ма, подвергшегося поляризации, имеет иную геометричес­кую форму, чем та, что присуща электронам атомов, еще не испытавших этот процесс. Таково влияние жизни Эго, воздействующего на материю атома и вызывающего различ­ные перестановки и дифференциации, не наблюдаемые в неполяризованном атоме. Это сложный и трудный пред­мет.

Данный период аналогичен жизни ребенка от семи до четырнадцати лет или тому периоду, когда подростковый возраст проходит и ребенок взрослеет. Взросление является результатом эмоциональной и физической поляризации. Сейчас легко достигается выравнивание между физичес­ким и эмоциональным телами. Проблема в том, чтобы вы­ровнять оба тела с ментальным телом, а позднее с эгоическим те­лом.

Для наблюдающих Водителей расы внутреннее Пламя, или Свет, представляется слегка возросшим, но еще столь малым, что его можно не учитывать. Чтобы слова не вводили в заблуждение, поясним: мы можем видеть, что в первом периоде освещается физический атом, а сейчас, во втором периоде так же освещен и эмоциональный атом, — это сигнал для Наставников, что работа движется. Весь этот процесс охва­тывает гигантский период времени, поскольку прогресс на этой стадии невероятно медленный. Ссылка на атланти­ческую и лемурийскую расы была сделана лишь для того, чтобы проследить аналогию в содержании, а не аналогию во времени.

С началом третьего периода наступает самая важная стадия в развитии человека, стадия, 26] на которой раз­вивается ум, а поляризующая жизнь смещается в ментальную единицу. Если изъясняться в масштабе Солнечной сис­темы и рассматривать человечество как единицу и все постоянные атомы людей — как молекулы соответствующе­го космического атома, то работа к настоящему моменту продвинулась до такой степени, что на место физической поляризации пришла эмоциональная. Не ра­нее седьмого цикла более объемлющего цикла, не ранее на­чала обскурации, или удаления, системы, ее выхода из проявления, косми­ческий ментальный атом в теле Логоса достигнет поляри­зации. Здесь и там индивидуумы, как единицы, доводят эту работу до конца, являя тем самым надежду для всех.

Этот период соответствует возрасту между четырнадца­тью и двадцатью восемью годами. Он более длительный, так как многое должно быть сделано. Два атома испытали поляризацию, и она смещается к следующему. Это средняя точка. В наше время свет освещает три атома (составляющие треугольник личности). Но фокус все больше сдвигается к ментальной единице, и эгоическое тело постепенно расши­ряется, принимая должные размеры.

Человек обладает контролем над физическим телом, которое с каждой жизнью становится все более совершенным; он имеет тело желаний, которое отвечает более утонченным требованиям (отметьте оккультную значимость этого слова); ему ведомы радости интеллекта, и он выстраивает все более адекватное ментальное тело; его желания обращены к высокому, а не к низкому, и трансмутируются в устремление, — сначала в ус­тремление к ценностям ума, потом к тому, что является бо­лее абстрактным и синтетическим. Внутреннее эгоическое Пламя, или Свет, теперь излучается из внутреннего центра на периферию, озаряя каузальное тело и демонстрируя го­рение. Для наблюдающей Иерархии очевидно, что божественный огонь исходит, распространяется и излучается 27] из каузального тела, и что Эго становится все более сознательным на своем плане и все более заинтересованным – через постоянные атомы – в жизни Личности. Физический мозг Личности еще не осведомлен о разнице между врожденной ментальной способностью и направленным воздействием внутреннего Эго, но назревает время перемен, и эволюция движется быстрее. Приближа­ется четвертый период. Сейчас я должен высказать преду­преждение. Все это проходит не поэтапно, если можно так выразиться. Процесс развивается по законам большой сис­темы, с постоянным перекрыванием и параллельным осу­ществлением этапов, обусловленными Лучом Духа, или Монады, циклическими изменениями, разнооб­разием астрологических сил, воздействующих зачастую из неведомых космических центров на пульсирующую жизнь внутри атомов...

Четвертый период — тот, в котором завершается коор­динация Личности; человек приходит в себя (как это сде­лал блудный сын в дальней стороне) и говорит: «Встану, пой­ду к Отцу моему». Это результат первой медитации. Три постоянных атома функционируют, и человек является ак­тивным, чувствующим, мыслящим существом. Он завер­шает личностную жизнь и начинает сознательно сме­щать свою поляризацию от личностной жизни к эгоичес­кой. Он встает на Путь Ученичества или Испытания, или близок к нему. Он начинает работу трансмутации, он на­пряженно, мучительно и осторожно заставляет свое сознание подниматься вверх и расширяться согласно своей воле; он решает любой ценой доминировать и функционировать вполне свободным на трех низших планах; он сознает, что Эго должно иметь совершенное выражение — физическое, эмоциональное и ментальное, — и потому ценой бесконечных усилий форми­рует необходимый канал. Он привлекает внимание Настав­ников. 28] Как же он это делает? Каузальное тело начи­нает излучать внутренний свет. Оно выстроено до такой степени, что стало достаточно тонким и прозрачным, и там, где осуществляется контакт между Эго и Триадой, воз­никает точка Пламени... Свет уже не под сосудом, он внезапно вспыхивает и привлекает ищущий взгляд Учителя.

Это соответствует времени между двадцатью восемью и трид­цатью пятью годами жизни взрослого человека. Это период, когда человек находит себя, определяет направление своей деятельности, что он может совершить, и с мирской точки зрения получает должное.

В течение пятого периода Пламя постепенно прорывается сквозь периферию каузального тела и «стезя праведных бо­лее и более светлеет до полного дня». Именно в четвертом периоде начинается медитация — та мистическая медита­ция, что приводит в пятом периоде к оккультной меди­тации, которая приносит результаты, если подчиняется закону и, следовательно, соотносится с Лучом. Именно благодаря медитации человек – как личность – стремится достичь Эго и проецировать эгоическое сознание всё ниже и ниже, чтобы сознательно включить в него физический план. Именно благодаря медитации, или уходу внутрь, человек постигает значение Огня и отдает все тела этому огню, пока не остается ничего, кроме самого огня. Именно благодаря медитации, или продвижению от кон­кретного к абстрактному, открывается вход в каузальное соз­нание и человек — в этом заключительном периоде — стано­вится Высшим «Я», а не Личностью.

В течение пятого периода (периоде Пути Посвящения) поляри­зация полностью смещается от Личности к Эго, и к концу этого периода освобождение завершается; человек становится свободным. Даже 29] каузальное тело познаётся как ограничение, и освобождение достигает своей полноты. По­ляризация затем сдвигается еще выше, в Триаду, причем смещение начинается при третьем Посвящении. Физический постоянный атом оставляется,[1] и поляризация становится высшей ментальной; эмоциональный постоянный атом оставляется, и поляризация становится интуитивной; ментальная единица оставляется, и поляризация становится духовной. Человек тогда становится Учителем Мудрости и достигает символического возраста сорока двух лет, точки полной зрелости в Солнечной системе.

Приходит и еще более поздний период, соответствую­щий возрасту от сорока двух до сорока девяти лет; когда мо­гут быть получены шестое и седьмое посвящения, но этот период не имеет отношения к читателям данных писем...

Июня 1920

Наши рекомендации