И всё, что кроме Аллаха, является миром и я часть этого мира. (4)
И если спросят тебя: «При помощи чего ты узнал своего Господа?» - то ты ответь: «При помощи Его знамений и при помощи Его творений». (5)
Не приписывается к кому-либо другому. А когда речь идёт о ком-либо из творений, то делается ограничение и говорится: «господин дома» или «господин животного», то есть хозяин и обладатель этой вещи.
(4) Затем, шейх, да помилует его Аллах, разъяснил каким образом, приводится доказательство из этого аята.
Слова автора «И всё, что кроме Аллаха, является миром и я часть этого мира», то есть Аллах является моим Господом, потому что Он Господь миров, а я часть этих миров. И никто не сможет сказать: «Мой господь – это не Господь миров», ни неверный и не мусульманин. Этого не может быть и разумный человек не скажет такого. Это доказательство на единство Всевышнего Аллаха в господстве. И так как Он является Господом миров, то Он один достоин поклонения. И это делает недействительным поклонение кому-либо, кроме Него, Свят Он Всевышний. И поэтому Он сказал: «Только Тебе мы поклоняемся, и только к Тебе взываем о помощи»1. Правила арабского языка указывают на то, что смысл слов «Только тебе мы поклоняемся» будет «Мы не поклоняемся никому, кроме Тебя», и это выражение содержит в себе отрицание и утверждение. А если мы скажем, например: «Мы поклоняемся Тебе», то в этом выражении будет только утверждение. И эти две фразы сильно отличаются. Поклонение будет достоверным только с отрицанием и утверждением. И это смысл свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха», в нём присутствует отрицание и утверждение. Отрицание божественности от кого-либо, кроме Аллаха и утверждение божественности одному Всевышнему Аллаху.
(5) Ты сказал, что твой Господь Аллах, который взрастил тебя по Своей милости. А какое у тебя доказательство на то, что Аллах является твоим Господом, который взрастил тебя по Своей милости? И шейх привёл доказательства из откровения и логические доказательства, и они придут ниже.
Слова автора «И если спросят тебя: «При помощи чего ты узнал своего Господа?»». Каждый человек, который заявляет что-либо, обязательно должен привести доказательства на свои заявления. А если он этого не сделает, то его заявления будут недостоверными. Ты говоришь, что твой Господь Аллах, который взрастил тебя и взрастил все миры по своей милости. Так, где же доказательства? Ты отвечай: «Доказательства знамения Аллаха и Его творения»2. Слово «аят» в арабском языке означает «признак чего-либо» или «доказательство чего-либо». Как сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ааяту аль-мунафики саляс», то есть «Признаков лицемера три»3.
Слова автора «При помощи Его знамений», то есть все признаки и все доказательства указывают на существование Аллаха Всевышнего. Ведь всё сущее, которое ты видишь, всё оно было ничем. Потом Аллах Всевышний создал всё, по Своему могуществу. Из этих творений есть такие, которые постоянно обновляются, наподобие растений. И такие, которые рождаются, а также вещи, которые не существовали, но потом появились. Все
Фатиха 5.
Один из переводов слова ая или, как ещё говорят аят, будет означать знамение (от переводчика).
Аль-Бухари, Муслим со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. 49
Из Его знамений ночь и день, солнце и луна, а из Его творений семь небес и семь земель и то, что в них, и то, что между ними. (6)
люди видят эти вещи. Кто же сотворил их? Это Аллах, Свят Он Всевышний. Разве кто-либо из людей сотворил душу? Никто и никогда не говорил такое, и не сможет сказать такое. Сказал Всевышний: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности»1. Все эти творения не сотворили сами себя, и не сотворил их кто-либо из других творений. Никогда не творил и не сотворит никто даже дерева или комара, или мухи. Сказал Всевышний: «Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого»2. Всё сотворённое указывает на Творца, Свят Он Всевышний. Поэтому когда спросили у бедуина: «При помощи чего ты узнал своего Господа?» - он ответил: «Помёт указывает на верблюда, следы на песке указывают на идущего, а разве эта вселенная не указывает на Творца Милостивого, Знающего». Если человек увидит следы ног на земле, разве это не укажет ему на то, что кто-то прошёл по этой земле? Или, если он увидит помёт верблюда, разве это не укажет ему на то, что в этой местности есть верблюды? Помёт верблюда указывает на верблюда, а следы ног на песке указывают на идущего.
(6) Слова автора «Из Его знамений ночь и день, солнце и луна». Аяты бывают двух видов:
Первый вид: Вселенские аяты, то есть вселенские знамения, которые можно увидеть. Наподобие небес, земли, звёзд, солнца, луны, гор, деревьев и морей. Они были названы аятами, то есть знамениями, потому что они указывают на их Творца, Свят Он Всевышний. Поэтому сказал Абу аль-‘Атахия3:
До чего же удивительно, как можно ослушиваться Аллаха.
Или, как может отрицать Его отрицающий.
Ведь в каждой вещи есть доказательство Его существования.
Которое указывает на то, что Он один.
Ведь Аллах свидетель каждого движения