Карама (Божья щедрость)

В Коране упомянуты три вида проявления "невозможного". Первый вид воплотился через посланников (мир им), когда их народы потребовали от них, чтобы те доказали достоверность своей миссии и подтвердили свою искренность. Это называется чудом (му'джиза). Ибрахима (мир ему) бросили в огонь, но Аллах изменил природу сжигающего огня, сделав его холодным и безопасным для Ибрахима. Муса бросил свой посох, и он превратился в змею; ударил им о скалу, и тотчас из нее полилась вода; а когда он им ударил по морю, море расступилось, и люди пошли по нему. 'Иса оживлял мертвых с Господнего соизволения, а также творил многие другие чудеса, упомянутые в Коране.

Второй вид воплощался в праведных людях. Например, наличие пищи в михрабе (алтаре) у Марйам или перенесение в мгновение ока трона королевы Билкиз из Йемена в Палестину человеком, сведущим в Писании. Такое чудотворство называется карама.

И третий вид: "невозможное", осуществленное неверующим (кяфир'ом). Так, Самири смастерил сынам Израиля тельца из украшений, который издавал мычание. Такой вид называется искушением (завлечением).

Мы должны верить, что указанные три вида существуют, так как они упомянуты в Коране, а также должны верить во все подробности, которые описаны в Коране. А что касается чудотворных деяний, приписанных приближенным Аллаха (аулия'), то это всего лишь весть, которая может быть реальной и нереальной. Если подобное деяние действительно было совершено одним из приближенных Аллаха, то он несомненно верующий и богобоязненный, как это указано в Коране:

"О да! Не знать друзьям Аллаха страха, их (никогда) печаль не отягчит. Тем, кто уверовал и был благочестив…"

(Сура 10, аяты 62-63)

И если в нем нет прегрешения, тогда вы можете уверовать в это, не неся ответственности перед Аллахом. А если вы сочли это нереальным и не уверовали в это, в таком случае вы тоже невиновны перед Аллахом.

А если мнимый "Божий дар" предполагает ослушание или продемонстрирован неверующим или неблагочестивым человеком, то его нельзя называть даром от Аллаха (или Божьей щедростью – карамой).

Чудеса и чародейство

Когда произошло состязание между Мусой (мир ему) и чародеями Фараона, они бросали свои веревки, которые на глазах у зрителей превратились в змей. Затем Муса бросил свой посох, и он превратился в змею, которая пожрала этих змей. Равнозначны ли оба действия? Разве действие Мусы подобно действиям чародеев Фараона?

Если оба действия были равнозначными, почему тогда чародеи сразу уверовали в Бога? Дело в том, что действие чародеев было обманом и иллюзией. Они показали людям змей, хотя на самом деле веревки и палки не изменились, между тем как посох Мусы (мир ему) действительно превратился в змею. И если бы тогда был фотоаппарат и это можно было бы заснять, то на снимке была бы видна одна настоящая змея, а змеи чародеев выглядели бы, как веревки.

Вот почему чародеи так быстро уверовали, ведь они увидели, что это не волшебство, не иллюзия и не фокус, а что-то настоящее, что потрясло их сердца. В результате чего они всей душой уверовали в Аллаха. Их вера до того укрепилась, что, когда они объявили о ней, Фараон посчитал это весьма вызывающим и оскорбительным для себя. А когда они представили себе Всемогущество Аллаха, в которого они уверовали, для них стала очевидной лживость могущества и обожествления Фараона.

Они сразу переменили свой взгляд на мир, и он предстал перед ними во всей своей кротости, поэтому они не испугались угроз Фараона распять их и отсечь им руки и ноги. В них родилось чувство внутреннего спокойствия, которое спасло их от паники. Они осознали, что Фараон обладает силой, способной наказать их только в этом мире, а эта кратковременная и сиюминутная кара несравнима с вечным наслаждением в грядущем мире. Поэтому они пренебрежительно бросили в лицо Фараону:

"…Решай же все, что ты решаешь, ведь простирается решение твое на (краткое мгновенье) этой жизни."

(Сура 20, аят 72)

Клянусь Аллахом, я мечтаю, – хотя я и родился среди мусульман и предки мои были мусульманами, – чтобы во мне была заложена такая же вера, как у чародеев Фараона, которая родилась внутри них в считанные минуты после принятия ими Ислама.

Понятие "Ислам" имеет три аспекта: широкий, узкий и особый. В этом контексте понятие "мусульманин" тоже имеет три значения: 1) широкое – "покорившийся Богу", т.е. каждый, кто отозвался на призыв одного из посланников Бога, будучи его современником; 2) узкое – тот, кто последовал посланию Мухаммада ; 3) особое – значение, упомянутое в хадисе об Исламе, имане (вере) и ихсане (совершенстве в поклонении Богу).

Чудеса Мухаммада

Ему были даны два великих чуда: Коран и возвышенный нрав, которые позволили ему воплотить в себе идеал личности в Исламе. Причем его биография сама по себе является чудом.

Он был таким же человеком, как и другие люди, и Аллах велел ему объявить об этом, чтобы люди не обожествляли его и не приписывали ему божественных качеств. Его Всемогущий Господь велел ему:

"Скажи: «Всего лишь человек я, вам подобный, пришло мне откровение…»"

(Сура 18, аят 110)

То есть человек, подобный нам по общечеловеческим критериям. Однако во всем человеческом роде нет человека, подобного ему по величию. Среди всех сынов Адама Аллах сотворил только одного человека с подобными качествами, имя которого – Мухаммад (да благословит его Аллах, и его праотца Ибрахима, и Мусу, и 'Ису, и всех пророков).

Будет несправедливо по отношению к Мухаммаду и по отношению к истине сравнивать его с любым из мириады великих людей, имена которых ярко сверкали с самого начала истории. Ведь всякий великий был известен только благодаря каким-либо конкретным проявлениям величия: одни имели великий разум, но были людьми бесчувственными и косноязычными; другие обладали красноречием и творческой фантазией, но имели заурядные умственные способности; третьи были превосходными командирами и администраторами, но с развращенной нравственностью и бесстыдным поведением. И каждый из нас может убедиться в этом, читая жизнеописания Александра Дюма, Бодлера, Байрона и всех европейских правителей, начиная с Наполеона Бонапарта и заканчивая самыми малоизвестными из них.

Наш пророк Мухаммад был единственным, кто воплощал в себе величие во всех отношениях. Многие другие люди имели свои "темные пятна" и слабости, которые они пытались скрывать, боясь, что это станет достоянием гласности. Это "пятна", связанные с их страстью и семейными отношениями или же указывающие на их слабость или изъяны.

Мухаммад – единственный из всех, биография которого – как раскрытая книга, в ней нет ни одной скрытой страницы и ни одной зачеркнутой строки, всякий может прочитать в ней то, что его интересует.

Он был единственным, кто разрешал своим сподвижникам сообщать о нем все, что с ним происходило. Они описывали его таким, каким видели: в часы его удовольствия и радости, в часы его человеческой слабости, в часы его нервозности, желания и душевного волнения.

Из повествований его жен можно также узнать о его семейной жизни. С его позволения 'Айша рассказывала обо всех подробностях их семейной жизни, не упуская ничего, так как все его действия и поступки совершались в соответствии с Божьим Законом и руководством. Если бы не мое смущение перед женской и молодежной аудиторией моих читателей, я бы рассказал о некоторых подобных эпизодах. Причем обо всех этих аспектах можно прочитать в книгах хадисов, фикха и сиры. Вы можете прочитать о сугубо личных сторонах его жизни: его привычках, связанных с едой, одеванием, о том, как он спал, как испражнялся и как очищался.

Итак, покажите мне другого великого, кто бы осмелился всенародно объявить: вот моя биография и все мои деяния, читайте и сообщайте о них друзьям и недругам; радушно приму любую критику!

Покажите мне другого великого человека, биография которого была бы описана в таких подробностях и сохранилась бы нетронутой 14 веков,как у нашего Пророка ?

Величие может заключаться в характере, нравственных и личных качествах, или в огромном подвиге великого человека, или же в его интеллектуальном блеске, оставленном как наследие в истории его народа и всего мира.

Каждый великий человек обладает каким-либо из этих качеств, которые дают возможность оценить его величину, между тем как величие Мухаммада измеряется всеми этими критериями, так как он вобрал в себя все стороны величия: он велик по качествам, велик по делам, велик по оставленному им наследию.

Надо еще учитывать и тот факт, что великие люди могут служить только своему народу, принося столько же пользы ему, сколько вреда другим народам. Например, величие военных героев и завоевателей. Величие также может быть мировым, но в ограниченном аспекте: в открытии одного из многочисленных законов, установленных Аллахом в природе, которые Он скрыл от нас, чтобы мы задействовали свой разум и пришли к ним; или в получении определенного лекарства для лечения какой-то болезни, в установлении какой-либо философской теории; или в создании литературного шедевра, гениальной повести или поэзии...

А величие Мухаммада было всеобъемлющим и по широте, и по областям знаний.

Он уверовал во все, что сам проповедовал. Нам известны многие проповедники из прошлого и настоящего времени, дела которых, совершенные вдали от человеческих глаз, противоречат тому, о чем они так громко проповедуют, а природа их души проявляется в часы их слабости: пристрастия, страха, гнева, голода, нужды. В такие минуты они могут полностью позабыть то, чему обучали. Я не стану рассказывать о ком-либо из них. Расскажу о самом себе.

При чтении лекции или написании статьи я стараюсь возвыситься, призывая людей твердо придерживаться истины, добродетельности и праведности. Но стоит мне только достигнуть некоторого возвышения, как вдруг я ощущаю себя под нажимом души, побуждающей к злу. И я опять опускаюсь на землю, к обычной жизни. Люди, заметив такое поведение ораторов и проповедников, перестают обращать внимание на их выступления, в результате чего проповедь теряет свою ценность и достоинство.

Что касается нашего пророка Мухаммада , он ни разу не пригласил людей слушать содержательную лекцию по объяснению исламских законов. Он не основал школу с религиозной программой и не вел занятий кружка проповеди. Однако он сообщал ниспосланные ему откровения везде: дома, в мечети, в пути. Он призывал к добру и запрещал зло. Он выражал это языком и делом. “Его нравом был Коран...” (Ахмад, со слов ‘Айши). Мы не задумываемся над этим простым предложением. А ведь оно означает, что всякое его деяние, каждая черта его характера были подобны произнесению аятов Корана, чтению лекции и занятию кружка для обучения и проповеди, так как его поведение целиком и полностью отражало то, к чему он призывал.

Он выстаивал ночную молитву так долго, что его ноги опухали. Он постоянно просил прощения у Аллаха. 'Айша как-то раз спросила его: "Разве Аллах не простил тебе прежних грехов и будущих?" На что он ответил: "Разве мне не положено быть благодарным рабом?" (Бухари) Все его действия являлись поклонением Богу, так как всякое стремление к добру и предотвращению зла и всякое содействие интересам общества с единственным намерением – стремиться к Лику Аллаха – будет засчитано этому человеку как поклонение.

Достаточно привести один пример о его убежденности в том, что он проповедовал, и о непреклонном соблюдении этих принципов, которые были для него превыше всех других соображений. Но, прежде чем рассказать об этом, давайте послушаем следующий пролог.

Допустим, что девушку из самой знатной семьи обвинили в грабеже. Посадят ли ее в тюрьму, как сажают цыганку, совершившую подобный грабеж? Вероятнее всего, что нет! Многие из представителей знати будут ходатайствовать за нее, чтобы это преступление не подлежало огласке или же к ней проявили снисходительность в суде и смягчили приговор.

Аналогичный случай имел место и при жизни Посланника . Одна девушка из семьи выдающегося вождя Халида ибн аль-Уалида, которого прозвали "единственный", (т.е. из одной из наиболее благородных и известных мусульманских семей) воровала и была признана виновной, после чего ей был вынесен приговор. В скором времени некоторые люди начали обращаться к Пророку с ходатайством, думая, что он своим великодушием и склонностью к прощению помилует ее. Но такое ходатайство только рассердило его. Он напомнил им о том, как предыдущие народы были погублены за то, что человека из благородной семьи, совершившего преступление, не наказывали, но если его совершал простой человек, он нес наказание. И сделал следующее удивительное заявление, которое заложило один из нерушимых принципов в Исламе: "...Клянусь Аллахом, если бы Фатима, дочка Мухаммада, украла, я бы отрубил ей руку" (Бухари). Этот принцип положил предел вмешательству в законные решения.

Такая позиция была для него нормальной, так как он жил только ради своей миссии Призыва (да'уа) и занимался только этой миссией. Он всецело отдавал себя служению тому, что было ему ниспослано. Все его связи с людьми, такие как родство, дружба и выгода, обрывались, если они противоречили его миссии да'уа.

Мухаммад отрешился от того, чего люди страстно желали, в том числе от пищи и одежды. Он отрешился от всякой страсти, присущей душе. Однако он не стремился к аскетизму или голоданию, как делают те, кто претендует на набожность. Он не всегда ходил в изношенной одежде, стремясь выделиться ею. Он ел все, что ему приносили из благословенной пищи, не запрещенной Божьим Законом, а если она была ему не по вкусу, он не ел ее, но и не порицал, и никогда не гнушался любой пищи. А если у него пищи не было, он терпел голод, а если голод утомлял его, тогда он привязывал камень к своему животу (для облегчения страдания).

Что касается одежды, он не придерживался определенного стиля или определенного цвета и качества. Иногда он надевал на шапку чалму, иногда – что-либо одно. Обычно он носил рубаху, изар (фартук), рида (халат), бурд (платье) и джуббу, причем последняя не являлась известной нам широкой верхней одеждой с широкими рукавами, а была узкой с узкими рукавами. Его чалма не была известной нам сегодня чалмой, а такой, какую надевают жители Хиджаза: длинный кусок ткани, обвязанный вокруг головы, а когда не было необходимости в чалме, эту ткань он накидывал на свое плечо. Такая чалма может быть использована для разных нужд в мирное время или для связывания пленного в военное время. Иногда он оставлял свободно висеть конец чалмы. В Аравии, с учетом погодных условий, т.е. палящего солнца, необходимо было надевать чалму для защиты головы. Оттуда появилась поговорка: "Чалмы – короны арабов". Относительно цвета: он не придерживался определенных тонов. Так, в день завоевания Мекки на нем была черная чалма.

В Исламе запрещается только та одежда, которая обнажает ту часть тела, которую нельзя показывать. Мусульманка не должна показывать ничего, кроме лица и ладоней. Мужчинам запрещен шелк. Мусульманин или мусульманка не должны одеваться в одежду, которую носят представители других религий, с намерением походить на них. Например, облачаться в одежду монахов и жрецов. Мужчинам не положено одеваться в чисто женские одежды или наоборот – женщинам в мужские. Кроме того, надо избегать чрезмерной роскоши и расточительности в одежде. За исключением этого, любая другая одежда в Исламе разрешается.

Посланник не наложил запрета ни на прекрасные дары Аллаха, ни на прелести земной жизни, которыми наделил нас Аллах. Он не отказывался от них, если они были ему доступны, но и не домогался их, не увлекался ими и не считал их самой насущной заботой своей жизни.

Еще он возвышался над страстью к богатству и величию. Известно, что племя курайш готово было дать ему столько богатства, сколько ему было угодно, если бы он стремился к богатству, и дать ему силу и власть, если бы он хотел власти. Они искушали его разными подобными предложениями, чтобы отвлечь его от порученной ему миссии. Однако он упорно отказывался от этих предложений, испытывая сострадание и жалость к тем, кто делал их.

Посланник вознесся и над плотской страстью. Однако вопрос о женщинах вводил в соблазн некоторых востоковедов, которые своим коротким земным разумом исследовали его жизнь по критериям "величия". Они использовали тот факт, что он женился на девяти женщинах, как основание для того, чтобы утверждать, что он якобы был "озабоченным мужчиной". Они оценивали его по тем же критериям, по каким оценивают иных деятелей слова и сабли. Например, Наполеон, испытывая пристрастие к женщинам, вынудил целую нацию служить сводниками и содействовать ему в заполучении руки любимой польской девушки Марии Валевской. Более того, он принудил ее отца помочь ему, чтобы добиться желаемого порока, и сделал независимость Польши ценой этой развратной страсти. Это еще не все, в истории имеется много великих людей, подобных Наполеону, таких как, например, Александр Дюма, Байрон, Гете, Бодлер и другие, биографии которых отдают дурными сексуальными скандалами. И эти востоковеды, не изучив ни психологии, ни истории жизни Мухаммада , со свойственным им менталитетом стали исследовать биографию Посланника Аллаха и пришли к заключению, что он был таким же похотливым, как и другие. К тому же их заключения были пристрастными и свидетельствовали о неуважении к нравственности.

Плотские порывы сильнейшим образом проявляются в человеке с возраста половой зрелости до двадцати пятилетия. В таком возрасте каждый грамотный человек – юноша или девушка – должен быть осторожным со всем, что вводит его в искушение: обнажение красоты, многочасовые раздумья над этим, совместное пребывание юношей и девушек даже под предлогом образования или обучения.

Итак, давайте посмотрим, как вел себя наш Посланник в этом возрасте! Сбился ли с пути? Увлекался ли теми наслаждениями, которыми увлекались его сверстники, учитывая, что он был свободным человеком, живущим в свободном обществе, которое в то время не подчинялось никакой религии или закону? Он был вправе делать все, что хотел.

Как уже известно, биография Мухаммада была открытой книгой для друзей и врагов, для каждого критика. Поэтому может ли кто-нибудь утверждать, что он в расцвете молодости увлекался сладострастными и распутными удовольствиями? Говорят, что однажды он едва не решил развлечься так, как это делали его сверстники, но, к счастью, Аллах удержал его от этого. Он усыпил его, тем самым не дав ему этого сделать. А если бы он совершил какую-либо мерзость или непристойность, стали бы его враги-язычники молчать, тем более что они стремились бороться с ним любым способом и вредить ему?

Наш Пророк женился, когда ему было двадцать пять лет, но взял ли он себе в жены красивую девственницу? Нет, он женился на сорокалетней вдове возраста его матери. Причем большинство его жен были на то время вдовами, и он женился на них только из благочестивых мотивов. Аллах позволил ему иметь более четырех жен, давая ему тем самым больше прав, чем другим мусульманам. Но Аллах не дал ему права, предоставленного каждому мусульманину, т.е. права на развод.

Безусловно, плотская энергия не является изъяном, более того, она – одно из проявлений мужской силы. Но изъян проявляется тогда, когда мужчина одержим одной лишь плотской страстью, живет только ради нее и удовлетворяет ее незаконным путем.

Противники Ислама часто повторяют рассказ о женитьбе Пророка на Зайнаб, пытаясь отыскать в этом некую ошибку, извращая факты или неправильно их истолковывая. Поэтому их утверждения, по сути дела, не заслуживают внимания.

Зайнаб была красавицей, родственницей Пророка . Если бы он постоянно думал о ней, то мог бы жениться на ней с самого начала, что было бы наивысшей честью для нее самой и ее родителей. Но Пророк сам содействовал тому, чтобы Зайнаб вышла замуж за Зайда. Божья воля предписала, чтобы ее замужество послужило важными уроками для всех мусульман. Первый урок – испытание ее самой, а второй – испытание Пророка и его поступок как пример для других.

Во-первых, Ислам стремился уничтожить аристократическую гордость и классовую дискриминацию путем бракосочетания Зайнаб – девушки из самой благородной арабской семьи с Зайдом – пленным, в свое время усыновленным Пророком и по общественным критериям того времени считавшимся недостойным ее. Однако их брак состоялся, ибо Пророк сам попросил ее руки от имени Зайда, и ее семья никак не могла ответить отказом на это предложение, хотя такое согласие далось им отнюдь не легко. Итак, ей было трудно приспособиться к своей новой жизни, превратившейся в сплошную полосу социальных несовместимостей. У каждого из супругов было желание взять развод. Но Пророк напрочь отказал им в этом, сказав Зайду: "Ты должен удержать супругу при себе и гнева Господа страшиться" (Сура 33, аят 37). Именно так упоминает Коран об этой истории.

Но чаша терпения переполнялась и переливалась через край, единственным выходом был развод... и в конце концов Зайд дал его.

Тут идет второе испытание, причем, самое трудное, и весь груз здесь пал на самого Пророка , когда тот женился на Зайнаб, чтобы тем самым положить конец основным принципам существовавшего тогда обычая усыновления и показать миру, что, во-первых, любой человек правомочен жениться на бывшей супруге своего усыновленного сына и, во-вторых, что усыновленный сын не должен приравниваться по статусу к родному. Это было трудное испытание для Мухаммада , который не хотел носить на себе клеймо общественного порицания за то, что он женился на супруге своего усыновленного сына. Он терпеливо вынес это испытание, исполняя Божью волю.

Дело не в том, как именно критики Ислама представляют это себе и истолковывают. Их выводы об этом случае являются сущим вздором и не заслуживают никакого внимания. Я же вкратце упомянул эту историю, чтобы разъяснить истину для тех, кто ее не знает.

Человеческая сила проявляется самым разнообразным образом: телесной силой человек преодолает физическую нагрузку, силой сердца побеждает соперников. Еще имеется величайшая сила, которая побеждает то, что сильнее физической нагрузки и соперников, – это нравственная сила, которая заключается в победе над душой со всеми ее привычками, инстинктами, страстями и склонностями.

Это уже всем известный психологический вопрос. Наш Пророк по-разному определил сущность силы, применяемой в разных случаях, и одно из его изречений стало пословицей: "Сильный не тот, кто силен в единоборстве, но тот сильный, кто владеет собой в гневе" (Бухари). Эта истина всем известна. Если силу, необходимую для поражения врага, оценить в один балл, то сила, требуемая для преодоления гнева и тушения его огня в груди, превосходит первую во сто крат. Вы сами можете убедиться в этом. Подойдите к сердитому человеку, ослепленному гневом до такой степени, что он уже ничего перед собой не видит, и попробуйте напомнить ему о благонравии, о кротости и прощении. Найдется ли хотя бы один из тысячи, кто в этом случае откликнется на ваши слова?

Представьте себе, что вы проповедник, и кто-то убил самого любимого и дорогого вам человека, а затем к вам, как к проповеднику, пришел тот же самый убийца, откликнувшийся на ваш призыв. Сможете ли вы забыть, сколько слез вы пролили из своих глаз за убитого друга и сколько пролито слез из вашего сердца?.. А потом, сможете ли вы его простить?

Пророк помиловал Уахши (убийцу Хамзы), когда тот принял Ислам. Хотя человеческая природа Пророка возобладала над всеми остальными его чувствами, но это вовсе не противоречило нормам Ислама и не причинило никакого вреда Уахши: Пророк сказал ему: "Не попадайся мне на глаза". Тогда тот не стал появляться перед ним.

Еще послушайте рассказ о Хинд – жене Абу-Суфйана. Ее ненависть к Пророку и его миссии дошла до того, что она сделала то, чего не сделает никакая женщина, никакой человек, никакой волк или тигр: она распорола живот убитого Хамзы, и, вырвав у него печень, стала пожирать ее... Но Пророк , несмотря на ее страшные злодеяния в борьбе против него, все-таки простил ее; она принесла ему клятву, как посланнику Аллаха, и он принял ее в общество Ислама.

Вы, конечно же, знаете, как плохо относились к Пророку жители города ат-Таифа, но когда они приняли Ислам, он так же простил их.

А вот самый великодушный подвиг и наивысший идеал во всей истории – всеобщее прощение, предоставленное Пророком жителям Мекки, которые причиняли много горя ему и его сподвижникам и много бедствий – его телу, его душе и вере, возводили всякую ложь о нем самом и о его сподвижниках, объявляли ему бойкот, загоняли его в ущелье, клали колючки на его пути, бросали на него верблюжьи внутренности, когда он совершал земной поклон (сад'жда) во время молитвы, и насмехались над ним. Эти агрессивные действия продолжались не один и не два дня, не один и не два года, а целых тринадцать лет.

Впоследствии они сражались с ним, устраивали резню его родственникам и сподвижникам до тех пор, пока он не победил их и не пленил. Он их пленил и выстроил перед собой вокруг Каабы, покорных, бессильных... И настал час возмездия... Нет, слово "возмездие" тут скорее всего неуместно, лучше сказать "час законного приговора за целый ряд последовательно совершенных агрессивных и унизительных действий". Вот в такой обстановке он спросил их: "Как вы думаете, что я с вами намерен сделать?"

Они вспомнили все, что совершили, и знали, какого приговора заслуживают. Однако они знали еще и благонравие Мухаммада и его идеалы. В ответ сказали: "Благородный брат и благородный племянник".

Они молча стояли в ожидании решительного и сурового приговора. При этом, если бы он вынес им всем смертельный приговор, не нашлось бы никого из историков, дружественных или враждебных, кто упрекнул бы его за это хотя бы одним словом. Однако Мухаммад вынес совершенно иной приговор, что удивило его современников и людей всех следующих поколений. Он объявил: "Идите, вы свободны".

Жаль, что я так коротко описал этот эпизод. Мне хотелось бы написать целую главу об этом, чтобы дать вам четкое представление о великодушии Пророка. Ведь такая позиция требует усилий десяти тысяч борцов!

Я удивлен, почему поздние авторы его жизнеописаний так сильно увлекались дарованными ему Божьими чудесами, вдавались во все их тонкости, а некоторые из этих чудес просто приписывались ему, и зачем это было им нужно? Разве не является великим чудом любой фрагмент из его биографии и любая сторона его личности?

И что такое чудо вообще? Разве это не то, чего не может сделать обыкновенный человек?

Его честность и искренность были чудом. Мне не хочется перечислять вам много примеров, поскольку они займут достаточно много места. Но стоит привести лишь один пример. Об этом случае я прочитывал сотни раз, воспринимая его как сообщение рядового порядка. Но однажды я вдруг понял, что это воистину чудо. Причем биография Пророка полна таких сообщений.

Итак, уходя из Мекки в Медину, Пророк оставил вместо себя своего двоюродного брата Али, чтобы тот вернул курайшитам имущество, которое те вверили Мухаммаду на хранение. Вы когда-нибудь задумывались над этим? Почему оно должно быть возвращено курайшитам, а не мусульманам?

Дело в том, что когда Пророк покидал Мекку, там к тому времени осталось только несколько мусульман, и он был почти последним, оставаясь в Мекке подобно капитану корабля, севшего на мель. Он не покинет корабль, пока все пассажиры не будут высажены на спасательные суда. А вот одно достоинство, о котором мимолетно упомянем в этой книге:

Представьте себе два враждующих лагеря, вовлеченных в свирепые бои: словесные, идеологические и на поле сражения. Несмотря на это, один лагерь хочет хранить свое имущество и документы у одного из членов противоположного лагеря, так как не удалось найти другого доверенного лица.

Слышали ли вы когда-нибудь о подобном случае? Разве могли бы они доверять своему врагу, если бы его личное благонравие и ответственность за вверенные ему дела не были одним из несомненных его чудес?

Это был Мухаммад !

Еще пример. День битвы при Бадре. Пророк пошел осмотреть боевые отряды перед боем, держа в руке деревянную палку. И увидев одного солдата – Сауада Ибн Гъузайя, выступившего из строя, толкнул его палкой в живот и сказал: "Стань в строй, о Сауад!"

Тот сказал: "О Посланник Аллаха, ты причинил мне боль, а Аллах послал тебя добрым вестником истины и справедливости!"

Представьте себе такую картину: рядовой солдат обращается к своему главнокомандующему с такими словами. Как, по-вашему, тот отреагирует на слова солдата? Накажет его? Отвернется от него? Или даже проявит благородство и простит его? Или вдобавок скажет этому солдату: "Извините, прошу прощения!"

Какой из этих вариантов выбрал Пророк ? Он сделал то, чего никто не сделает, что даже никому в голову не придет, – он обнажил свой живот и, передав ему палку, сказал: "Ответь мне так же", т.е. причини мне такую же боль, как я тебе.

Вот таким был Пророк ! Он позволял другим расквитаться с ним, несмотря на то, что он был предводителем людей. Его биография – целый ряд чудес. Всем великим людям, вместе взятым, не удалось оставить после себя подобной биографии, в которой все подтерждает его достоинство и величие: его телесная сила, доблесть, великодушие, терпеливость при поражении и самообладание в гневе.

Он был столь настойчив в суровых боях, что герои из его сподвижников искали у него защиты, столь храбр, что самые доблестные люди чувствовали себя бессильными перед ним, скромен перед лицом бедных и униженных, и, к тому же, был всегда готов помочь вдовам и пожилым людям.

Он был столь велик в признании истины и правдив в достоверности передачи Божьего Откровения, что смело передавал даже те аяты, которые содержали указания на его ошибки и упреки в его адрес. Он был велик в соблюдении своих обетов и хранении данного им слова, как бы трудно ему это ни было и независимо от того, каких интересов это касалось – его личных или государственных.

Он был велик в своем личном поведении и чувствах. Он тот, кто установил этикет принятия пищи и гигиенические правила. Находясь среди своих сподвижников, он обучал их и трудился с ними, жил как они, испрашивал их совета и слушал их, садился, где было свободное место, даже с самого края, так что иногда гость, приходивший навестить его, вынужден был оглядывать сидящих, спрашивая: "Кто из вас Мухаммад?"

Наш Пророк не отличался от них ни позой, в которой он сидел, ни своей одеждой. Он был равным им во всем: в своем почтительном и честном отношении к женщинам, в отношении к своей семье, в своих искренних шутках и откровенности. Он был близок для всех сердец благодаря своей скромности, отказываясь возвышаться над ними подобно царю.

Он не позволял своим сподвижникам вставать в знак почтения перед ним. Он привык заботиться о своих домашних делах, даже сам чинил свои сапоги.

Он вел скромную жизнь, воздерживаясь от богатства, хотя оно для него было доступным. При желании он мог бы иметь замечательный дворец со всеми удобствами, превосходящий дворец Кисры или дворец римского императора. Однако он предпочитал грядущий мир.

Дома, в которых жили его девять жен, имели длину не больше двадцати пяти метров. Дом Айши – всего одна комната из необожженных кирпичей и глины, которая была такой узкой, что когда она спала, Мухаммаду не хватало места для молитвы, а когда он молился, то отодвигал ее ноги в сторону, чтобы иметь возможность совершить земной поклон.

Что касается его еды, то, по словам Айши, "один – два месяца не зажигался огонь, чтобы выпечь хлеб". А когда ее спросили о том, что же они тогда ели, она ответила: "Финики и воду!" Такой была пища семьи Посланника Аллаха .

Что касается его красноречия и выразительности, то он был самым красноречивым и выразительным оратором.

Все вышеуказанные качества подтверждают, что наш Пророк был необыкновенным человеком и что Аллах Всемогущий избрал его для такой исключительной миссии и сделал его Печатью пророков только после того, как Он всесторонне подготовил его для такой задачи, сделав его самым уникальным среди сынов Адама и несравнимым по своим личным достоинствам.

Аллах лучше знает, где и кому вверять Свою посланническую миссию.

ГЛАВА XIII

ВЕРА В КНИГИ

Коран

Коран является пророческим чудом Мухаммада .

Те, кто приписывает Коран авторству Мухаммада , утверждая, что он составил его сам, не признают его пророком, однако наделяют его божественностью, а мы, мусульмане свидетельствуем, что: "нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его раб и посланник". Коран не мог быть составлен человеком, а мог быть ниспослан лишь Аллахом. Поэтому кто заявляет, что Мухаммад сочинил Коран, тот обожествляет его.

Разве это не так? Ведь Мухаммад был простым человеком, не умеющим ни читать, ни писать. Он никогда не ходил в школу, в его городе даже и не было школ. Более того, он вырос не в крупном культурном городе, а в селении, скрытом темными горами за пустынными песками, в отдаленном и неизвестном месте. Никто в этом селении не был знаком с греческой или римской философией, индийской или персидской литературой. В нем не было ни одного ученого, ни деятеля культуры, даже ни одного грамотного человека, которого можно было поставить вровень с самыми заурядными мыслителями того времени.

Он никогда не покидал этого селения, разве что только бывал в аш-Шаме (Басре) на территории Хаурана – селении величиной с Мекку или чуть больше. Там он останавливался на один или несколько дней!

Мог ли подобный человек создать такой труд как Коран?

Вы знакомились с биографиями талантливых и гениальных людей, с историей разных наций всех эпох. Имеется ли в них что-нибудь подобное?

Моцарт, не достигнув десяти лет, сочинил музыкальное произведение, а известный арабский поэт Башшар в таком же возрасте сочинял стихотворения, Шекспир тоже оставил нам литературный шедевр, хотя не был тогда еще в числе выдающихся литераторов и просвещенных людей. Все это возможно. Неизвестный юноша может написать отличную повесть или развить новую научную теорию, потому что он гениальный, ведь гениальность – не удел только лишь интеллигенции или выпускников университетов. Она может появляться в самом неожиданном месте. Те гениальные люди, которые известны в разных областях науки, литературы и искусства, тем самым уже опередили свое время, например, на один век, превзойдя своих современников на пятьдесят или даже на сто процентов. Но их превосходство имеет логический предел.

Во всей истории не найдется человек, который, живя в таких же условиях, как и Мухаммад , смог бы представить книгу, которая с точки зрения литературного мастерства содержит эпизоды, являющиеся вершиной художественного слова; с точки зрения законодательства – законы, являющиеся верхом совершенства; с точки зрения теологии и сведений о сокровенном – доселе никому не известное и непостижимое для человеческого ума. Она раскрывает законы и явления в природе, неизвестные никому из людей, ни в те времена, ни в последующие века; некоторые из них были открыты только спустя века, а некоторые еще до сих пор не открыты.

Эта книга, которой Аллах велел Своему Пророку бросить вызов всем людям. Он призывал людей и джиннов написать десять подобных сур (Сура 11, аят 13) или хотя бы одну суру (Сура 2, аят 23), но им это не удалось. Этот вызов остается в силе до сих пор, и до сих пор никто не может сочинить подобного.

Наши рекомендации