Перечень иных информационных источников

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Антропология»

Для студентов очной, очно-заочной, заочной формы обучения

По специальности/направлению Психология, Социальная работа

А.В. Никольский

(Ф.И.О. преподавателя)

доцент

(должность)

Общей и дифференциальной психологии

(кафедра)

______________________

(подпись)

Санкт-Петербург

Структура материалов для работы студентов

1. Вопросы к итоговому контролю знаний

1. Общебиологический подход к проблеме происхождения человека.

2. Антропология как наука, этапы развития, связь с другими науками

3. Сравнительно-морфологические основы антропогенеза.

4. Место человека в зоологической систематике

5. Человек как примат, биологические особенности приматов

6. Критерии человека. Философский и антропологический подходы

7. Проблема антропоморфизма в антропологии

8. Эволюционный процесс и тупиковые пути развития

9. Геологическое время и вопросы происхождения человека

10. Гоминидная триада как исходная форма эволюции гоминид

11. Гипотезы о происхождении человека.

12. Проблема определения абсолютного геологического возраста человека и его предков

13. Археологическое деление четвертичного периода

14. Современные научные данные о происхождении человека

15. Современные методы определения родства человека и животных.

16. .Динамика первобытного стада

17. Австралопитековые.

18. Переходные формы от австралопитеков к виду Homo

19. Неандертальцы и мустьерская культура.

20. Кроманьонцы.

21. Преодоление основных биологических и социальных противоречий в антропогенезе.

22. Гипотеза моноцентризма.

23. Гипотеза полицентризма.

24. Гипотезы о географии возникновения Homo

25. Многообразие и единство вида Homo sapiens

26. Экологические закономерности расообразования (правила Бергмана, Аллена и др.)

27. Процесс расообразования

28. Приспособительный характер расовой изменчивости, очаги расообразования

29. Роль генетики в понимании вопросов расоэтногенеза

30. Акселерация. Гипотезы о причинах акселерации.

31. Роль мясной пищи в антропогенезе.

32. Биологическая эволюция и тип отношений между полами.

33. Биологические предпосылки развития социальных качеств человека.

34. Роль искусства в эволюции человека.

35. Развитие искусства в антропогенезе.

36. Особенности развития психики в антропогенезе..

37. Особенности архаического мышления.

38. Шаманизм как выражение первобытной культуры.

39. Внутривидовой отбор и проблема агрессивности.

40. Проблема происхождения трудовой деятельности.

41. Проблема происхождения речи.

42. Основные этапы развития речи и языка

43. Концепция Выготского о происхождении сознания.

44. Проблема происхождения сознания.

45. Скорости эволюции в антропогенезе

46. Особенности развития нервной системы человека в антропогенезе

47. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.

48. Интеллект кроманьонца и происхождение цивилизации

49. Проблема неотении и эволюция человека

50. Проблема происхождения альтруизма

2. Список основной и дополнительной литературы

Список обязательной литературы

1.1. Антропология. Хрестоматия под редакцией Т.Е. Россолимо, Л.Б.Рыбалова и др. М - Воронеж, 1998.

1.2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. М.: МГУ, 2005.

1.3. Добреньков В.И. Социальная антропология. Инфа М 2009.

1.4. Козлова М.С. Эволюция человека М. Наука.2005

1.5. Лебедев А.С. Философская антропология. ЮНИТИ М. 2010.

1.6. Лукоянова И.Е. , Овчаренко В.А. Антропология Уч. Пособие Инфа М. 2007.

1.7. Хасанова Г.Б. Антропология Кно. Рус. М. 2009.

1.8. Хомутов А.Е. Антропология Феникс, Ростов Д. 2006.

1.9. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма Тайдекс Ко М. 2003

Список дополнительной литературы

1.Акинщикова Г.И. Соматическая и психологическая организация человека.

ЛГУ 1977.

2.Алексеев В.П. Становление человечества. - Изд. Политеческой литературы. - 1984.

3.Антропология. Хрестоматия под редакцией В.Ю Бахолдина, М.А.Дерягина. М. 1997.

4.Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб: СПбГУ, 2003.

5.Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

6.Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. Изд- во СПбГУ, 2008.

7.Ламберт Д. Доисторический человек. - Л., 1991.

8.Лоренц К. Оборотная сторона зеркала - М., 1998.

9.Десмонд Моррис Голая обезьяна Спб. 2001

10.Десмонд Моррис Людской зверинец Амфора С-Пбг. 2004

11.Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М. Мысль 1974.

12.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989.

13.Тих Н. А. Предыстория общества. - Л., 1968.

14.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннер. Дж. и др. Биология человека. М. Мир. 1979.

Перечень иных информационных источников

http://www.antropolog.ru/

http://www.etnograf.ru/

http://intention.newmail.ru/

http://antropologic.ru/

http://www.google.ru/search?q=%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D1%8B+%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&hl=ru&newwindow=1&tbs=clir:1,clirtl:en,clirt:en+Sites+anthropology&sa=X&ei=nHUWTLzIDc6bOMGv3LUM&ved=0CD8Q_wEwCg

3. Задания для самостоятельной работы

Темы для самостоятельной работы

1. Влияние на развитие психики человека социально- исторических факторов.

2. Культурно - историческая концепция Л.С. Выготского

3. Вопросы эволюционной генетики в применении к эволюции человека и проблемам психического развития.

4. Феномен акселерации и процесс ретардации.

5. Перспективы развития человечества.

6. Скорости эволюции в антропогенезе

7. Особенности развития нервной системы человека в антропогенезе

8. Древние механизмы поведения и проблемы современного человека.

9. Интеллект кроманьонца и происхождение цивилизации

10. Абсолютный геологический возраст.

11. Ледниковый и межледниковый периоды.

12. Ископаемые гоминиды.

13. Основные биолого-социальные тенденции переходного периода от ископаемых гоминид до появления родового строя.

14. Древнейшие остатки человеческой культуры.

15. 1.Роль искусства в эволюции человека.

16. 2.Развитие искусства в антропогенезе.

17. 3. Особенности развития психики в антропогенезе..

18. 4. Особенности архаического мышления.

19. Шаманизм как выражение первобытной культуры.

20. Роль генетики в понимании вопросов расоэтногенеза

4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс. Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:

1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях;

2. самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;

3. уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других студентов, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением.

Представленные работы должны отвечать поставленным задачам. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников.

5. Дополнительные материалы

Глоссарий

Антропогенез (антропосоциогенез) — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Антропология— отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

Антропология философская концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека. Проблематика философской антропологии разрабатывалась Геленом, Э. Ротхакером, М. Ландманом, Плеснером и др.

Антропология теологическая рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального, божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозной идеи.

Антропология культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в.

Антропология культурная концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане

Культурантропологические исследования. связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений

Антропология психологическая. Первоначально именовалась направлением "культура-и-личность". Широкую известность она получила благодаря книгам М. Мид, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Осн. предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях разл. культурного окружения.

Антропология биологическая (или естественнонаучная) концентрирует свое внимание на биологии человека как вида. К настоящему времени Антропология понимается не только как наука о древнейших формах человека, об его эволюции (т.е. антропогенез и палеоантропология), а чаще всего как анатомия, физиология и морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела).

Антропология социальная исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека, и ряд других вопросов. Идеи социальной Антропологии развивали Малиновский, который понимал культуру как совокупность институтов, служащих для удовлетворения первичных (физиологических и психических) и вторичных, т.е. порожденных самой культурой, потребностей людей;

Адаптация— процесс, с помощью которого организм меняется и приспосабливается к условиям окружающей среды. Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими или поведенческими.

Антропология этническая - изучение антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом. Формирования и специфики биологической изменчивости этно-территориальных групп человека, и их генетических взаимоотношений. Иногда понимается как синоним расоведения или его раздел.

Вид— реально существующая совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками и объединённых возможностью скрещивания друг другом; формирующих систему популяций, которые в природных условиях образуют общий ареал.

Вид— таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфо-физиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространенная в пределах определенного ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внутренней среды.

Монотипическими виды— со слабо дифференцированной внутренней структурой, они характерны для эндемиков.

Политипические виды отличаются сложной внутривидовой структурой. Внутри видов могут быть выделены подвиды — территориально разобщенные географические расы, которые приспособлены к определенному местообитанию и отличаются морфофизиологическими признаками.

Биологическая эволюция — сложное явление, состоящее из многих процессов, но в основе их лежит механизм естественного отбора.

Генетическая основа. У каждого вида программа развития признаков заложена в генетическом материале. Материал и закодированная в нем программа передаются от одного поколения другому, оставаясь относительно неизменными, благодаря чему представители того или иного вида выглядят и ведут себя почти одинаково. Однако в популяции организмов любого вида всегда присутствуют небольшие изменения генетического материала и, следовательно, вариации.

Гоминизация— процесс очеловечения обезьяны, начало которому положило формирование первых специфических человеческих особенностей, а завершением было появление человека современного типа.

Раса— комбинация наследственных характеристик с определённой наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой.

Раса— внутривидовая общность, выделяемая на основании генетического родства, общего ареала, сходства морфологии и иных особенностей биологии, поведения и экологии. Критерием отличия расы от подвида считалось отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.

Европеоиды(кавказоидная раса). Распространённая ошибка — считать, что это «белые люди». На самом деле около миллиарда автохтонных европеоидов имеют черные глаза, волосы и очень смуглую кожу (население Индостана, Северной Африки). Природный ареал европеоидов — Европа до Урала, Северная Африка, Юго-западная Азия и Индостан. Включают индо-средиземноморскую, балкано-кавказскую, атланто-балтийскую, среднеевропейскую, уральско-лапоноидную и другие подгруппы. Отличается от других рас в первую очередь сильной профилировкой лица, густым волосяным покровом. Остальные признаки широко варьируют.

Негроиды(африканоидная раса). Природный ареал — Центральная, Западная и Восточная Африка. Характерные отличия — спиральные волосы, темная кожа, расширенные ноздри, крупные губы и др. Выделяется восточная подгруппа (нилотский тип, высокорослый, узкосложенный) и западная подгруппа (негрский тип, круглоголовый, среднего роста). Особняком стоит группа пигмеев (негрилльский тип).

Капоиды, (бушмены, койсанская раса). Природный ареал — Южная Африка. Низкорослые, с инфантильными чертами лица. Имеют самые короткие и закрученные волосы. Кожа желто-бурая, не упругая — быстро появляются морщины, отвисает складка над лобком («готтентотский передник»). Характерна стеатопигия (преимущественное отложение жира на ягодицах), сильный лордоз. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Это параллельно возникшие приспособления к жизни в сходных условиях полупустынь. Уникальна вокализация капоидов — в языке присутствуют щелчки, звуки, произносимые на вдохе.

Монголоиды

Монголоиды (азиатская раса). Изначально населяли Восточную Евразию, сформировались на территории современной Монголии. Внешность отражает приспособление к условиям пустынь. Главная черта — защита глаз от повышенной инсоляции, пыли, холода и т. д. Для этого служит узкий разрез век, дополнительная складка — эпикантус, тёмная радужка, густые ресницы, выступающие скулы с подушками жира, длинные прямые и черные волосы. Выделяют две контрастирующие группы: северную (массивные, высокие, светлокожие, с крупным лицом и низким сводом черепа) и южную (грацильные, невысокие, смуглые, небольшое лицо и высокий лоб). Этот контраст вызван действием фактора инфантилизации в перенаселенных южных регионах. Молодая раса — около 12 тысяч лет.

Америнды

Америнды (индейцы, американская раса). Населяют обе Америки. Учитывая, что заселение Америки началось более 20 тысяч лет назад, эта раса старше предыдущей, поэтому считать америндов ветвью монголоидов некорректно. Среди множества вариантов выделяют северную группу (высокие, с крупным носом, отсутствием эпикантуса) и южную группу (низкорослые, с усилением монголоидных черт).

Австралоиды(австрало-океанийская раса). Древняя раса, имевшая огромный ареал, ограниченный регионами: Индостан, Тасмания, Гавайи, Курилы (то есть почти половина земного шара). Повсеместно вытеснялась и смешивалась с мигрантами. Включает группы: полинезийскую, меланезийскую, австралийскую, веддоидную, айнскую.

Метисы и мигранты

Следует учитывать, что в постколумбовую эпоху огромные массы населения покинули свои природные ареалы. Поэтому в Саскачеване может проживать бушмен, а в Нукуалофе — голландец. Но это уже — результат действия не антропологических, а исторических факторов.

Расовые различия

Индивидуальные вариации превосходят межрасовые, и в каждой расе найдутся мудрецы и безумцы. Принадлежа к виду Ното зарАепз, люди каждой расы способны освоить все достижения культуры. Однако в среднем обнаружено, что самый крупный мозг и высокий 1Р имеют средне-европейские и восточно-монголоидные группы. Они же оказывают и наибольшее влияние на антропосферу в целом. Наиболее архаичными (сохраняющими древние признаки морфологии) являются австралоиды. Каждая раса по-своему лучше приспособлена для выживания в конкретных условиях: эскимосы в арктических пустынях, а нилоты — в саваннах. Однако в эпоху цивилизации такие возможности появляются у представителей всех рас.

Расоведение— раздел антропологии, изучающий человеческие расы, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.

Наши рекомендации