Омовение и правила чистоты
Преданный должен принимать принимать омовение минимум два раза в день. Омовение следует принимать всегда после опорожнения кишечника, длительного сна (более 1 часа) и другой деятельности, которая загрязняет наше тело.
Ведические принципы чистоты часто кажутся чрезмерными для людей Запада. Например, это исторический факт, что причиной расцвета парфюмерной промышленности во Франции является то, что в этой культуре не принято регулярно мыться. Во всех исторических средневековых замках вам не удастся даже отыскать никакого подобия ванной комнаты – их просто не строили. Впрочем, в других культурах часто дело обстоит не сильно лучше.
Шрила Прабхупада говорил, что чистота окружает божественное. Внешняя чистота необходима не только пуджари, которые непосредственно служат Божествам, но и всем преданным. Кришна доволен, когда мы поддерживаем тело в чистоте. Чистота тела также будет способствовать чистоте ума, что предохранит нас от совершения оскорблений в преданном служении и поможет сосредоточиться на Кришне. Другим естественным следствием поддержания принципов чистоты будет физическое здоровье.
Омовение следует принимать прохладной водой, после чего вытереться куском чистой ткани (или полотенцем). Во время омовения рекомендуется воспевать Святое имя, так как это самое действенное «моющее средство». Омовение прохладной водой способствует очищению не только тела, но и ума. Вместе с тем, если холодно и если Вы недостаточно закалены, то лучше омыться теплой водой. Следует вымыть с мылом анус и половые органы. Мужчинам следует омываться «с головой». Женщинам, которые обычно носят длинные волосы, делать это каждый раз не нужно. Не следует омываться обнаженными – из уважение к полубогу воды Варуне. Мужчинам следует обернуть нижнюю часть тела гамчхой (просто куском ткани, завязанным на поясе), а женщинам закрыть тело, завязав на уровне выше груди нижнюю юбку или длинную гамччху. Если холодно, то после омовения следует как можно быстрее вытереться и скинуть мокрую нижнюю одежду, иначе Вы рискуете заболеть. Вытираться можно полотенцем, но после этого оно будет считаться оскверненным, и перед тем, как воспользоваться им вновь, Вам необходимо будет его прополоскать. Полотенца обычно дольше сохнут, поэтому преданные предпочитают пользоваться просто кусками хлопчатобумажной материи – гамччхами. Эти правила будут особенно полезны, если Вы отправитесь в паломничество в Индию или остановитесь на ночь в одном из храмов Сознания Кришны. Система двух гаммчх позволит Вам никогда не показывать свое тело обнаженным. Для того чтобы переодеться в чистое или сухое достаточно накинуть чистую гаммчху поверх мокрой, после чего скинуть мокрую.
Иногда мы можем оказаться в ситуации, когда невозможно совершить полное омовение – в поезде или в каком-то общественном месте. В таком случае следует омыться или умыться в той степени, в которой это возможно, после чего вспомнить образ Кришны и совершить омовение мантрой:
апавитрах павитро ва
сарвастханам гато ‘пи ва
йах смарет пундарикакшам
са бахйабхйантарах шучих
«Чист человек или нечист, и через какие жизненные ситуации он не прошел, если он вспоминает лотосоокого Господа Кришну, он очищается изнутри и снаружи». Затем, как только предоставится возможность, следует принять полное омовение.
Следует мыть руки после туалета и прикосновения нечистым предметам и частям тела. К последним относятся стопы анус, половые органы, внутренние полости рта, носа, ушей. Нечистым также считается все, что исходит из «врат тела» – глаз, ушей, ноздрей, рта и органов выделения. До и после вкушения прасада следует ополоснуть рот и вымыть руки (и стопы, если Вы вкушаете прасад в традиционно индийском стиле). После опорожнения кишечника рекомендуется пользоваться не туалетной бумагой а водой в кувшине, так как это гигиеничней. При этом омывать анус следует левой рукой, после чего вымыть руки с мылом и совершить омовение. Дополнительные правила чистоты Вы можете найти в «Нектаре Преданности».
Забота о здоровье
Памятуя, что Ваше тело принадлежит не Вам, а Кришне, однозначно, что о здоровье заботиться необходимо. Когда Санатана Госвами заболел тяжелой формой экземы и, считая, что причиняет Господу Чайтанье и всем преданным одни лишь неприятности, решил покончить собой, бросившись под колеса колесницы Господа Джаганнатхи, Господь Чайтанья отчитал его за это. Он сказал: «Это тело принадлежит Мне, и у Меня есть на него Свои планы. Мать никогда не обижается на своего малыша, даже если он писается и какается у нее на руках». После этого Он обнял Санатану, и от его экземы не осталось и следа.
Профилактика – лучшая форма лечения, а лучшая форма профилактики – это питаться хорошим, нетяжелым прасадом, не переедая, соблюдать чистоту, и физически двигаться. Имеющим хронические заболевания или предрасположенность им, следует делать соответствующую гимнастику или йогу. В противном случае, занятия спортом, если это не связано с Вашей работой или служением, скорее будут относиться к сомнительной трате времени. Жизнь очень коротка, и преданному жаль тратить и секунды нерационально. Вряд ли мы находимся на таком уровне, чтобы быть поглощенными мыслями о Кришне, играя в теннис или гоняя в футбол, а также посвящать эту деятельность Ему. Ни в шастрах ни в наставлениях Шрилы Прабхупады, ни в поведении садху мы не встречаем ничего подобного.
Дети могут играть сколько угодно, но опытные взрослые научат их играть или в те игры, в которые играл Господь Кришна и Господь Чайтанья или придумают новые, связанные с Их играми. Взрослые же преданные могут вместе купаться в Ганге или Ямуне, хотя, на худой конец и другой водоем пойдет, вспоминая об очаровательных «водяных» играх Господа Чайтаньи с Его преданными. Другой авторитетной и очень желательной формой «физкультуры» для преданных является танец во время киртана. Шрила Прабхупада говорил, что этого совершенно достаточно для поддержения тела в порядке, и дополнительные занятия спортом являются излишеством.
Если Вы болеете, то, если есть выбор, следует избегать лекарств, содержащих компоненты животного происхождения. Что касается форм лечения, то лучше лечиться так, как помогает, пользуясь здравым смыслом. Если Вас беспокоят проблемы невротического характера, то следует быть осторожным с помощью психотерапевтов. При самых хороших намерениях они будут передавать своим клиентам свой менталитет, который построен на культуре чувственных наслаждений. Киртан, прасад, джапа, лекции, чтение книг, поклонение Божествам – все эти вещи являются естесвенной психотерапией, которая лечит не только ум и разум, но и душу, о которой мирские психотерапевты ничего не знают.
Хотя беспокоиться о теле – важно, еще важнее – беспокоиться о нем как можно меньше J Это личный пример и наставления Шрилы Прабхупады и других садху. Правильной дозой является забота о теле на уровне необходимого минимума. Передозировка будет усиливать телесное сознание. Прибегая к помощи медицины, просто поскольку это является предписанной обязанностью, преданный направит всю свою веру на Господа, зная, что Он в действительности всем управляет, и является лучшим другом и доброжелателем. Чистые преданные, на сто процентов занятые служением Господу, в таких случаях молятся Господу Нрисимхе: «О мой Господь, если Ты того пожелаешь, пожалуйста, сделай так, чтобы это тело смогло быть полностью занятым в служением Тебе». Это – настоящее «лекарство» для преданного.
Внешний вид Вайшнава
Во-первых Ваишнавский внешний вид очень дорог Господу Гауранге. Во-вторых, он помогает нам ощущать себя преданными. Кроме этого Ваишнавский внешний вид оставляет хорошее впечатление у обыкновенных людей и побуждает их вспомнить о Кришне.
Такие атрибуты Ваишнава, как тилака, кантхи-мала, дхоти или сари, прическа напоминают нам, что мы являемся преданными Кришны и побуждают вести себя в соответствии с правилами Ваишнавского этикета. Затем когда люди видят преданного, неважно, одеты ли мы «по полной форме» или имеем лишь кантхи-малу, они вспоминают о Кришне. Даже если люди поверхностно отвергают сознание Кришны, все равно внутри большинство уважительно относятся к преданным, как к людям, следующим возвышенным принципам.
Тилака — это знаки, нанесенные на тело с произнесением определенных мантр, которые превращают тело в храм Господа. Тилака символизирует след Господа Вишну.
Две вертикальные параллельные линии, соединенные внизу — это знак Господа Вишну. Когда мы наносим тилаку на различные части тела, мы произносим различные имена Господа. Таким образом мы обращаемся к Нему, чтобы Он управлял нашими частями тела, и защищал их, чтобы они могли быть заняты в служении Ему. Господь Чайтанья очень строго относился к тому, чтобы преданные носили тилаку. Когда Он обучал студентов санскриту в Своей школе, если кто-то приходил без тилаки, то Он очень строго отчитывал его и отправлял обратно совершать омовение и совершать утреннее поклонение по-новой. «Лоб, не украшенный тилакой, – говорил Он, – подобен крематерию».
Тилака наносится особой глиной — гопи-чанданой (ее, как правило, можно приобрести в ближайшем храме Сознания Кришны). Сухую глину можно положить в баночку с крышкой и долить воды, чтобы она разбухла и превратилась в пасту. Избыток воды нужно слить. (Вместо этого можно разводить небольшое количество сухой тилаки водой каждый раз перед ее нанесением). Тилаку нужно ставить в чистом месте (туалет таковым не является). Сперва безымянным пальцем правой руки, смотря в зеркало, движением снизу вверх следует нанести ровную “дорожку” — от межбровья до нижней кромки корней волос. Затем мизинцем правой руки следует удалить центральный слой тилаки, так чтобы тилака приняла форму латинской буквы “U”. Возможно, для этого Вам прийдется смывать или стирать глину с мизинца и прочистить этот “пробор” в несколько приемов. Во время прочистки “пробора” следует произнести соответствующую мантру. После этого к нижнему краю тилаки следует пририсовать своего рода лепесток, имеющий форму перевернутой капли размером в 1.5-2 см. Если вы правильно нарисовали тилаку, то ее нижний “лепесток” целиком окажется на носу. После того, как Вы поставили тилаку на лбу, следует нанести ее на другие части тела. Тилака всегда должна быть вертикальной и иметь общую высоту 6-8 см. В то время как важно, чтобы тилака на лбу имела очень ровную и аккуратную форму (в конце концов, на Вас будут смотреть другие люди и Божества), обычно к идеальности ее формы на других частях тела предъявляется гораздо меньше требований. Удобно это делать специальным штампом, которые иногда можно приобрести в крупных храмах ИСККОН. Вы можете выписать приведенные ниже мантры на листочек бумаги и повесить рядом с зеркалом, перед которым Вы ставите тилаку:
лоб – ом кешавая намах
нижняя часть живота (чуть повыше пупка) – ом нараяная намах
грудь (от начала грудной клетки) – ом мадхавая намах
нижняя часть горла (от точки между ключицами) – ом говиндая намах
правый бок (10 см. вправо от пупка; ставить левой рукой) – ом вишнаве намах
нижняя часть правого плеча (сбоку, чуть повыше локтя; ставить левой рукой) – ом мадхусуданая намах
верхняя часть правого плеча (также сбоку; ставить левой рукой) – ом тривикрамая намах
левый бок (10 см. влево от пупка) – ом ваманая намах
нижняя часть левого плеча (сбоку, чуть повыше локтя) – ом шридхарая намах
верхняя часть левого плеча (также сбоку) – ом хришикешая намаха
верхняя часть спины (между лопатками; не беспокойтесь по поводу идеальности формы тилаки) – ом падманабхая намах
нижняя часть спины (от поясницы) – ом дамодарая намах
Затем вытереть остатки тилаки о макушку (шикху), произнося – ом говиндая намах
Если Вам предстоит общаться с непреданными людьми, которые отрицательно к этому относятся, то следует нанести тилаку по крайней мере водой, хотя утро все равно можно с удовольствием проходить в тилаке.
Другим важным Вайшнавским атрибутом являетяс кантхи-мала или тоненькие бусы вокруг шеи из туласи. Неинициированные преданные обычно носят один или два ряда, а инициированные – три ряда кантхи-мал.
В писаниях удверждается, что к тому, кто носит кантхи-малу из туласи никогда не приблизятся ямадуты (слуги бога смерти, которые забирают грешников на адские планеты). Бусины могут быть любого размера. Следует подогнать длину бус таким образом, чтобы они не висели свободно, а достаточно плотно облегали шею (конечно, так, чтобы это не стесняло движения). Когда нас спрашивают, почему мы носим эти бусы, можно, не вдаваясь в подробности, ответить, что это бусы из священного дерева туласи, которые защищают от неблагоприятных влияний.
Теперь относительно прически. Традиционно брахманы в Индии регулярно бреют головы, оставляя небольшой пучок волос на затылке, называемый шикха. По мимо всего прочего, это очень благоприятно для здоровья. Если Вам приходится систематически общаться с обыкновенными людьми вне храма (по работе или служению), то, возможно, вы предпочтете иметь короткую прическу. Шрила Прабхупада говорил, что длинные волосы лучше годятся для того, чтобы привлекать женщин, а мы хотим привлечь милость Кришны. Даже в случае если Вы предпочитаете носить прическу, следует иметь шикху — хотя-бы небольшую и не очень заметную. Шрила Прабхупада говорил, что если мы (не дай Бог) споткнемся и упадем на духовном пути, то Кришна схватит нас за шикху и поднимет.
Традиционно в Индии женщины расчесывают волосы на прямой пробор и собирают в косу. Замужние женщины также ставят на лоб красную точку (бинди) и красят пробор красной кункумой. Это считается символом целомудрия. На Западе некоторые женщины-преданные, которым по работе или служению приходится много общаться с обыкновенными людьми вне храма или дома могут предпочесть носить другую прическу. Соображения которыми следует руководствоваться в этом случае состоят в том, чтобы избегать привлекать излишнее внимание представителей противоположного пола. Именно по этим соображениям не следует, в частности, ходить с распущенными длинными волосами. Еще более это важно в храме, где в центре внимания всех должен быть Кришна. Поэтому, из уважения в храме следует покрывать голову платком сари или другим головным убором.
Одежда должна быть чистой, опрятной и не вызывающей. Большинство обычных людей будут судить о преданных по их внешнему виду. Поэтому преданные должны одеваться как “леди и джентельмены” — просто, но со вкусом. Если по работе или служению преданному Вам приходится общаться с представителями определенного социального слоя, следует одеваться так как принято в этой среде (если принято одеваться слишком вызывающе, то, может, стоит подумать о том, чтобы поменять круг общения). Женщинам следует избегать глубоких вырезов и коротких юбок или платьев. Если есть возможность, в храме и дома во время поклонения домашним Божествам следует носить Ваишнавскую одежду — дхоти и курты для мужчин, и сари для женщин.
Одежда, непосредственно прилегающая к телу должна стираться каждый день. Верхняя Ваишнавская одежда — по крайней мере раз в три дня (если она не осквернялась). Одежда становится оскверненной, если мы носим ее во время опорожнения кишечника или в каких-то нечистых местах. Обычная одежда должна также поддерживаться в чистоте.
Задание 7. Каковы из перечисленных выше предписаний вы отнесете к главным, а какие к вспомогательным?
Задание 8. К какому режиму сна следует стремиться?
Задание 9. Каким образом следует готовиться ко сну?
Задание 10. Как часто следует принимать омовение?
Задание 11. Почему важно следить за поддержанием Вайшнавского внешнего вида?
Задание 12. Каковы основные требования к Вайшнавскому внешнему виду?