Ревность бывает двух видов
и она бывает похвальной и порицаемой
|
Ревность в отношении объекта своей любви обусловлена твоим нежеланием делить его с кем-то другим.
Ревновать объект своей любви невозможно без наличия того, к кому ты его ревнуешь.
Эта ревность похвальна в том случае, если объект любви относится к тем, которые скверно делить с кем-либо, — речь идёт о творении.
Если же говорить о таком объекте любви, соучастие в любви к которому является благим, например, о Посланнике, учёном или о Любимом и Близком — Всевышнем Аллахе, — то невозможно представить себе ревность в подобных случаях — скорее, это зависть! В данном случае похвальная ревность — ревность, заключающаяся в том, что человек не желает, чтобы любовь его доставалась другим вместо Него. Или же он не желает, чтобы кто-нибудь узнал об этой любви и испортил её для него. Или же он проявляет ревность в отношении своих деяний, не желая, чтобы хоть что-то из них совершалось не ради объекта его любви. Ревность может выражаться и в том, что он не желает, чтобы к его деяниям примешивалось что-то неугодное его Любимому — из
совершения дел напоказ, или самолюбования, или желания иметь свидетелей своим деяниям или желания сокрыть от людей милости Всевышнего, которые Он оказывает ему, помогая ему совершать благие дела.
Если говорить в общем, ревность предполагает стремление человека к тому, чтобы его состояния и его деяния были посвящены только Аллаху. Человек также может проявлять ревность в отношении собственного времени, избегая тратить его на неугодное Тому, Кого он любит.
Это ревность со стороны раба Аллаха, и это ревность к тому, кто мешает ему снискать довольство объекта своей любви и возводит препятствия на его пути.
Если же говорить о ревности объекта любви [Всевышнего Аллаха], то это нежелание того, чтобы сердце любящего Его испытывало такую же любовь к кому-то ещё, то есть придавало Ему сотоварищей в своей любви к Нему.
Поэтому ревность Всевышнего предполагает, что Eгo раб не должен совершать то, что Он запретил15. И ревность Его
— причина того, что Он запретил мерзости, совершаемые явно и тайно16, потому что творения — Его рабы, и Он ревнует рабов Своих так же, как хозяин ревнует своих невольниц — а Аллах, разумеется, совершенен и ни с кем не
сравним. Он ревнует рабов Своих, и эта ревность предполагает, что они не должны обращать свою любовь ни к кому, кроме Него, потому что любовь эта побуждает их страстно любить образы [творения] и совершать мерзость с ними.
15 Хадисы на эту тему приводят аль-Бухари и Муслим.
16 Хадисы на эту тему также приводят аль-Бухари и Муслим.
78 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Кто почитал Аллаха так, что это удерживало его от ослушания Его, тому Аллах дарует уважение к нему со стороны людей, так что они не станут унижать его.
Если корни знания приживутся в почве сердца, в нём вырастает дерево любви, и когда оно становится прочным и сильным, оно начинает приносить плоды — покорность Ему, и это дерево «плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа»(сура 14 «Ибрахим», аят 25).
Первая остановка на пути идущих: «Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом»(сура 33 «Союзники», аяты 41-42);
Вторая остановка: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету»(сура 33 «Союзники», аят 43). И последняя остановка: «В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: "Мир!"»(сура 33
«Союзники», аят 44).
Почва естественной природы человека плодородна и принимает то, что сажают в неё, и если будет посажено дерево веры и богобоязненности, то оно принесёт вечную сладость. А если будет посажено дерево невежества и страстей, то плоды его будут горькими.
Устремись к Аллаху и требуй этого от глаза своего, от слуха своего, от сердца своего и от языка своего и да не уклонятся от этого возвращения эти четверо, ибо тот, кому Аллах помогает устремиться к Нему, делает это посредством них, и тому, кому не удаётся сделать это, потому что Аллах оставляет их без помощи, также не удаётся сделать это именно их посредством. Тот, кому Всевышний оказывает помощь, слышит, видит, говорит и берёт что-
то благодаря своему Господу, а тот, кого Он оставляет без помощи и поддержки, совершает те же самые действия в угоду душе своей и страстям своим.
Рождение покорности, её рост и приумножение осуществляется так же, как и в случае с косточкой, которую ты сажаешь в землю, и в конце концов она превращается в дерево и приносит плоды, и ты ешь его плоды и сажаешь в землю косточки от них, и каждый раз, когда оно приносит плоды, ты срываешь их и сажаешь косточки от них... То же самое можно сказать и о грехах, которые выстраиваются в подобную цепочку.
Пусть же разумный человек задумается над приведённым примером. К награде за благое дело относится и совершение следующего благого дела, а к наказанию за скверное дело — совершение следующего скверного дела.
Не стоит удивляться рабу, который смиряется пред Аллахом, поклоняется Ему и без устали служит Ему, нуждаясь в Нём и будучи не в состоянии обойтись без Него. Удивление вызывает Властелин, Который помогает рабу Своему полюбить Его, оказывая ему многочисленные милости и благодеяния притом, что Он совершенно не нуждается в нём.
Достаточный почёт для тебя — то, что ты являешься Его рабом. И достаточный повод для гордости для тебя — то, что Он — твой Господь.
Польза
Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама
|
изменили «Поселись...»18(сура 2 «Корова», аят 35).
О мгновенье, которое породило жар тысячелетней тревоги!..
Он [Адам] писал кровью сожаления строки печали в историях и посылал их с горестными вздохами, пока не пришла подпись: «И Он принял его покаяние»(сура 2
«Корова», аят 37).
Иблис обрадовался изгнанию Адама из Рая, не зная о том, что ныряльщик, погружаясь глубоко в море, поднимается на поверхность, да ещё и с жемчугом.
17Подразумевается отданное Господом ангелам веление пасть ниц перед Адамом .
18Подразумевается отданное Господом веление поселиться в Раю
месте со своей женой Хаввой.
Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама 81
Какая разница между словами «Поистине, Я поставлю на земле наместника...»(сура 2 «Корова», аят 30)19 и словами
«Ступай! И если кто-то последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием...»(сура 17 «Ночное путешествие», аят 63)20!
To, что произошло с Адамом, и есть цель его существования:
«Если бы вы не грешили...»21
О Адам! Да не опечалят тебя слова Мои, сказанные тебе:
«Выйди отсюда»(сура 7 «Преграды», аят 18). Ведь Я создал Рай для тебя и на пользу твоим потомкам.
О Адам! Ты входил ко Мне, как входят цари к царям, а теперь ты входишь ко Мне, как входят рабы к царям.
О Адам! Не огорчайся из-за чаши проступков, которые помогли тебе образумиться, ибо она изгнала из тебя недуг самолюбования и облачила тебя в одеяние покорности Всевышнему: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас»(сура 2 «Корова», аят 216).
О Адам! Я не отбирал у тебя то, чем наделил тебя. Я лишь отвёл тебя в сторону, дабы завершить преобра- жение этого места для тебя и чтобы работники посы-
19 Имеется в виду Адам .
20 Эти слова обращены к Иблису.
21Это указание на хадис, который приводит Муслим со слов Абу Хурайры- Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы вас и привёл бы на ваше место людей, которые грешили бы и просили бы у Аллаха прощения, и Он прощал бы их»
лали мне плату: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили»(сура 32 «Земной поклон», аят 16).
Клянусь Аллахом, когда он [Адам] ослушался Господа, ему не принесло пользы ни величие: «Падите ниц»(сура 2
«Корова», аят 34), ни почёт «И Он научил Адама...»(сура 2
«Корова», аят 31), ни особенность: «кого Я сотворил Своими обеими Руками»(сура 38 «Сад», аят 75), ни гордость «и вдохнул в него от Моего духа» (сура 15
«Хиджр», аят 29), но ему принесло пользу смирение:
«Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе...»(сура 7 «Преграды», аят 23).
Когда кольчуга единобожия надевается на тело благодарности, вражеская стрела наносит не смертельную рану, и человек накладывает на нее повязку смирения и становится таким, каким был до ранения, и раненый поднимается так, будто с ним ничего и не случилось.
Раздел