Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его

Т
от, кто отказывается от выбора и распоряжения в надежде на увеличение, из страха перед уменьшением, или из стремления к здоровью, или в стремлении уберечься от болезни, и при этом знает, что Аллах может всё, и что только Он выбирает и распоряжается, и что Его распоряжение лучше для раба его собственного распоряжения, и что Он лучше знает, в чём польза для Его раба, и обладает большей способностью принести ему эту пользу и извлечь её и желает рабу Своему больше блага, чем желает он самому себе, и более милосерден к нему, чем он сам, и если вместе с этим он знает, что не способен совершить и одного шага, опережая Его распоряжение или отступая назад от него, и никто не способен опередить Его предопределение и решение или отступить от Него, и падает ниц пред Ним и вверяет себя воле Его и склоняется перед ним так, как склоняется слабый невольник перед могущественным и грозным царём, который распоряжается рабом своим, как пожелает, тогда как раб не способен распоряжаться им каким бы то ни было способом — сделав это, человек отдохнёт от забот, тревог, тягот и печалей, и его бремя и заботу о его нуждах и интересах возьмёт на Себя Тот, Кому нетрудно нести эту ношу и она не обременяет Его. Он возьмёт на Себя всё это вместо Своего раба и покажет

ему Свою доброту, заботу, милость и благодеяние, причём раб не будет уставать и утомляться из-за этого и не будет заботиться об этом, потому что всё своё внимание он направил на Него и сделал Его своей единственной заботой, и Он избавил его от забот об удовлетворении мирских потребностей и нужд, освободив от них сердце его. Как же прекрасна его жизнь! И как наслаждается сердце его и как радуется он!..

Если же раб настаивает на собственном распоряжении и выборе и желает заботиться о своей доле, а не о соблюдении прав Господа своего, то Он предоставляет ему самостоятельно делать выбор для себя и направляет его туда, куда он сам себя направил, и к нему приходят тревоги, скорби, печали, тяготы, страх, утомление, помутнение рассудка и он впадает в скверное состояние. И сердце его не становится чистым, и дела его не будут благодатными, и надежды его не осуществятся, и отдохновения он не обретёт, и не будет у него блаженства, которым он мог бы наслаждаться. Он окажется отделённым от радости своей и того, что приносит ему умиротворение. Он трудится в этом мире, как зверь, но при этом надежды его не воплощаются и он не запасается для Дня воскрешения.

Всевышний Аллах дал рабу веления и гарантии, и если он станет исполнять Его веления с чистосердечием, правдивостью, искренностью и усердием, то Всевышний Аллах дарует ему то, что гарантировал ему, то есть удел, достаток, помощь и удовлетворение потребностей. Ибо, поистине, Всевышний Аллах гарантировал удел тому, кто поклоняется Ему, помощь тому, кто уповает на Него и просит Его о помощи, и достаток тому, кто сделал Его своей главной заботой и объектом своих стремлений, и прощение тому, кто просит у Него прощения, и удовлетворение потребностей тому, кто был

усерден, верил в Него, надеялся на Него и стремился к Его милости и щедрости. Благоразумный человек уделяет внимание Его велениям, исполнению их и Его содействию, а не гарантиям, которые Он дал, ведь Аллах — Исполняющий обещания, Правдивый. Кто исполняет свои обещания лучше Аллаха? К признакам того, что данный человек относится к числу счастливых, относится его внимание к велениям Аллаха, а не к Его гарантиям, а к признакам того, что раб лишён [помощи Всевышнего], относится отсутствие в его сердце внимания к Его велениям, любви к Нему, страха перед Ним, причём он уделяет большое внимание Его гарантиям.

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Бишр ибн аль-Харис сказал: «Обитатели мира вечного — трое: поклоняющийся [Аллаху], равнодушный к мирским благам и правдивейший. Поклоняющийся поклоняется Аллаху, сохраняя связь с мирскими благами, равнодушный к мирским благам поклоняется Аллаху, отказываясь от этих связей, а правдивейший поклоняется Аллаху, ставя во главу угла Его довольство и содействие: если Он велит ему взять мирское, он берёт его, а если Он велит ему отказаться от него, он отказывается.

Если Аллах и его Посланник Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его - student2.ru — в одной стороне, то остерегайся оказаться в другой, потому что это приведёт к противоречию и противостоянию. Такова основа двух понятий. Мушакка — это когда ты находишься в одной стороне, а противоречащий тебе — в другой, а мухадда — это когда ты находишься с одной стороны от черты, а он — с другой.

Не думай, что это нечто незначительное, ибо начальные проявления этого влекут человека к конечному пределу его, и ничтожные его проявления влекут за собой серьёзные.

Будь в той стороне, в которой Аллах и его Посланник

Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его - student2.ru , даже если все люди окажутся в противоположной

стороне, ибо поистине это приведёт к самым благим и прекрасным последствиям, и нет ничего более полезного для раба в мире этом прежде мира вечного.

Большинство людей находятся в противоположной стороне, особенно когда усиливаются стремление и страх: после этого трудно найти тех, кто остался в той же стороне, что и Аллах и Его Посланник. Более того, такого человека люди считают чуть ли не слабоумным, сделавшим для себя скверный выбор, а могут дойти и до того, что назовут его умалишённым. Это наследие врагов посланников: в своё время они считали самих посланников умалишёнными, потому что они были в одной стороне, тогда как большинство людей — в другой стороне.

Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его - student2.ru Однако тот, кто приучает к этому душу свою, нуждается в глубоком знании того, что принёс Посланник — таком, которое рождает твёрдую убеждённость в истинности этого и отсутствие сомнений в этом, а также в совершенном терпении, которое придётся проявить в ответ на враждебность одних и порицания других. А достичь этого можно только с помощью сильного стремления к Аллаху и миру вечному, так, чтобы мир вечный он любил больше мира этого, и предпочитал мир вечный миру этому, и любил Аллаха и Его Посланника больше всего остального.

Для человека нет ничего более сложного в начале, потому что душа его, страсти, натура, шайтан, его братья и те, с кем он общается, находящиеся в противоположной стороне, призывают его предпочесть жизнь ближнюю, и если он противоречит им, они поднимаются, чтобы бороться с ним. И если он проявит терпение и стойкость, то к нему придёт помощь от Аллаха, и тогда трудное станет для него лёгким, а на смену бо-

ли придёт наслаждение. Ведь поистине, Господь — Благодарный, и Он непременно даст ему вкусить блаженство, которое поможет ему приблизиться к Аллаху и Его Посланнику, и покажет ему почёт, приносимый пребыванием в этой стороне. И тогда радость его усилится, и сердце его преисполнится радостью и обретёт силу и отраду, а те, кто боролся с ним прежде, будут либо испытывать благоговейный страх перед ним, либо поспешат заключить с ним мирный договор, станут помогать ему или оставят его в покое. Воинство его обретёт силу, тогда как воинство его врага ослабеет.

Не считай трудным противоречие людям и пребывание в той стороне, где Аллах и Его Посланник, даже если ты один, ибо поистине Аллах — с тобой, и Ты — под Его надзором, и Он заботится о тебе и оберегает тебя, и Он лишь испытывает силу твоей убеждённости и терпения.

И лучший помощник в этом деле после помощи Аллаха

— освобождение от алчного стремления [к мирским благам] и страха [потерять их]. И когда ты освобождаешься от них, то тебе легко будет пребывать в той стороне, в которой Аллах и Его Посланник, и ты постоянно будешь пребывать в этой стороне. А если тебя одолевает это стремление и сожаление, то даже не думай об этом.

Ты можешь спросить: что поможет мне освободиться от этого стремления и от этого сожаления? Я отвечу: единобожие, упование на Аллаха, надежда на Него, знание того, что никто не приносит благие дела, кроме Него, и никто не стирает скверные дела, кроме Него, и что распоряжение целиком принадлежит Аллаху и никто не может ничего сделать против воли Его.

Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его - student2.ru

Наставление

Войди к Аллаху

А
авай же, войди к Аллаху и пребывай по соседству с Ним в обители мира, без беспокойства, утомления и

страдания, по самой короткой и лёгкой дороге.

Дело в том, что ты находишься между двумя временами, и это [третье] время и есть истинная сущность твоей жизни. Это твоё настоящее время, миг между прошлым и будущим.

То, что осталось в прошлом, можно исправить с помощью покаяния, сожаления о содеянном и испрашивания прощения, и это не сопряжено для тебя ни с утомлением, ни с беспокойством, ни со страданиями, причиняемыми тяжким трудом, поскольку это относится к деяниям сердца.

А воздержание от грехов в будущем — оставление и отдохновение, и это не деятельность, производимая органами тела, которая трудна для тебя, а только решимость и твёрдое намерение, которые приносят отдохновение твоему телу и сердцу и доставляют тебе радость.

Таким образом, прошлое исправляется с помощью покаяния, а будущее исправляется посредством воздержания от грехов, решимости и правильного намерения, и ни то, ни другое не доставляет беспокойства органам тела и не утомляет их. Но поговорим же о твоей настоя-

щей жизни, то есть о том твоём времени, которое между прошлым и будущим. Если ты потратишь его напрасно, то потеряешь своё счастье и спасение, а если ты сохранишь его и при этом исправишь прошлое и будущее, как говорилось выше, то спасёшься и преуспеешь, обретя отдохновение, блаженство и наслаждение. Сохранить это время труднее, чем исправить прошлое и будущее, поскольку сохранение его потребует от тебя принуждать душу свою придерживаться того, что важнее и полезнее для неё и более способствует обретению счастья. А люди в этом очень сильно различаются.

Клянусь Аллахом, это твои настоящие дни, в которые ты собираешь запас для Дня воскрешения, в который ты отправишься либо в Рай, либо в Ад. И если ты превратишь эти дни в путь, ведущий к твоему Господу, то обретёшь величайшее счастье и преуспеяние за этот короткий срок, который ничто по сравнению с вечностью. Если же ты предпочтёшь страсти, праздность, пустые развлечения и забавы, то дни эти быстро закончатся для тебя и оставят после себя великую и постоянную боль, переносить которую намного труднее, чем проявлять терпение, воздерживаясь от нарушения установленных Аллахом запретов, сохраняя покорность Ему и борясь со своими страстями ради Него.

Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его - student2.ru

Раздел

Наши рекомендации