Человек ученый и человек естественный: возвращение к себе
В прошлые времена во всем мире люди были язычниками, они просто поклонялись природе. Не существовало понятия греха, вопрос о вине не ставился. Жизнь принимали такой, какая она есть. Не было никаких оценок, никаких интерпретаций, разум еще не вмешался.
Как только начинает вмешиваться разум, возникает суждение. Как только разум выходит на сцену, начинается разделение, человек становится разобщенным. Тогда ты начинаешь осуждать какую-то часть своего существа — одна часть возвеличивается, а другая принижается, и ты теряешь внутреннее равновесие. Но это должно было случиться, разум должен был пробудиться, это — часть роста. Как и с каждым ребенком, это должно было произойти со всем человечеством.
Когда ребенок рождается, он — язычник. Каждый ребенок язычник от рождения, он счастлив быть таким, каков он есть. У него нет представлений о том, что хорошо и что плохо, у него нет никаких идеалов. Критерии, суждения — всего этого у него тоже нет. Когда он голоден, он просит есть. Если хочет спать, засыпает. Мастера дзэн говорят, что это проявление наивысшей религиозности — есть, когда голоден, и спать, когда клонит в сон. Не вмешивайся — пусть жизнь идет своим ходом.
Каждый ребенок рождается язычником, но рано или поздно он теряет свою непосредственность. Это часть жизни, это должно случиться. Это часть нашего роста, взросления, часть нашей судьбы. Ребенок должен потерять и обрести это вновь. Когда ребенок теряет это, он становится обычным, приземленным. Когда же эта способность возвращается к нему, в нем рождается религиозность.
Детская невинность стоит дешево, это подарок от Мироздания. Мы его не заработали, и мы непременно теряем его. Только потеряв, мы осознаем, чего лишились. Тогда мы начинаем поиск. И только когда мы ищем это, зарабатываем, достигаем, становимся этим, только тогда мы понимаем огромную его ценность.
Я всегда, с самого детства, чувствовал, что во мне обитает много людей. Что Ты можешь об этом сказать?
Каждый человек рождается единой целостной личностью. Но к тому времени, как он готов вступить в активную жизнь, внутри него поселяется целая толпа. В том, что ты чувствуешь, нет ничего особенного, это случается почти с каждым. Единственная разница в том, что ты понемногу осознаешь, что происходит внутри тебя. И это хорошо. А многие люди этого просто не понимают.
Если ты просто посидишь в тишине и прислушаешься к своему сознанию, ты услышишь много голосов. Ты удивишься, тебе будет легко узнать эти голоса. Вот слышен голос твоего дедушки, а вот — твоя бабушка, там говорит твой отец, а здесь — мать. Другие голоса принадлежат священнику, учителю, соседям, твоим друзьям и врагам. Все эти голоса создают внутри тебя невообразимый шум, и если ты захочешь услышать твой собственный голос, это будет почти невозможно — уж очень большая вокруг суматоха.
По существу, ты давным-давно забыл свой собственный голос. Ты никогда не был достаточно свободен для того, чтобы высказать собственное мнение, тебя всегда учили послушанию. Тебя учили говорить «да» всему, что исходило от старших. Тебя учили, что ты обязан повторять все, что делают твои учителя или священники. Никто и никогда не говорил тебе, чтобы ты искал свой собственный голос. А есть ли он у тебя вообще — свой голос? Итак, твой голос оставался неслышим, а другие голоса звучали громко, они командовали. И поскольку они отдавали приказы, ты эти приказы выполнял — вопреки себе самому. Ты не собирался им следовать, ты же видел: «Это не есть хорошо». Но для того, чтобы тебя уважали, чтобы тебя принимали и любили, ты должен был стать послушным.
Конечно же, внутри тебя не хватает только одного голоса и одного человека — тебя самого. Вообще-то там целая куча людей, и все они ежеминутно сводят тебя с ума, ведь один голос говорит: «Делай так!», а другой ему возражает: «Никогда так не делай! Не слушай этот голос!» И тебя разрывает на части. Всю эту толпу нужно ликвидировать. Ей нужно сказать: «А теперь, пожалуйста, оставьте меня в покое!» Люди, которые уходили в горы или поселялись в глухом лесу, убегали не от общества; они пытались отыскать местечко, где можно было бы разогнать их внутреннюю толпу.
Конечно же, люди, поселившиеся у тебя внутри, не хотят никуда уходить. Но если ты намерен стать личностью со своими собственными правами, если хочешь избавиться от этого постоянного внутреннего конфликта и неразберихи, тогда тебе нужно распрощаться с ними — даже если они принадлежат твоему глубокоуважаемому папочке, твоей маме или дедушке. Не важно, чьи они. Ясно одно — это не твои голоса. Это голоса людей, живших в свое время, и у них нет ни малейшего представления о том, что нас ждет в будущем. Они передали детям свой жизненный опыт; а их опыт не подходит для будущего. Они думают, будто помогают своим детям быть мудрыми, будто передают им знания и благодаря этому их жизнь станет легче и комфортнее. Но они совершают ошибку. Все их благие намерения приводят к тому, что они разрушают в ребенке его непосредственность, его собственное сознание, его способность стоять на своих ногах и соответствовать новому будущему, о котором их предки не имели никакого представления.
Этому ребенку предстоят новые испытания, он столкнется с новыми ситуациями, и для того, чтобы реагировать на них, ему нужно абсолютно новое сознание. Лишь тогда его реакция будет адекватной; лишь в этом случае он добьется в жизни успеха и его жизнь будет не длинной чередой страданий, каждое ее мгновение станет танцем, который проникает все глубже и глубже и длится до последнего вздоха. Тогда человек встретит смерть танцем и улыбкой на лице.
Прекрасно, что ты начинаешь осознавать, будто внутри тебя сидит не один человек. Со всеми происходит то же самое! Благодаря тому что к тебе приходит такое осознание, ты можешь избавиться от этой толпы.
Побудь в тишине и отыщи себя самого. Пока ты не найдешь себя, очень трудно будет разогнать толпу, ведь все эти люди говорят тебе: «Твое “я” здесь»; и ты не сможешь ни согласиться, ни опровергнуть эти слова. Так что не конфликтуй с этой толпой. Пусть они передерутся между собой — у них это очень хорошо получается! А ты тем временем попробуешь отыскать самого себя. И как только ты узнаешь, кто ты есть, ты просто скажешь им, чтобы они убирались из дому. Видишь, все так просто! Но вначале тебе нужно найти свое «я». Как только у тебя получится, как только найдется хозяин, владелец дома, все эти люди, изображавшие из себя хозяев, начнут исчезать. Как только ты станешь самим собой и на тебя больше не будет давить груз прошлого, когда ты порвешь с ним все связи, станешь тем, кем был вначале, — сильным, как лев, и невинным, как дитя, тогда ты сможешь долететь до звезд и даже выше; тогда твое будущее — блестяще.
До сих пор люди всегда говорили о золотом веке в прошлом. Теперь нам нужно научиться помнить о золотом будущем. Тебе не нужно менять весь мир, просто изменись сам, и ты начнешь менять мир, ведь ты — его часть. Если изменится даже один-единственный человек, это изменение заденет тысячи и тысячи других людей. С тебя начнется та революция, после которой может родиться новое человечество.
Ты сказал, что для познания самого себя знание бесполезно. Объясни, пожалуйста, в чем заключается развитие сущности человека.
Сущность никогда не развивается. Она просто есть. Никакой эволюции не происходит, время здесь ни при чем. Это вечность, это не становление. Духовно ты никогда не развиваешься; это невозможно. Что касается высшей цели, то ты ее уже достиг. Ты больше нигде и не был.
Тогда в чем заключается развитие? Это лишь один из способов пробудиться и постичь правду о том, кто ты есть. Правда не растет, растет только ее понимание, воспоминания о ней.
Вот почему я не говорю о «развитии человека». Я говорю о препятствиях на пути к твоему осознанию. Знание — это самое большое препятствие; вот почему я так много о нем говорил. Это барьер.
Если ты думаешь, что уже знаешь, то ты не узнаешь никогда. Если ты думаешь, что знание у тебя в кармане, к чему все эти поиски? Ты можешь пойти поспать и помечтать. В ту секунду, когда ты признаешься себе, что «не знаешь», это признание пронзает твое сердце, как стрела, оно вонзается в тебя, подобно копью. Осознание приходит к человеку именно в этот момент — когда его пронзает острая боль.
А знание подобно болеутоляющему средству. Оно не позволяет тебе ощутить этот шок и потрясение. Оно тебя защищает, оно как броня. Я выступаю против знания, чтобы ты сумел сбросить эту броню и жизнь могла пронзить тебя осознанием.
Жизнь — вот она, рядом, она каждую минуту готова поразить тебя. Твоя сущность прячется внутри тебя, она готова проснуться в любой момент. Но между тобой и ею стоит знание. И чем его больше, тем дольше придется ждать твоего самопробуждения.
Стань незнающим.
И никогда не думай о духовности как о процессе роста. Рост тут ни при чем. Вы — уже боги, с самого начала вы — будды. Тебе не нужно становиться буддой — сокровище лежит рядом, просто ты не знаешь, куда его положили. Ты забыл ключи, или забыл, как ими пользоваться. Ты так опьянен знаниями, что забыл о том, кто ты есть. Знание — это алкоголь, оно опьяняет людей. Тогда их восприятие размыто, они почти ничего не помнят. Люди начинают видеть то, чего нет, и перестают видеть то, что есть.
Вот почему я не говорил о том, как развивать твою личность. Человек уже таков, каким и должен быть, он совершенен. Добавлять ничего не нужно, да и не получится. Это творение всего сущего. Оно было создано совершенством, поэтому и само совершенно. Просто убери все созданные тобой препятствия.
Все наше общество трудится не покладая рук, все пытается создать новые барьеры. Когда рождается ребенок, мы в тот же миг начинаем возводить в нем внутренние барьеры. Мы начинаем сравнивать: «Кто-то красивее тебя, а кто-то здоровее, а тот ребенок... посмотри, какие у него оценки, какой он умный, а ты чем занимаешься?» Мы сравниваем. А сравнение несет идею о неполноценности и превосходстве, а ведь и то, и другое — уже нездоровое состояние, барьер. Теперь ребенок никогда не будет думать о себе просто так, он всегда будет себя сравнивать с кем-то другим. Яд сравнения начал действовать. Теперь человек обречен на страдания, блаженство бытия становится все более иллюзорным.
Каждый человек рождается уникальным и неповторимым. Никакое сравнение невозможно. Ты — это ты, а я — это я. Будда —- это Будда, Христос — это Христос, как можно сравнивать? Когда ты сравниваешь, ты создаешь чувство превосходства и неполноценности — качества, присущие личности. Естественно, все это рождает жажду соперничества, появляется большое желание одержать верх над другими. Ты скован страхом: получится или нет, ведь это жестокая битва, и каждый стремится к тому же — он хочет быть первым. Миллионы людей пытаются стать первыми. Вокруг нас — насилие, агрессия, ненависть, вражда. Жизнь превращается в ад. Если ты потерпел поражение, ты страдаешь... А шансов проиграть гораздо больше, чем одержать победу. Но даже если ты победил, счастья это не приносит. Ведь в ту секунду, когда ты добиваешься успеха, ты испытываешь страх: теперь у тебя могут это отнять. Вокруг полно соперников, и все они наступают на пятки!
До того как тебе повезло, ты переживал, получится у тебя или нет; теперь ты на коне: у тебя есть деньги и власть, но ты боишься, что у тебя могут все это отнять. Ты трясся от страха раньше и трясешься теперь. Страдают неудачники, страдают и победители.
В этом мире очень трудно найти счастливого человека, поскольку никто не соблюдает условий счастливой жизни. Первое условие — нужно отказаться от любых сравнений. Оставь все эти дурацкие идеи о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Ты и не лучше, и не хуже. Ты — это просто ты. Такого, как ты, больше нет, нет никого, с кем тебя можно было бы сравнить. И вот тогда ты вдруг оказываешься дома.
Но мы начинаем отравлять мозги детей знаниями. Мы начинаем учить их тому, что они не знают, что не испытали. Мы учим их верить в Бога — мы учим их лжи. Этот Бог не станет настоящим Богом — такого они не знают; мы заставляем их верить, и эта вера станет их знанием. Вера не может стать настоящим знанием, это будет лишь претензия на такое знание. Всю свою жизнь они будут думать, что знают, а они не будут знать никогда. Фундамент был построен на лжи.
Мы учим детей: «Ваша душа — бессмертна». Какой же глупости мы их учим! Я не говорю, что не существует бессмертной души или не бывает такого качества, как благочестие. Я говорю о том, что это не должно внушаться, не должно быть верованием. Это сущностное переживание. Ребенку нужно помочь в исследовании его внутреннего мира.
А мы вместо того, чтобы помочь ребенку в этих исследованиях, вручаем ему готовые знания. Такое знание становится самой большой проблемой. Как же уйти от этого?
Вот почему я говорил о бессмысленности знания — потому что под маской знания прячется невежество. Когда ты отказываешься от знаний, ты снова становишься ребенком — чистым, живым, подвижным, любопытным; удивление будет светиться у тебя в глазах, а твое сердце снова забьется чаще, наполненное тайной жизни. Тогда ты станешь на путь поиска, а с ним придет и осознание. Ты все больше приходишь к осознанию своей внутренней сущности, которая всегда живет в глубине тебя, но она слишком набита знаниями, вот почему, когда ты заглядываешь внутрь себя, ты никогда ее не находишь; твое сознание вечно завалено каким-то хламом.
Знание похоже на облака в небе. Даже сейчас на небе так много облаков. Если ты поднимешь свой взгляд и захочешь увидеть небо, то ты его не найдешь: там будут только облака. В таком же состоянии находится разум человека, переполненного знаниями: мысли, священные книги, великие теории, догмы, доктрины — все они плавают, как облака, и из-за них не видно чистого неба.
Пусть эти облака исчезнут. Они все еще здесь, потому что ты за них цепляешься. Они здесь, потому что ты продолжаешь за них держаться. Ослабь свою хватку, отпусти их. Тогда небо станет девственно чистым, мы увидим, что оно бесконечно. Это свобода. Это сознание. Это истинное познание.
Великий западный философ Дэвид Юм, который много раз слышал от великих мистиков слова «Познай себя!», как-то написал: «Я однажды тоже попытался познать себя. Я закрыл глаза и отправился внутрь себя. Там я обнаружил несколько желаний, немного мыслей, какие-то воспоминания, мечты, образы и тому подобное. Но больше ничего найти мне не удалось. Себя я найти так и не смог».
Это очень правдивое описание состояния сознания почти каждого человека, за исключением нескольких будд. Что ты найдешь, если ты заглянешь внутрь себя? Много всего разного — облака, застилающие небо.
Даже такой умный человек, как Дэвид Юм, не смог понять главного: кто же был тот, кто смотрел на все это? Что есть то самое осознание, которое находит все новые воспоминания и желания? Конечно, этот кто-то не может быть желанием и не может быть воображением. Этот кто-то не может быть мыслью. Все проходит перед глазами этого «кого-то»... А Юм его искал! Так вот, нельзя искать свидетеля как объект. Единственный способ узнать свидетеля — это отстраниться от всего содержимого и стать абсолютно пустым. Когда смотреть уже не на что, твоя способность видеть оборачивается на тебя самого.
Это то, что Иисус называл обращением. Когда не остается ничего, на чем можно остановить свой взгляд, начинаешь видеть себя самого. Когда все помехи устранены, сознание очищено, в этой чистоте рождается осознание себя.
Когда я употребляю термин «самоосознание», я не имею в виду твое «самосознание». Твое самосознание — это не осознание твоего «я», не осознание его целостности. Ты не знаешь, кто ты, как же ты можешь быть в состоянии самосознания? Твое самосознание — это болезнь. Ты сознаешь себя, только когда сталкиваешься с другими людьми. Если вам нужно произнести речь, ты сознаешь свое «я», из-за чего тебе становится не по себе, ты почти парализован страхом. Ты сознаешь свое «я» и когда играешь роль в спектакле. Твое «самосознание» здесь — не что иное, как желание твоего эго наилучшим образом сыграть свою роль и всем понравиться.
Когда я говорю о самосознании, то имею в виду другое. Когда все исчезло и не осталось никакого содержимого — тогда зеркало отражает само себя. Представь себе маленькую свечу, горящую в комнате. Ее свет отражается на стенах, на мебели, на картине, висящей на стене. Он отражается на потолке. Представь на мгновение, что стены исчезли, нет больше ни картины, ни крыши — все исчезло, осталась лишь маленькая свечка. От чего будет отражаться ее свет теперь? Он будет отражать только себя и освещать будет только себя.
Это состояние существования.
Оставь знания. Оставь сравнения. Забудь о тех фальшивых свойствах, что определяют твою индивидуальность. Все это вредно! Откажись от этого, от того. И продолжай в том же духе до тех пор, пока не останется ничего, — лишь тогда ты достигнешь цели: твое сознание очистится.
Стоит ли тратить энергию на совершенствование моей личности?
Ты должен порвать со своей личностью, чтобы могла проявиться твоя индивидуальность. То, что мы называем личностью, — это не ты, это маска, которую на тебя надели люди. Это не твое истинное проявление, не твое настоящее лицо. Ты спрашиваешь меня, стоит ли тратить силы на совершенствование твоей личности. Направь всю свою энергию на ее разрушение! Потрать силы на раскрытие твоей индивидуальности, при этом ты должен четко понимать разницу: индивидуальность — это твое естество, данное тебе от рождения. Индивидуальность — это твоя изначальная сущность, а личность — это то, что с тобой сделало общество, то, что оно хотело с тобой сделать.
За всю человеческую историю ни одно общество не смогло дать своим детям свободу быть самим собой. Кажется, что это большой риск. Дети могут взбунтоваться. Они могут отказаться от религии своих предков; могут подумать, что великие политики на самом деле не такие уж и великие; они могут разувериться в ваших моральных ценностях. Они найдут свою собственную мораль и придумают свой собственный образ жизни. Они не станут точными копиями, не повторят прошлое; они будут людьми будущего.
И становится страшно: они ведь могут сбиться с пути. Но пока они с пути не сбились, каждое общество пытается внушить им некие стереотипы, научить, как жить; общество объясняет им, что есть добро и что есть зло, дает им религию и какие-то священные тексты. Так формируется личность, и она подобна тюрьме.
Миллионы людей во всем мире знают лишь то, что у них есть личность; они не имеют представления о том, что бывает что-то еще. Они совершенно забыли себя, они забыли даже то, как можно прийти к себе. Все они стали актерами, лицедеями. Они делают то, чего им совсем не хочется, а то, чего они желали бы больше всего на свете, не делают никогда. Их жизнь настолько суетлива, что покой для них недостижим. Их природа заявит о себе снова и снова, она не даст им покоя. Но их так называемая личность будет настойчиво ее подавлять, загонять в глубины подсознания. Этот конфликт разрывает тебя на куски, забирает твою энергию, а ведь если дом поделить на части, долго он не простоит. Вот где источник страданий человека — вот почему не видно танцев, не слышно песен и криков радости.
Люди слишком заняты военными действиями с самими собой. У них не остается ни энергии, ни времени на что-то другое, кроме бесконечных внутренних сражений. Они должны побороть свою чувственность, свою сексуальность, они должны бороться со своей индивидуальностью и неповторимостью. При этом им приходится прилагать усилия, чтобы стать тем, чем они быть не хотят, ведь это совсем им не присуще, это не их удел. Да, на некоторое время можно притвориться — но реальность напоминает о себе снова и снова.
Так проходит вся жизнь, в ней бывают взлеты и падения, и человек никак не может понять, кто же он на самом деле: тиран или жертва, угнетатель или угнетаемый. И что бы люди ни делали, они не могут разрушить свою природу. Да, конечно, они могут отравить ее, могут убить ее радость и танец, могут разрушить ее любовь. Они могут превратить свою жизнь в руины, но полностью уничтожить свою природу им не дано. Они не могут отбросить свою личность, ибо в этой личности прячутся все их предки, родители, учителя, священники, все их прошлое. Это их наследие; они крепко держатся за него.
А суть моего учения состоит в следующем: не держись за личность. Она не твоя и никогда не станет твоей. Дай своей природе полную свободу. Уважай себя, гордись тем, что ты — это ты, кем бы ты ни был. Имей же достоинство! Не позволяй мертвецам уничтожать себя.
Люди, которые уже тысячи лет мертвы, крепко засели у тебя в голове. Твоя личность — это они, и ты хочешь их совершенствовать? Ну тогда позови еще парочку мертвецов! Выкопай еще пару могил, вытащи оттуда скелеты, окружи себя всевозможными привидениями. Общество тебя будет очень уважать. Тебе окажут почести, тебя вознаградят; ты будешь пользоваться почетом и уважением, тебя будут считать святым. Но в окружении мертвецов ты не сможешь смеяться, это будет крайне неуместно, ты не сможешь танцевать, петь и любить.
Личность — это штука неживая. Выбрось ее! Одним махом, и не по кусочкам, не постепенно, чуть-чуть сегодня, немного завтра; ведь жизнь так быстротечна, и никто не знает, что будет завтра. Фальшивка есть фальшивка. Избавься от нее окончательно!
Каждый настоящий человек должен быть бунтарем... Против чего, спросишь ты. Против своей собственной личности.
Один японец, живущий в Америке, был завсегдатаем греческого ресторана. Оказалось, что там готовят особенно вкусный жареный рис. Каждый вечер он приходил в этот ресторан и всегда заказывал «жаленый лис». И каждый раз владелец ресторана покатывался со смеху. Иногда он звал парочку своих друзей — только для того, чтобы они послушали, как этот японец будет заказывать свой «жаленый лис».
В конце концов японца так допекли, что он взял несколько уроков дикции только для того, чтобы правильно выговорить слова «жареный рис». Когда он снова появился в ресторане, то очень четко произнес:
«Пожалуйста, жареный рис».
Хозяин ресторана не поверил своим ушам, он попросил: «Сэр, не могли бы вы повторить еще раз?»
Японец ответил: «Ты же слышал, что я сказал, ты, хлен глеческий».
Сколько ты можешь притворяться? Рано или поздно реальность даст о себе знать, и лучше, чтобы это произошло пораньше. Не нужно улучшать дикцию, просто забудь обо всем, что касается твоей личности. Будь собой. Каким бы грубым и несовершенным это ни казалось вначале, скоро начнут проявляться и изящество, и красота.
А личность... ты, конечно, можешь и дальше шлифовать ее, но это всего лишь наведение красоты у трупа, на это уйдет не только твое время, энергия и жизнь, это разрушит людей вокруг тебя.
Мы все друг на друга влияем. Если все вокруг тебя заняты каким-то делом, то и ты начнешь делать то же самое. Жизнь — очень заразная вещь, и все заняты совершенствованием своей личности, вот почему у тебя в голове родилась эта идея. Не нужно этого делать. Ты же не в стаде живешь. И ты — не часть толпы. Уважай себя и относись с уважением к другим. Гордись своей свободой. Когда твоя свобода наполняет тебя гордостью, ты хочешь, чтобы свободными были все, ведь свобода сделала тебя таким любвеобильным и милосердным! Как бы тебе хотелось, чтоб все люди на земле были свободны, наполнены любовью и добродетелями.
Это возможно только если ты подлинный — не собран из кусков, не фальшив, когда внутри тебя что-то прорастает: корни — в глубинах твоего существа, а в свое время появятся и цветы. Свои собственные цветы — только в этом удел человека, это единственное, что значимо в его жизни.
Но у личности корней нет, она податлива и притворна. Отказаться от нее совсем несложно; нужно лишь немного смелости. Мои ощущения после встреч с тысячами людей говорят мне, что у каждого из них смелости достаточно, люди просто не используют ее. Как только ты применишь свою смелость, проснется все, что дремало внутри тебя, и ты будешь способен даже на более храбрые поступки, на бунт. Внутри себя ты станешь бунтарем.
Радостно видеть, когда это происходит, ведь ты выполнил свое предназначение. Ты возвысился над массой, над спящей толпой.
Ты говоришь «Просто будь собой». А что это означает? Как я могу быть собой, если не знаю, кто я есть? Я знаю, что мне нравится и не нравится, знаю, к чему я стремлюсь, все это кажется просто продуктом запрограммированного биокомпьютера, который называется разумом. Может, «быть собой» значит, что все рожденное разумом нужно проживать как можно более отстраненно?
Да, в точности это означает — жить с осознанием. С осознанием всех программ, сидящих в мозгах, осознанием всех импульсов, желаний, воспоминаний и фантазий... всего, что может породить разум. Нужно не быть частью всего этого, быть свидетелем — видеть, но не быть этим, осознавать, свидетельствовать.
И нужно помнить одну очень важную вещь: ты не можешь свидетельствовать свое свидетельствование. Если ты это делаешь, тогда свидетельствующий ты, а не осознаваемое. Ты не можешь выйти за пределы свидетельствования. Суть в том, что ты не можешь подняться над своей сущностью, ты не можешь выйти за ее пределы. Ты легко можешь свидетельствовать все мысли, эмоции и чувства. Но одно ты свидетельствовать' не можешь — само твое осознание. Если тебе удастся взглянуть на него, это будет означать, что угол зрения у тебя сместился: первоначальное свидетельствование стало всего лишь мыслью, теперь ты стал вторым свидетелем. Ты можешь вернуться назад, но не можешь уйти из осознания, свидетельствования, поскольку теперь это ты, и другим ты быть уже не можешь.
Так что когда я говорю «Просто будь собой», я имею в виду: «Будь ^запрограммированным, безусловным осознанием». Именно так ты пришел в этот мир, и именно так покидает его просветленный человек. Он покидает мир, но остается полностью индивидуальным.
У одного из величайших мистиков, Кабира, есть на эту тему прекрасное стихотворение. Все его стихи великолепны; нельзя себе представить ничего лучше. В одном его стихотворении сказано: «Я верну данную мне при рождении душу такой же чистой и незапятнанной, какой она была мне вручена. Я верну ее, когда буду умирать». Когда он говорит, что душа осталась незапятнанной, то имеет в виду осознание. Весь мир приложил руку к тому, чтобы ее загрязнить, но он оставался свидетельствующим.
Тебе нужно только свидетельствовать, и ничто тебя не затронет. Эта неуязвимость сохранит твою чистоту, которая принесет тебе всю свежесть жизни, радость существования — все сокровища, которыми ты наделен.
Но ты привязываешься к окружающим тебя мелочам, забываешь, кто ты есть на самом деле. Это самое великое открытие в твоей жизни и самое захватывающее путешествие за истиной. И тебе не нужно быть аскетом, не нужно отказываться от жизни; ты не должен отвергать окружающий тебя мир и уходить в горы. Ты можешь оставаться там, где живешь, и продолжать заниматься тем же, что и раньше. В твоей жизни изменится лишь одно: что бы ты ни делал, ты будешь делать это с осознанием даже малейшего движения тела или ума, и с каждым таким движением ты будешь все глубже постигать красоту, ценность, величие и бессмертие твоего бытия.