Экзистенциально-персоналистская стратегия

Тема 11. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

План лекции:

  1. Человек как предмет философского анализа. Многомерность человеческого бытия.
  2. Стратегии исследования человека в классической и постклассической философии.
  3. Современные концепции антропосоцио- и культурогенеза.
  4. Проблема жизни и смерти в философии и медицине. Смысл жизни в духовном опыте человечества.

I. «Человек– предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека»

Философская антропология(от греч. antropos – человек и logos – учение) – философское учение о человеке, его сущности, происхождении, смысле жизни, смерти, свободе и других феноменах человеческого бытия.

Многомерность человеческого бытия:

Дух, Душа, Тело

ТЕЛО

Тело – внешнее измерение человеческого бытия

ž натуралистический подход: тело как естественно-природная данность человека(тело как механизм или организм, обладающий анатомическими, физиологическими, генетическими особенностями);

ž социокультурный подход: тело как продукт культурного и социального развития, в процессе которого формируются разнообразные образы тела, задаются стандарты телесного поведения

ДУША

Душа – внутреннее измерение человеческого бытия

ž оживотворяющее тело, активное, действующее начало в человеке;

ž индивидуальное «Я» человека в единстве чувственно-эмоционального, волевого и разумного компонентов;

ž особая нематериальная субстанция, способная существовать независимо от тела человека (идея бессмертия души).

ДУХ

Дух – высшее проявление человека,отражающее его сущностную способность выходить за пределы своего индивидуального бытия к миру всеобщих ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота и др.), осмысленно преображать действительность и самого себя, соотнося свою деятельность с общечеловеческими идеалами.

Многомерность человеческого бытия:

Индивид

конкретный представитель человеческого рода, носитель всеобщих человеческих свойств и характеристик

Индивидуальность

неповторимое своеобразие и уникальные черты человека, отличающие его от других людей

Личность

духовные качества человека (свобода, ответственность, способность к творчеству, преображению окружающего мира и самого себя и др.), его ценность и достоинство.

Образы человека в классической философии

Древняя Индия, Китай, Античность:

  • Человек – фрагмент природы, микрокосм, сущность которого обусловлена проявлением в нем безличного Мирового Духа или Разума;
  • Человек – единство тела и души.

Античность:

  • Софисты (Протагор)– «Человек есть мера всех вещей»;
  • Сократ – «Познай самого себя»;
  • Аристотель – человек есть политическое, разумное животное.

Cредневековая философия:

• Человек – образ и подобие Божие.

Возрождение:

• Человек занимает центральное место в мироздании (антропоцентризм). Характеристики бытия человека: индивидуальность, автономия и свобода, безграничные творческие возможности.

Новое время:

• Рационалистическая трактовка человека –сущность усматривается в разуме,

• мышление и самосознаниевыступают как единственно достоверные свидетели человеческого существования.

Немецкая классическая философия:

• И.Кант – человек – активный творческий познающий субъект.

• Г.Гегель – человек – носитель всеобщего идеального начала – Духа (Разума), благодаря которому он созидает мир культуры и осуществляет свою свободу.

Неклассическая философия – Антропологический поворот

Неклассическая философия и наука о человеке (версии)

• Биологизаторская–тело

• экзистенциально-персоналистская- душа

• социологизаторская- дух

II. Стратегии исследования человека в классической и постклассической философии.

Натурализаторская стратегия.

Человек есть природное существо, особый вид животных (Homo sapiens),развитие которого обусловлено естественными (биологическими, биофизическими, биохимическими и т.д.) закономерностями.2 версии:

v человек – «венец природы»,наиболее совершенное живое существо в мире природы (позитивизм, бихевиоризм и необихевиоризм, социобиология).

v человек – тупик эволюции, биологически неполноценное и «несостоявшееся животное»(Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Гелен).


Социологизаторская стратегия.

Человек есть существо социальное, продукт социальных взаимодействий и отношений (марксизм, структурализм).

ž «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений»(марксизм)

ž человек в контексте безличных лингвистических, политических, идеологических и др. структур,которые порождают человеческое «Я»; провозглашают «смерть человека» и несостоятельность его претензий на свободу, творчество, индивидуальность (структурализм и постструктурализм)

Экзистенциально-персоналистская стратегия.

Человек – уникальное, единичное существо, человеческое существование несводимо ни к природной, ни к социальной реальности.

ž «существование человека предшествует его сущности»(Экзистенциализм - М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др.)

ž Бытие-к-смерти, «забегание вперед», выбор, свобода, бунт против абсурда – феномены, в которых раскрывается уникальность и подлинность человеческого бытия.

ž ценность и неповторимость Личности, ее духовная глубина и опасность, которую таит в себе современный мир для человека, где массовое сознание часто поглощает персональное (персоналисты - Н.Бердяев, Л.Шестов, Э.Мунье).

Наши рекомендации