Экзистенциально-персоналистская стратегия
Тема 11. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
План лекции:
- Человек как предмет философского анализа. Многомерность человеческого бытия.
- Стратегии исследования человека в классической и постклассической философии.
- Современные концепции антропосоцио- и культурогенеза.
- Проблема жизни и смерти в философии и медицине. Смысл жизни в духовном опыте человечества.
I. «Человек– предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека»
Философская антропология(от греч. antropos – человек и logos – учение) – философское учение о человеке, его сущности, происхождении, смысле жизни, смерти, свободе и других феноменах человеческого бытия.
Многомерность человеческого бытия:
Дух, Душа, Тело
ТЕЛО
Тело – внешнее измерение человеческого бытия
натуралистический подход: тело как естественно-природная данность человека(тело как механизм или организм, обладающий анатомическими, физиологическими, генетическими особенностями);
социокультурный подход: тело как продукт культурного и социального развития, в процессе которого формируются разнообразные образы тела, задаются стандарты телесного поведения
ДУША
Душа – внутреннее измерение человеческого бытия
оживотворяющее тело, активное, действующее начало в человеке;
индивидуальное «Я» человека в единстве чувственно-эмоционального, волевого и разумного компонентов;
особая нематериальная субстанция, способная существовать независимо от тела человека (идея бессмертия души).
ДУХ
Дух – высшее проявление человека,отражающее его сущностную способность выходить за пределы своего индивидуального бытия к миру всеобщих ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота и др.), осмысленно преображать действительность и самого себя, соотнося свою деятельность с общечеловеческими идеалами.
Многомерность человеческого бытия:
Индивид
конкретный представитель человеческого рода, носитель всеобщих человеческих свойств и характеристик
Индивидуальность
неповторимое своеобразие и уникальные черты человека, отличающие его от других людей
Личность
духовные качества человека (свобода, ответственность, способность к творчеству, преображению окружающего мира и самого себя и др.), его ценность и достоинство.
Образы человека в классической философии
Древняя Индия, Китай, Античность:
- Человек – фрагмент природы, микрокосм, сущность которого обусловлена проявлением в нем безличного Мирового Духа или Разума;
- Человек – единство тела и души.
Античность:
- Софисты (Протагор)– «Человек есть мера всех вещей»;
- Сократ – «Познай самого себя»;
- Аристотель – человек есть политическое, разумное животное.
Cредневековая философия:
• Человек – образ и подобие Божие.
Возрождение:
• Человек занимает центральное место в мироздании (антропоцентризм). Характеристики бытия человека: индивидуальность, автономия и свобода, безграничные творческие возможности.
Новое время:
• Рационалистическая трактовка человека –сущность усматривается в разуме,
• мышление и самосознаниевыступают как единственно достоверные свидетели человеческого существования.
Немецкая классическая философия:
• И.Кант – человек – активный творческий познающий субъект.
• Г.Гегель – человек – носитель всеобщего идеального начала – Духа (Разума), благодаря которому он созидает мир культуры и осуществляет свою свободу.
Неклассическая философия – Антропологический поворот
Неклассическая философия и наука о человеке (версии)
• Биологизаторская–тело
• экзистенциально-персоналистская- душа
• социологизаторская- дух
II. Стратегии исследования человека в классической и постклассической философии.
Натурализаторская стратегия.
Человек есть природное существо, особый вид животных (Homo sapiens),развитие которого обусловлено естественными (биологическими, биофизическими, биохимическими и т.д.) закономерностями.2 версии:
v человек – «венец природы»,наиболее совершенное живое существо в мире природы (позитивизм, бихевиоризм и необихевиоризм, социобиология).
v человек – тупик эволюции, биологически неполноценное и «несостоявшееся животное»(Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Гелен).
Социологизаторская стратегия.
Человек есть существо социальное, продукт социальных взаимодействий и отношений (марксизм, структурализм).
«сущность человека есть совокупность всех общественных отношений»(марксизм)
человек в контексте безличных лингвистических, политических, идеологических и др. структур,которые порождают человеческое «Я»; провозглашают «смерть человека» и несостоятельность его претензий на свободу, творчество, индивидуальность (структурализм и постструктурализм)
Экзистенциально-персоналистская стратегия.
Человек – уникальное, единичное существо, человеческое существование несводимо ни к природной, ни к социальной реальности.
«существование человека предшествует его сущности»(Экзистенциализм - М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др.)
Бытие-к-смерти, «забегание вперед», выбор, свобода, бунт против абсурда – феномены, в которых раскрывается уникальность и подлинность человеческого бытия.
ценность и неповторимость Личности, ее духовная глубина и опасность, которую таит в себе современный мир для человека, где массовое сознание часто поглощает персональное (персоналисты - Н.Бердяев, Л.Шестов, Э.Мунье).