Iii. 23-31. история нарады
1.(23-28) Путь от первого появления чистого бхакти до его развития в прему. (Нарада Муни приводит собственный пример, иллюстрирующий суть данных им наставлении. *см. III раздел 2-ой главы.) |23| Однажды (по проклятию Брахмы Нарада стал гандхарвом Упабарханой и затем по проклятию Праджапати,) родился шудрой в доме служанки. Однажды в их доме на сезон дождей остановились странствующие последователи Вед(веда-вади – значит чистые преданные, т.к. цель всех Вед – найти Кришну (БГ), Веды рассматривают лишь три вопроса: бхагаван-самбандха, бхакти-абхидхея, према-прайоджана.) и Нарада тоже прислуживал им. (У чистой бхакти нет иной причины, кроме милости преданных, и по их милости даже человек самого незнатного происхождения может развить её.) [Аскезы и пр. не являются причиной. Для иллюстрации этого Нарада рассказывает свою историю.] |24| Поскольку преданные беспристрастны, они благословили Нараду своей милостью (несмотря на его происхождение и отсутствие качеств), обретя милость он развил хорошие качества. (Проповедуя, чистые преданные смотрят на всех с духовной платформы не проводя материальных различий. Их задача помогать каждому развивать СК. Нарада получил посвящение от них еще до того как научился владеть собой, оставил детские игры и т.д. Но до посвящения он развивал дисциплинированность, что помогает на духовном пути. Культура варнашрамы направлена на взращивание послушания с детства, без чего невозможно следовать наставлениям гуру и обрести милость.) [Первая милость была дана не зависимо от качеств Нарады или его уважения к ним. Он развил качества после, благодаря их милости. Это позволило обрести большую милость. Но по своей сути, их милость не зависела от его хороших качеств. Материальная благосклонность, безразличие или ненависть к кому-то, зависит от наличия или отсутствия в нем хороших или плохих качеств. Преданные, свободные от влияния гун, оказывают милость без подобных причин, поскольку видят всех в материальном мире равно. Милость проявляется в том, что черствое сердце размягчается благодаря приходящей преданности Господу. Тут описаны первые четыре ступени бхакти: сатам крипа, махат сева, шраддха, гурупадашрая.] |25| Единожды, с их дозволения (что не обязательно) он съел их маха-парасад, это устранило все препятствия и без труда породило постоянство в пр.сл. (шраванам, киртанам и смаранам). Развив стремление к бхакти, он неуклонно обрел ручи. (Господь самый чистый, поэтому чтобы стать его чистым преданным нужно полностью очиститься от заразы материального осквернения. Общаясь с чистыми преданными можно заразиться их чистотой и чистой преданностью. Это проявляется в постоянном ощущении вкуса к чистой преданности и кришна-катхе. Этот вкус обесценивает материальные привязанности, тогда очищается сердце, приходит ништха, ручи, бхава и према. Всё это возможно благодаря садху-санге.) [Тут он прошел еще пять ступеней: бхаджанешу сприха, бхакти, анартхапагамас, ништха, ручи.] |26| По их милости он каждый день слушал их Кришна-катху с асакти (шраддха), желание слушать с каждым словом всё возрастало и он развил рати (ручи) к Кришне о чьих качествах приятно слушать (прийа-шраваси). [Тут описывается как асакти превращается в бхаву (10 и 11 ступень).] |27| Как только он почувствовал замечательный вкус к повествованиям о Господе, он стал постоянно, с жадностью и неколебимостью ума внимать им. По мере усиления влечения он осознал себя душой, [увидел (получил прямой опыт), что грубое и тонкое тела, созданные материальной энергией Господа утвердились в связи с Ним (брахмани)]. (Аханкара – тьма, Господь – свет. Шраванам неотлично от Господа и чем ближе соприкосновение с Господом, тем больше рассеивается невежество. Осознав духовную природу себя и Господа, можно увидеть [с помощью сосредоточенного на Господе разума] что всё, включая тонкое и грубое тело исходит из Господа, и что их можно занять служением: грубое - арчаной (носить воду, мыть храм, кланяться) и тонкое (ум, чувства и разум) - шраванам, киртанам, смаранам [вкушением сладости качеств и формы Господа. А не материальных объектов для собственного удовольствия]. Это возможно после многих лет ученичества. Хотя, даже лишь одно любовное влечение (ручи), развившееся в Нараде очень действенно.) [Прежде даже большие усилия не помогали сосредоточить чувства и ум на Господе. Но с развитием рати они естественно оставляют привычную привязанность к материальным объектам и непроизвольно сосредотачиваются лишь на Господе.] |28| Так, благодаря постоянному (анусавам) слушанию чистых преданных, за четыре месяца, он развил прему (забил ключ пр.сл.) (12 ступень), которая разрушает (апаха) влияние раджаса и тамаса в дживах (атма). (Раджо и тамо-гуна скрывают бхакти в дживе, но благодаря милости чистых преданных оно наверняка забьет ключом и будет течь подобно реке, пока не достигнет премы. Могучий поток премы невозможно остановить и увидев его, даже посторонний человек может освободиться от раджо и тамо-гуны и вернуться в изначальное положение, обретя прему.) [Подразумевается что точно так же влияние раджаса и тамаса разрушалось ранее и в других, кто осознавал преданность Господу. 13 и 14 ступень (даршан и мадхурьйанубхава) описывается в следующей главе.]
2.(29-31) Дальнейшие подробности истории. |29| (Качества необходимые для достижения кристально чистой преданности:) анурактасйа – привязанность к гуру (всегда искать общения с чистыми преданными); прашритасйа – смиренное служение и слушание (простота и кротость); хатаинасах – которое разрушает все грехи; шраддадханасйа – непоколебимая вера в служение гуру; дантасйа – послушание и обуздание чувств; анучарасйа – строгое следование наставлениям и желание служить. |30| Перед уходом они поведали ему самое сокровенное знание о чистом преданном служении, поведанное Самим Господом. (Чистый ведантист дает наставления в строгом соответствии с наствлениями Господа. Гьяна-шастра – знание о Брахмане; шастра-гухйам – гйана с примесью бхакти, знание о Параматме; шастра-гухйатарам – бхакти с примесью гьяны; шастра-гухйатамам – чистое бхакти, о котором Господь поведал Уддхаве и Брахме в Бхагаватам и Арджуне в Гите. |31| Благодаря этому знанию он понял как действует духовная (являющая духовный мир) и материальная (являющая материальный мир) энергия Господа, благодаря чему человек (относящийся к пограничной энергии, и служащий одной из них) может достичь обители Господа, (обладая знанием о чистом бхакти.) (Господь хочет вернуть всех. Это самая сокровенная часть знания и понять её могут только чистые преданные. Только они могут войти в царство Бога. Нарада тому пример и путь этот открыт каждому, кто согласится следовать по его стопам.) [Благодаря знанию Бхагаватам, я осознал влияние чит-шакти, крипа-шакти и ачит-шакти Господа и влияние знания могущества и сладости Господа (майанубхавам). Майа: состоящее из трех гун; знание; шакти Вишну; разум; обман; милость. Господь наделен Своей вечной шакти возникающей из Его сварупы, которая называется майа. Далее в Бхагаватам слово майа может означать чит-шакти, ачит-шакти, знание или милость в зависимости от контекста.]