Общественные отношения
К тому времени, когда этнография впервые занялась | изучением ранней родовой общины, последняя повсеместно претерпела радикальные изменения, связанные с изменением географической и особенно исторической сре-, влиянием соседних обществ, европейской колониза-\ ции и т. п. Первоначальный род по большей части деформировался и видоизменился. Но науке удалось восстановить главное: тот неизменный коллективизм, который был | присущ отношениям между членами родовой общины. Охота облавой или загоном, ловля рыбы запорами или сетями,-организованное собирательство, сооружение жилищ и лодок — все это требовало совместных усилий коллектива, а общий труд порождал общинную собственность | на средства и продукты производства.
В коллективной собственности находилась прежде всего земля, промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и соби-| рательства, сырьем для производства орудий, утвари и т. п. Как правило, общества охотников и рыболовов не знали иной формы собственности на землю, кроме общей собственности всей группы сородичей. Широко засвидетельствовано также коллективное владение охотничьими загонами и рыболовными запорами, лодками и сетями, жилищами и огнем. Отдельным лицам принадлежали •только индивидуально изготовленные ими ручные орудия труда — копья, луки, топоры и др., равно как и различные бытовые предметы. Существование личной соб-| ственности на индивидуальные орудия соответствовало производственным нуждам и интересам коллектива, так как их наиболее эффективное использование было возмож-I- но лишь в том случае, если они соответствовали индиви-
% 245
дуальным особенностям владельца. Но и эти орудия производства обычно использовались в коллективе и всегда для удовлетворения нужд коллектива, поэтому личная собственность на них как бы растворялась в коллективной собственности сородичей. У австралийцев, огнеземельцев, бушменов известны обычаи, разрешавшие брать без спроса принадлежащие сородичу предметы и в то же время обязывавшие заботиться о них, как о своих собственных. Иными словами, личная собственность члена родовой общины была лишь его отношением к вещи, а общественные отношения между людьми определялись безраздельным господством коллективной родовой собственности.
Аналогичным образом род был верховным собственником не только продуктов коллективной охоты или рыбной ловли, но и любой индивидуальной добычи. Древнейшим принципом распределения пищи, отмеченным у аборигенов Австралии, бушменов, огнеземельцев и других примитивных охотничье-рыболовческих племен, был ее раздел между присутствующими, причем даже самый удачливый охотник получал не больше других сородичей. У племен Юго-Восточной Австралии человек, убивший кенгуру, не имел на него никаких особых прав, и при разделе ему доставалось едва ли не самая худшая часть мяса. Сходные обычаи описаны у австралийских племен чепара, нарранга, нариньери, вотьобалук, карамунди и др. У огнеземельцев вся жизнь была буквально пронизана принципом коллективизма: Дарвин во время своего путешествия на корабле «Бигль» был свидетелем случая, когда группа островитян, получив в подарок кусок холста, разодрала его на равные части, чтобы каждый мог получить свою. долю.
Коллективизм в потреблении был не просто автоматическим результатом коллективного производства, а необходимым условием выживания при низкой производительности труда и частой нехватке пищи. Род регулировал потребление в интересах всех сородичей. Но'вместе с
гм потребление было не просто уравнительным, атак ^называемым равнообеспечивающим. Это означает, что при
|- распределении учитывались не только различия в потреблении по полу и возрасту, но и высшие интересы коллектива в целом. В тяжелой борьбе с природой, которую по-
| стоянно вели родовые общины, их судьба нередко зависе-ga от выносливости взрослых мужчин-охотников, и в слу-
|, чае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах охотники могли получить последние куски пищи.
Коллективная трудовая деятельность членов родовой общины была простой кооперацией, не знавшей каких-либо
| форм общественного разделения труда. Она заключалась в совместных трудовых затратах для выполнения более или менее однородных работ и не могла приобретать раз-
|; личные конкретные формы. Так, при загонной охоте объединялись трудовые усилия отдельных индивидуумов по отношению к одному и тому же предмету труда, а в процессе собирательства эти усилия параллельно применялись к различным, но однородным объектам. Конечно, даже такую простую кооперацию не следует понимать со-
| всем упрощенно: при загонной охоте выделялись опыт-
I ные организаторы, загонщики, новички, помогавшие разделывать и нести добычу, и т. д. Постепенное усложнение производственных навыков, чем дальше, тем больше требовало хозяйственной специализации. Поэтому существовавшее, уже в первобытном человеческом стаде естественное разделение труда по полу и возрасту получило теперь дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником, а позднее и рыболовом, женщина — собирательницей и хранительницей домашнего очага, дети и старики помогали трудоспособным сородичам. Стари-
|. ки, кроме того, обычно были хранителями коллективного опыта и активно участвовали в изготовлении орудий труда. Эта специализация, способствовавшая росту произво-
£ днтельности труда, вела к более или менее четко выраженному полувозрастному делению, которое наложило
* 247
глубокий отпечаток навею общественную жизнь родовой общины.
Основными половозрастными группами в ранней родовой общине были группы детей, взрослых женщин и взрослых мужчин. Подразделению общества на эти группировки придавалось большое значение, причем очень важным считался возрастной рубеж, переход которого сопровождался торжественными обрядами, известными под названием инициации (initiatio — посвящение). В разных племенах обряды инициации были различны, но, по существу, они всегда заключались в приобщении подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни взрослых членов общины. У аборигенов Австралии подростка учили владеть охотничьим и боевым оружием, воспитывали в нем выносливость, выдержку, дисциплину, посвящали его в обычаи, обряды и верования племени. Инициируемого испытывали посредством ряда мучительных процедур —голодовки, нанесения ран, прижигания огнем, вырывания волос, выбивания зубов и т. д. У бушменов и огнеземельцев 13—14-летние подростки в течение 1—2 лет должны были отказываться от некоторых видов пищи, выполнять тяжелые работы, воспитывать в себе терпение, покорность и прилежание. Инициации девушки также состояли в ее подготовке к деятельности полноценного и полноправного члена коллектива. Одной из составных частей инициации была подготовка к брачной жизни: посвящаемым сообщали связанные с этим обычаи и производили над их половыми органами различные, операции —мужское и женское обрезание, искусственную дефлорацию девушек и др. Особенно широкое обрезание имело место у мужчин, традиции которого сохранились до настоящего времени в предписаниях иудаизма и ислама.
Довольно четким было подразделение на группы взрослых мужчин и женщин, подчас приводившее к их своеобразному обособлению. У некоторых племен муж-
|лщны и женщины располагались на стоянках отдельными стойбищами, готовили разную пищу, имели свои тайные обряды и верования, а иногда даже свои тайные «языки». Мужские орудия труда считались собственностью мужчин, женские — собственностью женщин. У других племен, как, например, австралийцев и андаманцев, обособ--ленно жили лишь холостяки и девушки, но в мифах сохранилось воспоминание о том времени, когда все мужчины и женщины жили раздельно. Возможно, что к этим же порядкам восходят многие из широко распространенных у самых различных племен и народов мужских и женских праздников.
Наличие в ранней родовой общине естественного
' половозрастного деления не создавало отношений господства и подчинения. Мужчины и женщины специализировались в разных, но в равной степени общественно полезных сферах трудовой деятельности, поэтому не могло быть общественного неравенства в положении полов. В частности, следует особо подчеркнуть, что выдающаяся роль женского труда в хозяйственной жизни общины, вместе с мат-рилинейной, материнской организацией самого рода, уже в самую раннюю пору развития родового строя создавала женщине очень высокое общественное положение. Аборигенки Австралии даже в послеколонизационных условиях разрушения традиционного образа жизни долгое время удерживали многочисленные остатки своего полноправия. Они обладали имущественными и наследственными правами, участвовали в обсуждении общественных вопросов и совершении общественных церемоний, вместе с мужчинами были хранителями древних обычаев. Еще I более яркие пережитки высокого общественного положения женщины отмечены Редклифф-Брауном у андамен-цев, Стеллером и Крашенинниковым у ительменов. У отдельных племен охотников и рыболовов, как, например, индийского племени сери на о. Тибурон у побережья Мек-
*■ 249
снки, сохранился порядок, по которому главой рода была женщина, а вождь-мужчина избирался только для предводительства на войне. Некоторые исследователи счита-ют, что в условиях ненарушенного материнского рода такой порядок должен существовать повсеместно.
Не было и каких-нибудь привилегированных, господствующих возрастных категорий. Правда, некоторые исследователи, основываясь главным образом на данных этнографии аборигенов Австралии, у которых отчетливо выделялась влиятельная прослойка стариков — хранителей опыта н руководителей общины, предполагают, что уже в раннем родовом обществе существовала так называемая геронтократия (geron — старик + kratos — власть). Но в данном случае факты австраловедения вряд ли при-ложимы к подлинной первобытности. Первобытный человек жил в иной, несравненно более суровой природной среде и, как показывают данные палеоантропологии, редко доживал до сорока лет. Скорее можно думать, что в раннем родовом обществе действовали пережиточно сохранившиеся впоследствии у самых различных племен умерщвления («добровольной смерти») утративших трудоспособность престарелых сородичей. От них избавлялись так же, как От больных, ослабевших от голода, маленьких детей, которых нельзя прокормить. Первобытная родовая община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование этими равными были лишь полноценные члены производственного коллектива.
8.2.3. Организация власти
С возникновением дуальной экзогамии первобытное общество получило прочную социальную структуру. На смену аморфному человеческому стаду пришла четко очерченная и устойчивая родовая община. Вместе с тем первобытное общество получило и более сложную структуру: два дуально-экзогамных рода составили зародыш новой социальной общности — племени.
Первоначальные племена не представляли собой од-| ного целого. Связи между входящими в них родовыми
э, не-
хоторыми более или менее эпизодическими предприятня-. Ми — охотничьими облавами, обменными сделками, брач-' яымн и иными церемониями. Но постепенно связи креп-f'ssa. и усложнялись. Поддерживаемый взаимными браками контакт порождал все более регулярное хозяйственное | сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Этот провесе прослеживается археологически: ко времени мезолита возникают локальные . варианты культуры, объединяющие группы стоянок и сви-| детельствующие о постепенной консолидации родовых ., общин в более широкие коллективы — племена. Однако, Ц как показывают этнографические данные, племена пока . еще оставались главным образом этническими общностями и лишь в незначительной степени — общностями со-циально-потестарными (potestat — власть). Иными слова-'■ ми, племена имели свое имя, свою территорию, свой диалект, свои культурно-бытовые особенности, но у них, как правило, еще не было племенного самоуправления, совета, вождя и других признаков развитого племенного строя. | Для раннего этапа родоплеменной организации характерна незначительная, хотя и постепенно возрастающая, роль | племени и очень большая, доминирующая роль рода.
Род управлялся на основе принципов первобытно-общинной демократии. Его высшим органом было собра-|' ние всех взрослых сородичей, сообща решавших основ-• иые вопросы хозяйственной, общественной и идеологической жизни. При этом, естественно, особенным авторитетом пользовались зрелые, умудренные опытом люди, Ц из среды которых выбирались главари — наиболее влиятельные женщины и мужчины. Главари руководили производственной деятельностью сородичей, совершали общественные церемонен, улаживали споры, предводительствовали вовремя военных столкновений. Хотя их власть
основывалась только на личном авторитете, уважении, которое питали сородичи к их выдающимся качествам, опытности, знаниям, она была вполне реальной властью. Если бы кто-нибудь рискнул воспротивиться пользующемуся популярностью вождю, писал об андаманцах их исследователь Редклифф-Браун, ему пришлось бы иметь дело с большинством туземцев, в том числе со многими'" из своих собственных друзей. Это и понятно: власть главаря всегда служила интересам всего рода и, по существу, была лишь конкретным, повседневным воплощением властисамого рода.
Главари были хранителями и блюстителями родовых норм, т. е. обязательных правил поведения сородичей. Эти нормы — правила взаимопомощи, взаимозащиты, экзогамии и т. п. — отвечали жизненно важным интересам коллектива и, как правило, неукоснительно соблюдались. Кроме того, применяясь из поколения в поколение, они приобрели силу привычки, стали обычаями. Все же бывало, что в отношениях между сородичами сказывались остатки животного эгоизма и нормы родового общежития нарушались. Это требовало применения мер общественного воздействия — не только убеждения, но и принуждения. Серьезные проступки влекли за собой различные наказания: побои, увечье, а в особо тяжких случаях даже смерть или, что по существу было тем же самым, изгнание из рода. Так, у аборигенов Австралии, ведда, сеноев человек, нарушивший правила экзогамии, должен был оставить сородичей или умереть. Но как ни суровы были родовые нормы, как ни безжалостно подчиняли они интересы отдельной личности интересам коллектива, они никогда не давали каких-либо преимуществ одним сородичам перед другими.
Организация власти в родовой общине в принципе отличалась от возникшего позднее аппарата классового принуждения — государства, а родовые нормы — от возведенной в закон воли господствующего класса — права.
Духовная культура
Завершение процесса сапиентации и возникновение > строя способствовали развитию не толь-асоциальной, но и духовной жизни первобытного че-гества. Эпоха ранней родовой общины отмечена за-[ успехами в развитии языка, начатков рациональ-: знаний, искусства.
Еще сравнительно недавно считалось, что языки наивнее развитых групп человечества обладают очень не-ачительным, едва ли не в несколько сотен слов, лекси-[ запасом и совсем лишены общих понятий. Одна-> последующее изучение показало, что лексикон даже : отсталых племен, например, австралийцев, насчи-• не менее 10 тыс. слов, т. е. больше, чем содержит-[ в карманном словаре любого европейского языка. Вы-снилось также, что, хотя эти языки действительно тяго-- к конкретным детализированным, единичным определениям, в них имеются и обобщающие понятия. Так, у шйцев есть обозначения не только для различных юрод деревьев, но и для дерева вообще; не только для 13 личных видов рыб или змей, но н для рыб и змей во-|обще. Однако таких видовых обозначений мало, они упот-эляются нечасто и, что особенно показательно, не идут [ дальше классификации среднего уровня. Есть обозначения для дерева, кустарника, травы, но нет обозначения [для растения; есть обозначения для рыбы или змеи, но \нет обозначения для животного. Другая особенность наи-^более примитивных языков — неразвитость синтаксичес-• хих форм. Она, впрочем, не имеет большого значения как 'показатель культурного уровня: в устной речи даже самых развитых народов, в отличие от их письменного язы-|) ка, фразы также обычно состоят из очень небольшого числа слов.
Развитие языка шло параллельно увеличению объе-!'„ма информации и, в свою очередь, способствовало ее ак-рхумуляции и передаче. Источником знания первобытного
* 253
человека была его трудовая деятельность, в ходе которой накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались и систематизировались наблюдения. Естественно, что условия жизни в первую очередь требовали накопления знаний об окружающей природе. На примере аборигенов Австралии, бушменов, огнеземельцев и т.д. видно, что члены ранней родовой общины обладали солидным запасом сведений об особенностях и богатствах своей родины, т. е. фактических сведений в области прикладной географии, ботаники, зоологии, минералогии, метеорологии и других природоведческих знаний. Чтобы поддерживать свое существование, они должны были в совершенстве знать топографию своей кормовой территории, полезные и вредные свойства растений, пути передвижения и повадки животных, особенности различных минералов, видов древесины и других материалов для поделок, уметь предугадывать погоду и читать следы. «Туземец, — писали Спенсер и Гиллен об австралийцах-аран-да, — не только различает следы, оставляемые всеми животными и птицами, но и, осмотрев нору, он может, посмотрев на направление последних следов или понюхав землю у входа, сразу сказать, есть там животное или нет». Необходимо было также умение в любое время свободно ориентироваться на местности, что требовало хорошего знания звездного неба. Один из современных исследователей рассказывает, что первое сообщение о запуске искусственного спутника Земли он получил от бушмена, обратившего внимание на появление новой «звезды».
Значительное развитие получили и такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. "Человек овладел простейшими рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных хирургических операций, лечения змеиных укусов, нарывов, простуды и других заболеваний. Начиная с мезолита, стали известны трепанация черепа, ампутация поврежденных конечнос-
I, отчетливо прослеживаемые на некоторых остеологи-
и материалах. В первобытной медицине широко при-
рнэенялись как физические (массаж, компрессы, паровая
"'"" я, кровопусканье, промывание кишечника), так и ле-
; средства растительного, минерального и жи-
ного происхождения. Об этом свидетельствует, в част-
I, сравнительно хорошо изученная народная медици-
i аборигенов Австралии. Они умели пользоваться шина-
[ при переломах костей, останавливать кровотечение с
ью паутины, золы, жира игуаны, высасывать кровь
[прижигать ранку при змеином укусе, лечить простуду
г паровой баней, болезни желудка — касторовым маслом,
^эвкалиптовой смолой, луковицей орхидеи, кожные забо
левания — прикладыванием глины, промыванием мочой
. д. По некоторым сведениям, австралийцам были из-
вестны противозачаточные средства. Уже на заре меди-
^цины было осознано значение психотерапии: у тех же ав
стралийцев лечение часто завершалось приказанием встать
|" и идти работать. ,
Несравненно более ограниченными оставались обоб-Е щенные понятия. У аборигенов Австралии имелось толь-|Г ко три, у.бушменов — четыре", а у огнеземельцев — она — | пять обозначений числовых понятий. Чтобы сказать «пять», австралиец говорил «три» и «два»; всякое число свыше 10 выражалось понятием «много». Сама абстрактность , численных представлений была относительной: многие ис-|, следователи отмечали, что примитивные народы представ-I ляют себе не числа вообще, а лишь числа определенных предметов. Счет был порожден реальными жизненными t, потребностями и долго существовал только в жизненной практике первобытных людей. В связи с этим интересно отметить, что распространенное представление, будто простейшие арифметические действия—сложение и вычитание — предшествовали более сложным — делению и умно-Р жению, по-видимому, неверно. В конце ХК в. немецкий
% ■■
этнограф Карл Штейнен обнаружил начатки деления, связанные с разделом сородичами добычи.
В еще более зачаточном состоянии, нежели счет, находились измерение расстояния и исчисление времени. Большие расстояния приблизительно измерялись днями пути, меньшие — полетом стрелы или копья, еще меньшие —длиной конкретных предметов, чаще всего различных частей человеческого тела: студни, локтя, пальца, ногтя. Отсюда пережиточно сохранившиеся во многих языках названия древних мер длины: русское—локоть и пядь, английские — фути.дюйм, немецкое —элле и т. п. Время долго исчислялось лишь сравнительно большими отрезками, связанными либо с положением небесных тел (день, месяц), либо с природно-хозяйственными сезонами. Число и длительность таких сезонов определялись особенностями экологии и хозяйственной жизни каждого племени. Например, огнеземельцы-яганы делили год на восемь сезонов («обвисания кожи» — голодовки, «появления птичьих яиц» и т. д.), а соседние она на пять летних и шесть зимних сезонов.
Даже у наиболее отсталых племен имелась сравнительно развитая система передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов. Так, яганы передавали сообщения клубами дыма, разжигая и быстро гася огонь. Один клуб дыма означал болезнь или несчастный случай, два т- важную неожиданность, три — смерть, четыре — находку выброшенного на берег кита и приглашение всех соседей на празднество. Письменности еще не было, хотя у аборигенов Австралии появились зачатки пиктографии (pictus — нарисованный + grapho — пишу), т. е. рисуночного письма, нанесения примитивных изображений для запоминания и передачи мысли. В пиктографии область рациональных знаний смыкается с другой областью духовной культуры — искусством, различные виды которого широко прослеживаются на самых ранних этапах развития родовой общины.
По вопросу о том, когда и как появилось искусство, > сих пор ведутся многочисленные споры. Так, суще-ует мнение, что позднепалеолитические изображения зникли в результате длительного поэтапного процесса, ачало которого прослеживается уже в чашевидных уг-1ениях и охряных пятнах и полосах на каменных шшт-; из мустьерского грота Ля Ферраси во Франции. Солю другому мнению, эти находки говорят лишь о потении зачатков отвлеченного мышления, а изобрази-ьная деятельность возникает только в «готовом» чело-1еском обществе, т. е. на рубеже позднего палеолита. )дни специалисты связывают рождение изобразительно-i искусства с использованием случайно предоставленных природой возможностей, например, подправкой резцом гили краской напоминающих животных камней, наплывов, гн на стенах пещер; другие — с постепенным замеще-гем макетом-скульптурой, барельефом, рисунком нату-ьных останков зверя, которые использовались для имитации охотничьей схватки.
Образцы изобразительного искусства эпохи ранней ро-эй общины известны по многочисленным археологи-|ческим памятникам. Это круглая структура и рельеф, представленные преимущественно уже упоминавшимися жен-*скими фигурками ориньяко-солютрейских стоянок и мад-енскими головами животных. Одновременно возникают эические и живописные изображения животных, реже гний и людей, развивающиеся от примитивных оди-: контуров Ориньяка к замечательным своей выра-гельностью фрескам Мадлена и многофигурным охот-[щичьим и бытовым композициям средиземноморского га (капсийская культура). С мадленскими и кап-[ сходны наскальные рисунки бушменов, с большой реалистичностью и экспрессией изображающие животных и людей, охотничьи и военные сцены, пляски и £ религиозные церемонии. Ни в целом изобразительное
Зак. 486
искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезолите поворот от реализма к условности.
Возникновение других видов искусства прослеживается этнографически. В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаев, подвигах предков, возникновении мира и различных явлений природы. Вскоре сюда добавились рассказы и сказки. В музыке вокальная или песенная форма, по-видимому,, предшествовала инструментальной. По крайней мере, огнеземельцам и ведда, имевшим несложные охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкального инструмента. Но вообще музыкальные инструменты появились рано. Эти ударные приспособления из Двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Последние, видимо, представлены и археологически — трубчатыми костями с боковыми отверстиями, найденными в памятниках позднего палеолита. К числу древнейших видов первобытного искусства относятся танцы, засвидетельствованные одним из мадленс-кйх рисунков. Как правило, первобытные танцы коллективны и изобразительны: это имитация, часто с помощью масок, сцен охоты, рыболовства, собирательства, брачных отношений, военных действий и т. п. Соединяясь с устным, музыкальным, изобразительным творчеством и подчас превращаясь в примитивные драматические представления, такие танцы наиболее наглядно выражали эмоционально-познавательную и воспитательную сущность первобытного искусства.
Таким образом, в духовной культуре ранней родовой общины с самого начала наличествовали и развивались элементы рационального миросознания. Но в целом эти элементы были еще очень невелики: островки знания терялись в море незнания. Между тем люди в родовой общине, в противоположность людям первобытного стада,
t достигли такой ступени развития интеллекта, когда . потребность объяснить все, с чем им нрихо-| дятся сталкиваться, в том числе и то, что оставалось ;,непонятным, заставлялочувствовать свое бессилие. По-|этому рядом с рациональным миросознанием возникла ^религия.
Главной особенностью превратного миросознания I членов ранней родовой общины было то, что они еще не ^ выделяли себя из окружающей среды. Кормовая территория, ее животные, растительные и минеральные богатства, \ действующие: на ней стихийные силы и живущая здесь f человеческая группа—все это мыслилось как единое, сли-
*Toe целое, в котором люди были тождественны с приро-
*дой. Природе приписывались человеческие свойства вплоть
до кровнородственной организации и дуалистического раз
деления на две взаимобрачных половины; людям—свой
ства природы вплоть до воспроизводства ее стихийных
явлений. Эта специфика первоначальной религии сказа
лась во всех ранних видах фантастических представлений:
тотемизме, фетишизме, анимизме, магии.
Тотемизм, особенно полно сохранившийся у аборигенов Австралии, — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил,
|' что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его отцом, старшим братом и т. п., помогающим людям
|f данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред,
'*.употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тоте-мических предках и оставленных ими «детских зароды- шах», дающих начало новым жизням; здесь хранились ; тотемические реликвии и совершались различные тотеми-
♦о* |
II
ческие обряды. В целом тотемизм был своеобразным иде1 ологическим отражением связи рода с его естественной средой, связи, осознававшейся в единственно понятной в то время форме кровного родства.
Анимизм (anima — душа) — вера в сверхъестественные существа, Заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Английским этнографом Э. Тэйлором была выдвинута так называемая анимистическая теория происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духов была древнейшим видом религиозных представлений, возникшим в сознании «философствующего дикаря» при попытках обьяснитьтакие явления, как сон, обморок, смерть. В действительности подобные верования не могли быть исходным видом религии, так как представления о нематериальном предполагают известное развитие абстрактного мышления. Но какие-то зачатки анимистических верований в форме смутного одушевления природы, несомненно, появились уже в самую раннюю пору родового строя. У тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев и других наиболее примитивных народов* имелись неясные представления о душах живых и умерших людей, злых и добрых духах, обычно мыслившихся в качестве физических, осязаемых существ. Можно думать, что с этими представлениями были как-то связаны и ранние формы почитания матерей-охранительниц очага, засвидетельствованные находками позднепалеолитйческих женских статуэток.
Фетишизм (fetico — талисман, амулет) — вера в Сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например, определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещер, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Существует мнение, что простейший фетишизм, состоящий в наделении некоторых предметов ближайшего окружения наряду с обычными также и чудодейственными свойствами, мог быть начальной формой религии. Так, фетишем могло стать
) добычливое копье или плодоносящее дерево, насытившее людей после длительной голодовки. Однако проверить справедливость этой теории трудно: хотя элементы фетишизма широко известны среди отсталых племен,
|; они переплетаются здесь с элементами тотемизма, анимизма и других религиозных представлений.
Магия (mageia — колдовство) — вера в способность
I человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая
Г настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов — действий и слов — можно вызвать дождь
| или поднять ветер, обеспечить успех в охоте или собирательстве, помогать или вредить людям. Большое распространение получила, в частности, производственная, или промысловая, магия: такова, например, «пляска кенгуру» у австралийцев, во время которой одни исполнители изображали этих животных, а другие якобы поражали их ко-
|' пьями. По мнению некоторых ученых, практика промысловой магии археологически засвидетельствована частыми знаками ран на позднепалеолитйческих рисунках и скульптурах животных. Рано развились и другие основные виды магии: вредоносная — наведение «порчи» на врага, охранительная —предотвращение этой порчи, лечебная — колдовское лечение ран и недугов.
Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры, но и священнодействий ■— культовой практики. Последняя долгое время не составляла тайны: совершение религиозных церемоний было доступно всем и каждому. Но с развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных знаний, умений, навыков, опыта. Важнейшие культовые действия стали совершаться старейшинами (например, у сеноев), а затем и особыми специалистами (у огнеземель-
<, 261
цев, семангов и др.). Как показывают мифы австралийцев и обычаи ряда других племен, в качестве таких специалистов первоначально выступали преимущественно женщины.
Религия играла очень большую роль в жизни родовой общины. Видный французский этнограф Л. Леви-Брюль, изучая духовную культуру отсталых племен, даже пришел к выводу, что мышление первобытных коллективов было всецело иррациональным, мистическим, религиозным. Это, конечно, неверно, так как если бы древнейшее человечество руководствовалось только превратными представлениями, оно остановилось бы в своем развитии или погибло. В действительности духовной культуре ранней родовой общины было присуще тесное переплетение рациональных и превратных представлений. Так, леча рану, первобытный человек обычно обращался и к полезным травам и к маши; протыкая копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты или показывал их молодежи и магически обеспечивал успех предстоящего дела. Это переплетение нередко служит основой для различных построений, выводящих из религии другие явления духовной культуры и идеологии, в особенности искусство и нравственность. Но различные формы общественного сознания, хотя они всегда находились в активном взаимодействии, не могли возникать одна из другой, так как их общей основой были условия общественного бытия.
Таким образом, первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя граница по новейшим данным — примерно 2 млн лет назад, верхняя граница колеблется в пределах последних 5 тыс. лет; в Азии и Африке первые цивилизация возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э.; в Европе — в 1 тысячелетии н.э., в других областях Земли — еще позднее.
Этническая антропология, или расоведение, изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом. Полученные в результате этого изучения материалы дают возможность выяснить родственные отношения между расами и историю их возникновения, т. е. древность, место и причины происхождения расовых типов.
Этническая антропология обслуживает также интересы и смежных с ней дисциплин, разрешая при этом ряд различных задач: