Святое имя Радха-кунды
Слово Радха означает "величайшая преданная Кришны". Ни одна из гопи Вриндавана не носит столь значимое имя, как Шри Радха. Конечно, все гопи Вриндавана любят Кришну и доставляют Ему удовольствие. Однако любовь других гопи к Кришне всего лишь озерца, пруды и речки в сравнении с океаном любви Радхи.
Подобно тому, как океан является источником воды в озерах и реках, Шримати Радхарани - единственный источник любви гопи и других преданных. Любовь Радхи - величайшая из всех, она доставляет Кришне наибольшее наслаждение.
Озеро Радхи названо Её именем, поскольку так же, как и Радха, оно доставляет удовольствие всем трансцендентным чувствам Кришны. Лотосные глаза Кришны радуются, видя Радха-кунду. Нос Кришны наслаждается нектарным запахом вод Радха-кунды и ароматом цветущих на ней лотосов. Прохладные воды Радха-кунды доставляют наслаждение телу Кришны. Жужжание пчёл и пение птиц радуют слух Кришны. Язык Кришны наслаждается чудесным вкусом вод Радха-кунды.
Радха-кунда носит имя Шримати Радхарани, потому что она способна привлекать и очаровывать Шри Кришну так же, как и Радха. Это подтверждается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 4.95):
джагат мохана кришна танхара мохини, атаэва самастера пара тхакурани
«Кришна Своим очарованием пленяет весь мир, но Шримати Радхарани пленяет Его Самого. Вот почему Шримати Радхарани - Верховная Богиня».
Шри Нароттама дас Тхакур говорит, что омовение в Радха-кунде и воспевание имени Радхи одинаково привлекают Кришну, ( кришна нама гане бхаи, радхикара чарана паи, радха нама гане кришна чандра, — "О брат! Если ты повторяешь имя Кришны, ты достигаешь прекрасных, словно лотосы, стоп Радхики, а если ты повторяешь имя Радхи, то обретешь Самого Кришначандру").
"Во Врадже люди больше привыкли воспевать имя Радхи, чем имя Кришны. Джайа Радхе! Если вы жаждете благорасположения Кришны, то просто постарайтесь умилостивить Радху. Это единственный способ" (Запись лекции Шрилы Прабхупады, 75-82).
"Радха раса-шудха-нидхи" утвреждает: "Даже единожды произнесённые эти два слога Ра - дха, мгновенно привлекают Шри Кришну, Господа Гокулы. Все прочие цели человеческой жизни кажутся ничтожными тому, кто преисполняется любви к имени Радхи! Сам Господь Махадева с любовью повторяет джапу этой мантры. Пусть же эти два удивительных слога Ра - дха, откроются мне".
Однажды Шйамасундара пришел в лес Вриндавана, чтобы увидеться со Шримати Радхарани. Гопи встретили Его и сказали, что родители заперли Её дома, хотя на самом деле Радха пряталась в ближайшей кундже. Очень расстроившись, Шйама спросил гопи, как Ему увидеться с Радхой. Гопи посоветовали Ему просто сесть и полностью погрузиться в повторение сладостного имени Радхи, и, конечно же, тогда Она придет к Нему.
Спустя некоторое время Кришна перестал повторять имя Радхи и сказал: "Эй, сакхи! Почему Радхарани еще не появилась?"
Одна сакхи шутя ответила: "Послушай-ка, Шйамасундара! Я думаю, у Тебя ничего не выходит, потому что Ты с оскорблениями повторяешь святое имя Радхи!"
Затем сакхи дали Ему ещё один совет: "Вот что, Шйама, хлопай в ладоши и громко воспевай святое имя Радхарани. Так Ты удовлетворишь Святое Имя и избавишься от всех нанесенных Тобой оскорблений".
Со слезами на глазах и с сердцем, переполненным глубочайшей любовью, Кришна присоединился к сакхи в экстатичном радха-нама киртане. Сладостная притягательность этого экстатичного киртана заставила Радхику покинуть Свое убежище и с любовью обнять Мадхаву.
Если человек очень удачлив, он последует примеру Шри Кришны, Верховной Личности Бога, и будет воспевать святое имя Радхи "со слезами на глазах и с сердцем, полным экстатической любви".
"О Радха! Только очень удачливый человек может полностью погрузиться в медитацию на Твоё сладостное святое имя. Твоё имя излучает трансцендентное сияние экстатической супружеской любви, которой поклоняются сотни юных девушек (кишори) Вриндавана. Твои прекрасные лилы приводят в полное замешательство миллионы богинь удачи" («Радха раса-шудха-нидхи»).
В «Брахма-вайварта-Пуране» говорится:
"Господь Мадхава преисполняется радости всякий раз, когда слышит всего лишь слог Ра, а когда Он слышит слог Дха, Он тут же бежит за человеком, от которого услышал это, чтобы наградить его".
Воспевание имени Радхарани доставляет удовольствие
не только Шри Кришне, но и всем чистым преданным Господа Кришны.
Шри Рагхунатха дас Госвами поклоняется тому, кто воспевает имя Радхарани, он так говорит в "Сва-нийама-двадашакам": "Я клянусь омывать лотосные стопы того, кто с любовью поклоняется Шри Кришне и орошает мир нектарным именем Радхарани, и поклоняться им. Каждый день я буду пить воду от омовения его стоп и носить её на голове".
Оскорбления, умышленные или неумышленные – вот главное препятствие на пути духовного прогресса. Человек может обрести любовь к Богу только тогда, когда он избавится от всех своих оскорблений и с чистым сердцем будет поклоняться Господу. Хотя Кришна не терпит оскорблений и не являет Свою милость тем, кто их совершает, Он становится милостив к ним, если они принимают прибежище сострадательного имени Радхарани.
Прабходхананда Сарасвати Тхакур говорит: "Кришну так радует воспевание человеком имени Радхи, что Он не обращает внимания на все его оскорбления". Кришна считает такого человека занятым в личном служении Радхе. Это подтверждается в "Радха раса-шудха-нидхи": "О Шри Радхе! Мадхупати (Шри Кришна) не обращает никакого внимания на бесчисленные вайшнава-апарадхи того, кто хоть раз насладился нектарным вкусом Твоего святого имени. Переполняемый величайшей премой, Кришна желает наделить такого человека высшим даром - Радха дасьям (личным служением Радхе). Может ли кто-либо представить себе, сколь безгранично удачлив тот, чей ум целиком и полностью сосредоточен на служении Тебе!"
На санскрите слово сара значит "озеро", но поменяв местами его слоги, са и ра, мы получим раса, что означает "сладостный вкус радостных игр Радхи и Кришны". Таким образом, тот, кто постигнет эту величайшую тайну, будет омываться в озере Шри Радхи, Радха-кунде, и наслаждаться сладчайшим нектаром мадхурья-расы.
Молочный океан в Радха-кунде
В 1941 году были проведены ремонтные работы по восстановлению Радха-кунды и Шйама-кунды. Когда их осушили, было видно, как со дна кунд бьют бесчисленные крохотные роднички. Некоторые из этих подземных родников источали столько воды, что когда выключали дренажные помпы, то кунды вскоре вновь наполнялись. Ачарьи, живущие у кунд, говорят, что каждый источник представляет собой одно из святых мест, тиртх, которые сошлись сюда пять тысяч лет назад по зову Кришны. Эти тиртхи приняли форму родничков, чтобы продолжать служить прекрасным лотосным стопам Шримати Радхарани.
Тогда же преданные обнаружили Канчана-кунду, маленькую кунду посреди Радха-кунды. Это место, огражденное стеной, является той изначальной кундой, которую выкопали Шримати Радхарани и гопи своими браслетами. Удивительно, в центре Радха-кунды преданные обнаружили несколько необычных родников, из которых сочилась густая беловатая жидкость, напоминающая молоко.
В последние пятьдесят лет случалось, что "молочные родники" выделяли огромное количество "молока". Оно собирается в отчетливо различимые в водах Радха-кунды лужицы. Иногда "молочные родники" источают столько молока, что вся Радха-кунда становится такой белой, будто кто-то вылил в нее тысячи тонн молока. Однажды местный преданный собрал немного этого молока в бутылку, а на следующий день оно превратилось в йогурт.
Откуда берется это молоко? Местные ачарьи говорят, что из Кшира сагары, Молочного Океана Вселенной. Кшира сагара появился в Радха-кунде, когда Кришна созвал тиртхи и реки Вселенной, чтобы наполнить Шйама-кунду. Это произошло подобно тому, как Кришна призвал Гангу к Говардхану, чтобы удовлетворить желание Нанды Бабы, который хотел совершить очистительное омовение. Это проявление священной реки Ганги называется Манаси Ганга.
Почему же в Шйама-кунде нет молочных родников? Священные тиртхи, наполнив Шйама-кунду, сделали свое дело, очистив Кришну, а затем наполнили Радха-кунду. Здесь они приняли прибежище Шримати Радхарани, попросив оставить их Её слугами в Её нитья-лиле. И Она согласилась.
Эти тиртхи (в форме молочных родников) иногда, при виде лил Радхи-Мадхавы, переполняет экстаз, и тогда молоко потоками бьет из них. Это происходит подобно тому, как у мамы Яшоды и у коров сочится молоко от экстатической любви к Кришне.
В Аюрведе молоко называется амритой, или нектаром. Молоко - это форма нектара, потому что оно имеет сладковатый вкус, способно питать ум и тело, и поддерживать их здоровье. Так же, как молоко поддерживает тело, нектар премы питает душу. Радха-кунда наполнена обоими этими нектарами, дарующими жизнь. У Радха-кунды можно испить и молочного нектара из таинственного подземного источника, и нектара любви (према-амриты), текущего от прекрасных, словно лотосы, стоп Шримати Радхарани.
Кто окунается в водах кунды, обретает свою изначальную сварупу (духовную форму). В конечном итоге в этой жизни обретает према-бхакти. Рупа Госвами говорит, что смысл жизни состоит в том чтобы поселиться на берегах Радха-кунды и ежедневно принимать в Ней омовение. Это святое место помогает нам обрести твёрдую веру в сознание Кришны.
Здесь на Радха-кунде естественный храм, естественный алтарь, и Радхарани пребывает здесь естественным образом. Это природный алтарь - проекция духовного мира. И находясь на Радха-кунде, мы находимся прямо на алтаре, непосредственно у стоп Шримати Радхарани. И пытаемся что-то вспомнить, что-то ощутить.
Прабхупада говорит, что он чувствует себя недостойным войти в эти воды. На самом деле это очень возвышенное место, трудно представить себе насколько это возвышенное место. Здесь исполняются все желания.
Когда омываешься в водах Радха-кунды, очень важно быть в настроении служения. Что такое настроение служения? Находясь здесь, думать о том, как послужить миссии там откуда мы приехали, как распространить сознание Кришны, как распространить божественную любовь, как добраться до сердец людей. Наша миссия - проповедь. Прабхупада говорил, что людям нужно давать Кришну. Это спасёт мир. Просите об этом и думайте от этом, находясь в этом священном месте, и вы всегда будете на Радха-кунде.