Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их
Аллах говорит: «Не сражайтесь с ними в Заповедной мечети, пока они не станут
сражаться там с вами. Тогда вам дозволено сражаться с ними и убивать их в целях самообороны. Известно также, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял присягу со сподвижников в день Худайбии под деревом о том, что они будут сражаться с ним,
если курайшиты и их союзники из племени Сакиф и эфиопы нападут на него.
Затем Аллах уберёг мусульман от сражения с ними. Аллах сказал об этом:
﴿وَهُوَ الَّذِى كَفَّ أَيْدِيَهُمْ عَنكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ عَنْهُم بِبَطْنِ مَكَّةَ مِن بَعْدِ أَنْ أَظْفَرَكُمْ عَلَيْهِمْ﴾
Он – Тот, Кто убрал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки после того,
как Он позволил вам одержать над ними верх. (48:24) Он также сказал:
﴿وَلَوْلاَ رِجَالٌ مُّؤْمِنُونَ وَنِسَآءٌ مُّؤْمِنَـاتٌ لَّمْ تَعْلَمُوهُمْ أَن تَطَئُوهُمْ فَتُصِيبَكمْ مِّنْهُمْ مَّعَرَّةٌ بِغَيْرِ عِلْمٍ
لِّيُدْخِلَ اللَّهُ فِى رَحْمَتِهِ مَن يَشَآءُ لَوْ تَزَيَّلُواْ لَعَذَّبْنَا الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْهُمْ عَذَاباً أَلِيماً﴾
И если бы в Мекке не было верующих мужчин и верующих женщин,
Которых вы не знали и могли затоптать по незнанию так, что они поставили бы вас
в затруднительное положение (или вы бы оказались опозорены перед ними; или вы совершили бы грех перед ними), то Аллах позволил бы вам вторгнуться в Мекку,
Но Он не сделал этого, чтобы ввести в Свою милость тех, кого пожелает.
Но если бы они отделились друг от друга, то Мы подвергли бы
неверующих из них мучительным страданиям.(48:25)
Слово Аллаха: ﴿فَإِنِ انتَهَوْاْ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾
Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный
– т.е. если они прекратят воевать на заповедной территории, обратятся в Ислам и покаются, то Аллах простит им грехи, даже если они убивали мусульман на заповедной территории. Ведь какой бы великий грех не был совершён, Аллах может простить его, если человек покается. Затем Аллах повелел сражаться с неверными: ﴿حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ﴾
Пока не исчезнет искушение – т.е. Ширк (любая форма многобожия).
Так считал ибн Аббас, Абу аль-Алия, Муджахид,
аль-Хасан, Катада, ар-Раби ибн Анас, Мукатиль ибн Хаййан, ас-Судди и Зайд ибн Аслам.
﴿وَيَكُونَ الدِّينُ للَّهِ﴾ и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху
– т.е. пока религия Аллаха не станет доминирующей над остальными религиями.
В хадисе, приведённом в двух Сахихах от Абу Мусы аль-Ашари говорится:
«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который спросил его: “О посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием гнева, а иные (под воздействием) ярости[98]” Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللهِ هِيَ الْعُلْيا فَهُوَ فِي سَبِيلِ الله»
“На пути Аллаха( Всемогущего и Великого находится)сражающийся ради того,
чтобы превыше всего было Слово Аллаха[99]”».
В двух Сахихах также приводится хадис,
в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لَا إِلهَ إلَّا اللهُ،
فَإِذَا قَالُوهَا عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُم وَأَمْوَالَهُمْ إلَّا بِحَقِّهَا وَحِسَابُهُمْ عَلَى الله»
«Мне было велено сражаться с людьми[100] до тех пор,
Пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха. И если они будут
делать это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которые впредь смогут оказаться доступными для людей) не иначе как по праву(ислама[101]),
и тогда отчёта с них (вправе будет требовать только)Аллах[102]».
Слово Аллаха: ﴿فَإِنِ انتَهَواْ فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّـالِمِينَ﴾
Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.
Всевышний Аллах говорит, что если они прекратят совершать деяния язычества и сражаться с верующими, то после этого с ними не следует враждовать. Тот же, кто станет продолжать сражаться с ними, является беззаконником, а враждовать следует лишь с беззаконниками. Это и есть смысл того, что подразумевал Муджахид когда сказал,
что сражаться следует только с теми, кто сражается против вас.
(فَإِنِ انتَهَواْ) Но если они прекратят – прекратят совершать несправедливость,
т.е. ширк, то с ними не следует враждовать. Под враждебностью подразумевается
преследование и сражение с ними, как об этом говорится в слове Аллаха:
﴿فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُواْ عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ﴾
Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него,
подобно тому, как он покусился на вас. (2:194)
Подобно тому Аллах сказал: ﴿وَجَزَآءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا﴾
Воздаянием за зло является равноценное зло. (42:40)
а также: ﴿وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُواْ بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُمْ بِهِ﴾
Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так,
как они наказывали вас. (16:126)
Икрима и Катада сказали: «Беззаконник это тот,
кто отказался засвидетельствовать,что нет божества кроме Аллаха».
﴿وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ﴾ Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение
Аль-Бухари сообщает, что Нафи’ передал от ибн Умара,
что к нему пришли два человека во времена смуты при ибн Зубайре, и сказали ему:
«Люди впали в заблуждение, но ты ведь ибн Умар – сподвижник посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует), что удерживает тебя от того, чтобы выйти на сражение?» Он ответил: «Меня удерживает то, что Аллах запретил проливать
кровь моего брата (мусульманина)». Они воскликнули: «Разве Аллах не сказал:
﴿وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ﴾ Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение?»
Он ответил: «Мы сражались ради того, чтобы исчезло искушение, а религия всецело принадлежала Аллаху. Вы же хотите воевать, чтобы была смута,
а религия принадлежала кому-то кроме Аллаха».
В другом повествовании говорится, что к ибн Умару пришёл человек и сказал:
«О, Абу Абдур-Рахман, что заствляет тебя совершать паломничество в один год и пропускать в другой, и пропускать джихад на пути Аллаха, ведь ты знаешь что обещал Аллах за него?» Он ответил: «О, мой племянник, Ислам построен на пяти столпах:
Вера в Аллаха и Его посланника, пятикратная молитва, пост в Рамадан, выплата закята
и паломничество к Дому». Человек сказал ему: «О, Абу Абдур-Рахман,
разве ты не слышал, что Всевышний Аллах сказал в Коране:
﴿وَإِن طَآئِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُواْ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَهُمَا
فَإِن بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الأُخْرَى فَقَـتِلُواْ الَّتِى تَبْغِى حَتَّى تَفِىءَ إِلَى أَمْرِ اللَّهِ﴾