Атрибут «аль Аджаб» Удивлений Аллаха
Говорит имам Ибну Кудама: «Пришел второй хадис относительно Атрибутов Всевышнего, где Пророк саля Ллаху ‘алейхи уа ссаляма говорит: «Удивляется Твой Господь, у которого нет «сабуа» ( то есть «страстей», то есть нет у него желаний отойти от прямой дороги, нет у него желания отойти от чего-то серьезного к чему-то несерьезному, «сабуа» - это «аль меиль иляль хауа» это склонение к своим желаниям и страстям, так оно пришло в книге «ан-Нихайа» Ибнуль ‘Асира. Исходя из этого хадис как получается): «Удивляется Твой Господь от молодого человека или от ребенка, который не склоняется к своим желаниям» (имеется ввиду, есть же такие дети или молодые люди серьезные, то есть основная масса детей или молодых людей занимается обычной ерундой, то попусту тратят время, либо в компьютерные игры играют либо по хуже делают, что касается детей, то тоже их тяжело заставить учиться, и говорит): «Твой Господь удивляется ребенку или молодому человеку, в котором нет таких желаний и страстей», (то есть он такой серьезный, занимается тем, что приносит ему пользу в этой дунье и в ахыра). (Хадис передали Ахмад (4/151), Ат-Табарáни (17/853). Хадис недостоверный, он приводится в сборнике слабых хадисов у Шейха Албáни, за номером (2426). ). Этот хадис является слабым и это необходимо запомнить, потому что многие используют в довод этот хадис на установление Атрибута Всевышнего Аллаха, то что Всевышний Аллах удивляется, так вот, этот хадис является слабым, в его иснаде ‘АбдуЛлах ибн Ляхиа, который является слабым передатчиком, и некоторые их имамов этой общины назвали это хадис хорошим, как шейх Альбани в книге «ас-Сахиха» под номером 2843, и на сколько я помню, шейх Альбани, в некоторых других книгах назвал этот хадис также слабы, в книге «ас-Сахиха» назвал его хорошим, под номером 2843. Но почему шейх Альбани назвал его хорошим, потому что этот риваят передает АбдуЛлах ибн Вахб от АбдуЛлах ибн Ляхиа, и правила есть у хафизов или у имамов, что если от ибнуль Ляхиа передают абадиля, то есть рабы Аллаха имеется ввиду, то АбдуЛлах ибн Вахб АбдуЛлах ибн Мубарак и другие, то это хадис от ибнуль Лахиа достоверный, потому что они передавали от ибнуль Ляхиа хадисы, еще первые его хадисы, то есть когда он был силен в своей память, поэтому их хадисы, которые они передают от АбдуЛлах ибнуль Лахиа, некоторые говорят, что они достоверные, но более правильным является, что люди не говорят, что они достоверные, а говорят лучше чем остальные, то есть его хадисы лучше, чем другие хадисы, то есть если от него передают АбдуЛлах ибн Вахб и тому подобные, те которые передавали от него первое время, то эти хадисы лучше по положению, чем те хадисы, которые передают от ибн Вахба другие передатчики, однако более правильным Аллах субхана уа Та’аля лучше знает, то что ибнуль Ляхиа является слабым. То есть говорят, что если передает Ибн Вахб, то он передает вначале, а другие если передает, то хадис слабый, почему, потому что ибнуль Ляхиа в конце жизни перепутался, то есть у него пришло ихтиляд, то «ихталада», перепутались у него хадисы и он начал рассказывать хадисы не должным образом. Так вот, говорят, если передает ибн Вахб от него, то это до перепутывания, но мы скажем что ибнуль Ляхиа проблема у него не только в том, что он перепутался, а в том, что он вообще был изначально слабый, до перепутывания и после перепутывания. Но после того, как перепутался слабость его хадиса усилилась, поэтому так нужно понимать слова хафизов, когда они говорят, что хадисы, которые от него передают ибн Вахб, ибну Мубарак и другие лучше чем остальные, имеется ввиду не на столько запутанные, не на столько слабые, хотя они тоже являются слабыми. АбдуЛлах ибн Ляхи'а, как сказал аль-хафиз Ибн Хаджар, что он да'иф. И как сказал Имам Захаби в "Мизан аль-и'тидаль": "Большинство ученых говорят, что его хадисы все недостоверные". Имам Абу Зур'а и абу Хатим также считали его хадисы недостоверными.Исходя из этого более правильное мнение то, что этот хадис: «Удивляется Твой Господь, молодому человеку, у которого нет склонения к своим страстям и желаниям» более правильное мнение что этот хадис является слабым и не годится в довод.
Говорит шейх ибн ‘Усаймин: «Атрибут одиннадцатый « Удивление» ( то что Всевышний Аллах удивляется чему-либо), Удивление Всевышнего Аллаха – один из Атрибутов Всевышнего, который установлен Кораном и сунной и единогласным мнением саляфов, сказал Всевышний Аллах: «Но ты удивился этому, а они продолжают надсмехаться», сура ас-Сафаа 12 аят, если мы будем читать этот аят по другому чтению в котором приходит не «Аджибта», а « Аджибту» у этого аяте есть два известных чтения и оба они являются достоверные, первый: «Но ты удивился, а они издеваются»( это Всевышний говорит, Пророку саляЛлаху ‘алейхи уассалляма», а в другом чтении, которое тоже является мутауатир говорится: «Но Я удивился, а они продолжают издеваться» ( то есть удивился, Сам Всевышний Аллах)». И исходя из этого мы имеем права и не только имеем право, а обязаны утвердить Атрибут «аль-Аджаб» то есть «Удивление» Всевышнему Аллаху. Потому что это «къыра а (чтение) мутауатира» принимая достоверная, то есть ты не можешь ее аннулировать или выкинуть и сказать что в нашем мусхафе входит «баль-Аджибта» с фатхой, то «баль-Аджибту» мы можем откинуть и не принимать во внимание, мы обязаны это принять потому что это из чтения мутауатир, достоверно установлено. Исходя из этого этот довод из Корана, о том, что Всевышний Аллах удивляется.
«И сказал Пророк саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма: «Удивляется Твой Господь человеку, у которого нет склонения к своим страстям» и как уже сказали, Этот хадис является слабым), приводит этот хадис имам Ахмад и он в его «Муснаде» со слов сподвижника Укба ибн Амира от Пророка саля Ллаху ‘алейхи уа ссаляма, но в его иснаде, но в его иснаде ибнуль Ляяхиа ( то есть это указание от шейха ‘Усаймина, что этот хадис является слабым). И к тому же, сошлись на мнении праведные предки, на то что Атрибут «Удивление» приписывается Всевышнему Аллаху, поэтому мы также обязаны утверждать этот Атрибут без искажения, без аннулирования, без спрашивания как это происходит и без уподобления Удивления Всевышнего Аллаха удивлению творений и это удивление Всевышнего Аллаха настоящее истинное существующее и оно таково, как это подобает Всевышнему Аллаху субхана уа Та’аля, а те, которые аннулируют Атрибуты Всевышнего Аллаха сказали что под «Удивлением» имеется ввиду вознаграждение ( имеется ввиду если Всевышний Удивляется от чего-то хорошего то он вознаграждает, если Удивляется от чего-то дурного, то наказывает, «муджаза» то есть либо вознаграждение хорошим либо наказание дурным. Почему сказали «как может Всевышний Удивляться» потому что удивление это что такое, когда ты что-то не знал или о чем-то был в забвении и вдруг ты это узнал и удивляешься этому или чего-то не ожидал и когда оно появилось – удивился этому, говорят «а Всевышний Аллах все знает и все ожидает» то есть нет такого, что Всевышний Аллах чего-то не знает или чего-то не ожидает, соответственно говорит «не может быть что под Удивлением имеется ввиду настоящее истинное удивление, а имеется ввиду либо вознаграждение, либо наказание.
«Но мы отвергнем это ложный тафсир тем, что у нас пришло в четвертом правиле, но удивление бывает двух видов, первый его вид, когда удивление исходит от того что некоторые вещи не были известны мута’аджибу, то есть тому кто удивляется, некоторые действия были скрыты от того, кто удивляется. То есть он не знал о чем-либо или не ожидал чего-либо и он изумляется этому, когда эти причины или действия стали ему понятны и начинает это дело возвеличивать и удивляется этому (то если ты например не ожидаешь от какого-то человека, какого-то действия, то есть не ожидание это что такое, то что некоторые его качества скрыты от тебя и когда он производит такие действия ты начинаешь удивлять и изумляться) и этот вид удивления невозможен относительно Всевышнего Аллаха, потому что Всевышний Аллах, не скрывается от Него ничто (то первый вид удивления, который существует в бытие и этот вид удивления невозможен относительно Всевышнего Аллаха, так, как оно исходит от незнания либо не ожидания чего-либо), но вот второй вид удивления, удивления, причина которому то, что эта вещь вышла от ему подобных (то есть, допустим обычно ему подобные люди должны поступать так, а тут его действия вышли из обычных рамок, то есть допустим человек тихенький, никому никогда вреда не приносил никто не ожидал от него каких-то действий, и вдруг он выпустил какие-то действия и эти действия выходят из рамок, которые ты ожидаешь от него, это называется как, и ты удивляешься этому, удивляешься не потому что ты что-то не знал или чего-то не ожидал, а потому что это не соответствует тому, что обычно бывает от таких людей) или выходит от того, каким образом должно это произойти ( то есть обычно должно произойти так-то, а произошло по иному) вместе тем, что тот, который удивляется знает об этих вещах, то есть такое возможно ( то есть знает что такое возможно, но обычно так не бывает и выходит из своих рамок) и вот это удивление устанавливается относительно Аллаха субхана уа Та’аля ( то есть Он знает что этот человек поступит так, то есть Всевышний, допустим если берем молодого человека, обычно молодые люди, что делают, занимаются тем, что не приносит пользу в дунье или в ахира, а один из этих людей серьезный человек и занимается тем, что приносит ему пользу, и Всевышний Удивляется от него, не потому что Всевышний не знает или не ожидает от него этих действий, но Удивляется от того, что действия того человека выходят из рамок ему подобных, вот это вот Удивление приписывается Всевышнему Аллаху субхана уа Та’аля. (Брат задает вопрос: то что Атрибут Удивление берется из Корана и сунны, откуда это…? Ответ Руслана: «Сунна нет, сунна имеет ввиду вот этот вот хадис «Твой Господь Удивляется молодому человеку, у которого нет склонения к своим желаниям», этот хадис является слабым, поэтому мы говорим: «Сыфа Удивление устанавливается Кораном и единогласным мнением саляфов», а сыфа ан-Нузуль чем устанавливается? Сунной и единогласным мнением, то есть некоторые качества есть в Коране, но нет в сунне, некоторые Атрибуты есть в сунне нет в Коране, наоборот).
[Примечание: В Сунне есть указание на этот атрибут это хадис который передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) послал (кого-то) к своим жёнам, но (все) они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто примет этого (человека у себя)?» Один из ансаров откликнулся: «Я», (после чего) отвёл его к своей жене и сказал: «Окажи уважение гостю посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Она сказала: «У нас нет (ничего), кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом поднялась (со своего места), будто бы (желая) поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, (а после того, как гость поел,) легли спать голодными. Наутро (хозяин дома) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Этой ночью Аллах удивился тому, что вы сделали!» А потом Аллах ниспослал (айат, в котором сказано): Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими. (Сура аль-Хашр, аят 9) Хадис находится в сборнике Аль-Бухари (4889).]
[Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе: Потом ибн Къудама привёл третий атрибут, а это - Атрибут Удивления. И привёл известный хадис: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям».
И сказал: "Аллах удивляется", и этот хадис входит в разряд хадисов об Атрибутах. В нём говорится об Атрибуте "удивление" и говорится о том, что Всевышний Аллах удивляется, и это является Атрибутом. Также об этом Атрибуте говорится в Коране:
بَلْ عَجِبْتَ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ
Но ты удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить. (Сура ас-Саффаат, аят 12-13)
И это чтение в одном из семи къираатов. Этот аят читается с двумя кираатами. Первый, как мы привели выше, а второй:
بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ
Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить. (Сура ас-Саффаат, аят 12-13)
Поэтому мы описываем Всевышнего Аллаха этим Атрибутом, так как Он Сам Себя описал этим Атрибутом. Когда мы описываем Всевышнего Аллаха удивлением - это не то действие или не то, что делает раб. Не надо сравнивать Его с удивлением раба. Это не исходит из-за отсутствия Знания, однако, это из полноты Всевышнего Аллаха, так как удивление иногда может быть из-за отсуствия знания, а иногда удивление бывает и со знанием. Второй вид удивления, когда знание требует от тебя как бы поднимать место того, кто заставляет тебя удивляться, и этим самым мы описываем Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах
بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ
Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить. (Сура ас-Саффаат, аят 12-13)
Или же как это пришло в хадисе, в котором говорится о подтверждении Атрибута удивления, как это пришло в словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах удивляется отчаянию Своих рабов, тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко».
И тому подобные хадисы, у которых достоверный иснад и передатчики достойны доверия, мы подтверждаем все эти Атрибуты, исходя из того правила, которое мы разобрали, без искажения, без отрицания, без придавания формы, без уподобления. Конец слов шейха о это атрибуте Аллаха.]