Чистота видения – это попытка ученика видеть мир священным, даже если ему кажется, что это не так
У учеников могут быть духовные проблемы, если им не удается справляться с потоком своего нечистого видения. При этом уровень осознанности жестко связан с уровнем чистого видения. Однако каждый ученик должен уяснить, что на самом деле, духовных проблем как таковых нет вообще, есть только нечистое видение. Для достижения успехов в духовной практике необходимо правильно использовать чистое видение: уметь контролировать мысли, которые возникают из-за внешних воздействий и самскар, видеть любую ситуацию позитивной. Довольно сложно найти позитивное, например, в пересоленном или невкусном прасаде. Однако если такой прасад мы примем как испытание для нашего чистого видения, то это вполне нам по силам.
Такая попытка, развиваясь, ведет ученика к истинному видению, тогда он реально видит: мир священен. Ученик видит: мир подобен острову из золота, где нет и крупицы обычного песка или грязи.
Нужно использовать любую возможность для порождения божественных бхав от возникающих ситуаций и этой энергией питать чистое видение. Понимая это, практик всегда знает степень своей силы и уходит от тех ситуаций, в которых его сознание «липнет» и «неудерживается», и, напротив, он интегрируется с ситуациями которые ему по силам – получая их энергию.
Видение (чистое или нечистое) мира полностью зависит от воли йогина, его кармического видения и мировосприятия.
Постепенно ученик понимает, что сознание, в абсолютном смысле, чисто и совершенно, и незапятнанно. Поэтому любые мысли и внешние проявления возникают, по сути, из этого чистого и совершенного сознания, тоже будут иметь те же свойства и качества – будут чистыми.
Обретение чистоты видения есть достижение Мастеров, указывающее на стадию одинакового вкуса. Оно означает, что ученик видит мир священным храмом, бесконечным золотым узором, слышит его звуки священными мелодиями, видит других и себя величественными, а все, что случается с ним на Пути – непостижимыми Играми Беспредельного Духа.
Поначалу ученик может воспринимать замечания, трудности служения и быта как незаслуженную критику и даже как унижение или оскорбление. Однако на самом деле это порождение его нечистого видения и неудовлетворения его эго. В результате можно впадать в гнев, уныние, обиду, злобу. В этом случае словосочетание «чистое видение» служит такому ученику в качестве пароля, который меняет его взгляд на мир в правильную сторону мгновенно. Так как он уже на уровне ума понял, что все является только игрой энергии собственного осознавания. Однако для обретения постоянства в чистом отношении к миру требуется время и определенные усилия.
Ученик видит Мастера сотканным из узоров света, как величественное воплощение Духа, Путь и метод – как проявления искусности Духа, спутников – как чистых божественных воинов Духа. Когда он видит так, его представление о себе меняется.
Вначале ученик понимает чистое видение только на концептуальном уровне, не задумываясь особо о том, соответствует или нет такое понимание тому, что понимает под чистым видением Гуру. Через некоторое время практики настоящее чистое видение может появиться на короткий период, например, после бхаджан-мандалы. И теперь уже ученик знает, что такое чистое видение не только на концептуальном уровне, а и на уровне переживания. Постепенно такая бхавана, чувство чистоты мира, закрепляется, и ученик привыкает смотреть другими глазами на мир. И вот он уже носит эти «розовые очки» практически не снимая. Такой йогин может слушать сансарные истории обычных людей и вообще не воспринимать их и не понимать о чем речь. В то же время он может видеть, благодаря появившейся ясности, самую суть проблемы и ее решение на кармическом уровне. Таким образом, чистое видение – это видение кармических, сансарных проблем как бы из другого мира.
Укрепляющийся в чистом видении видит и собственные кармические проблемы, проявления собственного эго, неусмиренного ума теперь более ясно. Естественно, что его представление о себе, как об индивидуальном существе меняется.
Когда йогин доходит до определенного уровня, Божества открывают ему секрет его собственного происхождения, они открывают ему, кто он есть на самом деле в чистом видении. И внезапно он понимает что всегда был проявлением какого-либо семейства божества, его иллюзорным телом или воплощением, он им всегда был, но просто это иллюзорное тело так глубоко вошло в материю, в мир смертных, сформировало ложную индивидуальность, что произошло сильное отождествление с этим. Это приходит в свое время, когда уровень чистого видения проявляется. Это не значит, что он начинает как-то воображать: «так, ну, вот с сегодняшнего дня я точно воплощение какого-то Божества», - это не на уровне ментальных размышлений делается, это приходит, как результат глубокого самоузнавания и проникновение в глубокое видение.(Из лекций Гуру)
Лишь тот, кто способен увидеть красоту в уродливом, святость в обыденном, величие в бесчестье, совершенство в убогости, возвышенность в низменном и блаженство в страдании – достоин называться Мастером, постигшим Путь.
О Рама, рассматривай все действия повсюду как чистое сознание и живи, направив свое видение вовнутрь. В страданиях и несчастьях, в безвыходных ситуациях и в боли, оставайся свободным от страдания внутри себя, но веди себя, как если бы ты был в страдании, в соответствии с обстоятельствами и местными обычаями, даже проливая слезы и стеная и внешне переживая удовольствие и боль. Наслаждаясь компанией своей жены и участвуя в фестивалях и т.д., проявляй удовольствие, как если бы ты был подвержен умственным ограничениям и обусловленностям. Занимайся похоронными церемониями или даже войной, как человек с ограниченным пониманием и глупец. Копи богатство и уничтожай врагов, как делают глупые люди с ограниченным пониманием. Сопереживай со страдающими. Поклоняйся святым. Радуйся счастью. Печалься в печали. Будь героем среди героев. Со взором, развернутым вовнутрь, плавая в блаженстве осознания, со спокойными сердцем и разумом, ты не делаешь того, что ты делаешь[1, гл 6.17].
Чистота видения не есть нечто, создаваемое учеником путем тренировок. Это естественный способ видеть вещи как они есть. Тренировки нужны потому, что вначале ученик не может видеть. А без видения как постичь знание?
Сначала мы зарождаем Веру. Без Веры любые упражнения в чистом видении будут напрасны. Затем ученик может получить некоторое переживание, используя изображения богов, святых, учителей, духовную музыку, через ритуалы почитания, коллективные практики, лекции Гуру, тексты святых писаний и др.
Даже непрактикующий, видя изображения богов, святых, слушая их жизнеописание, во время молитв, ритуалов, может испытать благоговение, уважение, восхищение и чистое видение.
Затем ученик стремится сохранить это чистое видение в обычных действиях и переживаниях. Он старается пребывать в чистом видении во время тривиальных действий: передвигаясь, делая покупки, на совещании, во время приема пищи и тд.
Ученик не должен думать, что это чистое, а это нечистое. Ведь все уже изначально чисто. И ему только что сообщили об этом. Все ситуации начинают обнаруживаться происходящими из этого единого Источника.