Нибудь из этого будет посвящено не Аллаху, то это будет являться ширком и неверием. Таким
Образом, ты, о мой брат в Исламе, должен неукоснительно руководствоваться этим критерием в
Отношении великого ширка, ибо в этом вопросе недопустимы никакие исключения.
Граница же малого ширка определяется намерениями, словами и делами, которые не достигают
Уровня поклонения, но являются по своей сути средством или путем, которые могут привести к
Великому ширку.
Таким образом, ты обязан руководствоваться этими двумя критериями в отношении великого и
Малого ширка, так как это как раз то, что поможет тебе понять предыдущие и последующие главы
данной книги и распознать истину в сомнительных вопросах. И да поможет нам Аллах!
Глава 11
НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
АЛЛАХУ В ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ
ПРИНОСИТСЯ ЖЕРТВА НЕ АЛЛАХУ
РАМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл высказывания Аллаха «...Не стой в ней [в мечети, устроенной из неверия] никогда...»
(Покаяние, 108).
Грех и неповиновение оказывают воздействие и на землю, так же, как и подчинение.
Перевод сложного вопроса в разряд простых для преодоления его сложности.
Обращение за разъяснением к муфтию при необходимости.
Давать обет исполнить какой-либо обряд поклонения в каком-либо месте разрешается, если
Для этого нет никаких препятствий.
Этого делать не разрешается, если в данном месте находился один из языческих идолов, даже
Если это было в прошлом.
Это не дозволено также в том случае, если в данном месте проходили празднества язычников,
Даже если это и было в прошлом.
Исполнять обет в данном месте нельзя, так как такой обет является греховным.
Предупреждение о недопустимости уподобляться мушрикам в их празднествах, даже если это
Происходит непреднамеренно.
Нельзя давать обет в неповиновении Аллаху или грехе.
Сын Адама не должен давать обет в том, чем он не владеет.
Всевышний Аллах сказал:
«...Не стой в ней [в мечети, устроенной из неверия] никогда: мечеть, основанная на
Богобоязненности с первого дня, достойнее, чтобы ты в ней стоял. В ней — люди, любящие
очищаться, и Аллах любит очищающихся!»* (Покаяние, 108).
*Ибн Касир по поводу этого аята сказал: «До приезда посланника Аллаха в Медину в ней жил
Человек по имени Абу Амир ар-Рахиб, принявший христианство во времена джахилиййи. После того,
Как посланник Аллаха приехал в Медину, и возвысилось дело Ислама и мусульман при Бадре, По-
Сланник призвал его к Исламу. Однако он отказался, бежал в Мекку, а затем в Хиракль и призвал его
Жителей выступить войной против мусульман. Они пообещали ему это, и он остался у них. Затем он
Написал группе людей из своего племени, что он прибудет с армией и отвратит Мухаммада от его
Дела. Он приказал им построить для него бастион с наблюдательным пунктом. С этой целью они
Начали строить мечеть около мечети Куба', а после того, как закончили ее, попросили посланника
Аллаха [который в это время собирался в поход на Табук. — Ред.], совершить в ней Намаз. Пророк
Ответил: «Когда вернемся, если пожелает Аллах, так как мы собираемся в дорогу». На обратном пути
Из Табука, когда до Медины оставалась часть дня пути, к нему спустился Джибриль с вестью о
"мечети вреда" (масджид ад-дирар), которая была устроена для неверия и разделения среди
Мусульман. Посланник Аллаха послал людей разрушить ее до основания еще до своего прибытия в
Медину». (Описывая эти события, Ибн Касир опирался на ривайи Саида ибн Джубейра, Муджахида,
Урвы ибн Зубайра, Катады и др.)
Всевышний сказал: «О тех, которые устроили мечеть для вреда, неверия и разделения среди
Верующих, чтобы она была местом засады тех, кто ранее воевал с Аллахом и Его посланником,
— они будут, конечно, клясться: "Мы желали только благого!" — о них Аллах свидетельствует,
Что они — лжецы» (Покаяние, 107). В подобных мечетях Аллах запретил совершать Намазы, а
Затем повелел Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, совершить Намаз в мечети Куба',
Которая с первых дней была основана на богобоязненности и была бастионом для Ислама и его
Приверженцев. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Намаз
В мечети Куба' подобен Умре» (Ибн Маджа (1411), ат-Тирмизи (324) от Асада ибн Захира аль-
Ансари; Ахмад 3/487, ан-Насаи 2/72, Ибн Маджа (1412) от Сахла ибн Ханифа).
О том, что в аяте речь идет о мечети Куба', говорили Ибн Аббас, Урва, Атиййа, аш-Шааби, аль-
Хасан и др. Однако в одном из хадисов от Абу Саида говорится: «Однажды два человека упорно
спорили о мечети, "основанной на богобоязненности с первого дня". Один говорил: "Это — мечеть
Куба', другой же говорил: "Это — мечеть посланника Аллаха". Услышав их спор, посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это — моя мечеть"». (Ахмад 3/8, ат-Тирмизи
(3098), ан-Насаи 2/36, Муслим (1398)). Этого толкования придерживались Умар, Абдулла ибн Умар,
Зейд ибн Сабит и др.
Ибн Касир сказал: «Этот хадис является достоверным, однако между ним и аятом нет
Противоречий, так как мечеть Куба' была основана с первого дня на богобоязненности так же, как и
мечеть посланника Аллаха, в отличие от "мечети вреда", основанной на неповиновении Аллаху».