Вопрос 2. Перечисление некоторых форм поклонения
Форм поклонения много, и каждое праведное слово, каждое праведное деяние, совершенное душой или телом, считается одной из форм поклонения, если Аллах любит его или доволен им. Поэтому мы перечислим лишь некоторые из них.
1. Мольба (дуа). Эта форма поклонения делится на две категории: мольба с прошением и мольба в поклонении.
Всевышний Аллах сказал: «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру» (Гафир, 14). Он также сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Джинн, 18). Он также сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!&А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (аль-Ахкаф, 5-6).
Поэтому, если человек молит кого-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, о помощи в том, на что не способен никто, кроме Аллаха, то он является многобожником и неверующим, независимо от того, взывает он к живому творению или к мертвому. Если же человек просит живого человека оказать ему посильную помощь, например, накормить или напоить его и т.п., то он не совершает греха. Но если он взывает к мертвому или к отсутствующему живому человеку и т.п., то он является многобожником, потому что мертвый или отсутствующий человек не способен ответить на его молитву.
Как уже было отмечено, мольба включает в себя две категории: мольбу-прошение и мольбу-поклонение.
Мольба с прошением – это молитва о благе в этом мире и в будущей жизни, а мольба в поклонении включает в себя все богоугодные поступки, совершаемые душой и телом, потому что человек, поклоняющийся Аллаху, словами и поведением просит своего Господа принять его поклонение и вознаградить его за него.
Все коранические повеления взывать с мольбой к Аллаху и запреты на обращение с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, относятся как к мольбе с прошением, так и к мольбе в поклонении.
2, 3, 4. Любовь (махабба), страх (хауф) и надежда (раджа). Об этих формах поклонения мы уже говорили при разъяснении столпов поклонения.
5. Упование (таваккул). Уповать означает положиться на кого-либо или что-либо. Для того чтобы уповать на Аллаха, раб должен искренне вверить свою судьбу Всевышнему Аллаху, положиться на Него и довериться Ему, используя предписанные или дозволенные Аллахом средства, необходимые для обретения блага и оберегания от зла. Всевышний сказал: «Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида, 23). Он также сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талак, 3).
6, 7, 8. Чаяние (рагба), боязнь (рахба), смирение (хушу). Под чаянием подразумевается стремление достичь того, что любишь. Боязнь – это страх, заставляющий избегать того, чего страшишься. Смирение же – это такое унижение и преклонение перед величием Аллаха, когда раб покоряется Его предопределению и законам. Всевышний Аллах упомянул эти три формы поклонения и сказал: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (аль-Анбийа, 90).
9. Опасение (хашья). Это – страх, основанный на осознании величия и совершенного могущества того, кого опасаешься. Всевышний Аллах сказал: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня» (аль-Бакара, 150); «Не бойтесь же их, а бойтесь Меня» (аль-Маида, 3).
10. Обращение (инаба). Под этим подразумевается обращение к Всевышнему Аллаху посредством совершения богоугодных дел и избежания грехов. Всевышний сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар, 54).
11. Мольба о помощи (истиана). Это – молитва о том, чтобы Аллах помог справляться с религиозными и мирскими делами. Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (аль-Фатиха, 5). А в завещании Ибн Аббасу пророк, e, сказал: «Если ты молишь о помощи, то моли об этом Аллаха».[13]
12. Мольба о защите (истиаза). Это – молитва о покровительстве и защите от любых неприятностей. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета&от зла того, что Он сотворил» (аль-Фаляк, 1-2). Он также сказал: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,&Царя людей,&Бога людей,&от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха» (ан-Нас, 1-4).
13. Мольба о спасении (истигаса). Это – молитва об избавлении от несчастья и спасении от погибели. Всевышний Аллах сказал: «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам» (аль-Анфаль, 9).
14. Жертвоприношение (забх). Это – заклание живой твари путем пролития ее крови в соответствии с определенными правилами ради приближения к Аллаху. Всевышний сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (аль-Анам, 162). Он также сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Каусар, 2).
15. Обет (назр). Это – взятие на себя обязательств выполнить что-либо или совершить необязательное богоугодное дело. Всевышний Аллах сказал: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (аль-Инсан, 7).
Мы упомянули лишь некоторые из форм поклонения. Все они являются правом Аллаха, и запрещается посвящать их кому-либо, кроме Аллаха.
В зависимости от того, чем совершаются эти формы поклонения, они делятся на три категории.
К первой относятся формы поклонения, совершаемые сердцем, такие как любовь, страх, надежда, обращение, опасение, боязнь, упование и т.п.
Вторая категория включает в себя формы поклонения, совершаемые языком, такие как восхваление, провозглашение единобожия, прославление, молитва о прощении, чтение Корана, мольба и т.п.
К третьей категории относятся формы поклонения, совершаемые телом, такие как намаз, пост, закят, хадж, милостыня, джихад и т.п.
Тема III. Защита Пророком, e, неприкосновенности единобожия
Пророк, e, заботился о своей общине и делал все возможное для того, чтобы она была могущественной и непоколебимой, была верна единобожию и сторонилась всех путей, которые приводят к тому, что противоречит единобожию или же несовместимо с ним. Всевышний Аллах сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (ат-Тауба, 128).
Пророк, e, неоднократно запрещал приобщать сотоварищей к Аллаху, предостерегал от многобожия и грозил суровым наказанием. Он не уставал повторять об этом и использовал любые слова для того, чтобы уберечь чистое единобожие – религию Ибрахима, с которой он был отправлен, от любых слов и поступков, разрушающих или умаляющих единобожие. Примеров этого в Сунне очень много. Пророк, e, привел убедительные доводы, рассеял сомнения, не оставил места для оправдания и разъяснил прямой путь.
Из следующих пунктов станет ясно, как избранник Аллаха, e, оберегал единобожие и преграждал любые пути, ведущие к многобожию и лжи.
Вопрос 1. Заклинания.
а) Определение.
Заклинания – это молитвы, которые читают, поплевывая во время чтения, чтобы больной исцелился и выздоровел. Эти молитвы могут быть взяты как из Священного Корана, так и из пророческих преданий.
б) Религиозное постановление.
Читать заклинания разрешается, и тому есть множество доказательств.
Передают, что Ауф бин Малик рассказывал: «Во времена невежества мы читали заклинания, и однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, что ты думаешь по этому поводу?» Он сказал: «Покажите мне ваши заклинания. Нет ничего плохого в заклинании, если в нем нет проявлений многобожия». Этот хадис передал Муслим.[14]
Передают, что Анас бин Малик рассказывал: «Посланник Аллаха, e, разрешил читать заклинания от сглаза, от яда и от волдырей, появляющихся на боку». Этот хадис передал Муслим.[15]
Передают, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кто может помочь своему брату, пусть сделает это». Этот хадис передал Муслим.[16]
Передают, что Аиша рассказывала: «Если кто-либо из нас заболевал, то посланник Аллаха, e, проводил по нему правой рукой, а затем говорил: «Господи, избавь от беды и исцели, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления – исцеления, которое не оставляет недуга». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[17]
в) Условия.
Заклинания являются дозволенными и правильными при выполнении следующих условий:
1. Нельзя полагать, что они приносят пользу сами по себе, независимо от воли Аллаха, и если люди полагают, что заклинания приносят пользу сами по себе, то читать их запрещается. Более того, это является проявлением многобожия. Необходимо верить в то, что заклинания являются всего лишь причиной и не могут принести пользу без дозволения Аллаха.
2. Заклинания не должны содержать слов, противоречащих шариату, например, молитв, обращенных не к Аллаху, к джиннам и т.п. Такие заклинания запрещены и даже являются проявлением многобожия.
3. Заклинания должны быть ясными и понятными. Не разрешается читать непонятные или шарлатанские заклинания.
Однажды имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, спросили: «Можно ли читать заклинания или просить, чтобы тебе прочли заклинания?» Он ответил: «В этом нет ничего плохого, если читаются хорошие слова».
г) Запрещенные заклинания.
Любые заклинания, не удовлетворяющие всем перечисленным ранее условиям, являются запрещенными. Заклинания запрещаются, например, если читающий его или тот, кому его читают, полагает, что оно приносит пользу и воздействует само по себе, или если оно содержит обращения, относящиеся к проявлениям многобожия, неверия или ереси, или если оно является неясным по смыслу.
Вопрос 2. Амулеты.
а) Определение.
Амулетами называются талисманы, бусины, кости и тому подобные предметы, которые вешают на шею для того, чтобы обрести благо или предотвратить зло. Во времена невежества арабы вешали их на детей и полагали, что они защитят их от сглаза.
б) Религиозное постановление.
Ношение амулетов запрещено. Более того, они относятся к проявлениям многобожия, потому что, поступая таким образом, человек связывает свои надежды с амулетом, а не с Аллахом. Никто не способен отвратить зло, кроме Аллаха, и поэтому просить об этом можно только Аллаха или посредством Его имен и качеств.
Передают, что Ибн Масуд рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, e, сказал: «Заклинания, амулеты и ворожба являются проявлениями многобожия». Этот хадис передали Абу Давуд и аль-Хаким.[18]
Передают, что Абдуллах бин Укейм рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким.[19]
Передают, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким.[20]
Передают также, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк, e, сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал Ахмад.[21]
Эти и другие похожие тексты предостерегают от всех амулетов, содержащих элементы многобожия, потому что арабы, в основном, носили именно такие амулеты. Они были запрещены именно потому, что содержали элементы многобожия и побуждали людей связывать надежды с чем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.
в) Богословы разошлись во мнениях относительно ношения амулетов, содержащих аяты из Священного Корана. Одни ученые разрешали носить их, а другие считали это запрещенным и не позволяли вешать на шею коранические аяты для исцеления от недуга. Это мнение является самым правильным по четырем причинам.
Во-первых, запрет на ношение амулетов носит общий характер, и священных текстов, которые бы конкретизировали его, нет.
Во-вторых, это предотвращает еще больший грех, потому что ношение коранических аятов может привести к тому, что люди станут надевать на шею и другие амулеты.
В-третьих, если человек надевает на шею коранические аяты, то он обязательно будет проявлять к ним неуважение при отправлении естественной нужды, подмывании и т.п.
В-четвертых, в мусульманской традиции указывается определенный способ излечения посредством Корана. Это – чтение Корана больному, но не более того.