Естественный и неестественный страхи
Человеку даны от рождения только два страха: боязнь упасть и страх перед угрожающим шумом. Природа дала нам с целью самосохранения некую систему тревоги. Естественных страх — это нечто хорошее. Вы слышите, что к вам приближается автомобиль, и прыгаете в сторону, чтобы спасти свою жизнь. Боязнь того, что вас задавит машина, порождает немедленно соответствующее оборонительное действие. Из этого примера становится ясным, как функционирует эта естественная система тревоги.
Между тем человеческое существование омрачено столькими страхами и необоснованными опасениями, которые всецело являются последствиями неправильного воспитания и в которых — как ни печален этот факт — повинны родители, родственники, учителя и все другие факторы, которые влияют на психику ребенка.
Неестественный страх
Неестественный страх — это результат неуправляемой фантазии. Так, например, одна дама, которую пригласили совершить кругосветное путешествие на самолете, начала из всех газет вырезать сообщения об авиакатастрофах. Она уже мысленно видела, как падает, тонет в океане, сгорает. Эти картины ужасов были порождены неестественным страхом. Однако если бы она не положила конец этому безумию, то наверняка случилось бы то, чего она так боялась больше всего.
Один когда-то необычайно удачливый и состоятельный нью-йоркский коммерсант дал нам очередной пример подобного рода ненормальных опасений. Хотя его дела шли во всех отношениях хорошо, он впадал в мрачный пессимизм, который он прямо-таки культивировал в своей фантазии, — он рисовал в своем воображении живые картины своих неудач. Он представлял себя перед пустыми служебными помещениями и кассами и даже свое банкротство. Несмотря на все предостережения, он не мог отделаться от этих орбиту планет, руководит мной и выведет меня из этих джунглей».
Эту фразу он произнес громко вслух. «Затем, — продолжал он, — во мне произошло какое-то движение. Ко мне пришла уверенность, и я отправился в путь. Через несколько дней я чудом избежал опасностей джунглей и был доставлен на спасательном самолете в безопасное место».
Умственная установка его спасла. Доверие и непоколебимая вера в присущую ему силу субъективной мудрости помогли ему выбраться из безвыходной, на первый взгляд, ситуации. Он заключил: «Если бы я начал жаловаться на свою судьбу и поддался страху, то наверняка стал бы жертвой страха и, вероятно, умер бы от бедствий и голода».
Он сам себя уволил
Мой хороший знакомый, доверенный одного большого предприятия, рассказал мне, как в свое время он около трех лет прожил в состоянии страха, что его могут уволить. Что бы он ни делал, он всегда думал о возможных неудачах. Его опасения были совершенно беспочвенны и были лишь следствием больного воображения. Однако его необыкновенно живая фантазия так долго драматизировала ситуацию, пока он, боясь потерять место, не стал нервным и неуверенным в себе. В конце концов ему действительно предложили уйти с занимаемой должности.
Но, собственно говоря, он сам себя уволил. Его длительные негативные представления и самовнушение вызвали соответствующую реакцию подсознания. Именно на этой почве он действительно стал делать промахи и принимать неправильные решения, которые в конце концов сделали его работу в должности доверенного невозможной. Он никогда бы не потерял своего места, если бы сразу сконцентрировал свои мысли на желаемых картинах, контрастирующих с картинами, вызванными страхом.
Они организовали против него заговор
Во время короткой поездки по странам мира, где я выступал с лекциями, у меня состоялась беседа с одним высокопоставленным государственным чиновником. Он излучал невозмутимый покой и радушие. Он сказал мне, что все нападки газет и клевета его политических противников никогда не могли вывести его из равновесия. Он имел обыкновение каждое утро четверть часа уделять внутреннему созерцанию, особенно важным было для него представление того, что его сердце таит в себе целый океан покоя и мира. Из этой мысли он черпал нескончаемую силу для преодоления всех трудностей, опасений и тревог.
Не так давно ему позвонил среди ночи коллега, чтобы предупредить о заговоре, направленном против него. Мой знакомый ответил на это так: «Сейчас я буду мирно и спокойно спать. Вы можете этот вопрос обсудить со мной завтра утром в 10 часов». Он продолжал: «Я ведь знаю, что ни одна негативная мысль не осуществится, если только я не дам волю сильным чувствам и не приму эту мысль в уме как факт. Я не позволяю никому внушать мне чувство опасения, и поэтому со мной не может произойти ничего плохого».
И до чего же невозмутимым, спокойным, уверенным и мирным был этот человек! Ему бы никогда не пришло в голову позволять себя волновать, рвать на себе волосы или в отчаянии ломать руки. В самом центре его существа находился глубокий, как океан, тихий источник силы, из которого он черпал свой непоколебимый покой.