И ты увидишь, что босые, нагие и бедные пастухи овец будут соревноваться в постройке высотных зданий». (54)
«Мужчина сказал: «Ты правдив. Поведай же мне о Часе», то есть когда наступит Час? Ответ на этот вопрос не знает никто, кроме Аллаха, так как никто кроме Аллаха не знает его срок. Мы знаем, что этот час наступит, и мы не сомневаемся в этом. Тот, кто будет сомневаться в этом, тот является неверным. Мы знаем, что он обязательно наступит, но Аллах Всевышний не сообщил нам о времени его наступления и не разъяснил нам это. Он один владеет информацией об этом. Сказал Всевышний: «Воистину, знание о Часе только у Аллаха»1, также Он сказал: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления»»2. Он тот, который знает об этом. И сказал Всевышний: «Только у Него ключи сокровенного и не знает о нём никто, кроме Него»3. Сюда входит время наступления Часа.
Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, Джибрилю: «Спрашиваемый о нём знает не больше спрашивающего», то есть: «Ты и я в равной степени не знаем, когда наступит Час». Аллах, Свят Он Всевышний, не сообщил об этом ни ангелам, ни посланникам, никому, напротив, Он один владеет знанием об этом.
(53) Мужчина сказал: «Поведай мне о его признаках», то есть о признаках, которые укажут на близость его наступления. Да. Для наступления часа есть признаки, и ведь Всевышний Аллах разъяснил их нам. Среди них малые и большие признаки, а также срединные. Также среди них такие признаки, которые произойдут непосредственно перед Судным Днём. А что касается остальных признаков, то они произойдут до них. Сказали учёные, что признаки Часа делятся на три вида, а это: малые, первоначальные признаки; срединные признаки; большие признаки. Малые и срединные признаки уже произошли или всё, или же большая их часть. А что касается больших признаков, таких как приход Даджаля, снисхождение ‘Исы, мир ему, появление животного и приход Яджудж и Маджудж, то они наступят непосредственно перед Судным Днём, и они будут следовать друг за другом.
«Мужчина сказал: «Поведай мне о его признаках», так как его признаки известны пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил. Он сказал: «Рабыня родит свою госпожу» - это один из признаков Часа.
(54) Сказали толкователи, что смысл этого признака, а Аллах знает лучше, это то, что в конце времён умножится количество наложниц. То есть увеличатся половые отношения с наложницами, и они будут рожать девочек. Будут эти девочки свободными и станут госпожами для своих матерей и их хозяйками. Также было сказано, что смысл этих слов в том, что приумножится неповиновение родителям, и будут дочери как будто они госпожи для своих матерей.
«Ты увидишь что босые» - это второй признак. Босые – это те, у которых нет обуви по причине нужды и бедности.
Лукман 34.
Преграды 187.
Скот 59. 113
Сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «И мужчина ушёл, а мы оставались на этом месте некоторое время. Потом сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «О, ‘Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?». Я сказал: «Аллах и Его посланник лучше знают». Сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «Это был Джибриль. Он приходил к вам, чтобы научить вас вашей религии»». (55)
«Пастухи овец» - это люди пасущие скот и живущие в пустынях (степях), которые кочуют с одного места на другое. В конце времён они поселятся в городах, и будут строить дворцы и высокие здания. Когда кочевники станут осёдлыми, и будут соревноваться в постройке высотных зданий – это из признаков Часа. Они будут украшать их, и хвастаться ими и всё это не из их обычаев. Они станут богатыми обладателями почёта. Это всё из признаков наступления Часа.
Как вы знаете, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не говорил по своему пристрастию. И вы знаете, каково сейчас положение людей. Ведь положение людей изменилось, и стали бедняки богатыми обладателями богатств. А бедуины кочевники стали осёдлыми, и начали строить здания и соревноваться в этом. Это подтверждение того, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
(55) Сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «И мужчина ушёл, а мы оставались на этом месте некоторое время», то есть малое количество времени.
Сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «О, ‘Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?» или, «Знаете ли вы кто спрашивающий?». А в другой версии сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Верните этого мужчину!», сподвижники начали искать его, но не нашли1.
Сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «Это был Джибриль. Он приходил к вам, чтобы научить вас вашей религии». Этот человек, который пришёл и задавал вопросы, это Джибриль, мир ему. Он пришёл в облике мужчины, как уже было описано, для того, чтобы научить присутствующих делам их религии и методике вопроса и ответа. Этот хадис указывает на величайшие вещи:
Первая – это то, что религия подразделяется на три степени, а это Ислам, Иман и Ихсан. Каждая степень выше предыдущей и у каждой степени есть столпы. Столпы Ислама, столпы Имана и один столп Ихсана.
Вторая – это то, что в этом хадисе метод обучения путём вопроса и ответа. И подобный метод обучения является очень успешным. Потому что он наиболее вызывающий внимательность и основная причина в получении знаний. Так как человек задаёт вопрос и подготавливает свой мозг к получению ответа. Потом ему даётся ответ, который он сильно ждал. Такой метод является наиболее лучшим для усваивания.
Третья – в этом хадисе доказательство на то, что если кто-либо был спрошен о чём-либо и он не знает ответа, то для него обязательно сказать: «Аллах и Его посланник лучше знают». Тем самым он вверяет знание знающему о нём, а не отвечает без знания строя догадки, что не позволительно. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да
1 Ан-Насаи в «аль-Кубра» 5/380 (5852) со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Ибн Хиббан 173, ад-Даракутни 3/341 (2708) со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. 114
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
приветствует, был спрошен о Часе, он сказал: «Спрашиваемый о нём знает не больше спрашивающего». А когда он сказал сподвижникам: «Знаете ли вы, кто задавал вопросы?» - они не знали этого и сказали: «Аллах и его посланник лучше знают». Это указало на то, что нельзя строить догадки в вопросах религии и Шариата, потому что это не естественно. Однако, тот, у кого есть знания, должен отвечать, а тот, у кого его нет должен сказать: «Аллах лучше знает». Тот человек, который сказал: «не знаю», он тем самым уже дал ответ.
И ведь было задано Имаму Малику, да помилует его Аллах, сорок вопросов, но он ответил только на шесть из них. А об остальных он сказал: «Я не знаю». Сказал спрашивающий: «Я приехал из такого-то места утомив своих верховых животных1 , а ты говоришь: «Я не знаю»?». На что Имам Малик сказал: «Садись на своих верховых животных, езжай в город, из которого ты приехал и скажи людям: «Я спросил Малика, и он ответил: «Я не знаю»». Не является недостатком человека, когда он не знает ответа в Шариатских делах, чтобы он сказал: «Я не знаю», даже, если он является учёным. И даже Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Спрашиваемый о нём знает не больше спрашивающего». Иногда задавались вопросы пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, но на тот момент не было ниспослано ему откровение от Всевышнего Аллаха, и он ждал до тех пор, пока к нему не придёт откровение от Всевышнего Аллаха. А разве вы не читаете в Куране: «Они спрашивают тебя о том-то и о том-то. Скажи…». «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех»2, «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа»3. Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не зная ответа, не отвечал и ждал откровения от Аллаха, то другие тем более не должны отвечать. Они должны подождать пока не спросят других, или пока не найдут ответ на этот вопрос в книгах обладателей знания. А если же человек поторопится с ответом, то в этом великая опасность и проявление плохого поведения по отношению к Всевышнему Аллаху, так как отвечающий отвечает о Шариате Аллаха. Он говорит: «Аллах дозволил то-то или запретил то-то, или узаконил то-то». В этом деле есть сильная опасность.
Четвёртая – в этом хадисе доказательство на воспитанность обучающегося. Джибриль, который является господином ангелов, сел напротив Посланника, мир ему и благословения Аллаха, прислонил свои колени к коленям Посланника, положил свои руки ему на бёдра и задавал вопросы, проявляя благовоспитанность. Это было сделано для того, чтобы научить людей, как они должны себя вести с учёными.
Пятая – в хадисе разъясняются некоторые признаки Часа. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянул два признака, а это то, что босые и нагие пастухи будут соревноваться в постройке высотных зданий. А также то, что рабыня породит свою госпожу. Некоторые учёные сказали, что смысл этого признака в том, что участится неповиновение родителям в конце времён, и дочери станут как будто они госпожи для своих матерей. Они будут приказывать им, и запрещать, и будут грубыми с ними. Это некоторые вещи, на которые указал хадис.