III. 9-23. Шесть вопросов
1. В.1 ||9|| пуМсАм экАнтатаХ ШрейаХ–В чем высшее благо и высшая цель жизни для всех людей? (отв.:1.2.6) [«Тогда я расскажу все эти вещи.» Но они отвечают этим стихом говоря о каких заключениях они хотят услышать среди всех заключений шастр. О долго живущий мудрец! Это значит что он изучал и осмыслял писания долгое время. Скажи нам однозначно (экАнтатаХ), или с самого начала (аблатив «от одного конца»), относительно высшей цели целовечества, как ты выяснил из всех писаний (татра татра), простыми и ясными словами (аЬджасА). Iрейа значит то выше чего ничего нет, нет ничего равного, и что само по себе не является частью чего-то еще. Позже в ШБ будт сказано что это према, не Сварга или мукти, т.к. према подчиняет даже БхагавАна. А среди брахмана, ПарамАтмы и БхагавАна, БхагавАн главная форма.]
Обоснование вопроса 2. ||10||Писаний очень много, а жизнь людей коротка, они ленивы, глупы, лишены общения с преданными и обеспокоены болезнями и несчастьями. [«Вы должны слушать всё, что исходит из моего рта. Тогда вы сможете понять что является лучшим.» А мудрецы отвечают. О уважаемый мудрец, знающий что пригодно ко времени и месту! В Кали-югу большинство живет мало. Но если и случается кому-то жить долго, они всё равно очень ленятся исследовать духовные вопросы. А если кто-то и не ленится, то он всё равно неразумен. А если кто-то и разумен, он неудачлив, поскольку лишен общения с преданными, чтобы суметь узнать о высшей деятельности. Даже если кто-то и общается с преданными, он постоянно чем-то обеспокоен. Под влиянием этих беспокойств, приходящий от болезней и прочих проблемм, он попросту не находит времени чтобы слушать из уст преданного, или даже если он и слушает, он всё равно не может определить высшую цель человеческой жизни и затем начать совершать усилия для её достижения. Иначе говоря вся эта последовательность этих качеств значит что все люди обладают дурными качествами.]
В.2 ||11||йат сАраМ йена атмА супрасИдати – В чем суть всех писаний и какой путь является высшим? (отв.:1.2.7) абхидхейа [Мудрецы просят, «Пожалуйста поведай нам основное седство среди всех практик достижения высшей цели, которое легко практиковать людям Кали-юги.» Расскажи о разных практиках достойных того чтобы о них слушать (бхУрИНи ШротавйАни), те ктоторые нужно практиковать, которые включают много действий, благодаря которым наш разум (АтмА) станет полностью удовлетворен. Позже будет объяснено, что эти действия это шраванам, киртанам и прочие анги бхакти.] \брухи нах шраддадхананам йенатма сампрасидати\
В.3 ||12-13½||Для чего Верховная Личность Бога явился из лона Деваки, как сын Васудевы [в тюрьме мат.мира]? [желание слушать о лилах Кришны] (отв.:1.2.34 и 10 песнь)
[Снова мудрецы просят Суту рассказать о практике шраванам и киртанам о КРшНе и ЙаШоде. «Всех благ тебе (бхадрам те)» это благословение показывает их энтузиазм. ВишНу называют сатвАн (обладатель сат) поскольку Он обладает всеми преданными (сат) как своими экспансиями. Потому последователей ВишНу называют сАтватами. Или сАт может означать дающий «наслаждение». И это Параматма. Те, кто обладают Господом благодаря служению называются сАтватаХ, или преданными. САтватАм патиХ значит «Господь преданных». Ты знаешь для чего Господь, господин Ядавов, родился у Деваки, жены Васудевы (васудевасйа). Он явился чтобы распространить Свои удивительные качества, а не для того чтобы устранить бремя земли. Это доказывает Кунти в 1.8.35: «Некоторые говорят, что Ты явился чтобы занять людей, страдающих от своих действий, совершенных в невежестве и желающих слушать и памятовать о Тебе, чтобы достичь премы.»](Ты знаешь: мы не хотим слушать расхожие мнения, мы хотим знать истинную причину.)
2.(13-18) Слава Кришна-катхи и просьба рассказать о деяниях Кришны.
||13||О Сута! Расскажи об этом Господе нам, жаждущим услышать о Нем. Господь является ради освобождения (кшемайа) и процветания (бхавайа) всех существ. – [Что же еще Ему остается делать?] [Каков результат любопытства относительно Кришны? Мы чувствуем что достигаем успеха слушая о Нем. Предложение во второй строчке продолжается до Т16.]
||14-16|| Кто из желающих удовлетворить разум, не станет слушать славу Господа, чьи деяния прославлены авторитетами; чье имя, которого боится сам страх, немедленно освобождает беспомощных людей пораженных страхом материального существования; и чьи преданные, принявшие прибежище Его лотосных стоп и сосредоточившие умы на Господе, немедленно очищают других от всех грехов благодяря тому что кто-то думает о них, тогда как воды Ганги очищают только посредством прямого соприкосновения и служения им.
Фразы самсмритим гхорам (ужасное мат. жизнь), вивашах (беспомощность) и садйах (немедленно) указывают на человека вроде Аджамилы. Благодаря произнесению даже одного имени Господа, страх в самом своем корне (свайам бхайам, как свайам бхагаван), олицетворенный в форме Махакалы, что является причиной разрушения вселенной, становится исполнен страха. Что уж тогда говорить о смерти и Яме? Что уж говорить о страхе перед более низкими существами, такими как слуги Ямы?
Преданные принявшие прибежище двух стоп господа немедленно очищают людей от загрязнения невежеством даже если люди просто вспомнят их. Насколько же больше они очистятся если будут видеть их, касаться или служить этим преданным! Это ясно из похожего утверждения которое приводится позже.
йешам самсмаранат пумсамсадйах шуддхйанти ваи грихах |
ким пунар даршана-спарша-пада-шаучасанадибхих||
Просто помня тебя, наши дома тотчас освящаются! Что уж говорить о том чтобы видеть тебя, трогать тебя, омывать твои святые стопы и предлагать тебе сиденье в нашем доме? ШБ 1.19.33
Надо понимать что воды Ганги очищают своим непосредственным присутствием, принесенные из далека. Иначе, будет противоречие с утверждением муктис твад-даршанад эва наджане снана-джам пхалам: освобождение приходит благодаря лицезрению тебя;Я не знаю результат омовения. Также сказано свардхунйа даршанад эва садхунам ча смаранад апи муктир: человек может достичь освобождения видя Гангу и памятуя преданных. Так показано превосходство преданных. Вода Ганги, течет со стоп Господа, имея отношения с Господом, она очищает, но только если её касаются (упасприштах, дотрагиваясь). Севая означает действиями такими как поклонение, поклоны, и т.д. или, может означать благодаря уважению в целом. Частица ну (несомненно) указывает разницу с предыдущим утверждением («с другой стороны»). Из необходимости завершить грамматическое построение использовано свардхунй-апас как поэтическая вольность.
Шуддхи-камах значит «тот кто желает удовлетворить разум» потому что прежде было сказано йенатма супрасидати: которые удовлетворяют разум. Яша или слава Господа означает Его сверхъестественные деяния такие как победа над Шивой, Индрой, Брахмой и прочими, и Его игры такие как раса-лила.
В.4 ||17|| Расскажи о лилах Шри Кришны, источника всех воплощений.
Пожалуйста расскажи нам, преисполненным веры, о деяниях Господа, который Своей волей являет формы всех аватар - как он убивает демонов и дарует высшее блаженство Своим преданным, прославляемым мудрецами.Кармани – убийство демонов, ударани(великодушный) – исполнение желаний преданных. Калах дадхатах – поддерживает формы аватар. Постоянное присутствие этих аватар, во время явления Кришны, доказывает полноту Кришны как аватари.
В.5 ||18|| аватара-катхах – Поведай нам благие рассказы об аватарах Господа Хари, легко играющего со Своей энергией – центральный философский вопрос. (отв.:3 глава и весь Бхагаватам)
О разумный мудрец! Расскажи не материальные(шубха)истории аватар Верховного Господа Кришны, который проводит Свои вечные игры независимо посредством Его энергии йога-майи(атма-майайа).(аватара катхах) Шубха – не материальные. Господь совершает, посредством Его йога-майи (атма-майайа), игры в настоящем, которые на самом деле вечны по природе.
3.(19-23) Великий энтузиазм мудрецов слушать о Кришне и совершать т.о. санкиртана-ягью.
Т19 Мы не полностью удовлетворены деяниями Господа, обладающего высочайшей славой, потому что с каждым моментом эти подвиги становятся слаще для тех, кто имеет знание расы.
Мы сполна удовлетворениы всем что мы делали в виде жертвоприношений и йоги. Позволь нам продолжить слушать о деяниях Бога. Или предложение может означать «Пусть другие будут удовлетворениы, но мы нет.» Есть три вещи по которым человек понимает что ему чего-то достаточно и он этим удовлетворен: благодаря достаточному количеству (как с пищей в животе), из-за недостатка понимания вкуса и из-за недостатка наслаждением объектом.
Т20Этот стих поясняет деяния Господа. Хотя деяния Господа и человекоподобные, но такие как поднятие Говардхана превосходят их (атимартйани). Такое было невозможно для живущих в то время. Но Господь сокрыт (гудхах). Причина объясняется. Он обманчив для обычных людей. (калпа-манушах). Он обманчив с Джарасандхой, переодевший брахманом. С гопи, привлеченными песней флейты, давая им наставления о правильном поведлении как о средстве как увеличить прему. Замешательство демонов вызвоно их невежеством, а преданных – премой. Но тем не менее Господь никого не обманывает. Он маскируется только чтобы дать наставления.
Т21«Это удивительно что такие люди как вы, погруженные в ритуальные жертвоприношения, имеют такой энтузиазм слушать славу Кришны.» «Пожалуйста пойми что наш интерес в жертвоприношении сейчас стал просто внешним представлением.»
Так как Сута Госвами избран капитаном, он должен вести мудрецов за собой на надежном «корабле», способном пересечь океан века Кали. Этот корабль должен быть прибежищем высших принципов религии в век Кали. Поэтому Шаунака задает последний вопрос:
В.6 ||23|| дхармах кам шаранам гатах - Где нашли свое прибежище принципы религии, после того как Шри Кришна удалился в Свою обитель? (этим кораблем является Шримад-Бхагаватам) (отв.:1.3.43)
[]