II. 5-15. Преданное служение – высшая цель и лучшее средство
1.||5||Только вопросы о Кришне приносят благо всем и полное удовлетворение душе. […Сута имел этот опыт поэтому подтвердил это.]
2.(6-7) Высшее благо для души это бхакти, чистое, бескорыстное и непрерывное.
||6|| (Правритти-марг, исполнен страданий, а нивритти-марг, путь к настоящей жизни в пр.сл. но иногда он бывает осквернен примесями мат. желаний, что мешает отречению и только продлевает страдания. Потому бхакти должно быть лишено даже малейших примесей желаний чувственных наслаждений и освобождения. Дхарма – то что поддерживает существование, согласование своих действий с волей Господа. Осознать свои отношения с Кришной – цель каждого. Поэтому каждому необходимо пр.сл.)
||7|| (Благодаря бхакти человек естественно достигает целей всех остальных путей – гьяны и вайрагьи. В ответ на сомнение о том что бхакти предназначено для недалеких сентименталистов тут говорится что бхакти это вершина всех духовных путей. На любом пути важно знание о духовном и материальном и как следствие отречение от кармической и привязанность к духовной деятельности. Преданный обязательно обладает гйаной и вайрагйей, а тот кто просто развил эти качества не обязательно преданный.)
3.(8-10) дхарма должна приводить к бхакти, иначе это бесполезный труд. Т.о. дхарма не для артхи, а для апаварги (бхакти). А артха не для камы, а для исполнения дхармы (бхакти). Кама, не являясь самоцелью, необходима лишь для самосохранения и здоровой жизни (лабхо дживета). Таким образом целью любой деятельности должно быть только осознание Абсолютной Истины (бхакти).
||8||Предписанные обязанности не пробуждают привязанности к Кришна-катхе, и потому они бесполезны. (Характер деятельности зависит от представлений о жизни. Для карми это деятельность в узком или расширенном эгоизме. Для гйани в создании стихов, философий и «измов» с той же эгоистической целью. Такие люди не ведают о потребностях души и потому их деят. не приносит им удовлетворения. Тут же идет речь о йайатма супрасидати. Тело и ум – ненужные оболочки души, удовлетворяя их невозможно стать счастливым. Душе нужна свобода, ни карма ни гйана не дают свободы. Обрести её можно только в любви к Богу, которую можно пробудить через шраванам и киртанам. Потому, всё что не помогает развить вкус к этому – бесполезно.)
||9||(Бхакти дает гйану и вайрагйу. Карми считают целью мирской или религиозной дхармы, артху и каму, но Бхагаватам отвергает это. Т.е. цель дхармы не артха, а артха не для камы. А тогда для чего?)
||10|| (И карми и гйани сбиты с толку, стремясь к удовлетворению собственных чувств, но человек не должен жить ради этого. Чувства можно удовлетворять лишь ради самосохранения. Там где люди ищут АИ отсутствуют материальные проблемы в обществе. А что за АИ?)
4.(11-12) Аспекты А.И.: брахман, параматма и высший аспект – бхагаван. Это подтверждают ученые и постичь бхагавана можно только идя путем бхакти в соотв. со шрути иследуя по стопам бхагават.
||11||(Три аспекта АИ кач. одинаковы и представляют одну, неделимую сущность под разными углами. В 1.1.1 гов. что АИ самодостаточна, сознающа и свободна от иллюзии в АИ и познающий и познаваемое суть одно. В мат.мире есть двойственность ибо познаваемое это инертная материя. Энергии неотличны от источника, но они различаются качественно.)
||12|| (Четыре типа людей: карми – материалисты; бхакты – осознали Бхагавана; йоги – частично осознали амшу; гйани - только начали осознавать духовную сущность абсолютной личность. Т.к. Брахман и Параматма частичные аспекты, то гйана и йога – несовершенные методы. Пр.сл., опирающееся на полное знание и отречение от мат. привязанностей и подкрепленное слушанием «Веданта-шрути», - единственный совершенный метод познания АИ. Т.о. пр.сл. не для неразумных людей. Три класса преданных: пракрита-бхакта – не обл.знаинем, больше заинтересован в мат. благе, покл. Божеству в храме; мадхйама – различает четыре кат. ж.с., достоин познать АИ. Неофит должен обратиться за наст. к представит. Шукадевы. Неофит не склонен слушать авторитетов, он склонен слушать профессионалов и на показ. Это дискредитирует весь процесс. Кто не слушает писания не может прогрессировать, его показное пр.сл. не имеет смысла и лишь мешает прогрессировать. Не признающий писания не может быть ч.пр.) {пашйанти – прайоджана, реальный опыт видения Бога. Шрута – слушать писания - метод}
5.(13-15) Так как высшая цель любой дхармы – удовлетворить Личность Бога (бхакти), нужно постоянно слушать о Нем, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему. Так человек может разрубить узлы кармы и поэтому никто, если он разумен, не откажется слушать Шримад Бхагаватам.
||13|| (Цель варнашрамы – устройство в обществе условий для постижения Бога, это есть удовлетворение Бога. Но из-за сильного желания к индрийа-прити возрастает эгоизм, и варнашрама превращается в эксплуатацию.) []
||14|| (Эти четыре процесса общие для всех варн и ашрамов, в их сфере протекает вся деятельность. Их нужно обратить на Бога.) {Экена манаса – квалификация для бхакти, вера в рассказы о Кришне; шрот.-пудж. – метод; нитйада – это нужно делать постоянно. Работает только бхакти и всё остальное зависит от бхакти потому что только бхакти позволяет избавиться от самоотождествления. Через постоянное слушание и размышление сознание сосредотачивается на Кришне, появляется отождествление с Ним и меняется эго.} []
||15||(Постоянное памятование о трансцендентных лилах Господа постепенно одухотворяет сознание и разрубает узел между материей и дарует освобождение, побочный результат пр.сл. Лишь духовного знания или кармы для этого не достаточно, они должно быть покрыты бхакти. Тогда они станут карма-йогой и гйана-йогой. Но чистое бхакти не зависит от них, поскольку дарует не только освобождение, но и любовное пр.сл. Поэтому нужно постоянно заниматься шраванам, киртанам, смаранам и пуджей.) [Бхакти адхикар – вера и вкус к Кришна-катхе. (11.20.9, 11.11.23-24, 11.20.27-28) Карма-грандхи – на данную жизнь выделено определенное количество кармы, как человек берет немного денег из своих сбережений на нужды в течении дня и завязывает в узелок на одежде. Т.о. меч памятования о Господе разрубает узел прарабдха-кармы. Влечение к слушанию возникает еще до появления веры и вкуса. У того же кто обладает верой, это влечение будет еще сильнее.]