Арон, маланья его жена
= Царь Арон и его жена Маланья: Смол. г., Добр., 210.
(1 упоминание.
(Вероятно, искажение, утратившее семантическую связь с источником - ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева).
( Защищают:людей от зверя.
( Известна преп. Малания Римляныня ((439 г.), память ее 22 дек., но рассматриваемый персонаж едва ли связан с ней.
ГОНГОИ, ГОГЕЯ
= Царь Гонгои и царица Гог±я: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 497.
(1 упоминание.
(Ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева), а также царь Арон®, его жена Маланья - возможно, искажение. Имена эти воспринимались, очевидно, как тайные и достаточно сакральные - слова Гонгои и Гог±я в оригинале написаны так называемой "тарабарской грамотой", таблицу которой см.: Вин. 2, 4.
( Защищают:скот от медведей, волков и пр.
ДВИНСКОЙ ЦАРЬ, ПИНЕЖСКИЙ ЦАРЬ
=Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6.
(1 упоминание.
(Дают воды на красоту и здоровье ребенка.
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
=Грозный царь ИванВасильевич: Олон. г., Мансикка, 230.
(1 упоминание.
(Ему в матушку каменну Москву® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его "тремя кнутами железными".
МАНУИЛ
=Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238.
(1 упоминание.
( Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых.
МЕЛАНЬЯ
= Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®.
(1 упоминание.
( Защитники.
( Известна преп. Малания Римляныня ((439 г.), память ее 22 дек.
ПАРФЕИ
=Царь Пaр"ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498.
(1 упоминание.
( Защищает:от любого оружия.
( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия®).
( Ср., с одной стороны, св. Пар"ения (7 февр.), а с другой - парфян, Парфянское государство.
ХЛЕБ
= Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485.
(1 упоминание.
( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(.
( Исцеляет:людей от шала (собачье бешенство).
ШУСТИЯ
= Царь Шусти#: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510.
(1 упоминание.
( Темное имя.
( Защищает:от любого оружия.
( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи®).
ПРОЧИЕ
ОСИНИЛА
= Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219.
(1 упоминание.
(Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини®.
(Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося.
САНТАЛ
= Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210.
( 1 упоминание.
(Очевидно, трансформация Султана (Салтана).
( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП
=Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59.
(2 упоминания.
(Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам:
СИ...О... и ...Д...Р
СИ...О... ...М...Н
О...СИ... ...Н...М
О - СИ... .......П
Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически "обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой "тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра.
( Помогаютвызвать (присушить) чью-либо любовь.
Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.;
(Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ
= Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий®).
(2 упоминания (1 без сестер).
( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд® и змей®.
( Исцеляют:людей от, порчи, сглаза и пр.; людей от зубной боли.
( В первой функции мотив отстреливания "притч и призоров".
ДАНИЛА(-О) МУЖ
= Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604.
( 3 упоминания.
( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.
( Мотив всадника, останавливающего кровь.
АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА
= Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд®.
(2 упоминания.
( Исцеляет:людей от кровотечения из ран.
( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками.
МАЙ
= Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф®.
(2 упоминания.
( Исцеляют:людей от чирья.
( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая).