Экологические показатели
Уровень жизни того или иного человеческого сообщества зависит от способа, с помощью которого данное сообщество достигает равновесия в определенных экологических условиях. Это равновесие может быть достигнуто благодаря более высокой общей смертности или высокой заболеваемости, а также за счет напряженной работы, ухудшения здоровья или недостатка материальных благ. Для характеристики равновесия можно пользоваться раз-
личными критериями (в том числе такими, которые определяют уровень потребления, работоспособность, энергию или денежный доход, приходящийся на душу населения), а также разными демографическими показателями. Особого упоминания заслуживают два показателя — детская смертность и средняя продолжительность жизни.
Детская смертность. Наиболее важным показателем эффективности экологического контроля может служить детская смертность (смертность в первый год жизни на каждую 1000 новорожденных), поскольку она отражает отрицательные стороны общественного уклада—недоедание, перенаселенность, отсутствие необходимых санитарных условий. Это особенно чувствительный показатель, поскольку снижение детской смертности не связано непосредственное уменьшением смертности в старших возрастных группах. В конце XIX в. в Великобритании смертность детей на нервом году жизни была еще очень высокой (ISO на 1000 новорожденных), но смертность детей старше года неуклонно снижалась. Показатели детской смертности отражают социально-экономические условия жизни, в том числе условия питания. Во всех примитивных сообществах детская смертность неизменно высока, и, как уже упоминалось, она служит одним из факторов регуляции численности в экосистемах с ограниченной емкостью,
Средняя продолжягельность жизни. Этот показатель для человеческого общества каменного века и более ' позднего доисторического периода определяется по скелетным остаткам. При определении возраста учитывают: 1) состояние зубного аппарата; 2) степень оссификации костей запястья; 3) степень заращения эпифизарных щелей трубчатых костей; 4) степень заращения черепных швов. Изученный скелетный материал распределяют по 4—5 возрастным фуппам, разграничивая их следующим образом: дети (от 0 до 12—13 лет), подростки и юноши (от 12— 13 лет до 21 года), взрослые (от 21 года до 40 лет), люди
' ' V 371
среднего возраста (от 40 до 59 лет), пожилые (от 60 лет и старше). По имеющимся данным можно примерно установить, что почти на всем протяжении истории человечества смерть наступала в значительно более раннем возра-. сте, чем в наше время. Не более 10% населения переживало возраст 40 лет, и лишь 50% достигало двадцатилетнего возраста. Согласно Валлуа, из 40 известных науке неандертальцев лишь один был старше 50 лет; из 76 Homo sapiens, живших в эпоху верхнего палеолита и найденных в Европе и Азии, только 2 умерли в возрасте старше 50 лет; из 65 индивидуумов, относящихся к мезолиту, достигли 50 лет также только 2; из 94 неолитических скелетов, найденных в Силезии, лишь 4 принадлежали людям старше 50 лет. Эти цифры, по-видимому, характерны также для всех современных или живших в недалеком прошлом сообществ собирателей, охотников, первобытных земледельцев. В доземледельческой группе индейцев кноль (долина реки Пекос) смертность в возрасте до 21 года достигала 57% — примерно так же, как в Древней Греции. У индейцев, проживающих на Великих Равнинах, смертность в детском и юношеском возрасте очень высока (мохаве — 93%, дакота — 65%, семинол — 44%). Сходные цифры можно привести и для африканских народов.
Известны и отдельные исключения: 20% черепов гу-анчей принадлежали людям, умершим в возрасте старше 50 лет; в Меланезии (Новая Ирландия) свыше 75 % людей доживали до брачного возраста.
Энжел (Angel, 1940), изучавший черепа древних гре
ков, установил, что в древности продолжительность жиз
ни неуклонно, хотя и очень медленно, увеличивалась. Это
можно объяснить улучшением питания и условий жизни
и развитием медицины, что, по данным археологов, име
ло место в Греции. ,
Пирсон определял по мумиям среднюю продолжительность жизни в Египте в период Римской империи, т. е. примерно 2000 лет назад. Он построил кривую, ха-
растеризующую продолжительность предстоящей жизни в зависимости от возраста; для новорожденного эта величина составила 22 года.
Продолжительность жизни в античные времена в | среднем составляла 20—30 лет; для англичан, живших в ХШ в.,—35 лет.
В последующие 5 столетий средняя продолжительность жизни изменилась очень незначительно. Таблица, которую составил астроном Галлей на основании записей, сделанных в Бреславле в 1687—1691 гг., показывает, что средняя продолжительность жизни была 33,5 года. Величину 35,5 получил Уштлесуорз, изучая статистику смертности в Массачусетсе и Нью-Гемпшире до 1789 г. Постепенное повышение уровня жизни в последние два столетия привело к увеличению средней продолжительности жизни. Из таблиц, составленных статистиком У. Фарром для Англии и Уэльса и относящихся к 1838—1854 гг., следует, что средняя продолжительность жизни в то время была равна 40,9 года. В последующие годы с развитием медицины и гигиены средняя продолжительность жизни увеличилась до 49,2 года (1900—1902 гг.). В США в 1945 г. средняя продолжительность жизни достигла 65,8, т. е. увеличилась за 5 десятилетий примерно на 16 лет. В настоящее время средняя продолжительность жизни в странах Европы и США достигла стабильного уровня — около 70 лет.
ЛИТЕРАТУРА
Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего в современного населения Грузни.—Тбилиси,1964.
Алексеев В.П. Остеометрия. — М., 1966.
Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы (краниологическое исследование). — М.„ 1969.
Алексеев В.П. География человеческих рас. — М., 1974.
Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. Краниологическое исследование. -~ М., 1974.
Алексеев В.П. Становление человечества. — М., 1984.
Алексеев В.П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований. — М., 1964.
Алексеева ЛЗ. Папицикличность размножения приматов и антропогенез.—М., 1977.
Алексеева Т.Н. Этногенез восточных славян по данным антропологии. — М., 1973~
Алексеева Т.Н. Географическая среда и биология человека. — М., 1977.
Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. — М., 1986.
БаландинР.К. Каменная летопись Земли. —М., 1983.
Баяановская Е.В., Рынков Ю.Г. Геногеография. — М.,
1990. . ■ ■ .
Банкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. — М.,1962.
БромлейЮ.В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981.
БромлейЮ.В., Марков Г.Е. Этнография. — М., 1982.
Брук СИ. Население мира. — М., 1981.
БунакВ.В. Антропометрия: Практический курс. — М., 1941.
БунакВ.В., НестурхМ.Ф., РогинскийЯ.Я. Антропология. — М., 1941.
Бушан Г. Наука о человеке. — М., 1911.
БыстроеА.П. Прошлое, настоящее и будущее человека. — М.,1957.
Валькер Ф.И. Морфологические особенности развивающегося организма. — М., 1959.
ВеберМ. Приматы. — М.,1936.
Вейденрейх Ф. Раса и строение тела. — М-, 1929,
Влааповский ВТ. Акселерация роста и развития детей. — М.,1976.
ВойтонисНЮ. Предыстория интеллекта. — М.; Л., 1949.
Гексли Т. О положении человека в ряду органических существ. —СПб., 1864.
ГремяцкийМ.А. Анатомия человека (для биологов).—М.,
1950.
ГриммГ. Основы конституциональной биологии и антропометрии.— М., 1967.
ГумилевЛ.Н. Древние тюрки. — М., 1993.
ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1994.
Дебец Г.Ф.О положении палеолитического ребенка из пещеры Тешик-Таш в системе ископаемых форм человека. — М., 1947.
Дешкер И. Человеческие расы, -г СПб.,-1902.
Донован Б. Т., Ван дер Верф Ten БошДж. Физиология полового развития. —*M.j1974.
Ефименко П:П. Первобытное общество. — Киев, 1953.
Жданов Д.А. Лекции га) функциональной анатомии человека. — М., 1979.
Жеденов В.Н. Сравнительная анатомия приматов. — М.,
1962.
Зубов АЛ. Одонтология. Методика антропологических исследований.—М., 1968.
Зубов А.А. Этническая одонтология. — М., 1973.
Цветова И.К. Геологический возраст ископаемого человека.—М., 1965.
!ннотовека. ^— л., |
внего |
Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. — М., 1966.
Ивановская Т.Е., ЦинзерлингА.В. Патологическая анатомия. — М., 1976.
Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. —М., 1969.
КлиоринА.И., ЧтецовВ.П. Биологические проблемы учения о конституции человека.—М., 1979.
Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. — М., 1969.
Кочеткова В.И. Палеоневрология. — М., 1973.
Краев А.В. Анатомия человека. — М., 1978.
Ладыгшш-КотсН.НгДтя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях.—М., 1935.
Ладыгина-КотсН.Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе). — М., 1959.
ЛазуковГ.И. Основные этапы развития фауны, флоры и человека в четвертичном периоде. Материалы по палеогеографии четвертичного периода. — М., 1954.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.
Лесгафт П. Ф. Основы теоретической анатомии. — СПб., 1905.
ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
Майр Э. Зоологический вид и эволюция. — М., 1968.
Марков К.К. Плейстоцен. — М., 1968.
МоншА.С. Популярная история Земли. — М., 1980.
Народы мира. - М.; Л., 1954-1966. Т. 1—13.
Народы России.—М., 1994.
НестурхМ. Ф. Человеческие расы. — М., 1954.
Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез. — М., 1960.
НестурхМ.Ф. Происхождение человека. — М., 1970.
Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. — М., 1978.
Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. —М.,
1983. . . '
ОсборнГ.Ф. Человек дра
Первобытное общество. — М., 1975.
ПершщА.К., МонгайтАМ., Алексеев В.П. История первобытного общества.— М., 1974.
Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека. — М., 1966.
Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов. — Л., 1946.
Рогинский Я.Я. Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас. — М., 1949.
РогинскийЯ.Я. Проблемы антропогенеза. — М., 1977.
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. — М., 1978.
Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. — М.,1986.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.
Семенов Ю.И. Как возникло человечество. — М., 1966.
Сперанский B.C., Зайченко А.И. Форма и конструкция че
репа. — М., 1980. ,
ТихНА. Предыстория общества. —Л., 1970.
Туманян,Г.С, Мартпиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.,1976.
УрысонМ.И., Алексеева Т.И., СмирноваН.С. Человек в прошлом, настоящем и будущем. — М., 198.1.
Формозов А.А. Этнокультурные области на территории европейской части СССР в каменном веке. — М., 1959.
Фридман Э.П. Занимательная приматология. — М., 1985.
ХаррисонДж., УайнерДж., ТэннерДж., БарникотН., Рейналдс В. Биология человека. — М., 1979.
ХрипковаА.Г., АнтроповаМ.В., ФарберД.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., 1990.
Хрисанфова Е.Н. Теоретические вопросы изменчивости позвоночника и грудной клетки человека. — М., 1$62
ш
I
о
I
оо
Й а а я 8 8 й
2.8. Зубы........................................................ ............ 47
Глава 3. Возрастная антропология................ ;..................... 50
3.1. Рост и развитие организма.................................. 50
3.1.1. Общая периодизация онтогенеза.................. 52
3.2. Биологический возраст........................................ 58
3.2.1. Вторичные половые признаки........................ 59
3.2.2. Скелетный возраст........................................ 61
3.2.3. Зубная зрелость.............................................. 64
3.2.4. Физиологические и биохимические критерии......... 64
3.2.5. Психическое.развитие.................................... 66
3.2.6. Старение организма........................................... 68
3.2.7. Видовая продолжительность жизни................... 72
3.3. Акселерация............................................................ 76
Глава 4. Конституциональная антропология.... 85
4.1. Пропорции тела................................................... 85
4.1.1.Возрастная изменчивость пропорций тела........... 89
4.1.2.Половые различия в пропорциях тела.,......... 90
4.2. Состав тела........................................................... 91
4.2.1. Удельный вес тела........ .,............................... 93
4.2.2. Физиолого-биохимические корреляции
компонентов веса тела..................................... 94
4.3. Морфологические аспекты конституции............ 95
4.3.1.Мужские конституции....................................... 98
4.3.2.Женские конституции...................... „.............. 100
4.3.3.Детские конституции................................... 103
4.4. Психофизиологические аспекты конституции............ 105
4.4.1. Конституции и физиологические особенности..... 105
4.4.2. Конституции и психологические особенности..... 106
АНТРОПОГЕНЕЗ
Глава 5. Современные приматы...................................... ПО
5.1. Подотряд полуобезьяны (Prosimii).................... 112
5.1.1. Семейство тупайеобразные (Tupaiidae).............. ИЗ
5.1.2. Семейство лемуры (Lemuridae).................... 114
5.1.3. Семейство индризиды (Indrisidqe)............... 115
5.1.4. Семейство руконожковые (Daubentoniidae)......... 115
5.1.5. Семейство лоризиды (Lorisidae)................... 116
5.1.6. Семейство долгопяты (Tarsiidae)................. 117
5.2. Подотряд человекоподобные высшие приматы
(Anthropoidea)......................................................... 118
5.2.1. Семейство игрункообразных (Callitrichidae)......... 120
5.2.2. Семейство цебиды (Cebidae)........................ 121
5.2.3. Семейство мартышкообразные
(Cercopithecidae)................................................. 122
5.2.4. Семейство гиббоновые (Hylobatidae)........... 131
5.2.5. Семейство понгиды (Pongidae)..................... 135
5.2.6. Семейство люди (Hominidae).............................. 149
Глава 6. Ископаемые приматы....................................... 151
6.1. Низшие приматы............... ^................................ 155
6.1.1.Ископаемые тупайи....................................... 156
6.1.2.Ископаемые лемуры.............................. 1...... 157
6.1.3.Ископаемые долгопяты................................. 160
6.2. Высшие приматы................................................. 163
6.2.1. Ископаемые широконосые обезьяны......... ..: 163
6.2.2. Низшие узконосые обезьяны.......................... 164
6.2.3. Ископаемые человекообразные обезьяны..... 166
6.2.4. Ископаемые гоминиды................................... 182
Глава 1. Место человека в природе.................................. 197
7.1. Черты 'строения человека, общие
с позвоночными................................................... 198
7.2. Черты строения человека, общие
с млекопитающими............................................. 201
7.3. Черты строения человека, общие
с приматами......................................................... 203
7.4. Черты строения человека, отличные от приматов.... 208
7.4.1.Опорно-двигательный аппарат........................... 208
7.4.2.Головной мозг................................................. 214
7.4.3.Гортань............................................................ 216
7.4.4.Кишечный тракт............................................ 218
7.4.5.Череп и зубы................................................... 218
7.4.6.Редукция волосяного покрова........................ 222
Глава 8. ПРОНОСОЖДЕНИЕЧЕЛОВЕЧа:КОГО ОБЩЕСТВА...... 225
8.1. Первобытное человеческое стадо,..... ....;......... 226
8.1.1. Роль охоты в первобытном стаде—........... 228
8.1.2. Становление первобытного коллективизма........ .230
8.1.3. Половые отношения........................................... 232
8.1.4. Возникновение мышления и речи................... 234
8.1.5. Зачатки идеологических представлений........ ___ 257
8.2. Возникновение общинно-родового строя.................. 239
8.2.1. Брак и семья................................................... 240
8.2.2. Общественные отношения................................. 245
8.2.3. Организация власти...................................... 250
8.2.4. Духовная культура.. :.................................... 253