Переформатирование жизни и обретение позитивного мышления
Иногда людям кажется, что их жизнь уже наполнена смыслом. Порой так оно и есть, ведь не существует «универсального смысла», все зависит от восприятия людьми самих себя. Более того, кто-то посчитает ненормальной ситуацию, когда человек начинает задавать себе вопросы о смысле собственной жизни. Эти вопросы, как правило, появляются при ощущении духовного дискомфорта, бесперспективности существования, в результате событий, которые несут угрозу им и близким. До такого момента люди живут, любя, работая, воспитывая детей, фокусируя внимание на целях, которые представляются им значительными. Но вот в их жизнь внезапно врывается нечто, заставляющее менять судьбу.
Таким событием может оказаться и собственная болезнь, и смерть близкого человека, и душевное потрясение, и даже внезапно возникшая навязчивая мысль вследствие социального отторжения или несчастливой любви. История цивилизации способна предоставить тысячи самых разных доказательств изменения отношения к жизни и к собственной деятельности, возникшего в результате потрясений, которые мы условно обозначим личной трагедией. Многие из них настолько показательны, что хочется предоставить их в качестве иллюстраций переформатирования жизни.
Разве не поучительна и не изобилует чудесами история Уильяма Портера, который с юности чувствовал потребность писать, но вместо этого в поисках хлеба насущного вынужден был служить кассиром в банке. Можно сказать, что судьба сыграла с ним злую шутку. Но это не совсем так – просто человек взялся не за свое дело и слишком долго исполнял чуждую собственной природе обязанность. В итоге Портера обвинили в растрате значительной суммы, и он угодил в тюрьму на три года. И там появился утонченный, блистательный новеллист, которого мир узнал под именем О. Генри. Не случайно он воскликнул, выйдя на волю: «Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать». Всем известна и история Федора Достоевского, который за несколько минут тягостного ожидания казни пережил такую потрясающую внутреннюю борьбу, что она оставила могучий отпечаток на всех его последующих произведениях. Эти истории, впрочем, наряду с психическим перерождением известных людей, подчеркивают немаловажный нюанс: человек сам волен выбирать между жизнью и смертью, между качественной осмысленной жизнью и безрадостным существованием. К слову, Портер, например, не избавился от своих пороков, упомянутый опыт не защитил О. Генри от алкоголизма и ранней смерти от цирроза печени. Но в этом кроется еще одна суть проявления великого закона причины и следствия: если человек неуклонно следует приобретенной в результате катарсиса формуле, он развивает успех жизненного проекта, если нет, то его же выбор подводит к необратимым последствиям.
В этом контексте еще более поучителен пример изменения жизни Шри Ауробиндо, который прошел непростой путь от революционера до мыслителя. Получив образование в Европе, сын бенгальского врача по возвращении в Индию включился в активное национально-освободительное движение. За призывы к восстанию он был арестован и приговорен к смертной казни. Отсрочка исполнения приговора кардинально изменила всю его дальнейшую жизнь, вернее, он сам сознательно изменил ее. «Пережив в тюрьме глубокий внутренний кризис», Шри Ауробиндо отказался от политической борьбы, карьеры и вообще от мирской суеты. Вместо этого он обратился к йоге и философии, со временем разработав принципы «интегральной йоги», пришел ко многим потрясающим выводам, и, среди прочего, к идее, что посредством йоги можно эффективно воздействовать на человеческую природу. Опять мы видим изменение жизни после внедрения внешних неконтролируемых негативных сил. Человек делает иной выбор – и рождается новая личность.
Естественно, речь идет обо всех уровнях преодоления кризиса. В первую очередь трансформации подвергается сознание, психика и тело реагируют на внутреннюю деятельность. Для роста, развития сознания и создания новой, выдающейся личности толчком зачастую являются и болезни. К примеру, достойна внимания такая история нашего современника. В 25 лет Владимир Вукста (многие знают его под именем Голтис) перенес серьезную травму позвоночника. По его мнению, от инвалидности его спас сильный мышечный корсет и физические упражнения. Небезынтересны рецепты этого мастера. Они достаточно просты только на первый взгляд – анализ его опыта подтверждает цепкую, неразрывную связь духовного, психического и физического. «Открытое сердце, физические упражнения, правильное питание, голодание и психологическая подготовка. Любое нарушение питания подрывает иммунитет и загрязняет организм». При желании можно найти немало сходства с постулатами восьмиричной йоги Патанджали, да и с христианскими принципами. Это наводит на мысль, не является ли преодоление (как и предупреждение, профилактика кризисов) на самом деле возвращением к жизни в гармонии с природой? С природой внешней, в широком смысле этого понятия, и с собственной внутренней природой.
Истории известны тысячи случаев, когда кардинальное изменение траектории жизни и вектора устремлений происходит под воздействием угрозы смерти, потери здоровья или надвигающейся духовной катастрофы.
Переформатирование порой может потребоваться для преодоления такого личного кризиса, который незаметен постороннему глазу, но определенному человеку, независимо от уровня развития личности, несет перспективу душевного тупика, болезни и психологического дискомфорта. Скажем, история Альберта Гора, гарвардского выпускника, вице-президента в администрации Клинтона, который на президентских выборах в США уступил с минимальным отставанием Джорджу Бушу-младшему, вряд ли кому-то покажется драматической. Однако его результат переформатирования жизненной стратегии не может не вызвать восхищения, если рассматривать за частным случаем общий механизм преобразования. Дело в том, что Альберт Гор «выжал» из создавшейся ситуации максимум: не теряя чувства жизненного равновесия, удерживая высокий уровень гармонии в собственной жизни, он решительно взялся за экологические проблемы. Достигнутые результаты принесли ему Нобелевскую премию мира и всеобщее признание.
Точно так же Альберт Швейцер никогда не стал бы великим мыслителем ХХ века, если бы не испытал душевной тревоги и растущего беспокойства из-за несоответствия избранной роли истинным порывам души. Ричард Бах преодолел сложный путь от военного летчика к философу. Сара Лай была обычной журналисткой, одной из многих тысяч, пока не начала изучать в Индии аюрведу и не пришла к новой идее популяризации древней системы в мире. Энди Капонигро, до начала 1970-х годов известный гитарист и преподаватель престижного музыкального колледжа, вдруг стал целителем, «мастером дыхания». Переход начался с осознания, что самое вдохновенное концертное исполнение музыки является выражением более высоких состояний сознания, похожих на те, которые исповедуют восточные духовные учителя. В поисках достижения этих высших состояний он приступил к изучению разных практик йоги, сосредоточившись на медитации и дыхании. Через 8 лет он настолько погрузился в целительные практики, что оставил карьеру профессионального музыканта, издал книгу-руководство по дыхательным практикам, получил международную известность.
Случаются и банальные, на первый взгляд, эпизоды, которые приводят к проявлению совершенно неожиданных качеств личности. Стоит лишь вспомнить латыша Эдварда Лидскалниша, «некрасивого худого человека, маленького роста, с четырьмя классами образования и весьма скудными сбережениями». В один прекрасный день должна была состояться его помолвка с некой молоденькой деревенской девушкой, но за два дня до венчания юная капризная красотка вдруг отказала, указав на бедность и лета неказистого жениха. Уязвленный до глубины души, Лидскалниш отправился в Америку. Более десяти лет он скитался по американскому континенту, пока… не заболел туберкулезом. В какой-то степени это даже представляется логичным – ведь он бежал от самого себя не в силах найти способ примирения с обрушившимся ударом судьбы. И вот случай представился: судьба заставила его сделать выбор – жить или умереть. Болезнь настолько потрясла и встряхнула его одновременно, что он поставил перед собой единственно важную задачу (естественно, это его персональное видение) – оставить след на Земле. Эдвард обрел немыслимую, титаническую силу, развил недюжинный интеллект, смирился с одиночеством, а его жизнь обрела смысл. В течение последующих 20 или 25 лет этот человек в одиночку, возводит, можно сказать, новое чудо света – Коралловый замок. Rock Gate Park («Каменные врата»), построенный из гигантских глыб кораллового известняка, который превратился после смерти автора в грандиозный памятник своему создателю. Сейчас это одно из наиболее посещаемых мест во Флориде. Самому же Лидскалнишу эта деятельность позволила забыть несчастья, стать уравновешенным, счастливым человеком, прожившим осмысленно, с покоем в душе остаток жизни. Странный Эд не имел ни друзей, ни семьи, никаких иных устремлений помимо своего строительства. Но главное не то, как его воспринимали люди, а то, как он принимал самого себя. Такая жизнь соответствовала его природе и, может быть, была даже лучше, чем возможная семейная жизнь, которой он лишился. Он поставил перед собой цель, и неудавшийся жизненный проект, чуть не оборвавшийся от болезни, превратился в успешный благодаря неутомимой деятельности. Это позволило ему с гордостью воскликнуть: «Я раскрыл тайны пирамид и узнал, как египтяне и древние строители в Перу, Юкатане и Азии при помощи примитивных инструментов поднимали и устанавливали каменные блоки весом во многие тонны!» Он добился того, к чему так неуклонно стремился: выздоровел и оставил потомкам урок преодоления кризиса.
Очень похож и поучителен также опыт Лени Рифеншталь – женщины, которую судьба подняла до заоблачных вершин успеха, а затем со всей силы бросила наземь, предоставив возможность выпутаться или погибнуть в горниле испытаний. Ее образ настолько цельный и мужественный, что, говоря о выстраивании жизненных сценариев во время различных катаклизмов, не упомянуть его попросту невозможно. Поскольку он может вдохновить многих, запутавшихся в собственной судьбе, на создание новой формы реальности. Лени Рифеншталь к 33 годам творчески самореализовалась как личность и достигла признания, а уже в 47 лет ей пришлось начинать жизнь заново, искать новые источники вдохновения, цель и смысл, без которых очень трудно удержаться на этом свете. Преданная забвению, она не только отыскала необходимые пути для построения гармонии и счастья, но удивила современников и потомков своими идеями и своей неподражаемой судьбой. Как ей это удалось? Исключительно благодаря вере в себя и в способность изменить формат жизни. Это похоже на езду в городе в час пик: один будет безропотно ждать, пока рассосется пробка, а другой со всей решимостью попытается преодолеть путь по другим улицам. Когда Лени стало ясно, что из-за сотрудничества с Гитлером ей как режиссеру не позволят снимать фильмы, она, исполненная отваги, придумала себе новую идею. Не считаясь с возрастом, одиночеством, она отправилась в Африку, начала снимать то, что еще никто до нее не снимал. Первое из нескончаемой череды путешествий Лени совершила в 53 года, и ее фото, снабжаемые подробными комментариями, опять вернулись в рейтинговые иллюстрированные издания. Примечательно, что она постоянно генерировала новые идеи. В 71 год женщина впервые погрузилась с аквалангом и кинокамерой под воду и регулярно занималась плаванием вплоть до 98 лет. Удалившись от людской суеты, она наслаждалась и созерцала природу, много времени уделяла творчеству. И конечно, она с радостью впустила теперь уже в свою вторую жизнь любовь и привязанность. Изменение формата принесло Лени новый смысл жизни, радость от творческой деятельности, когда она попросту сливалась с той картиной мира, частичкой которой себя чувствовала.
Порой для подобных трансформаций необходима глубокая внутренняя вера и ободрение извне. А чтобы понять себя и свои устремления, люди проводят исследования, до деталей копаются в биографиях. Но результат преобразований сознания того стоит. Всемирно известный психоаналитик Ролло Мэй прямо указывает на тот факт, что многие выдающиеся личности «имели самое плачевное и травматичное детство» (например, Абрахам Маслоу или Гарри Салливан). Вот что Мэй написал о превращении забитого, социально отвергнутого человека, ставшего благодаря новой деятельности прославленным ученым, которого мир знает как Абрахама Маслоу: «Он не был психотерапевтом, но он был одним из величайших психологов. Он вышел из семьи эмигрантов, был отчужден от своей матери и боялся отца. В Нью-Йорке часто жили в кварталах, где поселялись люди одной нации, и Аба (он был евреем) часто избивали итальянские и ирландские мальчишки, жившие поблизости. Он был дистрофичен. Этот человек, у которого было столько адского опыта, стал тем, кто внес понятие «пикового переживания» в психологию». Этот пример убеждает, насколько важны для обретения жизненного равновесия осознанные решения и начало новой деятельности.
Еще Мэй упоминает британского врача по имени Джордж Пикеринг, который считал свою собственную болезнь (артрит бедер) «союзником». В итоге этот необычный медик написал книгу «Творческая болезнь», в которой, среди прочего, пояснил: болезнь открыла ему «свободу от вторжения других, свободу от обычных бытовых обязанностей». И он использовал ее для организации идеальных условий для собственной творческой деятельности.
В этих откровениях содержится чудесное зерно, необходимое для внутреннего роста тех людей, которые столкнулись с катастрофой, личной трагедией или продолжительными депрессиями. Проблемы всегда имеют оборотную сторону, поскольку способны открывать новые возможности, порой более обширные и многогранные, чем были в прежней жизни. Другими словами, если осознанно менять свой внутренний мир, окружение, намерения, жизнь не только потечет в другом русле, но и откроет великие просторы для счастливой и плодотворной самореализации. Восточная мысль иногда интерпретирует появление бед в нашей жизни как карму или некую предопределенность для того или иного индивидуума. Но вот что любопытно: мудрецы утверждают о возможности преодоления тяжелой мрачной кармы. Так, учитель буддизма лама Оле Нидал сделал следующее замечание: «Единственная возможность освободиться от кармы – это сознательно вести себя по-другому». Разве это не чудесное совпадение с идеей изменения формата жизни для человека, который попал под действие неблагоприятных обстоятельств?!