Глава 9. Смирение и сокрушение
У метода Божьего, цель которого в сокрушении внешнего человека, мишень может быть, соответственно, самой различной. У одного этой мишенью может быть самолюбие, у другого - гордость, но вот они раз за разом оказываются в сомнительном положении, постоянно терпят падения, пока наконец не скажут: "Мы живем не плотской мудростью, но милостью Божией". Кто смотрит на все только сквозь собственные очки, вынужден будет жить в таких обстоятельствах, которые помогут ему уяснить себе его особую нужду. Опять-таки у других идеи и мнения словно бьют ключом. Хотя Библия говорит, что только для Господа нет ничего невозможного, тем не менее существуют братья, которые утверждают, что для них нет ничего слишком тяжелого. Они хвастают, что могут выполнить все, но вот странным образом оказываются несостоятельными в каждом новом смелом мероприятии.
Даже дела, которые представляются совсем простыми, не ладятся в их руках. В смятении они спрашивают: "Почему же?" Но вот таким именно образом Дух Святой касается их, чтобы достичь в них Своей цели. Эти примеры показывают, как различны те мишени, которые избирает Дух Святой соответственно в каждом человеке, которым Он занимается.
В действиях Духа Святого наблюдаются также и временные различия. В определенные времена удары постигают человека беспрерывно друг за другом, но могут появляться также и периоды спокойствия. Бог наказывает всех, которых любит. Вот поэтому у детей Божиих имеются раны, которые наносит им Дух Святой. Страдания могут быть самыми разнообразными, следствия же одни и те же: ранено личное "я" человека.
Вот так Бог касается нашего самолюбия, нашей гордости, нашей интеллигентности или нашего малодушия - всего того, что является внешней целью, которую Он преследует. Он хочет, имея ввиду избранную цель, все более ослаблять нас с каждым последующим ударом, пока, наконец, мы не сокрушимся вполне и не окажемся вполне пригодными Ему. Касается ли Он наших чувств или помышлений, конечная цель - сокрушение нашей воли. Все мы по природе упрямы. Эта жестоковыйная воля опирается на наши помышления и мнения, на наше самолюбие, на наши чувства или на нашу интеллигентность. Вот так можно объяснить различие тех путей, которыми пользуется Дух Святой, чтобы достичь в нас Своего. Бог, в конечном итоге, противостоит нашей воле, потому что она воплощает наше собственное "я".
У всех, получивших свет, прошедших через наказания, один общий признак: они стали смиренными. Смирение - это признак сокрушения. Раньше мы позволяли себе быть упрямыми: мы подобны были дому, который покоился на множестве столбов.
Когда же Бог начинает убирать один столб за другим, дом начинает рушиться. Если устранить все внешние опоры, неизбежно рушится собственное "я" человека. Чтобы распознавать истинное смирение, следует учиться этому. Не станем обманывать себя предположением, что приятный голос свидетельствует о мягкой воле. Очень часто подлинно железная воля скрывается под самым нежным голосом. Упрямство является особенностью характера, а не голоса. Люди, которые представляются более мягкими, нежели другие, пред Богом столь же своенравны и эгоистичны. Вот поэтому и для них предназначаются строгие действия Божий, пока уже они не решатся отказаться от упрямства. Бог определяет внешние процессы, чтобы поразить нас в наше истинное ядро, что в данном отношении мы уже не сможем проявить непослушание Господу и не решимся настаивать на собственном мнении. Страх Божий смиряет нас.
Чем более мы сокрушаемся на путях Божиих, тем смиреннее мы становимся. Видеть истинную кротость равносильно тому, чтобы видеть внутреннее сокрушение.
Вот пример этому. Вы общаетесь с каким-то определенным братом и чувствуете, что он действительно способен и одарен, но тем не менее вы обнаруживаете: он не сокрушен. Существует очень много одаренных но еще не сокрушенных братьев.
Обнаружить несокрушенность их не трудно. Как только вы встречаетесь с ними, вы сразу же замечаете определенный оттенок - чувствуется их упрямство. Сокрушенный же, напротив, обладает духовной кротостью. В каком бы отношении ни был наказан человек - это может быть любая область - но уж в этом отношении этот человек не станет более хвастаться. Он научился бояться Бога в этом отношении, а потому и смирился.
Обратите, пожалуйста, внимание на тот факт, что Писание пользуется различными выражениями для описания Духа Святого. Он подобен огню, но подобен и воде. Огонь указывает на Его силу, вода - на Его очищающие действия. В отношении Своей сущности Он сравнивается с голубем: голубь кроток и нежен. Вот так Дух Божий стремится часть за частью воплотить в нас Свою природу, чтобы нас можно было сравнить с голубем. Смирение, рождающееся из страха Божьего, является признаком Духа Святого для определения сокрушения.
Свойства смирения.
Кто сокрушен Духом, тот естественным образом обладает смирением. Его контакты с людьми не отличаются более упрямством, суровостью и остротой, потому что все это признаки несокрушенного человека. Дух Святой достиг в этом человеке того, что поведение его является столь же мягким и нежным, как и его голос. Страх Божий в его сердце естественно находит свое выражение в его словах и в его поведении.
(1) Доступность: Смиренный человек отличается различными свойствами. Он доступен: с ним легко вступать в контакт, с ним легко говорить и легко получить у него требуемую справку, информацию. Он с готовностью исповедует свои грехи и легко плачет. А ведь многим очень трудно пролить слезу. Не потому, что слезы по существу обладают особой ценностью, однако тот, кто прошел в сфере своих помышлений, своей воли и своих чувств через школу Божию, тот слезами своими свидетельствует о своей готовности взглянуть на свои грехи и сознаться в них. С ним легко говорить, потому что сокрушена его внешняя оболочка. Будучи открытым для взора других, приветствуя всякое наставление, он способен возрастать в этом новом состоянии во всех отношениях.
(2) Высокая чувствительность: Кто смирен, тот бодрствует и в своем окружении: дух его способен легко проявить себя и легко вступать в соприкосновение с духом своих братьев. Малейшие движения в духе его братьев не остаются незамеченными им. Едва ли не в одно мгновение он обнаруживает истинное значение сложившегося положения, определяя, что в нем правильно и что неверно. Как бы ни сложились обстоятельства, дух его реагирует скоро, он не станет также необдуманно ранить чувства других.
Слишком часто мы настаиваем на том, чтобы предпринять что-то такое, что другие уже давно осудили в своем духе. Это значит, что наш внешний человек еще не сокрушен. Другие это понимают, а мы сами еще нет. Подумайте хотя бы о том, как это проявляется в наших молитвенных собраниях, когда братья и сестры не воспринимают наших молитв. А мы, тем не менее, играем дальше и дальше. Дух их проявляется и вопиет: "Перестань молиться!" А мы не сознаем этого. Мы никак не умеем воспринимать чувств других. Но там, где внешний человек сокрушен, там все иначе: там Дух Святой производит весьма тонкие чувствования, так что там как бы сам собой устанавливается контакт с Духом других и наоборот. Такой человек уже не является глухим по отношению к реакциям других.
(3) Готовность к совместной жизни: Только сокрушенные знают, что такое Тело Христово. Они начинают ощущать дух Тела, а потому они весьма чувствительны по отношению к духу других членов. Не обладая смирением им было бы очень трудно участвовать в общей жизни. Тот, у кого недостает этого чувства совместной принадлежности, словно ложный член, скажем, искусственная рука, которая и движется вместе с телом, но не способна чувствовать его. Все тело замечает это, только он не видит этого. Он не в состоянии также смиренно воспринимать поучения и наставления. Сокрушенный, напротив, вступает в соприкосновение с совестью Церкви, он знает чувства ее, потому что дух его открыт для духа Церкви, а потому он в состоянии воспринимать посредством него некоторые сообщения. Как же драгоценна это способность сочувствовать! Всякий раз, когда мы допускаем какую-то ошибку, мы сразу же замечаем это. Если мы не свободны от ошибочных действий, мы, тем не менее, обладаем способностью воспринимать тот укол, который они наносят нам. Ваши братья и сестры знают, что вы поступаете неверно, но еще прежде того, как они откроют свои уста, от одного контакта с ними вам уже известно, что вы ошиблись. Вы вступили в соприкосновение с их духом, а потому вам сразу же становится известно, способны ли они оправдать ваш поступок или нет. Вполне очевидно, что смирение, плод сокрушения, является той основной предпосылкой, без которой совершенно немыслима ваша полезная жизнь.
Тело Христово живет точно так же, как и наше человеческое тело. Ему нет нужды собирать совет управителей, чтобы прийти к какому-то решению. Нет необходимости также и в длительных дискуссиях; у всех членов общие чувства, чтобы можно было проявить общую настроенность Тела. Вот так мы распознаем настроенность Главы в настроенности Тела. После того, как наш внешний человек будет сокрушен, мы начинаем жить в этом совместном сознании, как зависящие друг от друга члены Его Тела, которые легко наставляют друг друга.
(4) Восприимчивость к поучениям: Тот факт, что все ошибочное и ложное может быть исправлено в нас, не является величайшим преимуществом сокрушения. Это преимущество состоит скорее в нашей способности к тому, чтобы другие могли воспринимать нас. Наш дух в таком случае открыт и свободен воспринимать ту духовную помощь, откуда бы она ни приходила. Несокрушенному очень трудно помочь.
Возьмем, к примеру, брата с острым, но несокрушенным разумом. Он приходит в собрание, но он так и остается бесстрастным. И если даже ему случится встретить кого-то, у кого еще более острый ум, к нему все равно не подступишься. Он подвергает анализу мысли проповедника, чтобы потом отвергнуть их, как бесполезные и бессмысленные. Так могут проходить годы, а подлинная сущность его так и останется неприкосновенной. Разум его окружает его словно стена, а потому, кажется, что ему можно помочь только минуя его разум. В таком состоянии он совершенно не способен принять духовное наставление. Когда же Господь вторгнется в его жизнь, когда он разрушит стену его разума, когда Он укажет ему на ничтожество его помышлений, тогда он станет внимательным, как дитя ко всему, что могут сказать другие. Он уже не будет более пренебрегать людьми, способности и деятельность которых представляются ему менее значительными, нежели его.
Теперь же, когда он услышит проповедь, он пользуется духом своим, чтобы войти в связь с духом проповедника, обращая все свое внимание на произношение слов и на изложение наставлений. Когда дух проповедника передает определенное слово от Господа, тогда дух его освежается и назидается. Если дух человека открыт и свободен, ему можно оказать помощь, когда дух его братьев проявпяет себя.
Помните только, что эта помощь не похожа на ту, которая предлагается в учениях.
Чем более Бог занимается духом человека, тем более сокрушается его внешний человек, тем более существенную помощь он в состоянии получить. Заметим, что верно и следующее: если Дух Божий действует в брате, тогда тот другой никогда не станет судить о нем только по его проповедям и его красноречию. Поведение его полностью меняется. Таков уж неизменный закон: мера той помощи, которую можно оказать человеку, зависит от состояния его духа.
Теперь нам следует еще уяснить себе, что значит быть назилаемым. Назидание не имеет ничего общего ни с лучшим пониманием, ни с более значительным обогащением догмами. Назидание просто означает, что мой дух вступил в связь с Духом Божиим.
Непосредственного отношения к делу не имеет тот факт, посредством кого действует Дух Божий, действует ли Он в собрании или в личном общении: для меня это всегда пища и оживление. Дух мой словно зеркало, которое постоянно полируется.
Объясним эту мысль еще раз: все, что исходит от Духа, просветляет нас, просветляет все, к чему прикасается. Мы, люди, подобны осветительным лампочкам, окрашенным в разный цвет. Однако, поступление тока ни в коем случае не влияет на окраску.
Как только поступает ваш ток, лампочка начинает светить. Точно то же происходит и с нашим духом: когда к нам поступает Дух Божий, тогда мы забываем все усвоенное в учении богословие. Все, что только мы знаем - нам дарован Дух.
Вместо простого познания мы обладаем теперь "внутренним светом". Присутствие Его питает и оживляет нас. Прежде этому препятствовала наша интеллигентность, мы не могли воспользоваться помощью, а теперь нам легко сделать это. Теперь мы понимаем также, почему другим так тяжело и трудно принимать помощь. Мы согласны с тем, что необходимо провести много времени в молитве прежде, чем мы сможем встретиться с ними в духе. Это единственный путь оказать помощь своенравным людям. Как мы увидим в следующей главе, для достижения истинной действенности существует один предначертанный Богом путь.