Вера в предопределение
Понятие предопределения и судьбы
Коран указывает на предопределение и судьбу в различных аятах, например:
"И (на земле) нет ни единой вещи, хранилище которой не было б у Нас, но Мы ее низводим (по частям) в (строго) назначенном размере". [Здесь и далее выделено нами. – Ред. Ансар Фаундейшн.]
(Сура 15, аят 21)
"Поистине, Мы в должной мере сотворили всякую вещь."
(Сура 54, аят 49)
О земле:
"Он прочно горы высоко над ней воздвиг и ниспослал благословенье. И за четыре дня Он пропитание распределил для всех, согласно их нужде."
(Сура 41, аят 10)
О луне:
"Мы для луны установили срок прохожденья каждой фазы…"
(Сура 36, аят 39)
"…Он – Тот, Кто создал всяку вещь и соразмерил должной мерой."
(Сура 25, аят 2)
"…Пред Ним все (сущее) – по мере."
(Сура 13, аят 8)
Отсюда явствует, что предопределение (кадар) – это установления, законы, взаимосвязи и действия, предписанные Аллахом Всевышним для этой вселенной. Всякое творение в нем было сотворено в определенных количествах и соотношениях. Всякое существо было предопределено до его существования: его величина, количество атомов, количество и качество элементов в его составе, изменения, которые происходят в нем: смешение с другими вещами, отделение от них, движение и покой, – все это извечно определено.
Мне хочется сделать аналогию по вопросу предопределения и судьбы со следующей притчей ["…Аллаху же – притча, величайшая из всех."(Сура 16, аят 60)]:
Наверное, вы заметили, что многоэтажные здания часто имеют дощечку с надписью "архитектор – такой-то, инженер, строитель – такой-то, подрядчик ..." Инженер делает "предопределение" для здания: его роль – предусмотреть разные детали здания, такие как количество и качество материалов, толщина стен, количество дверей и окон, высота здания. Это пример аль-кадар (назначенного, т.е. предопределения). А подрядчик выполняет то, что предопределил инженер. Вот это пример аль-када' (случившегося, т.е. судьбы). И то, и другое (предопределение и судьба) принадлежит одному Аллаху: как инженер сможет (при желании) уточнить и изменить некоторые детали проекта, так и Аллах Своей милостью сделал "мольбу и милостыню" основанием для отмены того, что было предопределено. Он сам предопределяет, и Он же, в отклик на мольбу верующего, отменяет это предопределение. Задумайтесь: если бы каждое действие человека было вынужденным и ему не было бы дано никакого права выбора, то какой бы был прок от миссий посланников, направленных на борьбу против неверия, а также от мольбы к Аллаху?! Следует упомянуть, что я наткнулся на одну из старинных рукописей Шаукани по этой теме и был поражен ее уровнем.
Вознаграждение и наказание
Мы в общих чертах разъяснили понятие предопределения, а также то, что оно распространяется на всякое творение, в том числе и на человека. Аллах установил и отмерил предопределение, зная, что будет с Его творением до и после. В отношении человека предстоит решить проблему, которую много обсуждали и о которой долго спорили, а именно – вознаграждение и наказание. Часто возникает вопрос: "Поскольку все, что происходит во вселенной, заранее предначертано Аллахом и известно Ему, и раз Его установления неизменны, за что же тогда будет вознаграждение и наказание?"
Прежде чем подробно обсуждать этот вопрос, необходимо сначала установить различие между зримым, ощутимым положением человека и незримыми проявлениями и делами Аллаха, которые человеческому разуму объять не под силу: он знает о них только через Откровение.
Человеку дано право выбора
Давайте вначале поговорим о зримой реальности, затем обратимся к текстам Откровения.
На самом деле человек располагает свободой, располагает разумом, с помощью которого он может судить о материальных вопросах и отличать добро от зла, благочестие от нечестия. Он располагает волей, с помощью которой он может совершить доброе или злое деяние. Всякий разумный человек понимает, что молитва – добро, а прелюбодеяние – зло. Выходя из дома, он, вне всякого сомнения, может пойти направо, в мечеть – молиться, или налево, в кабак – совершить прелюбодеяние. Я могу поднять свою руку, если она здорова и не парализованна, и кто сможет поспорить, что я не могу ее поднять? А если я в состоянии поднять свою руку, я могу поднять ее, чтобы дать бедному деньги или же чтобы побить палкой невинного. Разве это одно и то же? Не является ли подача бедному милостыни благодеянием, что заслуживает поощрения, а битье невинного – злодеянием, что заслуживает наказания?
Студент может гулять и развлекаться накануне экзаменов либо серьезно заниматься по ночам, разве это не так? Тогда кто сможет заявить, что провал небрежного студента является несправедливостью, а успех старательного студента – пристрастностью преподавателей?
Невольность человека
Мне удалось пошевелить рукой по своей воле, так как Аллах подчинил мне ее мышцы. Однако я не могу управлять мышцами своего сердца и желудка.
Если студент способный, он сможет, прочитав урок один раз, понять и усвоить его, а затем гулять и развлекаться. Но если он глуп, он может заниматься днем и ночью, ничего не понимая и не запоминая.
К тому же один студент может происходить из семьи, имеющей культурные традиции, где царит покой, а просвещенный отец содействует его обучению. Между тем как у другого студента может не быть такого рода содействия. Его семья может не иметь высоких устремлений, а атмосфера в доме может быть суматошной, его отец – неграмотным и несговорчивым, и тогда ему трудно учиться. Итак, человек не может одарить себя талантом, подобрать себе родителей или выбрать благоприятное время для своего рождения и жизни, создать благодатную атмосферу для своего детства. Все это вне пределов возможностей человека, как вне пределов его возможностей укоротить свой рост. Со всеми подобными аспектами своей жизни человек должен смириться, так как в данном случае он пребывает в состоянии невольности, т.е. в ситуации, которая от него не зависит.